Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOME APPROACHES TO UPDATE OF CONTENTS AND INSTRUMENTATION OF INTERNAL ESTIMATION OF QUALITY OF SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION

Belovolova E.A. 1 Tamozhnyaya E.A. 1 Dronov V.P. 1 Lopatnikov D.L. 1 Chernov A.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
The problem of the quality of general education is one of the most complex in the system of work of the modern national school. In the context of the implementation of the Federal State Educational Standards for Basic General Education, the objects of evaluation are not only substantive results, but also universal learning activities as a leading component in the structure of meta-subject results of education. The traditional subject-oriented model for evaluating learning outcomes can not provide a comprehensive assessment of the achievement of planned results in terms of the requirements of the Federal State Educational Standards of the new generation. In this regard, the development of a methodological system for teaching geography requires the search for new approaches to updating the content and tools for internal assessment of the quality of school geographic education, updating the teacher's professional competencies related to mastering these new tools for organizing and conducting an internal assessment of the quality of education. The article updates the approaches to updating the content and tools of the internal assessment of the quality of school geographic education in the context of the national system for studying the quality of education. Examples of new types and forms of tasks aimed at diagnosing meta-subject educational results under the program "Meaning Reading" are presented, based on geographical content.
quality of education
internal evaluation
universal learning activities
meta-subject results
complex tasks
semantic reading
methodical techniques

Проблема качества общего образования в целом, и географического в частности, выступает одной из самых сложных в работе современной школы. Сегодня стало очевидно, что традиционная предметно-ориентированная модель оценки оказалась недостаточно гибкой и полной с точки зрения достижения требований ФГОС. Она не может обеспечить комплексную оценку достижения планируемых результатов.

Особенность современной практики работы школы состоит в том, что планируемые образовательные результаты, которые не всегда фиксировались или подвергались оценке учителем на интуитивном уровне, теперь выступают объектами системы внешней и внутренней оценки. Прежде всего к таковым объектам оценивания относятся универсальные учебные действия как ведущий компонент в структуре метапредметных результатов образования. Именно поэтому развитие методической системы обучения географии требует обновления профессиональных компетенций учителя, направленных на овладение им новыми инструментами для организации и проведения внутренней оценки качества образования.

Цель исследования - совершенствование методической системы обучения географии в русле обеспечения комплексной оценки достижения планируемых результатов.

Объект исследования - процесс обучения географии на 2-й и 3-й ступенях образования.

Предмет исследования - средства организации и проведения внутренней оценки качества географического образования.

В арсенале учителя географии достаточно широкий спектр средств для организации и проведения внутренней оценки качества географического образования. Значительным ресурсом в этом направлении обладают учебно-методические комплексы, которые можно применять при проведении входной, текущей, тематической и рубежной оценки (рис. 1).

Рис. 1. Инструментарий учителя географии для организации внутренней оценки

При организации и проведении процедур внутренней оценки учителю важно ответить на следующие вопросы:

· Что отслеживать? Какова операциональная составляющая планируемых результатов?

· Каковы критерии и показатели оценки?

· Как можно повлиять на эти результаты?

· Каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных целей обучения?

В психолого-педагогической литературе в качестве критериев используются различные признаки: обученность, обучаемость, учебные достижения, темп усвоения, интерес, учебные мотивы и др. В соответствии с требованиями ФГОС критериями обученности (освоения основной образовательной программы) для определенной ступени образования выступают различные группы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

В российской системе мониторинга качества школьного образования комплексные задания дифференцированы по следующим разделам: «Смысловое чтение и работа с информацией», «Регулятивные действия», «Коммуникативные действия». Сформированность этих действий оценивается по результатам выполнения индивидуальной письменной работы и выполнения группового проекта.

Комплексная программа «Смысловое чтение и работа с информацией» предполагает оценку сформированности у учащихся следующих групп умений:

1) поиск информации и понимание прочитанного;

2) преобразование и интерпретация информации;

3) выделение информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

4) оценка информации.

В системе международных сравнительных исследований качества общего образования оценке подлежит «читательская грамотность» (PISA, PIRLS) на основе измерительных материалов, содержащих тексты и различные вопросы и задания к ним. Российскими экспертами отмечено (Ковалёва Г.С., Цукерман Г.А., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. и др.), что в международных тестах PISA и PIRLS для оценки читательских умений используют задания следующих форм: с выбором ответа, на установление последовательности, со свободно конструируемым ответом и др. При этом они же установили тот факт, что задания, при выполнении которых учащиеся должны самостоятельно сформулировать свой ответ, составляют не менее половины всей работы [1-3].

С учётом выше обозначенных подходов нами было проведено обновление дидактических средств УМК по курсу «География России» (линия «Роза ветров» под ред. академика РАО В.П. Дронова), направленных на организацию и проведение внутренней оценки качества географического образования [4].

Приведём в качестве примера фрагмент комплексной работы в сборнике для проведения оценки по курсу «География России. 9 класс» (авторы - Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова), составленной по стандартам международных исследований качества общего образования.

Комплексная работа № 1

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится 45 минут. В работе вам встретятся различные задания. Перед их выполнением необходимо внимательно изучить текст и инфографику.

Дорогие друзья! Предлагаем вам совершить уникальное путешествие по Великой Сибирской магистрали - Транссибу. Внимательно прочитайте эту информацию и ответьте на предложенные вопросы. Изучите схему Транссибирской магистрали, представленную на рисунке 2.

Уважаемые пассажиры! Мы отправляемся! Изучите, пожалуйста, краткую справку нашего путешествия. Наш поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он - примерно в 1800 километрах от Москвы - минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь - одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идёт в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы - Владивосток.

Транссиб сегодня

https://upages.io/use/image/OiPRIihM7lkGz4O7gDDUhlnq.jpg

Рис. 2. Схема Транссибирской магистрали (прилагается к инструкции)

На основе прочитанной информации выполните задания:

1. Какую информацию можно получить из предложенных выше текстов? Поставь знак (þ).

Информация

Есть

Нет

О главных проектировщиках Транссибирской магистрали

   

О главных этапах строительства Транссиба

   

О хозяйственном значении

   

О влиянии природных условий на эффективность работы магистрали

   

О составе и направлении основных грузопотоков Транссиба

   

 

2. На сайте РЖД о Транссибе представлена следующая информация:

«...Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора № 2...» [5].

Объясните, что понимается под «международным транспортным коридором».

3. Сформулируйте три отличия Транссиба от других транспортных магистралей на территории Российской Федерации.

1)___________________________________________________

2)___________________________________________________

3)___________________________________________________

4. Выберите информацию для составления таблицы «Основные факты о Транссибе». Заполните все ячейки таблицы 1.

Таблица 1

Основные факты о Транссибе

       
       

5. Выскажите предположение, почему Транссиб называют Великой Сибирской магистралью. Обоснуйте свою точку зрения.

6. Заполните вторую колонку таблицы 1, основываясь на прочитанной информации.

Вера проживает в Челябинске. Она планирует встретить Новый год на фирменном поезде по Транссибу. Сколько раз встретит Новый год Вера во время путешествия?

 

Каков начальный и конечный пункты маршрута путешествия Веры, которые будут указаны у неё в билете?

 

Какие субъекты РФ увидит во время своего путешествия по Транссибу Вера?

 

7. Представьте фактическую информацию, содержащуюся в тексте, в другой (нетекстовой) форме. Результаты оформите во второй колонке таблицы 1.

Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света: на Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%.

 

Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую.

 

В 1894 году железная дорога была доведена до Омска, в 1898 году - до Иркутска. Движение поездов на всём протяжении Транссибирской магистрали впервые было открыто в 1901 году.

 

8. Опираясь на предложенный текст, дополните картосхему Транссибирской магистрали недостающей информацией.

9. На сайте одного известного печатного издания представлена следующая краткая информация о Транссибирской магистрали:

«...На Транссибе расположено 87 городов: 5 с населением свыше 1 миллиона человек... 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва, является столицей России... На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек...».

Используя карту атласа, докажите или опровергните эту информацию.

Представленная работа направлена на оценку сформированности у учащихся умений поиска информации и понимания прочитанного; преобразования и интерпретации информации; выделение информации, нужной для решения учебной задачи. Комплексные работы подобного типа могут включать вопросы и задания, разработанные на основе комбинации различных методических приемов не только технологии смыслового чтения, но и технологии развития критического мышления, технологии логических опорных схем и т.д. Арсенал методических приемов, направленных на работу с информацией, довольно разнообразен. Все эти приемы предполагают организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с информацией на разных уровнях сложности: восприятие информации, переработка в соответствии с поставленными коммуникативно-познавательными задачами, перенос в новую ситуацию и рефлексивное восприятие личностно значимого смысла полученной информации. Таким образом, формируемые у школьников умения будут в структуре всех универсальных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Итак, в условиях реализации ФГОС ООО необходим поиск новых подходов к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования. С учетом существующего опыта международных исследований качества общего образования целесообразна модернизация существующих учебно-методических комплексов в русле разработки измерительных материалов в виде комплексных работ, направленных на диагностику метапредметных образовательных результатов. Такие комплексные работы могут быть направлены на оценку сформированности у учащихся ряда познавательных, регулятивных, коммуникативных умений. Они включают в себя задания разных форм, разного уровня сложности и могут быть разработаны на основе комбинации методических приемов различных педагогических технологий, в том числе технологии смыслового чтения.