Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL EDUCATION AS THE BASIS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL AND WELFARE ENSURING THE INTEGRATED EDUCATION OF STUDENTS

Kiykova N.Y. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
The problem of formation of professional, psychological and pedagogical readiness of heads and experts for assistance to innovative processes in education, development of competences of participants of education in the sphere of the integration relations is reasoned. The analysis of models of educational systems and their main functions is carried out. Need of development of system of the integrated education performing the stabilizing functions of development and function of transformation of welfare practice is proved. Necessary conditions of psychology and pedagogical and welfare ensuring the integrated education of students are formulated: 1) the professionalism of participants of education which is expressed in participation in historical and cultural community, 2) specification an invariant of development of the personality, the different participants of professional education allowing to integrate efforts and reflecting main objectives and problems of integration interaction; 3) use of the principles of voluntary activity as the basic principles of welfare interaction between participants of education. Thanks to a specification of motivational and behavioural, communicative and activity and welfare changes in education psychology and pedagogical and welfare ensuring integration interaction of participants of professional education is revealed. As examples of addition of maintenance of the information and communication professional sphere promoting welfare and psychology and pedagogical ensuring interprofile integration the practical experience of objectification of values of integration interaction between participants of open projects in the sphere of science, culture and education is presented.
the education
integration
the integrated education studying with special educational needs
health of children
the sociocultural environment
integration interaction

Современная сфера образования выполняет интеграционные функции. С одной стороны, она обеспечивает стабилизирующие функции сохранения целостного развития общественных отношений во времени истории и в пространстве культуры, а с другой стороны – функции преобразования социально-культурной среды современного общества в области развития разных сфер жизни. Эффективность сферы образования определяется целесообразностью и возможностями осуществления интегрированного образования. В связи с этим актуальна цель – исследование психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интегрированного образования обучающихся, специальных условий развития профессиональной сферы образования. Важно расширить возможности и способы достижения перспективных образовательных целей, дополнить содержание управленческих инициатив в разных социокультурных практиках, проанализировать состав и направленность формирующихся в образовании потребностей, способностей и качеств человека. Чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности в сфере науки и образования, религии и политики, сфере театра и искусства, экологической культуры и общественно значимого труда будет участвовать в накоплении обобщенного, интегрированного опыта освоения, преодоления и позитивной трансформации стабильных или кризисных этапов развития личности, общества, государства, тем более богатой по составу будет образовательная среда.

В качестве материала исследования задач развития профессиональной сферы образования рассмотрены вопросы формирования профессиональной готовности руководителей организаций к содействию инновационной деятельности, внутриорганизационного обучения педагогов к осуществлению интегрированного образования, развития компетенций участников образования в сфере интеграционных отношений [1-3]. Однако исследование вопроса о научно-методическом, психолого-педагогическом и социально-культурном обеспечении образовательной среды, содержании инвариантных показателей развития личности, которые позволят интегрировать усилия участников такой среды, в научной и методической литературе не представлено. Исследование посвящено изучению сложной, развивающейся системы, поэтому в качестве методов исследования использованы исторический и логический метод, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания.

Образовательная среда всегда содержательна и вариативна, ее выбор определяется предметностью осваиваемой культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, задающих вектор развития образования и требующих для своего развития определенных ресурсов. В исторической перспективе особенности общественного развития проявляются в трех образах сферы образования.

  1. Образованиекак сфера общества, самостоятельная форма общественной практики, которая обеспечивает целостность общественного организма, а с другой – является мощным ресурсом его исторического развития.
  2. Образованиекак универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, который состоит в передаче и сохранении норм и ценностей общественной жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.
  3. Образование как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры, способствующая становлению у человека потребностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию в общественно значимой перспективе [4].

Сфера образования будет являться основой психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интегрированного образования обучающихся как преобразовательного процесса, направленного на восстановление, восполнение, объединение, укрепление и развитие, если ее участники обладают особым профессиональным мировоззрением, и в основе системы отношений к себе, своей деятельности, профессии, к обществу проявляются чувства сопричастности к историко-культурной общности, выражаются перспективы согласованности, поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности образования со стороны разных общественных институтов, которые являются носителями духовно-культурных, социально-экономических ценностей.                    

На государственно-общественном уровне необходимость обновления общественных отношений, возникающих в сфере образования, утверждается Федеральным законом «Об образовании в РФ». Содержание стратегии развития воспитания и дополнительного образования детей, другие нормативно-мировоззренческие документы уточняют целевую направленность возникающих интегративных процессов в необходимости реализации принципов создания условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечения поддержки семейного воспитания; совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации детей и молодежи, направленной на развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности; повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и охраны здоровья детей. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5-8]. Обновление содержания нормативно-мировоззренческой основы профессиональной сферы образования способствует формированию упорядоченности, облегчает контроль и устанавливает преемственность в рамках решения образовательных задач.

Мотивационно-поведенческие изменения в развитии профессиональной сферы образования, вызванные многообразными диалогическими связями, обусловлены необходимостью дополнения содержательных и методологических ценностей системы образования достижениями межпрофильной интеграции разных наук и областей и последовательным переходом от модели формирования межсубъектных отношений по типу «информационной осведомленности» к «информационно-исследовательской объективности». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования дополняются ценностями развития исследовательских умений и навыков, формирования критического и творческого мышления. Это содействует разнообразию в проявлении индивидуально-личностных способностей и качеств обучающихся в разных областях духовно-нравственного и социально-культурного развития. В результате такой деятельности в людях повышается открытость опыту, углубляются переживания, повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе, усиливается готовность войти в «процесс жизни» [9].

В связи с этим значимо определение таких инвариант развития личности, которые позволят интегрировать усилия разных участников профессиональной сферы образования в обеспечении психолого-педагогических и социально-культурных возможностей образовательной среды и будут проявляться в ситуативных и внеситуативных ориентирах развития обучающихся и сферы образования в целом. Например, в концепции междисциплинарности при исследовании социокультурных детерминант идентификации личности обозначается зависимость содержания и результатов познавательной деятельности обучающихся от особенностей социально-культурной среды [10]. В концепции социальных детерминант здоровья осуществляется перенос акцента с индивидуальных факторов риска и индивидуальной ответственности за здоровье на детерминанты, формируемые обществом [11]. Акмеологическое исследование источников формирования индивидуальных жизненных стратегий предполагает среди основных движущих сил развития личности – формирование такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости [12]. Таким образом, результаты исследования приводят к выводу о том, что среди основных инвариантных показателей развития личности: содержание социально-культурной среды; формируемое обществом отношение к здоровью человека; направленность личности на формирование социально значимой образованности. Особенность социально значимой образованности видится в устойчивой направленности обладающего ею человека на участие в реализации прогрессивных устремлений государства и общества. Такая образованность побуждает человека изнутри к самореализации, не противоречащей прогрессивным устремлениям своего социального окружения [13].

Исходя из этого, материал исследования может быть дополнен результатами уточнения приоритетных целей и задач содержания интегрированного образования обучающихся:

  • дополнение социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся,
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Решение задач интегрированного образования осуществляется в условиях специального социально-культурного взаимодействия всех участников сферы образования. Под социально-культурным взаимодействием участников сферы образования понимается любое событие, с помощью которого люди влияют на открытые действия или состояние ума друг друга. В отсутствии такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социальное явление. Основными интеграционным формами такого взаимодействия должны являться информационные формы, способствующие формированию механизмов восприимчивости, «деятельностные» формы, позволяющие проявлять и соизмерять восприимчивость обучающихся в разное время, в разных жизненных сферах, обстоятельствах; «активные» формы, постоянно используемые обучающимися объективно приемлемые индивидуализированные формы взаимодействия, способствующие развитию механизмов восприимчивости. Благодаря этому интеграционное взаимодействие может осуществляться на разных уровнях интеграции – информационном, деятельностном, активном.

Метод мысленного эксперимента, допускающий анализ идеализированных ситуаций, позволяет считать необходимым условием осуществление социально-культурного взаимодействия, обеспечивающего развитие интегрированного образования, добровольческую деятельность ее участников. Актуальность, возможность и перспективы характера коммуникативно-деятельностных изменений в профессиональной сфере образования представлены в основных национальных концепциях общественного развития и способствуют увеличению способов интеграционного взаимодействия, разнообразию особенностей группового поведения и формирования межличностных отношений. Благодаря этому функции добровольческой деятельности могут проявляться на общем и личностном уровнях. К общим функциям относятся: интегративная, стабилизирующая, стимулирующая, нормообразующая (как средство возникновения новых норм общения). К личностным – познавательная функция, функции самопознания, социализации, самоутверждения. Важным условием реализации добровольческой деятельности является психологическая готовность к ее выполнению. Анализ умений и навыков участников добровольческой деятельности свидетельствует о важных сторонах психологической готовности к осуществлению интегрированного образования: познавательная, побудительная, коммуникативная, личностная, исполнительная [14].

Анализируя психолого-педагогические основания развития интегрированного образования, примем во внимание основные положения концепции «социального взаимодействия» П. Сорокина. Это позволяет уточнить содержание интеграционного взаимодействия: ценностей и норм, благодаря которым участники интеграции взаимодействуют, осознают их или обмениваются ими; содержание открытых действий и материальных носителей как проводников, с помощью которых объективируются, социализируются нематериальные значения, ценности и нормы [15]. Обобщенные результаты исследования материала представим в виде таблицы «Психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение интеграционного взаимодействия участников профессиональной сферы образования».

Психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение

интеграционного взаимодействия участников профессиональной сферы образования

Элементы интеграционного взаимодействия

Задачи интегрированного образования обучающихся

и характер уровня осуществления интеграции

Информационный уровень

Деятельностный уровень

Активный уровень

Цели и задачи интеграционного взаимодействия

Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социального и эмоционального благополучия

Формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе ценностями

Содержание интеграционного взаимодействия

Дополнение социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых потребностей обучающихся

Формирование адекватного отношения к охране здоровья человека, проявляющегося особенно

Согласование содержания социально значимого образования в актуальных духовно-нравственных и социокультурных воплощениях

Стороны психолого-педагогической готовности к интеграции

Стимулирующая. Познавательная.

Побудительная

Стабилизирующая.

Нормообразующая.

Готовность к самопознанию

Интегративная.

Коммуникативная.

Преобразующая

Приоритетные сферы, средства осуществления интеграционного взаимодействия

Идеи культурно-деятельностной психологии

Модель национальной системы учительского роста.

Концепция добровольческой деятельности

Акмеологическая концепция формирования жизненных стратегий.

Концепция дополнительного образования

Способы объективизации ценностей интеграционного взаимодействия

Единый портал дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/

Postnauka.ru о современной науке и ученых, которые ее создают.

Популяризация проектов, представленных для аудитории «КиберЛенинки» https://cyberleninka.ru/project.

Научная электронная библиотека

Образы основных жизненных отношений детей и подростков к будущему http://bibliogid.ru/muzej-knigi/zabytye-knigi

https://www.alpinabook.ru/.

Просветительский проект «Лекториум» https://www.lektorium.tv. «Открытая кафедра» http://ok.academy дополнительного гуманитарного знания.

Карта наставничества http://nastavniki.com

Высшая школа методологии https://vshm.science/about/.

Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» http://www.nauka21.com/download/Plan-meropriyatij-2018.pdf

 

В качестве выводов обратим внимание на то, что анализ приоритетных целей и задач современного этапа общественного развития позволяет конкретизировать цели и задачи интегрированного образования, уточнить инвариантные показатели развития личности в условиях межпрофильной интеграции, цели, задачи и содержание интеграционного взаимодействия, особенности психолого-педагогической готовности к интеграции, приоритетные сферы, средства и способы объективизации ценностей интеграционного взаимодействия. Используемые методы исследования позволяют конкретизировать содержание психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интеграционного взаимодействия между участниками профессиональной сферы образования, специальные условия развития профессиональной сферы образования: 1) профессионализм участников сферы образования, выражающийся в сопричастности к историко-культурной общности; 2) согласованность инвариант развития личности, позволяющих интегрировать усилия разных участников профессиональной сферы образования с целью достижения основных целей и задач интеграционного взаимодействия; 3) добровольчество как основной принцип социально-культурного взаимодействия между участниками сферы образования.

Благодаря этому обучающиеся осваивают опыт осознанного отношения к индивидуальным особенностям и значимости участия человека в социально-культурной деятельности, приобретают знания о преимуществах различных способов и форм индивидуальной и коллективной деятельности человека, формируют способности изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств в условиях стабильного и кризисного развития. Научно-методические, психолого-педагогические и социально-культурные изменения в развитии профессиональной сферы образования содействуют развитию индивидуальных качеств обучающихся, их способностей, общественному согласию в актуально приемлемой перспективе.