Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

THE FORMATION OF READINESS FOR WORKING WITH HANDICAPPED CHILDREN IN THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Lipunova O.V. 1
1 FGBOU VO «Amursk State Humanitarian Pedagogical University"
The results of the pedagogical experiment on implementation of complex of pedagogical conditions providing efficiency of formation of readiness of future teachers to work with children with disabilities are presented. Based on the analysis of problems of formation of readiness of future teachers to work with children with disabilities, disclosed criteria and levels of readiness of future teachers to work with children with disabilities, allocated pedagogical conditions of training students to work with children with disabilities. The analysis of the level of preparation of future teachers for work with children with disabilities in educational institutions was carried out. Identified and experimentally the efficiency of pedagogical conditions of formation of future teachers readiness to work with children with disabilities. It is shown that the process of training of future teachers to professional activity from the position of working with children with disabilities occurs more successfully if the learning process is implemented by the complex of pedagogical conditions aimed at the formation of students ' motivational readiness to work with children with disabilities.
professional training
pedagogical conditions
pedagogical experiment
children with disabilities

Процессы модернизации в отечественном образовании, в том числе значимость инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предъявляют на сегодняшний день все более высокие требования к личности педагога [1-3].

Согласно современным исследованиям, роль педагога в реализации современной системы инклюзивного образования значительна, именно педагог призван обеспечить целостную систему поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организовать образовательное пространство ребенка с ограниченными возможностями здоровья с акцентом на возможностях, а не на ограничениях особого ребенка [4; 5; 6].

Исходя из вышесказанного нами был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», целью которого явилось выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка ряда педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования.

Констатирующий этап эксперимента проведен с использованием разработанной в соответствии со стандартными требованиями анкеты. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента исследована сформированность представлений у будущих педагогов о детях с ограниченными возможностями здоровья, отношение студентов-выпускников к будущей профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [7].

В анкетировании приняли участия студенты выпускных курсов вышеназванных направлений подготовки ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» в количестве 62 испытуемых.

Уровни готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья условно обозначены нами как низкий (осведомленность на минимальном уровне), средний (значительный объем и широта знаний, умений, навыков, необходимых будущему педагогу в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья), достаточный (готовность применять полученные знания, умения, навыки для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья). В качестве критерия для оценки уровней готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использовали комплексный показатель профессиональной компетентности, включающий:

  • сформированность знаний и представлений в контексте педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • знание методов, форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяемых в системе инклюзивного образования;
  • отношение к будущей профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (наличие устойчивого интереса к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способность к рефлексии, творческая активность) [8; 9].

Количественный анализ результатов исследования уровней готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов, участвующих в исследовании, по уровням готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Уровни готовности

низкий

средний

достаточный

абс.

%

абс.

%

абс.

%

39

63

17

27,4

6

9,6

 

Как видно из таблицы 1, в исследуемой выборке большая часть испытуемых характеризуется низким уровнем готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно анализу полученных результатов, у студентов, участвующих в исследовании, сформированы представления о детях с ограниченными возможностями здоровья, при этом будущие педагоги не владеют знаниями о группах детей с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Исходя из анализа результатов проведенного исследования у будущих педагогов не сформированы представления о специфике психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; о закономерностях развития, характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормально развивающимися детьми; об особенностях организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. Кроме того, будущие педагоги не готовы к педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, предпочитают вообще не сталкиваться с такими детьми в своей предстоящей практической деятельности. При этом большинство студентов, участвующих в исследовании, являются мотивированными относительно будущей профессии.

Исходя из анализа результатов проведенного исследования и согласно анализу современных подходов нами выделены педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, наиболее эффективные для подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • осознание студентами важности, понимание сущности проблемы и сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [10; 11];
  • формирование у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [12; 13];
  • накопление у студентов знаний по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации [14; 15].

С целью проверки эффективности выделенных условий при подготовке студентов к работе с особыми детьми нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Анализ эффективности реализации педагогических условий при подготовке будущих педагогов осуществлялся посредством разработанного содержания курса проблемной группы по формированию готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма работы, как проблемная группа, на наш взгляд, активизирует самостоятельную работу студентов, активность в глубоком анализе обсуждаемых вопросов, а также выражение собственной позиции.

Разработанный нами курс преследовал целью систематизацию и углубление у студентов теоретических знаний и практических умений по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанный нами курс рассчитан на ряд совместных со студентами, участвующими в исследовании, занятий (10 часов лекционных и 10 часов практических занятий), направленных на глубокое изучение закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования, условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для формирования у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нами предлагались студентам проблемные вопросы для последующих занятий.

Курс занятий в рамках проблемной группы реализовывался в период с октября по март 2016-2017 учебного года, занятия проводили один раз в неделю в объеме двух академических часов. Занятия в рамках проблемной группы проводили со студентами в свободное от учебного процесса время, на добровольной основе. К занятиям проблемной группы нам удалось привлечь всех студентов, участвующих в исследовании (62 испытуемых) на регулярной основе, при этом студенты периодически допускали пропуски отдельных занятий. Для контроля сформированности у студентов знаний и представлений по изучаемым вопросам использовали опрос, оценку выполнения студентами практико-ориентированных заданий.

Контрольный срез знаний и представлений студентов, участвующих в исследовании, о детях с ограниченными возможностями здоровья был проведен посредством повторного анкетирования студентов, участвующих в исследовании. Целью повторного анкетирования будущих педагогов явилось изучение динамики готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Количественный анализ динамики уровней готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение студентов, участвующих в исследовании, по уровням готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Уровни готовности

низкий

средний

достаточный

абс.

%

абс.

%

абс.

%

12

19,4

39

62,9

11

17,7

 

Представленные в таблицы 2 данные убедительно свидетельствуют о положительной динамике в готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья у студентов, участвующих в исследовании.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного анкетирования осуществляли с использованием комплексного показателя профессиональной компетентности, включающего знание особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методов, форм работы, применяемых в системе инклюзивного образования; наличие устойчивого интереса к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При повторном анкетировании будущие педагоги продемонстрировали сформированность представлений об особенностях и возможностях развития особых детей, о содержании и формах организации специального педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что будущие педагоги имеют представления об организации специального педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. Большая часть студентов, участвующих в исследовании, продемонстрировала сформированность представлений о содержании, формах и методах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, готовность анализировать испытываемые особыми детьми трудности в социализации и социальной коммуникации. Также будущие педагоги продемонстрировали готовность к освоению необходимых форм, методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом ряд студентов, участвующих в исследовании, несмотря на демонстрируемые знания особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, продолжили высказывать опасения по поводу необходимости работы с особыми детьми в образовательных учреждениях, отмечая, что данной категории детей необходима организация специального сопровождения.

Для проверки статистической значимости выявленных различий в показателях готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы использовали метод статистического анализа - коэффициент φ* - угловое преобразование Фишера.

Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что наиболее значимыми являются изменения в следующих показателях готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: сформированность представлений о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями (φэмп = 3,23), о типах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 3,05), об особенностях и возможностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 2,31); готовность использовать методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,46); оценка уровня собственной профессиональной подготовки для дальнейшей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,29). Различия по указанным показателям готовности являются статистически значимыми.

Ряд показателей готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья находятся в зоне неопределенности: сформированность представлений об условиях, которые необходимо соблюдать при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,79), о формах организации инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,08). Статистический анализ свидетельствует о незначительных различиях по указанным показателям готовности у студентов, участвующих в исследовании, до и после проведения формирующего этапа эксперимента.

По ряду показателей готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нами не выявлены статистически значимые различия: сформированность представлений о том, что должен конкретно знать и уметь педагог при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,20), сформированность представлений об особенностях организации педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,18).

Таким образом, результаты формирующего этапа педагогического эксперимента посредством проведения курса занятий в рамках проблемной группы для студентов отражают повышение отдельных показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы

Согласно анализу проведенного педагогического эксперимента подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья достигает наибольшей результативности, если стимулировать познавательный интерес студентов, развивать их творческие, личностные и профессиональные качества, формировать профессиональные компетенции будущего педагога, обеспечивая таким образом формирование у студентов знаний и представлений, необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Анализ результатов формирующего этапа эксперимента убедительно показал, что процесс подготовки будущих  педагогов к профессиональной деятельности с позиции работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает более успешно, если при подготовке будущих педагогов реализуются следующие педагогические условия: осознание студентами важности, понимание сущности проблемы и сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; формирование у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; накопление у студентов знаний по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательной организации.

Таким образом, обоснованный и экспериментально проверенный нами комплекс педагогических условий для формирования у будущих педагогов готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является необходимым и достаточным.