Распространенность крапивницы изучена недостаточно. По данным литературы аллергической крапивницей страдают от 15 до 25% общей человеческой популяции [1, 2].
Изучение заболеваемости аллергической патологии детского населения Крайнего Севера – одна из важнейших проблем педиатрии, которая особенно актуальна в Республике Саха (Якутия) в силу климатических условий (длительный период низких температур, геомагнитные явления), удаленности территорий, своеобразия традиций и образа жизни населяющих ее народностей, экологической ситуации. В настоящее время сложились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей [3, 4]. Особенностью современной патологии у детей является рост аллергических заболеваний с раннего возраста.
Низкий уровень выявления причин заболевания является следствием не всегда понятных клинико-патогенетических характеристик различных его форм и отсутствия четкого диагностического алгоритма. Соответственно, и подходы к терапии должны носить дифференцированный, индивидуальный характер [5].
Цель исследования: провести анализ этиологических факторов формирования аллергической крапивницы у детей Республики Саха (Якутия) и эффективности применения антигистаминных препаратов в лечении аллергической крапивницы у детей.
Материал и методы исследования: на базе аллергологического кабинета в РБ № 1 НЦМ были обследованы 520 детей, страдающих аллергической крапивницей, в возрасте от 1 до 14 лет.
Аллерготестирование проведено всем детям обследованной группы. Аллергическое обследование проводилось методом приктестов к стандартному набору пыльцевых аллергенов и пищевых аллергенов. Выраженность кожных реакций оценивали (+_, ++, --). В обследованной группе детей в кале определяли цисты лямблий, а также в сыворотке крови иммуноферментным анализом – содержание общего иммуноглобулина Е. Изучение клинической эффективности антигистаминных препаратов проводилось в группах детей по 20 человек в возрасте от 10 до 14 лет. После назначения препаратов дети осматривались ежедневно, проводился контроль наличия клинических проявлений аллергической крапивницы и сопутствующего ангиоотека.
Сравнения средних величин проводили однофакторным дисперсионным анализом с помощью Т-критерия Стьюдента, а также осуществляли двумерный визуальный анализ по всем парам количественных признаков с выделением сравниваемых подгрупп.
Результаты исследования. Нами были обследованы 520 детей в возрасте от 1 года до 14 лет. Выявлено, что у обследованных детей наибольшая частота проявлений аллергической крапивницы отмечалась в возрастной группе от 7 до 10 лет, что составило 22%. В возрастной группе от 4 до 6 лет частота встречаемости проявления крапивницы составила 18%. Наибольшая частота встречаемости отмечалась в возрастной группе детей от 10 до 14 лет (60%). У 520 обследованных детей явления ангиоотека отмечены у половины (50%).
Далее нами проведен анализ этиологических факторов формирования острой крапивницы у детей обследованной группы.
При скарификационном кожном тестировании с аллергенами положительные результаты получены у 400 (82,6%) детей из 520 обследованных. При аллергологическом обследовании сенсибилизация к бытовым аллергенам выявлена у 5,3% детей, к пыльцевым аллергенам – у 10,2% детей, к эпидермальным аллергенам – у 5,3% детей, к пищевым аллергенам – у 70,6% детей (рис. 1) и у 10% – на холод.
Рис. 1. Частота встречаемости этиологических факторов аллергической крапивницы в группе обследованных
Таким образом, исследование показало, что наиболее количество детей имеют сенсибилизацию к пищевым аллергенам, на втором месте – сенсибилизация к бытовым аллергенам.
Рис. 2. Частота сенсибилизации к бытовым аллергенам у обследованных детей с острой крапивницей
В структуре выявленной сенсибилизации на бытовые аллергены наибольшая сенсибилизация отмечена на аллергены библиотечной пыли (старые газеты, книги) – 25%. У 25,1% детей выявлена сенсибилизация на перо подушки. Аллергия на Dermatofagoid pteronissimus выявлена у 25%, на Dermatofagoid farinei – у 10% обследованных детей (рис. 2).
Рис. 3. Частота сенсибилизации к эпидермальным аллергенам у обследованных детей с острой крапивницей
Наибольший процент в структуре сенсибилизации на эпидермальные аллергены выявлен на шерсть кошки и составил 43,2 % (рис. 3).
У 15,2% выявлена сенсибилизация на шерсть собаки. У 29% выявлена аллергия на перхоть лошади. Аллергия на шерсть морских свинок составила 16,8%.
Рис. 4. Анализ структуры пыльцевых аллергенов
В структуре сенсибилизации на пыльцевые аллергены реакция на пыльцу полыни отмечена у 21,7% обследованных детей (рис. 4). Аллергия на пыльцу березы и ольхи отмечена у 17,4% и 1,4%. Аллергия на пыльцу злаковых (райграса и овсяницы) отмечена у 4,5% и 8,7%.
Рис. 5. Анализ структуры пищевых аллергенов
В структуре сенсибилизации к пищевым аллергенам выявлена наибольшая встречаемость реакций (7,7%) к цитрусовым (рис. 5). Очень высока сенсибилизация к белку коровьего молока (30,4%). Для профилактики данной аллергии обязательно грудное вскармливание в младенческом возрасте. При невозможности грудного вскармливания рекомендуются смеси с расщепленным белком казеином (гипоаллергенные «Нан», «Нутрилон», «Нестожен», «Семилак» и т.д.). У детей с выраженной аллергией на коровье молоко и наличием аллергии на сывороточный белок молока рекомендуется введение лечебной смеси, где расщеплены казеин и сывороточные белки (альфа- и бета-лактоглобулины). Примером таких смесей является смесь «Альфаре». Но самой главной мерой профилактики является грудное вскармливание, которое позволит избежать аллергии.
По данным ряда исследователей, сенсибилизация к коровьему молоку встречается у 75% детей с пищевой аллергией [3].
У 18,8% детей отмечена сенсибилизация к аллергенам рыбы. Аллергия на мясо кур составила 13%. Аллергия на мясо утки составила 8,7%. По данным американских исследователей, у детей с пищевыми аллергиями в 80% встречается сенсибилизация к цитрусовым, морепродуктам и орехам [1].
У детей обследованной группы было проведено исследование общего иммуноглобулина Е в сыворотке крови. Было установлено, что у 69 детей с острой крапивницей (100%) отмечено повышение общего IgE свыше 100 МЕ/мл.
У детей с крапивницей было проведено обследование кала на лямблии. На основании полученных результатов анализа клинико-лабораторных данных лямблиоз обнаружен у 24,6% детей.
Далее был проведен анализ эффективности препаратов (супрастина, эриуса и фексадина) у детей в возрасте от 9 от 12 лет (рис. 6). Выявлено, что исчезновение сыпи и отека глаз при применении фексадина происходит в первый или во второй день после начала терапии. При терапии препаратом эриус исчезновение сыпи и отека глаз отмечено на 3–4-й день, при терапии супрастином клинические проявления ангиоотека и крапивницы исчезли на 5–6-й день.
Рис. 6. Клиническая эффективность антигистаминных препаратов
Выводы:
1. В группе обследованных детей наибольшая частота встречаемости отмечалась в возрастной группе детей от 10 до 14 лет (60%). У 520 обследованных детей явления ангиоотека отмечены у половины (50%).
2. При аллергологическом обследовании детей Республики Саха (Якутия) выявлена сенсибилизация к бытовым аллергенам у 5,3% детей, к пыльцевым аллергенам у 10,2% детей, к эпидермальным аллергенам у 5,3% детей, к пищевым аллергенам у 70,6% детей и у 10% – на холод.
3. Наибольшую эффективность в лечении аллергической крапивницы показали курсы терапии препаратами эриус и фексадин.