Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Беловолова Е.А. 1 Таможняя Е.А. 1 Дронов В.П. 1 Лопатников Д.Л. 1 Чернов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Проблема качества общего образования выступает одной из самых сложных в системе работе современной отечественной школы. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) объектами оценивания становятся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия как ведущий компонент в структуре метапредметных результатов образования. Традиционная предметно-ориентированная модель оценки результатов обучения не может обеспечить комплексную оценку достижения планируемых результатов с точки зрения требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи развитие методической системы обучения географии требует поиска новых подходов к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования, обновления профессиональных компетенций учителя, связанных с овладением этими новыми инструментами для организации и проведения внутренней оценки качества образования. В статье актуализированы подходы к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования в контексте национальной системы исследования качества образования. Приведены примеры новых видов и форм заданий, направленных на диагностику метапредметных образовательных результатов по программе «Смысловое чтение», на основе географического содержания.
качество образования
внутренняя оценка
универсальные учебные действия
метапредметные результаты
комплексные задания
смысловое чтение
методические приемы
1. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150.
2. Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: пособие для учителя / Г.С. Ковалёва и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. - М.; СПб.: Просвещение, 2014. - С. 12-21.
3. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И.Д. Фрумин. - М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010. – 284 с.
4. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России: Хозяйство: Регионы: 9 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 136 с.
5. Транссибирская железнодорожная магистраль [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/spravka/20130714/949077561.html (дата обращения: 15.06.2018).

Проблема качества общего образования в целом, и географического в частности, выступает одной из самых сложных в работе современной школы. Сегодня стало очевидно, что традиционная предметно-ориентированная модель оценки оказалась недостаточно гибкой и полной с точки зрения достижения требований ФГОС. Она не может обеспечить комплексную оценку достижения планируемых результатов.

Особенность современной практики работы школы состоит в том, что планируемые образовательные результаты, которые не всегда фиксировались или подвергались оценке учителем на интуитивном уровне, теперь выступают объектами системы внешней и внутренней оценки. Прежде всего к таковым объектам оценивания относятся универсальные учебные действия как ведущий компонент в структуре метапредметных результатов образования. Именно поэтому развитие методической системы обучения географии требует обновления профессиональных компетенций учителя, направленных на овладение им новыми инструментами для организации и проведения внутренней оценки качества образования.

Цель исследования - совершенствование методической системы обучения географии в русле обеспечения комплексной оценки достижения планируемых результатов.

Объект исследования - процесс обучения географии на 2-й и 3-й ступенях образования.

Предмет исследования - средства организации и проведения внутренней оценки качества географического образования.

В арсенале учителя географии достаточно широкий спектр средств для организации и проведения внутренней оценки качества географического образования. Значительным ресурсом в этом направлении обладают учебно-методические комплексы, которые можно применять при проведении входной, текущей, тематической и рубежной оценки (рис. 1).

Рис. 1. Инструментарий учителя географии для организации внутренней оценки

При организации и проведении процедур внутренней оценки учителю важно ответить на следующие вопросы:

· Что отслеживать? Какова операциональная составляющая планируемых результатов?

· Каковы критерии и показатели оценки?

· Как можно повлиять на эти результаты?

· Каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных целей обучения?

В психолого-педагогической литературе в качестве критериев используются различные признаки: обученность, обучаемость, учебные достижения, темп усвоения, интерес, учебные мотивы и др. В соответствии с требованиями ФГОС критериями обученности (освоения основной образовательной программы) для определенной ступени образования выступают различные группы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

В российской системе мониторинга качества школьного образования комплексные задания дифференцированы по следующим разделам: «Смысловое чтение и работа с информацией», «Регулятивные действия», «Коммуникативные действия». Сформированность этих действий оценивается по результатам выполнения индивидуальной письменной работы и выполнения группового проекта.

Комплексная программа «Смысловое чтение и работа с информацией» предполагает оценку сформированности у учащихся следующих групп умений:

1) поиск информации и понимание прочитанного;

2) преобразование и интерпретация информации;

3) выделение информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

4) оценка информации.

В системе международных сравнительных исследований качества общего образования оценке подлежит «читательская грамотность» (PISA, PIRLS) на основе измерительных материалов, содержащих тексты и различные вопросы и задания к ним. Российскими экспертами отмечено (Ковалёва Г.С., Цукерман Г.А., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. и др.), что в международных тестах PISA и PIRLS для оценки читательских умений используют задания следующих форм: с выбором ответа, на установление последовательности, со свободно конструируемым ответом и др. При этом они же установили тот факт, что задания, при выполнении которых учащиеся должны самостоятельно сформулировать свой ответ, составляют не менее половины всей работы [1-3].

С учётом выше обозначенных подходов нами было проведено обновление дидактических средств УМК по курсу «География России» (линия «Роза ветров» под ред. академика РАО В.П. Дронова), направленных на организацию и проведение внутренней оценки качества географического образования [4].

Приведём в качестве примера фрагмент комплексной работы в сборнике для проведения оценки по курсу «География России. 9 класс» (авторы - Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова), составленной по стандартам международных исследований качества общего образования.

Комплексная работа № 1

Инструкция для учащихся

На выполнение работы отводится 45 минут. В работе вам встретятся различные задания. Перед их выполнением необходимо внимательно изучить текст и инфографику.

Дорогие друзья! Предлагаем вам совершить уникальное путешествие по Великой Сибирской магистрали - Транссибу. Внимательно прочитайте эту информацию и ответьте на предложенные вопросы. Изучите схему Транссибирской магистрали, представленную на рисунке 2.

Уважаемые пассажиры! Мы отправляемся! Изучите, пожалуйста, краткую справку нашего путешествия. Наш поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он - примерно в 1800 километрах от Москвы - минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь - одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идёт в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы - Владивосток.

Транссиб сегодня

https://upages.io/use/image/OiPRIihM7lkGz4O7gDDUhlnq.jpg

Рис. 2. Схема Транссибирской магистрали (прилагается к инструкции)

На основе прочитанной информации выполните задания:

1. Какую информацию можно получить из предложенных выше текстов? Поставь знак (þ).

Информация

Есть

Нет

О главных проектировщиках Транссибирской магистрали

   

О главных этапах строительства Транссиба

   

О хозяйственном значении

   

О влиянии природных условий на эффективность работы магистрали

   

О составе и направлении основных грузопотоков Транссиба

   

 

2. На сайте РЖД о Транссибе представлена следующая информация:

«...Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора № 2...» [5].

Объясните, что понимается под «международным транспортным коридором».

3. Сформулируйте три отличия Транссиба от других транспортных магистралей на территории Российской Федерации.

1)___________________________________________________

2)___________________________________________________

3)___________________________________________________

4. Выберите информацию для составления таблицы «Основные факты о Транссибе». Заполните все ячейки таблицы 1.

Таблица 1

Основные факты о Транссибе

       
       

5. Выскажите предположение, почему Транссиб называют Великой Сибирской магистралью. Обоснуйте свою точку зрения.

6. Заполните вторую колонку таблицы 1, основываясь на прочитанной информации.

Вера проживает в Челябинске. Она планирует встретить Новый год на фирменном поезде по Транссибу. Сколько раз встретит Новый год Вера во время путешествия?

 

Каков начальный и конечный пункты маршрута путешествия Веры, которые будут указаны у неё в билете?

 

Какие субъекты РФ увидит во время своего путешествия по Транссибу Вера?

 

7. Представьте фактическую информацию, содержащуюся в тексте, в другой (нетекстовой) форме. Результаты оформите во второй колонке таблицы 1.

Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света: на Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%.

 

Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую.

 

В 1894 году железная дорога была доведена до Омска, в 1898 году - до Иркутска. Движение поездов на всём протяжении Транссибирской магистрали впервые было открыто в 1901 году.

 

8. Опираясь на предложенный текст, дополните картосхему Транссибирской магистрали недостающей информацией.

9. На сайте одного известного печатного издания представлена следующая краткая информация о Транссибирской магистрали:

«...На Транссибе расположено 87 городов: 5 с населением свыше 1 миллиона человек... 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва, является столицей России... На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек...».

Используя карту атласа, докажите или опровергните эту информацию.

Представленная работа направлена на оценку сформированности у учащихся умений поиска информации и понимания прочитанного; преобразования и интерпретации информации; выделение информации, нужной для решения учебной задачи. Комплексные работы подобного типа могут включать вопросы и задания, разработанные на основе комбинации различных методических приемов не только технологии смыслового чтения, но и технологии развития критического мышления, технологии логических опорных схем и т.д. Арсенал методических приемов, направленных на работу с информацией, довольно разнообразен. Все эти приемы предполагают организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с информацией на разных уровнях сложности: восприятие информации, переработка в соответствии с поставленными коммуникативно-познавательными задачами, перенос в новую ситуацию и рефлексивное восприятие личностно значимого смысла полученной информации. Таким образом, формируемые у школьников умения будут в структуре всех универсальных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Итак, в условиях реализации ФГОС ООО необходим поиск новых подходов к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования. С учетом существующего опыта международных исследований качества общего образования целесообразна модернизация существующих учебно-методических комплексов в русле разработки измерительных материалов в виде комплексных работ, направленных на диагностику метапредметных образовательных результатов. Такие комплексные работы могут быть направлены на оценку сформированности у учащихся ряда познавательных, регулятивных, коммуникативных умений. Они включают в себя задания разных форм, разного уровня сложности и могут быть разработаны на основе комбинации методических приемов различных педагогических технологий, в том числе технологии смыслового чтения.


Библиографическая ссылка

Беловолова Е.А., Таможняя Е.А., Дронов В.П., Лопатников Д.Л., Чернов А.В. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27689 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674