Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Татаринцева А.Ю. 1 Комарова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Научная статья представляет собой теоретический анализ педагогической проблемы использования мультипликации в образовательном процессе как средства развития творческого потенциала младших школьников, обзор степени разработанности заявленной проблемы в психологической и педагогической литературе. Мультипликация рассматривается авторами как способ всестороннего развития личности ребенка, который позволяет обучающимся преобразовывать окружающую действительность и способствует развитию творческого потенциала школьников. Также в статье авторы выделяют сущность понятий «творчество», «творческие способности», «творческая активность», представлен исторический обзор психолого-педагогических направленней по заданной теме. В статье приводится теоретический анализ существующих в науке современных подходов к определению творческого потенциала. Данное понятие авторы понимают как интегративное качество личности, которое характеризует готовность к эффективной деятельности, содержание которой определяется направленностью и готовностью (внешние и внутренние условия) к осуществлению данной творческой деятельности. Авторы отмечают высокую актуальность развития творческого потенциала для младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и раскрывают необходимость и возможности мультипликационной анимации в процессе обучения как средства повышения творческого потенциала учащихся.
мультипликация
анимация
творчество
творческая активность
творческий потенциал
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 18.12.2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. – 22.03.2010; Российская газета. 2011. 16 фев. № 5408.
2. Щукина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник ПензГУ. 2013. № 4. С. 12–14.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: ООО Издательство «Питер», 2011. 448 с.
4. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 9 (сентябрь). С. 106–110. URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm (дата обращения: 18.08.2018).
5. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3–9.
6. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 206 с.
7. Комарова А.А. Мульт-терапия как метод реабилитации детей с особыми образовательными потребностями // Научно-практический журнал Аспирант. 2016. № 10. С.17–20.
8. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 3. С. 310–317.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на повышение качества отечественного образования. Современная гуманистическая модель образования учитывает внутренние условия развития личности, которые способствуют личностному и профессиональному развитию. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования подразумевает создание необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также разнообразие организационных форм, которые будут обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].

По завершении начальной школы ученик должен овладеть базовыми навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру. Новые требования информационного общества к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования диктуют необходимость анализа современных психолого-педагогических исследований для поиска эффективных методов развития творческого потенциала детей. Решение поставленных задач позволит использовать новые возможности личности по созданию и продвижению уникальных, нестандартных идей, будет способствовать удовлетворению потребности в самореализации и самовыражении.

Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех групп учащихся. В рамках данного исследования мультипликация рассматривается как наиболее эффективный способ развития творческого потенциала. Понятие «мультипликация» рассматривается как современный интегрированный вид киноискусства и обучения, который создается с помощью метода покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов. Мультипликация позволяет создать комплексный образовательный и развивающий процесс с группой детей разного уровня творческих способностей.

Целью нашего исследования является изучение механизмов развития творческого потенциала младших школьников, а также рассмотрение мультипликации как наиболее эффективной технологии по его развитию.

Методом исследования для изучения механизма развития творческого потенциала младших школьников был выбран анализ научной психолого-педагогической литературы. Также были изучены результаты исследований по теме развития творчества и творческих способностей.

Задачи исследования:

  1. проанализировать существующие в современной психологической науке подходы к определению творческого потенциала;
  2. проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
  3. разработать программу развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
  4. провести анализ программы, подготовить рекомендации.

Исследованием творческих способностей занимаются различные зарубежные и отечественные ученые в области философии, психологии и педагогики. В настоящее время творческими определяют способности к созданию чего-то принципиально нового. Творческие способности состоят из способности к творческому мышлению, воображению и наблюдению и опираются на умения человека.

Первым исследователем способностей человека к творчеству был Ф. Гальтон, который занимался изучением интеллектуальной одаренности и рассматривал творчество на основе измерений коэффициента интеллекта. В своих исследованиях он пришел к заключению о необходимости искусственного поддержания и совершенствованию интеллектуального потенциала в обществе.

Дж. Гилфорд продолжил когнитивное направление в исследовании творчества и предложил концепцию, в которой выявил различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Это послужило основой для определения понятия творческого мышления как интеллектуальной активности по порождению множества идей, а также новой, оригинальной информации на основе уже известной [2].

В гуманистическом направлении творчество рассматривается как характеристика личности, которая способствует процессу самовыражения и самоактуализации. Э. Фромм определил творчество как способность познавать и умение находить нестандартные решения, стремиться к открытию нового. Важным аспектом гуманистической теории служит положение о том, что творчество является врожденной характеристикой личности, она заложена в каждом и не требует специальных талантов. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [3].

Изучением творческих способностей занимались многие отечественные педагоги и психологи. В рамках культурно-исторической концепции творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности, а младший школьник – как субъект данной деятельности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Г.В. Терехова и др.).

Б.М. Теплов рассматривал творческие способности как качество личности, приводящее к успеху в определенной деятельности [4]. Он считал, что способности возникают на основе врожденных задатков человека, и они не могут возникнуть вне деятельности. Б.М. Теплов выделил факторы, влияющие на развитие способностей человека: темперамент, мотивация и самооценка.

В современных исследованиях творческих способностей приоритетным направлением считается синтетический подход, который одинаково значимыми для развития творчества признает интеллектуальные, личностные и социальные факторы (Д.Б. Богоявленская, Р. Стернберг, К. Хеллер, Е.Л. Яковлева и др.) [5]. Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как ситуативную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы стандартного решения заданной проблемы.

В настоящее время в педагогической науке большой интерес вызывает понятие творческого потенциала, у которого есть определение в узком и широком смысле, которое зависит от направления исследования. В широком смысле это особенности личности, которые способствуют реализации творческих способностей, а в более узком смысле это способности к воображению и креативному мышлению. В рамках развивающего подхода творческий потенциал рассматривается как определенный уровень развития реальных возможностей, умений и навыков (В.В. Давыдов, О.С, Анисимов и др.). А с точки зрения деятельностного подхода феномен творческого потенциала определяется как качество, которое характеризует меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк).

В рамках онтологического направления М.В. Копосова дает определение понятию «творческий потенциал» как свойству индивида, которое определяет меру его возможностей в творческой самореализации. А.М. Матюшкин определяет творческий потенциал с точки зрения интегративного подхода как личностную характеристику человека, которая выражает отношение человека к творчеству (позицию, установки, направленность) [4]. Интегративность рассматривается как системное динамическое образование, которое отражает возможность актуализации творческих сил в преобразующей деятельности, а также выражает отношение определенного человека к творчеству.

Феномен творческого потенциала является важным образующим фактором личности, который способствует актуализации творческой сущности каждого человека.

Анализ современных исследований и подходов показал значимость термина «творческий потенциал» для педагогической науки. Преимуществом данного понятия является совокупность физиологических и психологических факторов. Структура творческого потенциала состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивации к творчеству, познавательной активности личности, индивидуальных психических особенностей и способностей [6]. Процесс развития творческого потенциала может протекать естественным (происходит в ходе онтогенеза человека) и искусственным способом (требует создания специальных условий организации среды).

Младший школьный возраст является значимым периодом развития творческого потенциала. Предъявление новых требований, появление новой социальной роли, а также ведущей деятельности – учебной – диктует необходимость изменений в среде и окружении. Школьное обучение характеризуется не только сменой социально значимой деятельности обучающихся, но и становлением опосредованных взаимоотношений, с системой правил и оценочных суждений. Для развития творческих способностей младший школьный возраст является латентным периодом. Спад спонтанной творческой активности объясняется подчинением жестким школьным правилам, в результате чего обучающие перестают экспериментировать с символическими системами.

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет активно включать детей в процесс творчества; формировать культурно-нравственные эталоны; активизировать творческие способности детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей появляется необходимость в общении, формируется умение выражать свои мысли и чувства, раскрывается творческий потенциал, способствуя формированию познавательной и творческой активности. В результате деятельности по созданию мультипликационной анимации формируются такие качества личности, как любознательность, отзывчивость, коммуникабельность и способность к самовыражению [7].

Мультипликация является самым востребованным видом творчества среди детей младшего школьного возраста. Мультфильмы наполнены яркими, зрелищными образами, но при этом доступны для детского понимания. По своим педагогическим возможностям мультипликация близка к сказке и игре, что позволяет ей естественно воздействовать на личность ребенка и дает возможность разностороннего развития ребенка в визуально насыщенном мире. Искусство создания мультипликации является художественно организованной действительностью, в которой представлена некая реальность, которая активно воздействует на эмоции, чувства и фантазию младших школьников. Мультипликационный продукт становится универсальным средством разностороннего развития детей.

Реализация мультипликационных программ в образовательном учреждении позволит решить вопросы художественного развития младших школьников, расширит границы познавательной активности, сформирует способность разносторонне рассматривать и оценивать проблемные ситуации, способствует активному творчеству детей и раскрытию их потенциала. Создание специального образовательного пространства в рамках культурно-патриотического, интеллектуально-эстетического образования будет способствовать становлению активной, самостоятельной личности.

Мы считаем, что активное внедрение арт-технологий в образовательный процесс эффективно по ряду причин:

1) в процессе художественной деятельности усвоение материала происходит более интенсивно, так как преобладает практический компонент;

2) создание мультипликации позволяет получить информативный материал не только для диагностики, но и для самодиагностики;

3) арт-техники позволяют выражать свои чувства, ощущения и эмоции. Это необходимый компонент в работе с детьми;

4) творческая деятельность способствует улучшению настроения и эмоционального состояния, что влияет не только на процесс обучения, но и на отношение к жизни в целом.

Для реализации задач по развитию творческого потенциала младших школьников с использованием средств мультипликационной анимации необходимо организовать специальные условия в рамках образовательного учреждения, такие как:

– разработка и реализация специальной программы развития творческого потенциала;

– организация в образовательном учреждении помещения для проведения занятий по программе;

– техническое оснащение помещения: компьютер с необходимым программным обеспечением для обработки и монтирования снимков; фотоаппарат, видеокамера, штатив, диктофон и микрофон, проектор и проекционный экран для просмотра мультипликационных фильмов;

– занятия в малых подгруппах (8–10 человек) должны проходить регулярно 1–2 раза в неделю продолжительностью 1,5–2 часа.

В процессе создания мультипликационной анимации используются различные задания, которые направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.

Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагает использование интегрированного подхода, который позволяет сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария – с озвучиванием и фотосъемкой. Всю работу по созданию мультфильма можно представить в виде следующих этапов.

  1. Идея и сценарий зависят от преследуемых педагогических целей. За основу такой работы можно не только взять общеизвестные сказки или истории, но и разработать авторскую сказку совместно с детьми. Это позволит выразить психологические переживания и сомнения, поможет раскрытию творческих возможностей в рамках образовательного процесса.
  2. Создание персонажей и фона. Этот этап дает полную свободу действий педагогу и учащимся. Для создания атрибутов съемки используются различные техники: рисование, аппликация, пластилинография, лепка, коллажирование, песочная анимация и др.
  3. Съемка осуществляется благодаря технологическому обеспечению: требуются фотоаппарат, штатив, дополнительное освещение, компьютер с программой по созданию мультфильма, диктофон и микрофон.
  4. Монтаж происходит в специальной программе с помощью взрослых.
  5. Озвучивание. Благодаря техническим возможностям озвучивание может происходить совместно с детьми в рамках образовательной деятельности.
  6. Демонстрация.
  7. События, которые создаются детьми самостоятельно, способствуют повышению осведомленности детей, развивают воображение, влияют на мыслительную деятельность и формируют мировоззрение. В процессе создания мультипликаций у детей проявляется самостоятельность, они активно участвуют в творческой деятельности, применяют новые способы работы с различными материалами, придумывают сюжеты. Это позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, повысить речевую и познавательную активность [8].

В ходе экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования установлено, что реализация программы занятий по мультипликационной анимации позволяет создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала младших школьников. Это повысит познавательные и творческие способности обучающихся, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности, а также приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.

 


Библиографическая ссылка

Татаринцева А.Ю., Комарова А.А. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27985 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674