Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кийкова Н.Ю. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Аргументирована задача формирования профессиональной, психологической и педагогической готовности руководителей и специалистов к содействию инновационным процессам в сфере образования и развитию компетенций участников образования в сфере интеграционных отношений. Проведен анализ моделей образовательных систем и их основных функций. Обоснована необходимость развития системы интегрированного образования, выполняющего стабилизирующие функции развития и функции преобразования социально-культурной практики. Сформулированы необходимые условия психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интегрированного образования обучающихся: 1) профессионализм участников сферы образования, выражающийся в сопричастности к историко-культурной общности; 2) согласованность инвариант развития личности, позволяющих интегрировать усилия разных участников профессиональной сферы образования с целью достижения основных целей и задач интеграционного взаимодействия; 3) добровольчество как основной принцип социально-культурного взаимодействия между участниками сферы образования. Благодаря конкретизации мотивационно-поведенческих, коммуникативно-деятельностных и социально-культурных изменений в сфере образования выявлено психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение интеграционного взаимодействия участников профессиональной сферы образования. В качестве примеров дополнения содержания информационно-коммуникационной профессиональной сферы, способствующих социально-культурному и психолого-педагогическому обеспечению межпрофильной интеграции, представлен практический опыт объективизации ценностей интеграционного взаимодействия между участниками открытых проектов в сфере науки, культуры и образования.
образование
интеграция
интегрированное образование
обучающиеся с особыми образовательными потребностями
здоровье детей
социо-культурная среда
интеграционное взаимодействие
1. Красюн Г.А., Трошков С.Н. Профессиональная готовность руководителей школы к содействию педагогам в инновационной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 4 (29). – С. 21-29.
2. Севрюкова А.А., Фазылова М.Ф. Внутриорганизационное обучение педагогов школы к осуществлению инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 1 (30). – С. 5-13.
3. Конева О.Б. Развитие психолого-педагогических компетенций педагога в условиях реализации дополнительных профессиональных программ инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 2 (27). – С. 75-80.
4. Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 01.06.2018).
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 01.06.2018).
7. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf. (дата обращения: 01.06.2018).
8. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://youthrussia.ru/docs/osnovy-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-rossijskoj-federacii-na-period-do-2025-goda. (дата обращения: 01.06.2018).
9. Пахальян В.Э. Проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л.С. Выготского и К. Роджерса // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 2. – C. 106-113.
10. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество. Мыслители ХХ века. – М.: Политиздат, 1992. – С. 425-504.
11. Киселева Л.С. Социальные детерминанты здоровья россиян // Регионология. – 2016. – С. 133-142.
12. Логинова И.А. Жизненное самоосуществление человека как проявление самоорганизации психологической системы // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – С. 169-173.
13. Сериков Г.Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. – 2015. – Т. 7, № 1. – С. 47-55.
14. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 306. – С. 120-125.
15. Желаевская Н.Ф. Психологические детерминанты социального взаимодействия // Университетские чтения. – 2014. – Ч. 07. – Изд-во Пятигорского государственного университета [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-znachimaya-obrazovannost-kak-perspektivnaya-tsel-obrazovaniya-cheloveka. (дата обращения: 01.06.2018).

Современная сфера образования выполняет интеграционные функции. С одной стороны, она обеспечивает стабилизирующие функции сохранения целостного развития общественных отношений во времени истории и в пространстве культуры, а с другой стороны – функции преобразования социально-культурной среды современного общества в области развития разных сфер жизни. Эффективность сферы образования определяется целесообразностью и возможностями осуществления интегрированного образования. В связи с этим актуальна цель – исследование психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интегрированного образования обучающихся, специальных условий развития профессиональной сферы образования. Важно расширить возможности и способы достижения перспективных образовательных целей, дополнить содержание управленческих инициатив в разных социокультурных практиках, проанализировать состав и направленность формирующихся в образовании потребностей, способностей и качеств человека. Чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности в сфере науки и образования, религии и политики, сфере театра и искусства, экологической культуры и общественно значимого труда будет участвовать в накоплении обобщенного, интегрированного опыта освоения, преодоления и позитивной трансформации стабильных или кризисных этапов развития личности, общества, государства, тем более богатой по составу будет образовательная среда.

В качестве материала исследования задач развития профессиональной сферы образования рассмотрены вопросы формирования профессиональной готовности руководителей организаций к содействию инновационной деятельности, внутриорганизационного обучения педагогов к осуществлению интегрированного образования, развития компетенций участников образования в сфере интеграционных отношений [1-3]. Однако исследование вопроса о научно-методическом, психолого-педагогическом и социально-культурном обеспечении образовательной среды, содержании инвариантных показателей развития личности, которые позволят интегрировать усилия участников такой среды, в научной и методической литературе не представлено. Исследование посвящено изучению сложной, развивающейся системы, поэтому в качестве методов исследования использованы исторический и логический метод, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания.

Образовательная среда всегда содержательна и вариативна, ее выбор определяется предметностью осваиваемой культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, задающих вектор развития образования и требующих для своего развития определенных ресурсов. В исторической перспективе особенности общественного развития проявляются в трех образах сферы образования.

  1. Образованиекак сфера общества, самостоятельная форма общественной практики, которая обеспечивает целостность общественного организма, а с другой – является мощным ресурсом его исторического развития.
  2. Образованиекак универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, который состоит в передаче и сохранении норм и ценностей общественной жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.
  3. Образование как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры, способствующая становлению у человека потребностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию в общественно значимой перспективе [4].

Сфера образования будет являться основой психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интегрированного образования обучающихся как преобразовательного процесса, направленного на восстановление, восполнение, объединение, укрепление и развитие, если ее участники обладают особым профессиональным мировоззрением, и в основе системы отношений к себе, своей деятельности, профессии, к обществу проявляются чувства сопричастности к историко-культурной общности, выражаются перспективы согласованности, поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности образования со стороны разных общественных институтов, которые являются носителями духовно-культурных, социально-экономических ценностей.                    

На государственно-общественном уровне необходимость обновления общественных отношений, возникающих в сфере образования, утверждается Федеральным законом «Об образовании в РФ». Содержание стратегии развития воспитания и дополнительного образования детей, другие нормативно-мировоззренческие документы уточняют целевую направленность возникающих интегративных процессов в необходимости реализации принципов создания условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечения поддержки семейного воспитания; совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации детей и молодежи, направленной на развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности; повышения эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и охраны здоровья детей. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5-8]. Обновление содержания нормативно-мировоззренческой основы профессиональной сферы образования способствует формированию упорядоченности, облегчает контроль и устанавливает преемственность в рамках решения образовательных задач.

Мотивационно-поведенческие изменения в развитии профессиональной сферы образования, вызванные многообразными диалогическими связями, обусловлены необходимостью дополнения содержательных и методологических ценностей системы образования достижениями межпрофильной интеграции разных наук и областей и последовательным переходом от модели формирования межсубъектных отношений по типу «информационной осведомленности» к «информационно-исследовательской объективности». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования дополняются ценностями развития исследовательских умений и навыков, формирования критического и творческого мышления. Это содействует разнообразию в проявлении индивидуально-личностных способностей и качеств обучающихся в разных областях духовно-нравственного и социально-культурного развития. В результате такой деятельности в людях повышается открытость опыту, углубляются переживания, повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе, усиливается готовность войти в «процесс жизни» [9].

В связи с этим значимо определение таких инвариант развития личности, которые позволят интегрировать усилия разных участников профессиональной сферы образования в обеспечении психолого-педагогических и социально-культурных возможностей образовательной среды и будут проявляться в ситуативных и внеситуативных ориентирах развития обучающихся и сферы образования в целом. Например, в концепции междисциплинарности при исследовании социокультурных детерминант идентификации личности обозначается зависимость содержания и результатов познавательной деятельности обучающихся от особенностей социально-культурной среды [10]. В концепции социальных детерминант здоровья осуществляется перенос акцента с индивидуальных факторов риска и индивидуальной ответственности за здоровье на детерминанты, формируемые обществом [11]. Акмеологическое исследование источников формирования индивидуальных жизненных стратегий предполагает среди основных движущих сил развития личности – формирование такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости [12]. Таким образом, результаты исследования приводят к выводу о том, что среди основных инвариантных показателей развития личности: содержание социально-культурной среды; формируемое обществом отношение к здоровью человека; направленность личности на формирование социально значимой образованности. Особенность социально значимой образованности видится в устойчивой направленности обладающего ею человека на участие в реализации прогрессивных устремлений государства и общества. Такая образованность побуждает человека изнутри к самореализации, не противоречащей прогрессивным устремлениям своего социального окружения [13].

Исходя из этого, материал исследования может быть дополнен результатами уточнения приоритетных целей и задач содержания интегрированного образования обучающихся:

  • дополнение социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся,
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Решение задач интегрированного образования осуществляется в условиях специального социально-культурного взаимодействия всех участников сферы образования. Под социально-культурным взаимодействием участников сферы образования понимается любое событие, с помощью которого люди влияют на открытые действия или состояние ума друг друга. В отсутствии такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социальное явление. Основными интеграционным формами такого взаимодействия должны являться информационные формы, способствующие формированию механизмов восприимчивости, «деятельностные» формы, позволяющие проявлять и соизмерять восприимчивость обучающихся в разное время, в разных жизненных сферах, обстоятельствах; «активные» формы, постоянно используемые обучающимися объективно приемлемые индивидуализированные формы взаимодействия, способствующие развитию механизмов восприимчивости. Благодаря этому интеграционное взаимодействие может осуществляться на разных уровнях интеграции – информационном, деятельностном, активном.

Метод мысленного эксперимента, допускающий анализ идеализированных ситуаций, позволяет считать необходимым условием осуществление социально-культурного взаимодействия, обеспечивающего развитие интегрированного образования, добровольческую деятельность ее участников. Актуальность, возможность и перспективы характера коммуникативно-деятельностных изменений в профессиональной сфере образования представлены в основных национальных концепциях общественного развития и способствуют увеличению способов интеграционного взаимодействия, разнообразию особенностей группового поведения и формирования межличностных отношений. Благодаря этому функции добровольческой деятельности могут проявляться на общем и личностном уровнях. К общим функциям относятся: интегративная, стабилизирующая, стимулирующая, нормообразующая (как средство возникновения новых норм общения). К личностным – познавательная функция, функции самопознания, социализации, самоутверждения. Важным условием реализации добровольческой деятельности является психологическая готовность к ее выполнению. Анализ умений и навыков участников добровольческой деятельности свидетельствует о важных сторонах психологической готовности к осуществлению интегрированного образования: познавательная, побудительная, коммуникативная, личностная, исполнительная [14].

Анализируя психолого-педагогические основания развития интегрированного образования, примем во внимание основные положения концепции «социального взаимодействия» П. Сорокина. Это позволяет уточнить содержание интеграционного взаимодействия: ценностей и норм, благодаря которым участники интеграции взаимодействуют, осознают их или обмениваются ими; содержание открытых действий и материальных носителей как проводников, с помощью которых объективируются, социализируются нематериальные значения, ценности и нормы [15]. Обобщенные результаты исследования материала представим в виде таблицы «Психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение интеграционного взаимодействия участников профессиональной сферы образования».

Психолого-педагогическое и социально-культурное обеспечение

интеграционного взаимодействия участников профессиональной сферы образования

Элементы интеграционного взаимодействия

Задачи интегрированного образования обучающихся

и характер уровня осуществления интеграции

Информационный уровень

Деятельностный уровень

Активный уровень

Цели и задачи интеграционного взаимодействия

Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социального и эмоционального благополучия

Формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе ценностями

Содержание интеграционного взаимодействия

Дополнение социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых потребностей обучающихся

Формирование адекватного отношения к охране здоровья человека, проявляющегося особенно

Согласование содержания социально значимого образования в актуальных духовно-нравственных и социокультурных воплощениях

Стороны психолого-педагогической готовности к интеграции

Стимулирующая. Познавательная.

Побудительная

Стабилизирующая.

Нормообразующая.

Готовность к самопознанию

Интегративная.

Коммуникативная.

Преобразующая

Приоритетные сферы, средства осуществления интеграционного взаимодействия

Идеи культурно-деятельностной психологии

Модель национальной системы учительского роста.

Концепция добровольческой деятельности

Акмеологическая концепция формирования жизненных стратегий.

Концепция дополнительного образования

Способы объективизации ценностей интеграционного взаимодействия

Единый портал дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/

Postnauka.ru о современной науке и ученых, которые ее создают.

Популяризация проектов, представленных для аудитории «КиберЛенинки» https://cyberleninka.ru/project.

Научная электронная библиотека

Образы основных жизненных отношений детей и подростков к будущему http://bibliogid.ru/muzej-knigi/zabytye-knigi

https://www.alpinabook.ru/.

Просветительский проект «Лекториум» https://www.lektorium.tv. «Открытая кафедра» http://ok.academy дополнительного гуманитарного знания.

Карта наставничества http://nastavniki.com

Высшая школа методологии https://vshm.science/about/.

Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» http://www.nauka21.com/download/Plan-meropriyatij-2018.pdf

 

В качестве выводов обратим внимание на то, что анализ приоритетных целей и задач современного этапа общественного развития позволяет конкретизировать цели и задачи интегрированного образования, уточнить инвариантные показатели развития личности в условиях межпрофильной интеграции, цели, задачи и содержание интеграционного взаимодействия, особенности психолого-педагогической готовности к интеграции, приоритетные сферы, средства и способы объективизации ценностей интеграционного взаимодействия. Используемые методы исследования позволяют конкретизировать содержание психолого-педагогического и социально-культурного обеспечения интеграционного взаимодействия между участниками профессиональной сферы образования, специальные условия развития профессиональной сферы образования: 1) профессионализм участников сферы образования, выражающийся в сопричастности к историко-культурной общности; 2) согласованность инвариант развития личности, позволяющих интегрировать усилия разных участников профессиональной сферы образования с целью достижения основных целей и задач интеграционного взаимодействия; 3) добровольчество как основной принцип социально-культурного взаимодействия между участниками сферы образования.

Благодаря этому обучающиеся осваивают опыт осознанного отношения к индивидуальным особенностям и значимости участия человека в социально-культурной деятельности, приобретают знания о преимуществах различных способов и форм индивидуальной и коллективной деятельности человека, формируют способности изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств в условиях стабильного и кризисного развития. Научно-методические, психолого-педагогические и социально-культурные изменения в развитии профессиональной сферы образования содействуют развитию индивидуальных качеств обучающихся, их способностей, общественному согласию в актуально приемлемой перспективе.


Библиографическая ссылка

Кийкова Н.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27742 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674