Проблема качества общего образования в целом, и географического в частности, выступает одной из самых сложных в работе современной школы. Сегодня стало очевидно, что традиционная предметно-ориентированная модель оценки оказалась недостаточно гибкой и полной с точки зрения достижения требований ФГОС. Она не может обеспечить комплексную оценку достижения планируемых результатов.
Особенность современной практики работы школы состоит в том, что планируемые образовательные результаты, которые не всегда фиксировались или подвергались оценке учителем на интуитивном уровне, теперь выступают объектами системы внешней и внутренней оценки. Прежде всего к таковым объектам оценивания относятся универсальные учебные действия как ведущий компонент в структуре метапредметных результатов образования. Именно поэтому развитие методической системы обучения географии требует обновления профессиональных компетенций учителя, направленных на овладение им новыми инструментами для организации и проведения внутренней оценки качества образования.
Цель исследования - совершенствование методической системы обучения географии в русле обеспечения комплексной оценки достижения планируемых результатов.
Объект исследования - процесс обучения географии на 2-й и 3-й ступенях образования.
Предмет исследования - средства организации и проведения внутренней оценки качества географического образования.
В арсенале учителя географии достаточно широкий спектр средств для организации и проведения внутренней оценки качества географического образования. Значительным ресурсом в этом направлении обладают учебно-методические комплексы, которые можно применять при проведении входной, текущей, тематической и рубежной оценки (рис. 1).
Рис. 1. Инструментарий учителя географии для организации внутренней оценки
При организации и проведении процедур внутренней оценки учителю важно ответить на следующие вопросы:
· Что отслеживать? Какова операциональная составляющая планируемых результатов?
· Каковы критерии и показатели оценки?
· Как можно повлиять на эти результаты?
· Каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных целей обучения?
В психолого-педагогической литературе в качестве критериев используются различные признаки: обученность, обучаемость, учебные достижения, темп усвоения, интерес, учебные мотивы и др. В соответствии с требованиями ФГОС критериями обученности (освоения основной образовательной программы) для определенной ступени образования выступают различные группы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
В российской системе мониторинга качества школьного образования комплексные задания дифференцированы по следующим разделам: «Смысловое чтение и работа с информацией», «Регулятивные действия», «Коммуникативные действия». Сформированность этих действий оценивается по результатам выполнения индивидуальной письменной работы и выполнения группового проекта.
Комплексная программа «Смысловое чтение и работа с информацией» предполагает оценку сформированности у учащихся следующих групп умений:
1) поиск информации и понимание прочитанного;
2) преобразование и интерпретация информации;
3) выделение информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
4) оценка информации.
В системе международных сравнительных исследований качества общего образования оценке подлежит «читательская грамотность» (PISA, PIRLS) на основе измерительных материалов, содержащих тексты и различные вопросы и задания к ним. Российскими экспертами отмечено (Ковалёва Г.С., Цукерман Г.А., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. и др.), что в международных тестах PISA и PIRLS для оценки читательских умений используют задания следующих форм: с выбором ответа, на установление последовательности, со свободно конструируемым ответом и др. При этом они же установили тот факт, что задания, при выполнении которых учащиеся должны самостоятельно сформулировать свой ответ, составляют не менее половины всей работы [1-3].
С учётом выше обозначенных подходов нами было проведено обновление дидактических средств УМК по курсу «География России» (линия «Роза ветров» под ред. академика РАО В.П. Дронова), направленных на организацию и проведение внутренней оценки качества географического образования [4].
Приведём в качестве примера фрагмент комплексной работы в сборнике для проведения оценки по курсу «География России. 9 класс» (авторы - Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова), составленной по стандартам международных исследований качества общего образования.
Комплексная работа № 1
Инструкция для учащихся
На выполнение работы отводится 45 минут. В работе вам встретятся различные задания. Перед их выполнением необходимо внимательно изучить текст и инфографику.
Дорогие друзья! Предлагаем вам совершить уникальное путешествие по Великой Сибирской магистрали - Транссибу. Внимательно прочитайте эту информацию и ответьте на предложенные вопросы. Изучите схему Транссибирской магистрали, представленную на рисунке 2.
Уважаемые пассажиры! Мы отправляемся! Изучите, пожалуйста, краткую справку нашего путешествия. Наш поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он - примерно в 1800 километрах от Москвы - минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь - одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идёт в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы - Владивосток.
Транссиб сегодня
Рис. 2. Схема Транссибирской магистрали (прилагается к инструкции)
На основе прочитанной информации выполните задания:
1. Какую информацию можно получить из предложенных выше текстов? Поставь знак (þ).
Информация |
Есть |
Нет |
О главных проектировщиках Транссибирской магистрали |
||
О главных этапах строительства Транссиба |
||
О хозяйственном значении |
||
О влиянии природных условий на эффективность работы магистрали |
||
О составе и направлении основных грузопотоков Транссиба |
2. На сайте РЖД о Транссибе представлена следующая информация:
«...Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора № 2...» [5].
Объясните, что понимается под «международным транспортным коридором».
3. Сформулируйте три отличия Транссиба от других транспортных магистралей на территории Российской Федерации.
1)___________________________________________________
2)___________________________________________________
3)___________________________________________________
4. Выберите информацию для составления таблицы «Основные факты о Транссибе». Заполните все ячейки таблицы 1.
Таблица 1
Основные факты о Транссибе
5. Выскажите предположение, почему Транссиб называют Великой Сибирской магистралью. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Заполните вторую колонку таблицы 1, основываясь на прочитанной информации.
Вера проживает в Челябинске. Она планирует встретить Новый год на фирменном поезде по Транссибу. Сколько раз встретит Новый год Вера во время путешествия? |
|
Каков начальный и конечный пункты маршрута путешествия Веры, которые будут указаны у неё в билете? |
|
Какие субъекты РФ увидит во время своего путешествия по Транссибу Вера? |
7. Представьте фактическую информацию, содержащуюся в тексте, в другой (нетекстовой) форме. Результаты оформите во второй колонке таблицы 1.
Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света: на Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. |
|
Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую. |
|
В 1894 году железная дорога была доведена до Омска, в 1898 году - до Иркутска. Движение поездов на всём протяжении Транссибирской магистрали впервые было открыто в 1901 году. |
8. Опираясь на предложенный текст, дополните картосхему Транссибирской магистрали недостающей информацией.
9. На сайте одного известного печатного издания представлена следующая краткая информация о Транссибирской магистрали:
«...На Транссибе расположено 87 городов: 5 с населением свыше 1 миллиона человек... 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва, является столицей России... На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек...».
Используя карту атласа, докажите или опровергните эту информацию.
Представленная работа направлена на оценку сформированности у учащихся умений поиска информации и понимания прочитанного; преобразования и интерпретации информации; выделение информации, нужной для решения учебной задачи. Комплексные работы подобного типа могут включать вопросы и задания, разработанные на основе комбинации различных методических приемов не только технологии смыслового чтения, но и технологии развития критического мышления, технологии логических опорных схем и т.д. Арсенал методических приемов, направленных на работу с информацией, довольно разнообразен. Все эти приемы предполагают организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с информацией на разных уровнях сложности: восприятие информации, переработка в соответствии с поставленными коммуникативно-познавательными задачами, перенос в новую ситуацию и рефлексивное восприятие личностно значимого смысла полученной информации. Таким образом, формируемые у школьников умения будут в структуре всех универсальных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Итак, в условиях реализации ФГОС ООО необходим поиск новых подходов к обновлению содержания и инструментария внутренней оценки качества школьного географического образования. С учетом существующего опыта международных исследований качества общего образования целесообразна модернизация существующих учебно-методических комплексов в русле разработки измерительных материалов в виде комплексных работ, направленных на диагностику метапредметных образовательных результатов. Такие комплексные работы могут быть направлены на оценку сформированности у учащихся ряда познавательных, регулятивных, коммуникативных умений. Они включают в себя задания разных форм, разного уровня сложности и могут быть разработаны на основе комбинации методических приемов различных педагогических технологий, в том числе технологии смыслового чтения.
Библиографическая ссылка
Беловолова Е.А., Таможняя Е.А., Дронов В.П., Лопатников Д.Л., Чернов А.В. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27689 (дата обращения: 13.09.2024).