В основе Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт) лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать: формирование готовности к саморазвитию; активную учебно-познавательную деятельность; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся в построении образовательного процесса. Надо понимать, что при системно-деятельностном подходе планируемые образовательные результаты формируются в процессе определенных видов учебной деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. выпускник должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания в реальной действительности [1].
Для построения учебного процесса в соответствии с требованиями нового стандарта от учителя требуются новые знания и умения, ему необходимо уметь грамотно проектировать учебный процесс не только в традиционной форме, но и в новой информационно-образовательной среде. Так как новые формы обучения с требованиями ФГОС увеличивают самостоятельную работу учащихся, таким образом, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. В связи с этим целью учебного процесса является не только качественное усвоение знаний, но и развитие познавательных потребностей, творческого потенциала, умение применять полученные знания в жизни.
Вопрос организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся во время урока или вне урока в разные годы интересовало многих ученых (П.И. Пидкасистый [2], Н.И. Чиканцева [3], Т.И. Шамова [4], В.В. Дрозина [5], С.В. Митрохина [6-8] и др.).
В учебном процессе «самостоятельная деятельность» занимает особое место, она осуществляется в основном в форме самостоятельной работы.
«Самостоятельная работа», по мнению П.И. Пидкасистого - это средство обучения учащихся, вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [2].
«Самостоятельная работа» в процессе изучения у С.В. Митрохиной выступает как форма самостоятельной познавательной деятельности учащегося, где самостоятельность проявляется как качество личности учащегося, которое воспитывается в процессе самостоятельной деятельности [6].
Самостоятельные работы в школьном учебном процессе чаще применяются на уроках или при выполнении домашней работы с целью закрепления полученных знаний и формирования различных навыков и умений. Систематическая грамотная организация самостоятельной работы (решение задач, конспектирование, работа с учебником и т.п.) на уроках приводит к активизации учащихся в учебном процессе и повышению эффективности урока, где учащиеся могут получить более прочные знания, в отличие от готового изложения материала учителем. При систематическом выполнении домашней работы по дисциплине у учащихся формируются устойчивые навыки и умения практического характера, с их помощью ученик воспринимает, анализирует, где активность ученика проявляется в планировании, определении способов разрешения и выполнения самостоятельной работы, тем самым он мобилизует свои знания и контролирует себя. Современные учебные планы в образовательных учреждениях предусматривают большие возможности для увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, с помощью которой формируются мотивация, потребность в познании. Самостоятельность в познании может быть реализована как с помощью учебно-методических пособий, справочников, дополнительной литературы, так и электронными средствами учебного назначения.
В связи с развитием различных современных образовательных технологий большое значение в образовательном процессе оказывает информационно-образовательная среда, где работа с информацией и информационными технологиями, овладение предметом познания, основными видами познавательной и практической деятельности стали важнейшей задачей современного школьного образования. Так, И.В. Роберт [9] информатизацию образования представляет как область педагогической науки, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, теорий и технологией обучения. В этой связи информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали важнейшим фактором развития математического образования, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Современные исследователи Е.С. Полат [10], С.В. Панюкова [11], И.Г. Захарова [12] и другие предлагают применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые эффективно обеспечивают индивидуализацию, дифференциацию обучения, формирование самостоятельной деятельности, развитие интереса, повышение эффективности учебного процесса и т.д. Также опыт многих учителей показывает, что большую роль в организации самостоятельных работ играют всевозможные технические средства и специальное оборудование, где грамотное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работ позволяет сформировать у детей необходимые навыки познавательной деятельности. Средства ИКТ оптимизирует учебный процесс, имеют большие возможности в организации самостоятельных работ, при выполнении которых ученики в комфортных условиях могут самостоятельно постигать знания, в ходе которых они расширяют свой кругозор, развивают интерес к предмету, проявляют творчество. Преимущества применения средств ИКТ в обучении – это усиление мотивации к обучению, повышение интереса к самостоятельной работе, развитие пространственного, интуитивного мышления, творческого воображения, способности общения, коммуникации, формирование самостоятельной познавательной деятельности и информационной культуры.
Формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся гуманитарных классов в учебном школьном процессе по математике в данное время не полностью раскрыто. Много диссертационных работ, посвященных исследованию самостоятельной познавательности через использование в учебном процессе современных информационных средств именно для студентов вузов и СПО. Так, С.В. Напалков [13] раскрыл в своей диссертационной работе развитие познавательной самостоятельности при обучении алгебре в основной школе через тематические веб-квесты. Г.А. Алексанян [14] исследовал использование облачных технологий в организации самостоятельной деятельности студентов. Ням Нгок Тан [15] посвятил свое исследование методике обучения математике студентов-гуманитариев, направленной на развитие познавательной самостоятельности средствами наглядного моделирования в коммуникативной деятельности. С.Ф. Катержина в своей работе предложила использование веб-технологии при обучении математике для развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза [16] и др.
Далее рассмотрим уровни, критерии и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности, предложенные разными исследователями.
Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся в учебном процессе [17].
У Т.И. Шамовой, следующие уровни познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая, где активность проявляется как качество учебной деятельности [4].
Г.И. Саранцев формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся делит на 3 уровня: высокий, средний и низкий, которые характеризуются следующим образом: высокий – самостоятельность проявляется во всем, решает и находит рациональный способ решения задачи, самоконтроль, умеет оценивать свою работу, ищет информацию самостоятельно, свободно использует интернет-ресурсы; средний – требуется незначительная коррекция или подсказка учителя; низкий – требуется обязательное участие учителя: подсказка, контроль, задания репродуктивного характера [18].
Основываясь на теории развивающего обучения, В.В. Дрозина исследовала формирование творческой самостоятельной деятельности учащихся, обосновала контекстно-интенсифицированный подход формирования и развития самостоятельной деятельности, ориентированный на творческую деятельность. В своей диссертации она раскрыла технологию организации формирования творческой самостоятельной деятельности, в которой применяются игры, с помощью которых учебный процесс осуществляется планомерно, продуманно с переходом от простейших к высокому уровню творческой деятельности [5].
В.В. Дрозина предложила систему критериев контроля формирования самостоятельной познавательной деятельности у учащихся: научность знаний, которые определяются следующими признаками: систематичностью, осознанностью, действенностью; умение самостоятельной творческой деятельности [5].
Иной подход к самостоятельной деятельности мы видим в работе другого автора. С.В. Митрохина провела работу по исследованию самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике в системе «общеобразовательная школа - вуз» с целью выявления организационной стороны формирования самостоятельной деятельности. Ею разработана концепция развития самостоятельной деятельности в системе «общеобразовательная школа - вуз» на основе использования коммуникативных технологий, методика диагностики развития самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики в школе и вузе, которая включает в себя мотивационную, процессуальную и содержательную составляющие. В докторской диссертации С.В. Митрохина выделяет три уровня развития самостоятельной деятельности обучающихся: первый - самостоятельная активность, второй - самоорганизация, третий - самореализация [6].
В.Н. Пустовойтов самостоятельную познавательную деятельность признает как ключевую компетенцию и компетентность современного человека [19]. И в этой связи критерии отбора уровней градации познавательной самостоятельности рассматриваются в критерии отбора компетентности, которые составляют структуру познавательной самостоятельности, и выделяются три уровня сформированности самостоятельной компетентности старшеклассника: низкий, средний и высокий [20].
Г.А. Алексанян выявил следующие показатели оценки уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности студентов в рамках единой информационной среды с использованием облачных технологий: 1) мотивационный: интерес к реализации самостоятельной работы в рамках единой информационной среды; 2) когнитивный: наличие системы знаний, полученных в рамках единой информационной среды; 3) деятельностный: способность к учебно-исследовательской работе и углубленному изучению отдельных вопросов предметного содержания в ходе организации самостоятельной деятельности в рамках единой информационной среды; 4) рефлексивно-оценочный: способность организовать и контролировать свою самостоятельную работу, дать объективную оценку результатам своей деятельности [14].
Ням Нгок Тан выделяет четыре уровня развития познавательной самостоятельности студентов-гуманитариев: воспроизводящая, частично-поисковая, творческая и самообразовательная. Воспроизводящая деятельность - решение задач производится по образцу, алгоритму, используется определенный метод решения; частично-поисковая деятельность - умение выделять, находить из существующих правил, алгоритмов, образцов общие методы, способы решения и применять полученные знания в смежных дисциплинах; творческая деятельность характеризуется умением выделять рациональный подход в разрешении задачи, умением самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; самообразовательная деятельность - познавательная самостоятельность активно и систематически развивается в дополнительное время, проводится самооценка и рефлексия деятельности [15].
Таким образом, формирование самостоятельности познавательной деятельности у учащихся тесно связано с мотивом, побуждением к действию [21]. Самостоятельность и активность отражают психические свойства человека: мотивацию, темперамент, способности, характер, которые и формируются в деятельности. В процессе познавательной деятельности формируется познавательная активность, это обосновывается влечением ученика к познанию, его старанием, умственным усилием, мобилизацией нравственно-волевых качеств. Следовательно, проявление у учащихся потребности в познавательной деятельности - это и есть показатель активности и самостоятельности учащегося в познании.
На основе теоретического изучения и анализа уровней развития самостоятельной познавательной деятельности и систем критериев процесса формирования самостоятельной познавательной деятельности выделены три уровня познавательной деятельности обучающихся: активная, осознанная и инициативная.
Уровень активности (воспроизводящая деятельность) характеризуется стремлением, желанием обучаемых понять новую задачу, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения самостоятельно в учебном процессе. Деятельность учащихся на данном уровне проходит при помощи учителя, где учитель ставит цели, составляет план действий. Ученики выполняют репродуктивный характер деятельности и нуждаются в помощи и поддержке учителя.
Уровень осознанной деятельности (репродукция с элементами продукции) характеризуется более высокой устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что обучаемый осознает цели обучения, сознательно планирует действия и самостоятельно решает математические задания, стремится к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути решения при затруднениях. Деятельность учителя заключается в консультировании.
Уровень инициативной деятельности (продукция) характеризуется стремлением обучаемых применить математические знания в новой ситуации, то есть перенести знания и способы деятельности в новые условия. Характерной особенностью этого уровня считается проявление высоких волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Учащиеся самостоятельно делают выводы по результатам деятельности и корректируют свои действия. На данном уровне деятельность учителя и ученика проявляется в совместном сотрудничестве.
Вышеизложенные уровни формирования самостоятельной познавательной деятельности в развернутом виде представлены в таблице.
Уровни формирования самостоятельной деятельности учащихся гуманитарных классов
Деятельность |
Уровни |
||
показатели |
активность |
осознанность |
инициативность |
цель |
– понимает и принимает цель, сформулированную преподавателем; – самостоятельно выполняет задания репродуктивного характера; - готовит сообщение по выбранной теме
|
– самостоятельно выполняет задания репродуктивного характера с элементами продукции; – осуществляет поиск и отбор материала для самостоятельного решения задач; – поиск рационального способа решения задачи |
- самостоятельно определяет цель деятельности; - разрабатывает план решения задачи; - находит новые способы решения учебных задач; - презентует учебные результаты своей деятельности; - помощь сверстникам; – самоорганизация учебной деятельности; - самоконтроль учебной деятельности |
планирование
|
- обсуждает вопросы учебной задачи совместно с учителем и другими учащимися; - поиск вариантов решения |
– формулирует вопросы учебной задачи и определяет алгоритмы ее решения совместно с учителем |
- самостоятельно выбирает задание для решения; - ставит цель деятельности
|
организация |
- составляет план решения задачи с учителем; - составляет с помощью учителя список литературы |
- самостоятельно составляет план решения задачи; - самостоятельно отбирает дополнительный материал; - предлагает рациональный способ решения задачи |
- самостоятельно составляет план решения и методы решения; - осуществляет помощь другим учащимся в составлении плана или решения задачи; - предлагает неординарное решение задачи |
самостоятельная деятельность |
- самостоятельно решает задачу репродуктивного характера; - использует литературу под руководством учителя
|
- самостоятельно решает задачи и любые задания учителя; - представляет полученный результат; - осуществляет самоконтроль; - осуществляет самокорректировку действий; - осуществляет адекватную самооценку действий |
- самостоятельно решает задачи и любые задания учителя; - представляет полученный результат; - осуществляет самоконтроль; - осуществляет пошаговую самокорректировку действий; - осуществляет адекватную самооценку действий; - помогает другим учащимся
|
результат |
- мотивация в учебном процессе; - самостоятельность при решении учебных заданий; - формируется умение поиска соответствующей литературы, источника; - формируется самоконтроль; - нужна помощь учителя |
- самостоятельно планирует и выполняет учебные задания; - самостоятельно выполняет сбор и подбор информации; - формируются исследовательские навыки; - представляет полученные результаты в удобной форме; - учитель становится консультантом |
- самостоятельно прогнозирует будущую деятельность; - корректирует и устраняет пробелы; - создает задания творческого и поискового характера; - самооценка выполненного задания; - самокоррекция действий; - сотрудничество с учителем (в качестве консультанта); - сотрудничество ученика с учителем |
Обобщая данные изученного материала, можно прийти к следующим выводам.
Формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся гуманитарных классов осуществимо, когда учитель будет владеть новыми педагогическими технологиями, уметь создавать и организовывать педагогические условия для достижения новых образовательных результатов; учебно-воспитательный процесс построен на основе личностно-деятельностного подхода, который будет направлен на подготовку творческой и саморазвивающейся личности.
Выделены основные направления формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев: использование средств ИКТ на уроках математики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся-гуманитариев; новых форм проведения занятий и самостоятельных работ; отбор содержания материала самостоятельных работ.