Процессы модернизации в отечественном образовании, в том числе значимость инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, предъявляют на сегодняшний день все более высокие требования к личности педагога [1-3].
Согласно современным исследованиям, роль педагога в реализации современной системы инклюзивного образования значительна, именно педагог призван обеспечить целостную систему поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организовать образовательное пространство ребенка с ограниченными возможностями здоровья с акцентом на возможностях, а не на ограничениях особого ребенка [4; 5; 6].
Исходя из вышесказанного нами был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», целью которого явилось выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка ряда педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования.
Констатирующий этап эксперимента проведен с использованием разработанной в соответствии со стандартными требованиями анкеты. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента исследована сформированность представлений у будущих педагогов о детях с ограниченными возможностями здоровья, отношение студентов-выпускников к будущей профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [7].
В анкетировании приняли участия студенты выпускных курсов вышеназванных направлений подготовки ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» в количестве 62 испытуемых.
Уровни готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья условно обозначены нами как низкий (осведомленность на минимальном уровне), средний (значительный объем и широта знаний, умений, навыков, необходимых будущему педагогу в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья), достаточный (готовность применять полученные знания, умения, навыки для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья). В качестве критерия для оценки уровней готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использовали комплексный показатель профессиональной компетентности, включающий:
- сформированность знаний и представлений в контексте педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- знание методов, форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяемых в системе инклюзивного образования;
- отношение к будущей профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (наличие устойчивого интереса к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способность к рефлексии, творческая активность) [8; 9].
Количественный анализ результатов исследования уровней готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлен в таблице 1.
Таблица 1
Распределение студентов, участвующих в исследовании, по уровням готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Уровни готовности |
|||||
низкий |
средний |
достаточный |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
39 |
63 |
17 |
27,4 |
6 |
9,6 |
Как видно из таблицы 1, в исследуемой выборке большая часть испытуемых характеризуется низким уровнем готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно анализу полученных результатов, у студентов, участвующих в исследовании, сформированы представления о детях с ограниченными возможностями здоровья, при этом будущие педагоги не владеют знаниями о группах детей с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Исходя из анализа результатов проведенного исследования у будущих педагогов не сформированы представления о специфике психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; о закономерностях развития, характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормально развивающимися детьми; об особенностях организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. Кроме того, будущие педагоги не готовы к педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, предпочитают вообще не сталкиваться с такими детьми в своей предстоящей практической деятельности. При этом большинство студентов, участвующих в исследовании, являются мотивированными относительно будущей профессии.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования и согласно анализу современных подходов нами выделены педагогические условия формирования готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, наиболее эффективные для подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- осознание студентами важности, понимание сущности проблемы и сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [10; 11];
- формирование у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [12; 13];
- накопление у студентов знаний по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации [14; 15].
С целью проверки эффективности выделенных условий при подготовке студентов к работе с особыми детьми нами был проведен формирующий этап эксперимента.
Анализ эффективности реализации педагогических условий при подготовке будущих педагогов осуществлялся посредством разработанного содержания курса проблемной группы по формированию готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма работы, как проблемная группа, на наш взгляд, активизирует самостоятельную работу студентов, активность в глубоком анализе обсуждаемых вопросов, а также выражение собственной позиции.
Разработанный нами курс преследовал целью систематизацию и углубление у студентов теоретических знаний и практических умений по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанный нами курс рассчитан на ряд совместных со студентами, участвующими в исследовании, занятий (10 часов лекционных и 10 часов практических занятий), направленных на глубокое изучение закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования, условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для формирования у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нами предлагались студентам проблемные вопросы для последующих занятий.
Курс занятий в рамках проблемной группы реализовывался в период с октября по март 2016-2017 учебного года, занятия проводили один раз в неделю в объеме двух академических часов. Занятия в рамках проблемной группы проводили со студентами в свободное от учебного процесса время, на добровольной основе. К занятиям проблемной группы нам удалось привлечь всех студентов, участвующих в исследовании (62 испытуемых) на регулярной основе, при этом студенты периодически допускали пропуски отдельных занятий. Для контроля сформированности у студентов знаний и представлений по изучаемым вопросам использовали опрос, оценку выполнения студентами практико-ориентированных заданий.
Контрольный срез знаний и представлений студентов, участвующих в исследовании, о детях с ограниченными возможностями здоровья был проведен посредством повторного анкетирования студентов, участвующих в исследовании. Целью повторного анкетирования будущих педагогов явилось изучение динамики готовности студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Количественный анализ динамики уровней готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлен в таблице 2.
Таблица 2
Распределение студентов, участвующих в исследовании, по уровням готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Уровни готовности |
|||||
низкий |
средний |
достаточный |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
12 |
19,4 |
39 |
62,9 |
11 |
17,7 |
Представленные в таблицы 2 данные убедительно свидетельствуют о положительной динамике в готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья у студентов, участвующих в исследовании.
Сравнительный анализ результатов первичного и повторного анкетирования осуществляли с использованием комплексного показателя профессиональной компетентности, включающего знание особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методов, форм работы, применяемых в системе инклюзивного образования; наличие устойчивого интереса к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При повторном анкетировании будущие педагоги продемонстрировали сформированность представлений об особенностях и возможностях развития особых детей, о содержании и формах организации специального педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что будущие педагоги имеют представления об организации специального педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. Большая часть студентов, участвующих в исследовании, продемонстрировала сформированность представлений о содержании, формах и методах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, готовность анализировать испытываемые особыми детьми трудности в социализации и социальной коммуникации. Также будущие педагоги продемонстрировали готовность к освоению необходимых форм, методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом ряд студентов, участвующих в исследовании, несмотря на демонстрируемые знания особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, продолжили высказывать опасения по поводу необходимости работы с особыми детьми в образовательных учреждениях, отмечая, что данной категории детей необходима организация специального сопровождения.
Для проверки статистической значимости выявленных различий в показателях готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы использовали метод статистического анализа - коэффициент φ* - угловое преобразование Фишера.
Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что наиболее значимыми являются изменения в следующих показателях готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: сформированность представлений о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями (φэмп = 3,23), о типах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 3,05), об особенностях и возможностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 2,31); готовность использовать методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,46); оценка уровня собственной профессиональной подготовки для дальнейшей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,29). Различия по указанным показателям готовности являются статистически значимыми.
Ряд показателей готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья находятся в зоне неопределенности: сформированность представлений об условиях, которые необходимо соблюдать при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,79), о формах организации инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 1,08). Статистический анализ свидетельствует о незначительных различиях по указанным показателям готовности у студентов, участвующих в исследовании, до и после проведения формирующего этапа эксперимента.
По ряду показателей готовности студентов, участвующих в исследовании, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нами не выявлены статистически значимые различия: сформированность представлений о том, что должен конкретно знать и уметь педагог при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,20), сформированность представлений об особенностях организации педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (φэмп = 0,18).
Таким образом, результаты формирующего этапа педагогического эксперимента посредством проведения курса занятий в рамках проблемной группы для студентов отражают повышение отдельных показателей готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы
Согласно анализу проведенного педагогического эксперимента подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья достигает наибольшей результативности, если стимулировать познавательный интерес студентов, развивать их творческие, личностные и профессиональные качества, формировать профессиональные компетенции будущего педагога, обеспечивая таким образом формирование у студентов знаний и представлений, необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Анализ результатов формирующего этапа эксперимента убедительно показал, что процесс подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с позиции работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает более успешно, если при подготовке будущих педагогов реализуются следующие педагогические условия: осознание студентами важности, понимание сущности проблемы и сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; формирование у студентов мотивационной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; накопление у студентов знаний по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
Таким образом, обоснованный и экспериментально проверенный нами комплекс педагогических условий для формирования у будущих педагогов готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является необходимым и достаточным.
Библиографическая ссылка
Липунова О.В. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27567 (дата обращения: 08.09.2024).