В условиях реализации новых стандартов ФГОС ВПО значительно возрастают требования к формированию личностно-профессиональных качеств студентов в процессе обучения в вузе [1].
В связи с этим одна из целей современного образования заключается в создании таких психолого-педагогических условий, которые могли бы обеспечивать развитие у студентов способности организовывать, управлять и регулировать свою деятельность, или, другими словами, способности к самоуправлению.
На основании литературы можно заключить, что под самоуправлением понимается осознанное, целенаправленное изменение человеком себя, способность человека ставить перед собой цель, управлять своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями [2; 3].
Особая роль в развитии самоуправления отводится студенческому возрасту [4; 5]. Это связано с тем, что именно эти годы становятся определяющими в развитии у человека ответственности за самоуправление своей деятельностью [6; 7].
Несмотря на активное изучение проблемы самоуправления в студенческом возрасте, можно сказать, что эмпирического материала по данной проблеме накоплено не достаточно. В ходе анализа литературы нами были выделены следующие противоречия:
– между совершенствованием диагностических методов по изучению самоуправления и отсутствием эмпирических данных об особенностях самоуправления у студентов разных специальностей;
– между повышением роли образования в формировании личностно-профессиональных качеств у студентов и недостаточной информацией о факторах, влияющих на развитие самоуправления студентов.
Наличие данных противоречий определило цель исследования: выявить способность к самоуправлению у студентов разных специализаций и проанализировать факторы, влияющие на развитие данной способности.
Гипотеза исследования заключалась в том, что в силу того, что развитие способности к самоуправлению тесно связано с учебно-профессиональной деятельностью студентов, то можно предположить, что данная способность и факторы, ее определяющие, будут значительно различаться у студентов разных специальностей.
Методы исследования. Экспериментальная база исследования ИФКСиМП УрФУ г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 60 человек: 30 студентов специальности «Физическая культура», средний возраст 20 лет, и 30 студентов специальности «Сервис», средний возраст 20 лет. В качестве методов диагностического исследования был выбран «Опросник для определения уровня и типа самоуправления», разработанный В.И. Андреевым [8]. В данной методике выделено 9 уровней способностей к самоуправлению (от очень высокого до очень низкого) и 9 типов способностей к самоуправлению. Для изучения факторов, влияющих на развитие самоуправления, нами была разработана авторская анкета, которая, с одной стороны, была направлена на рефлексию студентами внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие самоуправления, а с другой - на выявление приемов и средств по самоуправлению, которые чаще всего они используют для организации своей жизнедеятельности. Организация исследования проходила в три этапа. На первом этапе изучался уровень и тип самоуправления студентов. После проведения психодиагностического исследования проводилась беседа со студентами, и затем предлагалось заполнить анкету по факторам, которые в большей степени способствуют развитию самоуправления с их точки зрения и личного опыта.
Результаты и обсуждение. В ходе диагностического исследования по опроснику
В.И. Андреева нами были выявлены определенные различия по уровням способности к самоуправлению у студентов разных специальностей (рис. 1).
Рис. 1. Результаты распределения уровней развития способности к самоуправлению
у студентов разных направлений
Для группы студентов специальности «Физическая культура» характерно два уровня способности к самоуправлению: «выше среднего» – 33,3% и «чуть выше среднего» – 33,3%.
Для студентов «Сервиса» более характерен «средний» уровень – 36,6% и уровень «чуть выше среднего» - 33,3%.
При этом в группе «ФК» есть студенты с «очень высоким» и «высоким» уровнем – 9,9%.
Применение t-критерия Стьюдента показало наличие достоверных различий по данной выборке р ≤ 0,01. Различия, на наш взгляд, вызваны спецификой спортивной деятельности, в ходе которой у студентов-спортсменов развиваются процессы самоконтроля и саморегуляции, при этом необходимо учитывать, что они, как правило, включены в разные виды деятельности (учеба и спорт), в силу этого у них есть потребность к рациональному планированию и управлению своей жизнедеятельностью. Нами отмечено, что высокий уровень выражен, прежде всего, у действующих спортсменов, которые успешно сочетают учебу и спорт. При этом невысокий уровень способности к самоуправлению у студентов-спортсменов, который наблюдается в 23.3% случаев, позволяет утверждать, что на развитие способности к самоуправлению влияет не только деятельность, но и ряд других факторов.
Следующие данные, которые были получены по опроснику В.И. Андреева, касались изучения выраженности типов способностей к самоуправлению в группах студентов разных специализаций (рис. 2).
Рис. 2. Результаты распределения типов способностей к самоуправлению
у студентов разных специализаций
Как видно по рис. 2, у студентов специальности «Физическая культура» (ФК) ярко выражен такой тип способности к самоуправлению, как «Самоорганизующийся» (9,22 балла) и «Самокритичный» (9,42 балла). Это означает, что студенты могут планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Могут быть способны рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы получать не только конкретные результаты, но и удовлетворение от самого процесса деятельности; уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если это необходимо, снять напряжение, используя приемы релаксации. Также для них характерно умение адаптироваться к каждому новому виду деятельности.
В то же время у студентов специальности «Сервис» наиболее ярко выражены другие типы способности к самоуправлению – это «Самодеятельный» (9,47 балла), то есть они умеют проявить инициативу, самостоятельность, независимость, и «Самореализующийся» (9,3 балла), то есть они умеют проявить себя, опираясь прежде всего на свои творческие способности. Применение t-критерия Cтьюдента показало наличие достоверных различий по всем выделенным показателям с достоверностью р ≤ 0,01.
На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-спортсмены в большей степени регламентированы в своей жизнедеятельности, поэтому самоорганизация обеспечивает адаптацию к жесткому режиму, а учитывая высокие нагрузки в спорте, даже студенческом спорте, которые сопровождаются не всегда успехом, как и учебная деятельность, то, скорее всего, именно «самокритичность» позволяет студентам справляться с неудачами и трудностями, возникающими как в спорте, так и учебе.
В свою очередь студенты специальности «Сервис» находятся в совершенно другой ситуации, а поэтому наличие свободного времени дает им возможность развить инициативу и способствует поиску видов деятельности, которые помогают им реализовать свои способности.
Полученные данные, на наш взгляд, подтверждают нашу гипотезу о том, что включение студентов в разные формы учебно-профессиональной деятельности влияет на тип и уровень самоуправления.
Результаты второго этапа выявили также существенные различия.
На вопрос: «Кто распределяет, контролирует Ваше время?» были получены следующие результаты (рис. 3).
Рис. 3. Ответы на вопрос: «Кто распределяет и контролирует Ваше время?»
Согласно полученным данным, роль внешних факторов (тренер, родители, окружение, педагоги) по значимости выше у студентов-спортсменов, чем у студентов специальности «Сервис». При этом 20% студентов специальности «Физическая культура» считают, что их время зависит от тех требований, которые исходят от тренера, так как он планирует тренировочный процесс и контролирует их деятельность, 16,6% студентов-спортсменов считают, что их временем управляют педагоги и ближайшее окружение, а 10% - отметили, что родители.
Студенты-спортсмены имеют больше обязанностей перед тренером, педагогами и мало свободного времени, поэтому распределение этого времени осуществляется под влиянием требований окружающих.
Совершенно иная картина у студентов группы «Сервис». У 93,3% студентов отмечено, что они распределяют свое время и планируют свои задачи сами, и лишь у 6,6% это зависит от окружающих. Для студентов «Сервиса» характерна меньшая зависимость от окружения и, естественно, опыт распределения и организации свои дел полностью зависит от них. В силу этого мы можем прогнозировать у студентов-спортсменов развитие исполнительности, а у студентов «Сервиса» инициативы и творчества.
Эти данные объясняют результаты нашего исследования, почему у студентов «Сервиса» преобладает большая инициатива.
На вопрос, связанный с влиянием самоуправления на спортивный результат, мы получили ответы, достаточно сходные у студентов разных специальностей (рис. 4).
Рис. 4. Ответы на вопрос: «Влияет ли самоуправление на результаты спортивной деятельности?»
Данный факт свидетельствует о том, что все студенты осознают, что для достижения целей необходимо планировать свою деятельность, искать пути, ведущие к успеху, работать с полной отдачей сил, что не всегда необходимо для достижения в других видах деятельности. Данные результаты очень важны, так как современные психологические исследования доказывают, что в спорте, где конкуренция достаточно высокая, человек должен быть более самоорганизован, чем в реальной жизни. Поэтому спорт можно рассматривать как фактор развития самоорганизации и самоуправления, но в то же время, как показывают наши исследования, обратной стороной этого является снижение инициативы и подчинение режиму и внешним требованиям.
Также интересные факты мы выявили о роли образования в развитии самоуправления студентов. Дело в том, что в новые стандарты образования в настоящее время включена дисциплина «Основы самоменеджмента», которая в какой-то степени направлена на вооружение студентами знаний о путях развития способности к самоуправлению, цель ее - дать недостающие знания, которые студенты смогут применить на практике.
На рис. 5 представлены результаты важности дисциплины «Самоменеджмент» для студентов с учетом двух групп: как для тех, у кого была данная дисциплина, так и для тех, у кого данной дисциплины не было.
В отличие от студентов-спортсменов студенты специальности «Сервис» несколько ниже оценивают значимость данной дисциплины для себя.
Рис. 5. Ответы на вопросы: 1. «Была ли у Вас дисциплина "Самоменеджмент"?».
2. «Если нет, хотели бы, чтобы она была?»
Полученные данные можно объяснить тем, что у студентов-спортсменов выше выражена потребность во внешнем руководстве, в то время как у студентов «Сервиса» выше потребность в самодеятельности. Данные относительно приемов, которые применяют студенты для самоорганизации своей жизни, отражены на рис. 6. Студенты специальности «Физическая культура» предпочитают записывать свои планы в дневник – 27%, большая часть студентов запоминают свой план на день, неделю, месяц, год – это 60%, и лишь 13,3% студентов пользуются своими гаджетами и ставят там напоминания или записки.
Рис. 6. Ответы на вопрос: «Какие приемы Вы используете для самоменеджмента?»
В группе «Сервис» студенты записывают в дневник свои планы – 23%, запоминают - 36,6%, и 40% - большинство - пользуются смартфонами для лучшей самоорганизации. Данные результаты позволяют предположить, что поскольку их жизнь сильно зависит от внешнего окружения, то студенты-спортсмены стараются не конкретизировать и не записывать свои действия. Как пример, приведем высказывание студентки А.В.: «Мне сложно расписывать даже свой план тренировок, так как я не знаю, когда будет сбор, многое определяет тренер или федерация, поэтому это сильно осложняет планирование своей жизни». В то же время поскольку студенты специальности «Сервис» управляют своей жизнью сами, то они используют активно дневники и напоминания в смартфоне.
Еще один вопрос нашей анкеты должен был дать ответ, относятся ли студенты обеих групп к людям «настроения» или к людям «рациональным». Для этого им был задан вопрос: «Какие факторы влияют на распределение вашего времени?» (рис. 7).
Рис. 7. Ответы на вопрос: «Какие факторы влияют на распределение вашего времени?»
Можно заключить, что на всех студентов обеих специализаций очень сильно влияет настроение - 33,3%. Данный факт можно объяснить возрастными особенностями студентов.
Но на втором месте студенты «Сервиса» назвали объем и срочность, в то время как студенты-спортсмены указали на погоду; возможно, это связано с организацией тренировочного процесса, который напрямую иногда зависит от погодных условий.
На третьем месте студенты-спортсмены поставили близких людей, в то время как «Сервис» указал, что нет таких факторов, т.е. что они достаточно свободны в своем выборе.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о различиях в способности к самоуправлению у студентов разных специальностей. Полученные данные могут быть использованы для более эффективного планирования психолого-педагогической работы со студентами разных специализаций по развитию у них способности к самоуправлению.
Библиографическая ссылка
Рогалева Л.Н., Малкин В.Р., Кондратович С.В., Ибрагимова К.И., Дмитриева И.С., Федай Е.В., Гумерова А.А., Амангожаева Е.Б. СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28044 (дата обращения: 21.09.2024).