Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATING OF AN ANIMATED CARTOON AS TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Tatarintseva A.Y. 1 Komarova A.A. 1
1 Voronezh State Pedagogical University
The article is a theoretical analysis of the problem of using animation in the educational process as a means of developing the creative potential of young schoolchildren, the degree of elaboration of the claimed problem in psychological and pedagogical literature is reviewed. Animated cartoon is considered by the authors as a way of comprehensive personality development that allows students to transform the surrounding reality and promotes the development of the creative potential of schoolchildren. The article also highlights the essence of the concepts «creativity», «creative abilities», «creative activity», a historical overview of psychological and pedagogical directions on a given topic is presented. The article presents a theoretical analysis of contemporary approaches to the definition of creative potential in science, this concept is understood by the authors as an integrative quality of personality that characterizes the readiness for effective activity, the content of which is determined by the direction and readiness (external and internal conditions) to the implementation of this activity. The authors note the high relevance of the development of the creative potential of junior schoolchildren in the context of the implementation of the Federal state educational standards for primary general education and reveal the need and possibilities of animated cartoons in the learning process as a means of increasing the creative potential of students.
animated cartoons
animation
creativity
creative activity
creativity.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на повышение качества отечественного образования. Современная гуманистическая модель образования учитывает внутренние условия развития личности, которые способствуют личностному и профессиональному развитию. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования подразумевает создание необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также разнообразие организационных форм, которые будут обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].

По завершении начальной школы ученик должен овладеть базовыми навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру. Новые требования информационного общества к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования диктуют необходимость анализа современных психолого-педагогических исследований для поиска эффективных методов развития творческого потенциала детей. Решение поставленных задач позволит использовать новые возможности личности по созданию и продвижению уникальных, нестандартных идей, будет способствовать удовлетворению потребности в самореализации и самовыражении.

Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех групп учащихся. В рамках данного исследования мультипликация рассматривается как наиболее эффективный способ развития творческого потенциала. Понятие «мультипликация» рассматривается как современный интегрированный вид киноискусства и обучения, который создается с помощью метода покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов. Мультипликация позволяет создать комплексный образовательный и развивающий процесс с группой детей разного уровня творческих способностей.

Целью нашего исследования является изучение механизмов развития творческого потенциала младших школьников, а также рассмотрение мультипликации как наиболее эффективной технологии по его развитию.

Методом исследования для изучения механизма развития творческого потенциала младших школьников был выбран анализ научной психолого-педагогической литературы. Также были изучены результаты исследований по теме развития творчества и творческих способностей.

Задачи исследования:

  1. проанализировать существующие в современной психологической науке подходы к определению творческого потенциала;
  2. проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
  3. разработать программу развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
  4. провести анализ программы, подготовить рекомендации.

Исследованием творческих способностей занимаются различные зарубежные и отечественные ученые в области философии, психологии и педагогики. В настоящее время творческими определяют способности к созданию чего-то принципиально нового. Творческие способности состоят из способности к творческому мышлению, воображению и наблюдению и опираются на умения человека.

Первым исследователем способностей человека к творчеству был Ф. Гальтон, который занимался изучением интеллектуальной одаренности и рассматривал творчество на основе измерений коэффициента интеллекта. В своих исследованиях он пришел к заключению о необходимости искусственного поддержания и совершенствованию интеллектуального потенциала в обществе.

Дж. Гилфорд продолжил когнитивное направление в исследовании творчества и предложил концепцию, в которой выявил различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Это послужило основой для определения понятия творческого мышления как интеллектуальной активности по порождению множества идей, а также новой, оригинальной информации на основе уже известной [2].

В гуманистическом направлении творчество рассматривается как характеристика личности, которая способствует процессу самовыражения и самоактуализации. Э. Фромм определил творчество как способность познавать и умение находить нестандартные решения, стремиться к открытию нового. Важным аспектом гуманистической теории служит положение о том, что творчество является врожденной характеристикой личности, она заложена в каждом и не требует специальных талантов. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [3].

Изучением творческих способностей занимались многие отечественные педагоги и психологи. В рамках культурно-исторической концепции творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности, а младший школьник – как субъект данной деятельности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Г.В. Терехова и др.).

Б.М. Теплов рассматривал творческие способности как качество личности, приводящее к успеху в определенной деятельности [4]. Он считал, что способности возникают на основе врожденных задатков человека, и они не могут возникнуть вне деятельности. Б.М. Теплов выделил факторы, влияющие на развитие способностей человека: темперамент, мотивация и самооценка.

В современных исследованиях творческих способностей приоритетным направлением считается синтетический подход, который одинаково значимыми для развития творчества признает интеллектуальные, личностные и социальные факторы (Д.Б. Богоявленская, Р. Стернберг, К. Хеллер, Е.Л. Яковлева и др.) [5]. Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как ситуативную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы стандартного решения заданной проблемы.

В настоящее время в педагогической науке большой интерес вызывает понятие творческого потенциала, у которого есть определение в узком и широком смысле, которое зависит от направления исследования. В широком смысле это особенности личности, которые способствуют реализации творческих способностей, а в более узком смысле это способности к воображению и креативному мышлению. В рамках развивающего подхода творческий потенциал рассматривается как определенный уровень развития реальных возможностей, умений и навыков (В.В. Давыдов, О.С, Анисимов и др.). А с точки зрения деятельностного подхода феномен творческого потенциала определяется как качество, которое характеризует меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк).

В рамках онтологического направления М.В. Копосова дает определение понятию «творческий потенциал» как свойству индивида, которое определяет меру его возможностей в творческой самореализации. А.М. Матюшкин определяет творческий потенциал с точки зрения интегративного подхода как личностную характеристику человека, которая выражает отношение человека к творчеству (позицию, установки, направленность) [4]. Интегративность рассматривается как системное динамическое образование, которое отражает возможность актуализации творческих сил в преобразующей деятельности, а также выражает отношение определенного человека к творчеству.

Феномен творческого потенциала является важным образующим фактором личности, который способствует актуализации творческой сущности каждого человека.

Анализ современных исследований и подходов показал значимость термина «творческий потенциал» для педагогической науки. Преимуществом данного понятия является совокупность физиологических и психологических факторов. Структура творческого потенциала состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивации к творчеству, познавательной активности личности, индивидуальных психических особенностей и способностей [6]. Процесс развития творческого потенциала может протекать естественным (происходит в ходе онтогенеза человека) и искусственным способом (требует создания специальных условий организации среды).

Младший школьный возраст является значимым периодом развития творческого потенциала. Предъявление новых требований, появление новой социальной роли, а также ведущей деятельности – учебной – диктует необходимость изменений в среде и окружении. Школьное обучение характеризуется не только сменой социально значимой деятельности обучающихся, но и становлением опосредованных взаимоотношений, с системой правил и оценочных суждений. Для развития творческих способностей младший школьный возраст является латентным периодом. Спад спонтанной творческой активности объясняется подчинением жестким школьным правилам, в результате чего обучающие перестают экспериментировать с символическими системами.

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет активно включать детей в процесс творчества; формировать культурно-нравственные эталоны; активизировать творческие способности детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей появляется необходимость в общении, формируется умение выражать свои мысли и чувства, раскрывается творческий потенциал, способствуя формированию познавательной и творческой активности. В результате деятельности по созданию мультипликационной анимации формируются такие качества личности, как любознательность, отзывчивость, коммуникабельность и способность к самовыражению [7].

Мультипликация является самым востребованным видом творчества среди детей младшего школьного возраста. Мультфильмы наполнены яркими, зрелищными образами, но при этом доступны для детского понимания. По своим педагогическим возможностям мультипликация близка к сказке и игре, что позволяет ей естественно воздействовать на личность ребенка и дает возможность разностороннего развития ребенка в визуально насыщенном мире. Искусство создания мультипликации является художественно организованной действительностью, в которой представлена некая реальность, которая активно воздействует на эмоции, чувства и фантазию младших школьников. Мультипликационный продукт становится универсальным средством разностороннего развития детей.

Реализация мультипликационных программ в образовательном учреждении позволит решить вопросы художественного развития младших школьников, расширит границы познавательной активности, сформирует способность разносторонне рассматривать и оценивать проблемные ситуации, способствует активному творчеству детей и раскрытию их потенциала. Создание специального образовательного пространства в рамках культурно-патриотического, интеллектуально-эстетического образования будет способствовать становлению активной, самостоятельной личности.

Мы считаем, что активное внедрение арт-технологий в образовательный процесс эффективно по ряду причин:

1) в процессе художественной деятельности усвоение материала происходит более интенсивно, так как преобладает практический компонент;

2) создание мультипликации позволяет получить информативный материал не только для диагностики, но и для самодиагностики;

3) арт-техники позволяют выражать свои чувства, ощущения и эмоции. Это необходимый компонент в работе с детьми;

4) творческая деятельность способствует улучшению настроения и эмоционального состояния, что влияет не только на процесс обучения, но и на отношение к жизни в целом.

Для реализации задач по развитию творческого потенциала младших школьников с использованием средств мультипликационной анимации необходимо организовать специальные условия в рамках образовательного учреждения, такие как:

– разработка и реализация специальной программы развития творческого потенциала;

– организация в образовательном учреждении помещения для проведения занятий по программе;

– техническое оснащение помещения: компьютер с необходимым программным обеспечением для обработки и монтирования снимков; фотоаппарат, видеокамера, штатив, диктофон и микрофон, проектор и проекционный экран для просмотра мультипликационных фильмов;

– занятия в малых подгруппах (8–10 человек) должны проходить регулярно 1–2 раза в неделю продолжительностью 1,5–2 часа.

В процессе создания мультипликационной анимации используются различные задания, которые направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.

Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагает использование интегрированного подхода, который позволяет сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария – с озвучиванием и фотосъемкой. Всю работу по созданию мультфильма можно представить в виде следующих этапов.

  1. Идея и сценарий зависят от преследуемых педагогических целей. За основу такой работы можно не только взять общеизвестные сказки или истории, но и разработать авторскую сказку совместно с детьми. Это позволит выразить психологические переживания и сомнения, поможет раскрытию творческих возможностей в рамках образовательного процесса.
  2. Создание персонажей и фона. Этот этап дает полную свободу действий педагогу и учащимся. Для создания атрибутов съемки используются различные техники: рисование, аппликация, пластилинография, лепка, коллажирование, песочная анимация и др.
  3. Съемка осуществляется благодаря технологическому обеспечению: требуются фотоаппарат, штатив, дополнительное освещение, компьютер с программой по созданию мультфильма, диктофон и микрофон.
  4. Монтаж происходит в специальной программе с помощью взрослых.
  5. Озвучивание. Благодаря техническим возможностям озвучивание может происходить совместно с детьми в рамках образовательной деятельности.
  6. Демонстрация.
  7. События, которые создаются детьми самостоятельно, способствуют повышению осведомленности детей, развивают воображение, влияют на мыслительную деятельность и формируют мировоззрение. В процессе создания мультипликаций у детей проявляется самостоятельность, они активно участвуют в творческой деятельности, применяют новые способы работы с различными материалами, придумывают сюжеты. Это позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, повысить речевую и познавательную активность [8].

В ходе экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования установлено, что реализация программы занятий по мультипликационной анимации позволяет создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала младших школьников. Это повысит познавательные и творческие способности обучающихся, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности, а также приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.