Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ-ГУМАНИТАРИЕВ

Иванова А.В. 1 Скрябина А.Г. 1 Степанова Л.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье проведен научный обзор литературы по проблеме формирования самостоятельной познавательной деятельности у учащихся классов гуманитарного направления. В статье приводится понятие «самостоятельная работа» как форма самостоятельной познавательной деятельности. Описываются возможности использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для формирования самостоятельной познавательной деятельности. Преимущества применения средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – это развитие пространственного мышления, творческого воображения, способности общения, коммуникации, формирование самостоятельной познавательной деятельности и информационной культуры. На основе теоретического изучения и анализа уровней развития самостоятельной познавательной деятельности, систем критериев процесса формирования самостоятельной познавательной деятельности выделены три уровня познавательной деятельности обучающихся: активная, осознанная и инициативная. Изучив требования Федерального государственного образовательного стандарта, научно-педагогическую деятельность отечественных ученых, исследовавших формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся, можно сформулировать следующие выводы: формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся-гуманитариев возможно в случаях, когда учителя овладеют новыми педагогическими технологиями, смогут создавать благоприятные педагогические условия для достижения новых образовательных результатов, а также придерживаться учебно-воспитательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода.
деятельность
познание
самостоятельность
уровни и показатели.
гуманитарное направление
познавательная деятельность
самостоятельная работа
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) // Вестник образования России. – 2012. – № 18. – С. 51-65.
2. Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1973. – 392 с.
3. Чиканцева Н.И. Теоретические основы организации самостоятельной работы в процессе обучения школьников математике/ Н.И. Чиканцева. – М.: Науч. кн., 1998. – 135 с.
4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова – М.: Педагогика, 1982. – 208 с., ил.
5. Дрозина В.В. Теория и практика формирования познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Челябинск, 2000. – 340 с.
6. Митрохина С.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся при изучении математике в системе «общеобразовательная школа – вуз»: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 378 с.
7. Митрохина С. В. Развитие самостоятельной деятельности студентов при изучении математики // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2 (33). – С. 96–98.
8. Митрохина С.В. Развитие самостоятельной деятельности учащихся как высшая форма самоорганизации личности / С.В. Митрохина, В.А. Романов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. – 2016. – № 24 (43). – С. 66-74.
9. Роберт И.В. Основные направления развития информатизации образования // Педагогика. – 2015. – № 10. – С. 30-39.
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. уч. заведений. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
11. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
13. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: Автореф. Дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2013. – 25 с.
14. Алексанян Г.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий: дис. … канд. пед. наук. – Армавир, 2014. - 153 с.
15. Ням Нгок Тан. Развитие познавательной самостоятельности студентов-гуманитариев в обучении математике средствами наглядного моделирования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Ярославль, 2014. – 271 с.
16. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2010. – 174 с.
17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
18. Саранцев Г.И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методика преподавания математики. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 1997. – 160 с.
19. Пустовойтов В.Н. Познавательная самостоятельность – ключевая компетенция и компетентность личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – № 3. – С. 290-294.
20. Пустовойтов В.Н. Критерии уровней сформированности познавательной компетентности старшеклассников // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный журнал. - 2012. – № 2. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1741.htm (дата обращения: 13.02.2018).
21. Иванова А.В., Бугаева А.П., Скрябина А.Г. Концептуальные основы формирования самостоятельной познавательной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 52–54.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт) лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать: формирование готовности к саморазвитию; активную учебно-познавательную деятельность; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся в построении образовательного процесса. Надо понимать, что при системно-деятельностном подходе планируемые образовательные результаты формируются в процессе определенных видов учебной деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. выпускник должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания в реальной действительности [1].

Для построения учебного процесса в соответствии с требованиями нового стандарта от учителя требуются новые знания и умения, ему необходимо уметь грамотно проектировать учебный процесс не только в традиционной форме, но и в новой информационно-образовательной среде. Так как новые формы обучения с требованиями ФГОС увеличивают самостоятельную работу учащихся, таким образом, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. В связи с этим целью учебного процесса является не только качественное усвоение знаний, но и развитие познавательных потребностей, творческого потенциала, умение применять полученные знания в жизни.

Вопрос организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся во время урока или вне урока в разные годы интересовало многих ученых (П.И. Пидкасистый [2], Н.И. Чиканцева [3], Т.И. Шамова [4], В.В. Дрозина [5], С.В. Митрохина [6-8] и др.).

В учебном процессе «самостоятельная деятельность» занимает особое место, она осуществляется в основном в форме самостоятельной работы.

«Самостоятельная работа», по мнению П.И. Пидкасистого - это средство обучения учащихся, вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [2].

«Самостоятельная работа» в процессе изучения у С.В. Митрохиной выступает как форма самостоятельной познавательной деятельности учащегося, где самостоятельность проявляется как качество личности учащегося, которое воспитывается в процессе самостоятельной деятельности [6].

Самостоятельные работы в школьном учебном процессе чаще применяются на уроках или при выполнении домашней работы с целью закрепления полученных знаний и формирования различных навыков и умений. Систематическая грамотная организация самостоятельной работы (решение задач, конспектирование, работа с учебником и т.п.) на уроках приводит к активизации учащихся в учебном процессе и повышению эффективности урока, где учащиеся могут получить более прочные знания, в отличие от готового изложения материала учителем. При систематическом выполнении домашней работы по дисциплине у учащихся формируются устойчивые навыки и умения практического характера, с их помощью ученик воспринимает, анализирует, где активность ученика проявляется в планировании, определении способов разрешения и выполнения самостоятельной работы, тем самым он мобилизует свои знания и контролирует себя. Современные учебные планы в образовательных учреждениях предусматривают большие возможности для увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, с помощью которой формируются мотивация, потребность в познании. Самостоятельность в познании может быть реализована как с помощью учебно-методических пособий, справочников, дополнительной литературы, так и электронными средствами учебного назначения.

В связи с развитием различных современных образовательных технологий большое значение в образовательном процессе оказывает информационно-образовательная среда, где работа с информацией и информационными технологиями, овладение предметом познания, основными видами познавательной и практической деятельности стали важнейшей задачей современного школьного образования. Так, И.В. Роберт [9] информатизацию образования представляет как область педагогической науки, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, теорий и технологией обучения. В этой связи информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали важнейшим фактором развития математического образования, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Современные исследователи Е.С. Полат [10], С.В. Панюкова [11], И.Г. Захарова [12] и другие предлагают применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые эффективно обеспечивают индивидуализацию, дифференциацию обучения, формирование самостоятельной деятельности, развитие интереса, повышение эффективности учебного процесса и т.д. Также опыт многих учителей показывает, что большую роль в организации самостоятельных работ играют всевозможные технические средства и специальное оборудование, где грамотное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работ позволяет сформировать у детей необходимые навыки познавательной деятельности. Средства ИКТ оптимизирует учебный процесс, имеют большие возможности в организации самостоятельных работ, при выполнении которых ученики в комфортных условиях могут самостоятельно постигать знания, в ходе которых они расширяют свой кругозор, развивают интерес к предмету, проявляют творчество. Преимущества применения средств ИКТ в обучении – это усиление мотивации к обучению, повышение интереса к самостоятельной работе, развитие пространственного, интуитивного мышления, творческого воображения, способности общения, коммуникации, формирование самостоятельной познавательной деятельности и информационной культуры.

Формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся гуманитарных классов в учебном школьном процессе по математике в данное время не полностью раскрыто. Много диссертационных работ, посвященных исследованию самостоятельной познавательности через использование в учебном процессе современных информационных средств именно для студентов вузов и СПО. Так, С.В. Напалков [13] раскрыл в своей диссертационной работе развитие познавательной самостоятельности при обучении алгебре в основной школе через тематические веб-квесты. Г.А. Алексанян [14] исследовал использование облачных технологий в организации самостоятельной деятельности студентов. Ням Нгок Тан [15] посвятил свое исследование методике обучения математике студентов-гуманитариев, направленной на развитие познавательной самостоятельности средствами наглядного моделирования в коммуникативной деятельности. С.Ф. Катержина в своей работе предложила использование веб-технологии при обучении математике для развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза [16] и др.

Далее рассмотрим уровни, критерии и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности, предложенные разными исследователями.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся в учебном процессе [17].

У Т.И. Шамовой, следующие уровни познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая, где активность проявляется как качество учебной деятельности [4].

Г.И. Саранцев формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся делит на 3 уровня: высокий, средний и низкий, которые характеризуются следующим образом: высокий – самостоятельность проявляется во всем, решает и находит рациональный способ решения задачи, самоконтроль, умеет оценивать свою работу, ищет информацию самостоятельно, свободно использует интернет-ресурсы; средний – требуется незначительная коррекция или подсказка учителя; низкий – требуется обязательное участие учителя: подсказка, контроль, задания репродуктивного характера [18].

Основываясь на теории развивающего обучения, В.В. Дрозина исследовала формирование творческой самостоятельной деятельности учащихся, обосновала контекстно-интенсифицированный подход формирования и развития самостоятельной деятельности, ориентированный на творческую деятельность. В своей диссертации она раскрыла технологию организации формирования творческой самостоятельной деятельности, в которой применяются игры, с помощью которых учебный процесс осуществляется планомерно, продуманно с переходом от простейших к высокому уровню творческой деятельности [5].

В.В. Дрозина предложила систему критериев контроля формирования самостоятельной познавательной деятельности у учащихся: научность знаний, которые определяются следующими признаками: систематичностью, осознанностью, действенностью; умение самостоятельной творческой деятельности [5].

Иной подход к самостоятельной деятельности мы видим в работе другого автора. С.В. Митрохина провела работу по исследованию самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике в системе «общеобразовательная школа - вуз» с целью выявления организационной стороны формирования самостоятельной деятельности. Ею разработана концепция развития самостоятельной деятельности в системе «общеобразовательная школа - вуз» на основе использования коммуникативных технологий, методика диагностики развития самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики в школе и вузе, которая включает в себя мотивационную, процессуальную и содержательную составляющие. В докторской диссертации С.В. Митрохина выделяет три уровня развития самостоятельной деятельности обучающихся: первый - самостоятельная активность, второй - самоорганизация, третий - самореализация [6].

В.Н. Пустовойтов самостоятельную познавательную деятельность признает как ключевую компетенцию и компетентность современного человека [19]. И в этой связи критерии отбора уровней градации познавательной самостоятельности рассматриваются в критерии отбора компетентности, которые составляют структуру познавательной самостоятельности, и выделяются три уровня сформированности самостоятельной компетентности старшеклассника: низкий, средний и высокий [20].

Г.А. Алексанян выявил следующие показатели оценки уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности студентов в рамках единой информационной среды с использованием облачных технологий: 1) мотивационный: интерес к реализации самостоятельной работы в рамках единой информационной среды; 2) когнитивный: наличие системы знаний, полученных в рамках единой информационной среды; 3) деятельностный: способность к учебно-исследовательской работе и углубленному изучению отдельных вопросов предметного содержания в ходе организации самостоятельной деятельности в рамках единой информационной среды; 4) рефлексивно-оценочный: способность организовать и контролировать свою самостоятельную работу, дать объективную оценку результатам своей деятельности [14].

Ням Нгок Тан выделяет четыре уровня развития познавательной самостоятельности студентов-гуманитариев: воспроизводящая, частично-поисковая, творческая и самообразовательная. Воспроизводящая деятельность - решение задач производится по образцу, алгоритму, используется определенный метод решения; частично-поисковая деятельность - умение выделять, находить из существующих правил, алгоритмов, образцов общие методы, способы решения и применять полученные знания в смежных дисциплинах; творческая деятельность характеризуется умением выделять рациональный подход в разрешении задачи, умением самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; самообразовательная деятельность - познавательная самостоятельность активно и систематически развивается в дополнительное время, проводится самооценка и рефлексия деятельности [15].

Таким образом, формирование самостоятельности познавательной деятельности у учащихся тесно связано с мотивом, побуждением к действию [21]. Самостоятельность и активность отражают психические свойства человека: мотивацию, темперамент, способности, характер, которые и формируются в деятельности. В процессе познавательной деятельности формируется познавательная активность, это обосновывается влечением ученика к познанию, его старанием, умственным усилием, мобилизацией нравственно-волевых качеств. Следовательно, проявление у учащихся потребности в познавательной деятельности - это и есть показатель активности и самостоятельности учащегося в познании.

На основе теоретического изучения и анализа уровней развития самостоятельной познавательной деятельности и систем критериев процесса формирования самостоятельной познавательной деятельности выделены три уровня познавательной деятельности обучающихся: активная, осознанная и инициативная.

Уровень активности (воспроизводящая деятельность) характеризуется стремлением, желанием обучаемых понять новую задачу, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения самостоятельно в учебном процессе. Деятельность учащихся на данном уровне проходит при помощи учителя, где учитель ставит цели, составляет план действий. Ученики выполняют репродуктивный характер деятельности и нуждаются в помощи и поддержке учителя.

Уровень осознанной деятельности (репродукция с элементами продукции) характеризуется более высокой устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что обучаемый осознает цели обучения, сознательно планирует действия и самостоятельно решает математические задания, стремится к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути решения при затруднениях. Деятельность учителя заключается в консультировании.

Уровень инициативной деятельности (продукция) характеризуется стремлением обучаемых применить математические знания в новой ситуации, то есть перенести знания и способы деятельности в новые условия. Характерной особенностью этого уровня считается проявление высоких волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Учащиеся самостоятельно делают выводы по результатам деятельности и корректируют свои действия. На данном уровне деятельность учителя и ученика проявляется в совместном сотрудничестве.

Вышеизложенные уровни формирования самостоятельной познавательной деятельности в развернутом виде представлены в таблице.

Уровни формирования самостоятельной деятельности учащихся гуманитарных классов

Деятельность

Уровни

показатели

активность

осознанность

инициативность

цель

– понимает и принимает цель, сформулированную преподавателем;

– самостоятельно выполняет задания репродуктивного характера;

- готовит сообщение по выбранной теме

 

– самостоятельно выполняет задания репродуктивного характера с элементами продукции;

– осуществляет поиск и отбор материала для самостоятельного решения задач;

– поиск рационального способа решения задачи

- самостоятельно определяет цель деятельности;

- разрабатывает план решения задачи;

- находит новые способы решения учебных задач;

- презентует учебные результаты своей деятельности;

- помощь сверстникам;

– самоорганизация учебной деятельности;

- самоконтроль учебной деятельности

планирование

 

- обсуждает вопросы учебной задачи совместно с учителем и другими учащимися;

- поиск вариантов решения

– формулирует вопросы учебной задачи и определяет алгоритмы ее решения совместно с учителем

- самостоятельно выбирает задание для решения;

- ставит цель деятельности

 

организация

- составляет план решения задачи с учителем;

- составляет с помощью учителя список литературы

- самостоятельно составляет план решения задачи;

- самостоятельно отбирает дополнительный материал;

- предлагает рациональный способ решения задачи

- самостоятельно составляет план решения и методы решения;

- осуществляет помощь другим учащимся в составлении плана или решения задачи;

- предлагает неординарное решение задачи

самостоятельная деятельность

- самостоятельно решает задачу репродуктивного характера;

- использует литературу под руководством учителя

 

- самостоятельно решает задачи и любые задания учителя;

- представляет полученный результат;

- осуществляет самоконтроль;

- осуществляет самокорректировку действий;

- осуществляет адекватную самооценку действий

- самостоятельно решает задачи и любые задания учителя;

- представляет полученный результат;

- осуществляет самоконтроль;

- осуществляет пошаговую самокорректировку действий;

- осуществляет адекватную самооценку действий;

- помогает другим учащимся

 

результат

- мотивация в учебном процессе;

- самостоятельность при решении учебных заданий;

- формируется умение поиска соответствующей литературы, источника;

- формируется самоконтроль;

- нужна помощь учителя

- самостоятельно планирует и выполняет учебные задания;

- самостоятельно выполняет сбор и подбор информации;

- формируются исследовательские навыки;

- представляет полученные результаты в удобной форме;

- учитель становится консультантом

- самостоятельно прогнозирует будущую деятельность;

- корректирует и устраняет пробелы;

- создает задания творческого и поискового характера;

- самооценка выполненного задания;

- самокоррекция действий;

- сотрудничество с учителем (в качестве консультанта);

- сотрудничество ученика с учителем

 

Обобщая данные изученного материала, можно прийти к следующим выводам.

Формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся гуманитарных классов осуществимо, когда учитель будет владеть новыми педагогическими технологиями, уметь создавать и организовывать педагогические условия для достижения новых образовательных результатов; учебно-воспитательный процесс построен на основе личностно-деятельностного подхода, который будет направлен на подготовку творческой и саморазвивающейся личности.

Выделены основные направления формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев: использование средств ИКТ на уроках математики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся-гуманитариев; новых форм проведения занятий и самостоятельных работ; отбор содержания материала самостоятельных работ.


Библиографическая ссылка

Иванова А.В., Скрябина А.Г., Степанова Л.В. УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ-ГУМАНИТАРИЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27743 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674