Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON CONDITIONS OF EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Sedova S.S. 1 Danilov N.A. 1 Peplova I.V. 1
1 Ivanovo State university Shuysky branch
The article is devoted to social and communicative development of preschoolers in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. In the conditions of psychological and educational support for social and communicative development of preschoolers in a pre-school educational institutions the emphasis is placed on the use of drama activities; participation in the educational process of children and adults; parents’ involvement in the educational process. Based on the results of the diagnostic survey, the low level of independence, purposefulness and self-regulation; low level of interpersonal skills with peers and adults; low level of social and emotional intelligence, emotional responsiveness, empathy; low level of readiness for cooperation with peers and adults; inadequate self-esteem are defined in the social and communicative development of preschoolers. The results of the program of psychological and educational support of social and communicative development of preschoolers are represented in the fields of the creation of an objective-spatial developing educational environment; the provision of conditions for communication of children with peers and adults; the increase of psychological and pedagogical literacy of parents, teachers and school authorities in matters of social and communicative development of senior preschoolers. The use of Student's t-test for disconnected unequal samples showed significant positive changes in social and communicative development of preschoolers.
social and communicative development
psychological and educational support
drama activities
senior preschool age.

Коммуникативное развитие дошкольника и его социализация представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Во ФГОС ДО не содержится определение понятия «социально-коммуникативное развитие», поэтому в современной научной и научно-методической литературе, интернет-источниках нет солидарного подхода к пониманию содержания данного понятия. Однако в изученных нами работах В.А. Зебзеевой [1], О. Вахрамеевой [2], Т.П. Клетиковой, Н.Ю. Топорковой, Т.А. Спириной [3] и др. мы можем отметить и то общее, что их объединяет, а именно идея успешной социализации ребенка. Поэтому мы видим сущность социально-коммуникативного развития дошкольников в их позитивной социализации, приобщении к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации и общества.

Сопровождение (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития дошкольников мы рассматриваем, вслед за В.А. Зебзеевой [1] и Л.В. Кокуевой [4, с. 4-6], как систему профессиональной деятельности специалистов образования, направленную на организацию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих ребенку позитивно социализироваться, приобщаясь к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации, общества.

Психолого-педагогическими условиями сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в контексте нашего исследования являются следующие:

  • применение театрализованной деятельности (игры-драмы, игры-проживания, импровизации, куклы бибабо, настольные и др.);
  • совместное участие в образовательной деятельности детей и взрослых;
  • привлечение родителей к образовательной деятельности.

Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством социализации и развития нравственных, эстетических, коммуникативных и других качеств дошкольника. Театрализованную деятельность мы использовали, прежде всего, для развития эмоциональной сферы (развитие эмоций и чувств, сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемым событиям и др.); речи (выразительность, активация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и др.); формирования опыта социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, выражение своего собственного отношения к добру и злу и др.); коммуникативных умений, невербальных средств общения и др.

Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми появляется в старшем дошкольном возрасте (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Т.А. Репина и др.). Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, на «мире взрослых», а не предметов. Старшему дошкольнику уже не достаточно просто доброжелательного внимания со стороны взрослого, возникает потребность во взаимодействии, взаимопонимании, поэтому в нашу программу мы включили совместные театрализованные занятия со взрослыми (педагоги, родители). Для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников важно не только сотрудничество с родителями, но и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Мы считаем, что для определения результатов сопровождения (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития старших дошкольников необходимо опираться на целевые ориентиры дошкольного образования, определенные в статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], а также целевые параметры на этапе окончания дошкольного образования, определенные во ФГОС ДО [6]. Исходя из этого, ожидаемый результат сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет заключаться в следующем:

  • ребенок положительно относится к себе, другим людям, окружающему миру;
  • эмоционально отзывчив, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
  • сформированная «внутренняя позиция школьника»;
  • уважительно относится и осознает свою принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • соблюдает нормы и правила, принятые в обществе, ДОУ, включая нормы морали и нравственности; общается со сверстниками и взрослыми;
  • владеет конструктивными приемами установления взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, договаривается, при сотрудничестве распределяет действия, выслушивает и др.);
  • использует диалогическую речь; проявляет независимость, саморегуляцию и целенаправленность своих действий;
  • проявляет положительную установку к творчеству, разнообразным видам труда;
  • участвует в совместной деятельности (общение, игра, труд) с детьми;
  • демонстрирует безопасное поведение в ДОУ, социуме, быту, природе.Для получения информации о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников мы использовали следующие методы и методики:
  • Выборочную совокупность в исследовании составили старшие дошкольники подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев в количестве 49 человек, которые были распределены на экспериментальную (n = 23) и контрольную группу (n = 26 человек).
  • экспертная оценка;
  • проективная методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
  • социометрический метод, модификация «Маски»;
  • методики диагностики коммуникативных способностей (автор С.П. Соснина).
  • По результатам диагностического обследования мы выявили следующее: низкий уровень социально-коммуникативного развития – 16 чел. (69,6%), средний – 7 чел. (30,4%), высокий – 0 чел. Основные проблемы в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников:
  1. Низкий уровень развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  2. Низкий уровень сформированности умений межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Низкий уровень развития сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального и социального интеллекта.
  4. Несформированность готовности к совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
  5. Неадекватная самооценка.

При расчете t-критерия Стьюдента для неравных несвязных выборок мы получили tэмп= 0,2, что означает отсутствие статистически значимых различий в сравниваемом признаке между контрольной и экспериментальной группами.

Реализация разработанной программы была направлена на создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих развитию взаимодействия и общения дошкольника со сверстниками и взрослыми, в том числе и позитивной социализации детей. Планируемый результат по программе: социально-коммуникативное развитие большинства (50% и более) старших дошкольников на достаточном (базовом) уровне (высокий и средний).

Стратегию и тактику разработки нашей программы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников определили ФГОС ДО, дидактические принципы (систематичности, доступности, сознательности и активности), принципы построения коррекционно-развивающих программ (системности профилактических, развивающих и коррекционных задач; учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка; единства диагностики и коррекции и др.). В программу сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников, которая осуществлялась на протяжении 6 месяцев, мы включили следующие направления:

  1. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В организации зоны для театрализованной деятельности старших дошкольников мы опирались на основные принципы проектирования предметно-пространственной среды:
  • использование оборудования и помещений для решения различных задач;
  • создание «зон приватности»;
  • возможность для реализации интересов и свободы выбора;
  • организация условий с целью импровизации и экспериментирования;
  • полоролевая и возрастная адресность оборудования и материала;
  • обеспечение баланса между совместной и инди­видуальной деятельностью детей.
  1. Реализация условий для активного общения детей со взрослыми и сверстниками в группе. Приоритет в психолого-педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы отдаем групповым занятиям, при этом не исключаем значение индивидуальной работы с детьми (старшие дошкольники с нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (отверженные), застенчивые, обидчивые, испытывающие страх, с нарушениями в поведении (вспыльчивость, пассивность, гиперактивность) и др.).

Участие в театрализованной деятельности способствует изменению социометрического статуса старшего дошкольника, который влияет на развитие самооценки, деятельности и представлений о себе. В содержание занятий мы включали разнообразные формы театрализованной деятельности:

  • ролевые диалоги по иллюстрациям (например, «Федорино горе»: настольный театр картинок);
  • инсценирование сказок (например, «12 месяцев», «Звери на болоте»: кукольный театр, драматизация; «Мальвина учит Буратино»: кукольный театр бибабо, драматизация);
  • разыгрывание сценок («Утка с утятами», «Живые куклы» и др.);
  • самостоятельные фантазирование и исполнение на те­мы и события, взятые из жизни (знаменательное событие, происшествие, смешной случай и т.д.);
  • игры-проживания (например, «Волшебная поляна»: импровизация);
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (овладение вербальной и невербальной техникой («Волны», «Подарок», «Снежки», «Зеркало», «Пантомима» и др.)) и др.Формирование умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми реализуется через совместную деятельность. Первоначально у детей развивались базовые социальные навыки: умение выслушать другого; поддержать общий разговор; участвовать в коллективном обсуждении темы и др. Затем переходили к формированию адекватной самооценки и уровню притязаний; развитию сопереживания и эмпатии; уважению мнения товарища; принятию социальных и этических норм в общении; выражению взаимного доверия и внимания; умений вступать в контакты и др. Большое внимание уделяли освоению детьми моделей социального поведения в конфликтной или просто сложной ситуации (устанавливать и сохранять положительные отношения; договариваться; при совершении действия подчиняться интересам и потребностям группы; развитие и формирование способности к единым действиям и др.), а затем и проверке усвоенных знаний в реальных ситуациях жизнедеятельности группы.
  • В программу включены театрализованные игры и упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач (например, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование социальных и этических норм, умений общения, сплочение группы и др.). При этом каждое упражнение, сказка, театрализованная игра, сценка могут быть проведены несколько раз (с усложнением, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку (кто желает), другими вариациями проведения, в течение нескольких занятий). В основное содержание занятий, кроме театрализованной деятельности, мы включали психотехнические упражнения и элементы психогимнастики.
  1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов и администрации в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Работу с родителями мы осуществляли в «Школе для родителей» в основном через проведение коллективных консультативно-просветительских встреч и индивидуальное консультирование семей, чьи дети показали низкий уровень социально-коммуникативного развития. Содержание коллективных встреч с родителями определялись результатами диагностики, а также необходимостью участия родителей в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника. Индивидуальные консультации проводились по запросу родителей, по результатам диагностики, в случаях необходимости привлечения других специалистов для работы с ребенком и др.

В просветительско-консультативной работе с педагогами ДОУ мы использовали лекции, обсуждение, дискуссии и др. на различную тематику: создание условий для активного общения детей в группе между собой, а также со взрослыми; сущность, цель, структура, критерии и направления социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО; психолого-педагогические условия создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

В программе применялись разнообразные методы:

  • с детьми: театрализованная деятельность (диалоги в ролях по иллюстрациям; проигрывание сценок и сказок; кукольный театр; настольный театр картинок, самостоятельное фантазирование и исполнение на темы, существующие в жизни; игры-драматизации; игры-проживания), упражнения, психогимнастика, игра, творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.), беседа;
  • с родителями, воспитателями, заведующей: выставки психолого-педагогической литературы и информационные стенды, лекция, беседа, дискуссия, театрализованная деятельность и др. [7].

По результатам контрольной диагностики мы выявили, что у старших дошкольников в экспериментальной группе стал преобладать средний и высокий уровень социально-коммуникативного развития:

  • низкий уровень – был у 16 чел. (69,6%), стал у 1 чел. (4,3%),
  • средний уровень – был у 7 чел. (30,4%), стал у 16 чел. (16,6%),
  • высокий уровень – был у 0 чел., стал у 6 чел. (26,1%).

Мы также можем отметить, что уменьшилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с низким уровнем:

  • развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (было 16 чел. (69,6%), стало 4 чел. (17,4%));
  • сформированности умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми (было 15 чел. (65,2%), стало 5 чел. (22,2%));
  • развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (было 10 чел. (43,4%), стало 4 чел. (17,4%)).Применённый t-критерий Стьюдента подтвердил значимость положительных изменений в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников в экспериментальной группе (tэмп= 12,4). Результат, который мы планировали по программе, достигнут: у 22 старших дошкольников (95,7%) социально-коммуникативное развитие на достаточном уровне (высокий и средний уровень).
  • Кроме этого, увеличилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с достаточным (средний и высокий) уровнем готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (было 7 чел. (30,4%), стало 18 чел. (78,3%)), а также с адекватной самооценкой (было 2 чел (8,7%), стало 15 чел. (65,2%)).