Закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на повышение качества отечественного образования. Современная гуманистическая модель образования учитывает внутренние условия развития личности, которые способствуют личностному и профессиональному развитию. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования подразумевает создание необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также разнообразие организационных форм, которые будут обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].
По завершении начальной школы ученик должен овладеть базовыми навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру. Новые требования информационного общества к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования диктуют необходимость анализа современных психолого-педагогических исследований для поиска эффективных методов развития творческого потенциала детей. Решение поставленных задач позволит использовать новые возможности личности по созданию и продвижению уникальных, нестандартных идей, будет способствовать удовлетворению потребности в самореализации и самовыражении.
Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех групп учащихся. В рамках данного исследования мультипликация рассматривается как наиболее эффективный способ развития творческого потенциала. Понятие «мультипликация» рассматривается как современный интегрированный вид киноискусства и обучения, который создается с помощью метода покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов. Мультипликация позволяет создать комплексный образовательный и развивающий процесс с группой детей разного уровня творческих способностей.
Целью нашего исследования является изучение механизмов развития творческого потенциала младших школьников, а также рассмотрение мультипликации как наиболее эффективной технологии по его развитию.
Методом исследования для изучения механизма развития творческого потенциала младших школьников был выбран анализ научной психолого-педагогической литературы. Также были изучены результаты исследований по теме развития творчества и творческих способностей.
Задачи исследования:
- проанализировать существующие в современной психологической науке подходы к определению творческого потенциала;
- проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- разработать программу развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
- провести анализ программы, подготовить рекомендации.
Исследованием творческих способностей занимаются различные зарубежные и отечественные ученые в области философии, психологии и педагогики. В настоящее время творческими определяют способности к созданию чего-то принципиально нового. Творческие способности состоят из способности к творческому мышлению, воображению и наблюдению и опираются на умения человека.
Первым исследователем способностей человека к творчеству был Ф. Гальтон, который занимался изучением интеллектуальной одаренности и рассматривал творчество на основе измерений коэффициента интеллекта. В своих исследованиях он пришел к заключению о необходимости искусственного поддержания и совершенствованию интеллектуального потенциала в обществе.
Дж. Гилфорд продолжил когнитивное направление в исследовании творчества и предложил концепцию, в которой выявил различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Это послужило основой для определения понятия творческого мышления как интеллектуальной активности по порождению множества идей, а также новой, оригинальной информации на основе уже известной [2].
В гуманистическом направлении творчество рассматривается как характеристика личности, которая способствует процессу самовыражения и самоактуализации. Э. Фромм определил творчество как способность познавать и умение находить нестандартные решения, стремиться к открытию нового. Важным аспектом гуманистической теории служит положение о том, что творчество является врожденной характеристикой личности, она заложена в каждом и не требует специальных талантов. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [3].
Изучением творческих способностей занимались многие отечественные педагоги и психологи. В рамках культурно-исторической концепции творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности, а младший школьник – как субъект данной деятельности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Г.В. Терехова и др.).
Б.М. Теплов рассматривал творческие способности как качество личности, приводящее к успеху в определенной деятельности [4]. Он считал, что способности возникают на основе врожденных задатков человека, и они не могут возникнуть вне деятельности. Б.М. Теплов выделил факторы, влияющие на развитие способностей человека: темперамент, мотивация и самооценка.
В современных исследованиях творческих способностей приоритетным направлением считается синтетический подход, который одинаково значимыми для развития творчества признает интеллектуальные, личностные и социальные факторы (Д.Б. Богоявленская, Р. Стернберг, К. Хеллер, Е.Л. Яковлева и др.) [5]. Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как ситуативную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы стандартного решения заданной проблемы.
В настоящее время в педагогической науке большой интерес вызывает понятие творческого потенциала, у которого есть определение в узком и широком смысле, которое зависит от направления исследования. В широком смысле это особенности личности, которые способствуют реализации творческих способностей, а в более узком смысле это способности к воображению и креативному мышлению. В рамках развивающего подхода творческий потенциал рассматривается как определенный уровень развития реальных возможностей, умений и навыков (В.В. Давыдов, О.С, Анисимов и др.). А с точки зрения деятельностного подхода феномен творческого потенциала определяется как качество, которое характеризует меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк).
В рамках онтологического направления М.В. Копосова дает определение понятию «творческий потенциал» как свойству индивида, которое определяет меру его возможностей в творческой самореализации. А.М. Матюшкин определяет творческий потенциал с точки зрения интегративного подхода как личностную характеристику человека, которая выражает отношение человека к творчеству (позицию, установки, направленность) [4]. Интегративность рассматривается как системное динамическое образование, которое отражает возможность актуализации творческих сил в преобразующей деятельности, а также выражает отношение определенного человека к творчеству.
Феномен творческого потенциала является важным образующим фактором личности, который способствует актуализации творческой сущности каждого человека.
Анализ современных исследований и подходов показал значимость термина «творческий потенциал» для педагогической науки. Преимуществом данного понятия является совокупность физиологических и психологических факторов. Структура творческого потенциала состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивации к творчеству, познавательной активности личности, индивидуальных психических особенностей и способностей [6]. Процесс развития творческого потенциала может протекать естественным (происходит в ходе онтогенеза человека) и искусственным способом (требует создания специальных условий организации среды).
Младший школьный возраст является значимым периодом развития творческого потенциала. Предъявление новых требований, появление новой социальной роли, а также ведущей деятельности – учебной – диктует необходимость изменений в среде и окружении. Школьное обучение характеризуется не только сменой социально значимой деятельности обучающихся, но и становлением опосредованных взаимоотношений, с системой правил и оценочных суждений. Для развития творческих способностей младший школьный возраст является латентным периодом. Спад спонтанной творческой активности объясняется подчинением жестким школьным правилам, в результате чего обучающие перестают экспериментировать с символическими системами.
Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет активно включать детей в процесс творчества; формировать культурно-нравственные эталоны; активизировать творческие способности детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей появляется необходимость в общении, формируется умение выражать свои мысли и чувства, раскрывается творческий потенциал, способствуя формированию познавательной и творческой активности. В результате деятельности по созданию мультипликационной анимации формируются такие качества личности, как любознательность, отзывчивость, коммуникабельность и способность к самовыражению [7].
Мультипликация является самым востребованным видом творчества среди детей младшего школьного возраста. Мультфильмы наполнены яркими, зрелищными образами, но при этом доступны для детского понимания. По своим педагогическим возможностям мультипликация близка к сказке и игре, что позволяет ей естественно воздействовать на личность ребенка и дает возможность разностороннего развития ребенка в визуально насыщенном мире. Искусство создания мультипликации является художественно организованной действительностью, в которой представлена некая реальность, которая активно воздействует на эмоции, чувства и фантазию младших школьников. Мультипликационный продукт становится универсальным средством разностороннего развития детей.
Реализация мультипликационных программ в образовательном учреждении позволит решить вопросы художественного развития младших школьников, расширит границы познавательной активности, сформирует способность разносторонне рассматривать и оценивать проблемные ситуации, способствует активному творчеству детей и раскрытию их потенциала. Создание специального образовательного пространства в рамках культурно-патриотического, интеллектуально-эстетического образования будет способствовать становлению активной, самостоятельной личности.
Мы считаем, что активное внедрение арт-технологий в образовательный процесс эффективно по ряду причин:
1) в процессе художественной деятельности усвоение материала происходит более интенсивно, так как преобладает практический компонент;
2) создание мультипликации позволяет получить информативный материал не только для диагностики, но и для самодиагностики;
3) арт-техники позволяют выражать свои чувства, ощущения и эмоции. Это необходимый компонент в работе с детьми;
4) творческая деятельность способствует улучшению настроения и эмоционального состояния, что влияет не только на процесс обучения, но и на отношение к жизни в целом.
Для реализации задач по развитию творческого потенциала младших школьников с использованием средств мультипликационной анимации необходимо организовать специальные условия в рамках образовательного учреждения, такие как:
– разработка и реализация специальной программы развития творческого потенциала;
– организация в образовательном учреждении помещения для проведения занятий по программе;
– техническое оснащение помещения: компьютер с необходимым программным обеспечением для обработки и монтирования снимков; фотоаппарат, видеокамера, штатив, диктофон и микрофон, проектор и проекционный экран для просмотра мультипликационных фильмов;
– занятия в малых подгруппах (8–10 человек) должны проходить регулярно 1–2 раза в неделю продолжительностью 1,5–2 часа.
В процессе создания мультипликационной анимации используются различные задания, которые направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.
Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагает использование интегрированного подхода, который позволяет сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария – с озвучиванием и фотосъемкой. Всю работу по созданию мультфильма можно представить в виде следующих этапов.
- Идея и сценарий зависят от преследуемых педагогических целей. За основу такой работы можно не только взять общеизвестные сказки или истории, но и разработать авторскую сказку совместно с детьми. Это позволит выразить психологические переживания и сомнения, поможет раскрытию творческих возможностей в рамках образовательного процесса.
- Создание персонажей и фона. Этот этап дает полную свободу действий педагогу и учащимся. Для создания атрибутов съемки используются различные техники: рисование, аппликация, пластилинография, лепка, коллажирование, песочная анимация и др.
- Съемка осуществляется благодаря технологическому обеспечению: требуются фотоаппарат, штатив, дополнительное освещение, компьютер с программой по созданию мультфильма, диктофон и микрофон.
- Монтаж происходит в специальной программе с помощью взрослых.
- Озвучивание. Благодаря техническим возможностям озвучивание может происходить совместно с детьми в рамках образовательной деятельности.
- Демонстрация.
- События, которые создаются детьми самостоятельно, способствуют повышению осведомленности детей, развивают воображение, влияют на мыслительную деятельность и формируют мировоззрение. В процессе создания мультипликаций у детей проявляется самостоятельность, они активно участвуют в творческой деятельности, применяют новые способы работы с различными материалами, придумывают сюжеты. Это позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, повысить речевую и познавательную активность [8].
В ходе экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования установлено, что реализация программы занятий по мультипликационной анимации позволяет создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала младших школьников. Это повысит познавательные и творческие способности обучающихся, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности, а также приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Татаринцева А.Ю., Комарова А.А. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27985 (дата обращения: 21.11.2024).