Коммуникативное развитие дошкольника и его социализация представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Во ФГОС ДО не содержится определение понятия «социально-коммуникативное развитие», поэтому в современной научной и научно-методической литературе, интернет-источниках нет солидарного подхода к пониманию содержания данного понятия. Однако в изученных нами работах В.А. Зебзеевой [1], О. Вахрамеевой [2], Т.П. Клетиковой, Н.Ю. Топорковой, Т.А. Спириной [3] и др. мы можем отметить и то общее, что их объединяет, а именно идея успешной социализации ребенка. Поэтому мы видим сущность социально-коммуникативного развития дошкольников в их позитивной социализации, приобщении к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации и общества.
Сопровождение (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития дошкольников мы рассматриваем, вслед за В.А. Зебзеевой [1] и Л.В. Кокуевой [4, с. 4-6], как систему профессиональной деятельности специалистов образования, направленную на организацию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих ребенку позитивно социализироваться, приобщаясь к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации, общества.
Психолого-педагогическими условиями сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в контексте нашего исследования являются следующие:
- применение театрализованной деятельности (игры-драмы, игры-проживания, импровизации, куклы бибабо, настольные и др.);
- совместное участие в образовательной деятельности детей и взрослых;
- привлечение родителей к образовательной деятельности.
Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством социализации и развития нравственных, эстетических, коммуникативных и других качеств дошкольника. Театрализованную деятельность мы использовали, прежде всего, для развития эмоциональной сферы (развитие эмоций и чувств, сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемым событиям и др.); речи (выразительность, активация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и др.); формирования опыта социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, выражение своего собственного отношения к добру и злу и др.); коммуникативных умений, невербальных средств общения и др.
Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми появляется в старшем дошкольном возрасте (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Т.А. Репина и др.). Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, на «мире взрослых», а не предметов. Старшему дошкольнику уже не достаточно просто доброжелательного внимания со стороны взрослого, возникает потребность во взаимодействии, взаимопонимании, поэтому в нашу программу мы включили совместные театрализованные занятия со взрослыми (педагоги, родители). Для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников важно не только сотрудничество с родителями, но и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Мы считаем, что для определения результатов сопровождения (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития старших дошкольников необходимо опираться на целевые ориентиры дошкольного образования, определенные в статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], а также целевые параметры на этапе окончания дошкольного образования, определенные во ФГОС ДО [6]. Исходя из этого, ожидаемый результат сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет заключаться в следующем:
- ребенок положительно относится к себе, другим людям, окружающему миру;
- эмоционально отзывчив, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
- сформированная «внутренняя позиция школьника»;
- уважительно относится и осознает свою принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- соблюдает нормы и правила, принятые в обществе, ДОУ, включая нормы морали и нравственности; общается со сверстниками и взрослыми;
- владеет конструктивными приемами установления взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, договаривается, при сотрудничестве распределяет действия, выслушивает и др.);
- использует диалогическую речь; проявляет независимость, саморегуляцию и целенаправленность своих действий;
- проявляет положительную установку к творчеству, разнообразным видам труда;
- участвует в совместной деятельности (общение, игра, труд) с детьми;
- демонстрирует безопасное поведение в ДОУ, социуме, быту, природе.Для получения информации о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников мы использовали следующие методы и методики:
- Выборочную совокупность в исследовании составили старшие дошкольники подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев в количестве 49 человек, которые были распределены на экспериментальную (n = 23) и контрольную группу (n = 26 человек).
- экспертная оценка;
- проективная методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
- социометрический метод, модификация «Маски»;
- методики диагностики коммуникативных способностей (автор С.П. Соснина).
- По результатам диагностического обследования мы выявили следующее: низкий уровень социально-коммуникативного развития – 16 чел. (69,6%), средний – 7 чел. (30,4%), высокий – 0 чел. Основные проблемы в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников:
- Низкий уровень развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Низкий уровень сформированности умений межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
- Низкий уровень развития сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального и социального интеллекта.
- Несформированность готовности к совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
- Неадекватная самооценка.
При расчете t-критерия Стьюдента для неравных несвязных выборок мы получили tэмп= 0,2, что означает отсутствие статистически значимых различий в сравниваемом признаке между контрольной и экспериментальной группами.
Реализация разработанной программы была направлена на создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих развитию взаимодействия и общения дошкольника со сверстниками и взрослыми, в том числе и позитивной социализации детей. Планируемый результат по программе: социально-коммуникативное развитие большинства (50% и более) старших дошкольников на достаточном (базовом) уровне (высокий и средний).
Стратегию и тактику разработки нашей программы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников определили ФГОС ДО, дидактические принципы (систематичности, доступности, сознательности и активности), принципы построения коррекционно-развивающих программ (системности профилактических, развивающих и коррекционных задач; учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка; единства диагностики и коррекции и др.). В программу сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников, которая осуществлялась на протяжении 6 месяцев, мы включили следующие направления:
- Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В организации зоны для театрализованной деятельности старших дошкольников мы опирались на основные принципы проектирования предметно-пространственной среды:
- использование оборудования и помещений для решения различных задач;
- создание «зон приватности»;
- возможность для реализации интересов и свободы выбора;
- организация условий с целью импровизации и экспериментирования;
- полоролевая и возрастная адресность оборудования и материала;
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей.
- Реализация условий для активного общения детей со взрослыми и сверстниками в группе. Приоритет в психолого-педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы отдаем групповым занятиям, при этом не исключаем значение индивидуальной работы с детьми (старшие дошкольники с нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (отверженные), застенчивые, обидчивые, испытывающие страх, с нарушениями в поведении (вспыльчивость, пассивность, гиперактивность) и др.).
Участие в театрализованной деятельности способствует изменению социометрического статуса старшего дошкольника, который влияет на развитие самооценки, деятельности и представлений о себе. В содержание занятий мы включали разнообразные формы театрализованной деятельности:
- ролевые диалоги по иллюстрациям (например, «Федорино горе»: настольный театр картинок);
- инсценирование сказок (например, «12 месяцев», «Звери на болоте»: кукольный театр, драматизация; «Мальвина учит Буратино»: кукольный театр бибабо, драматизация);
- разыгрывание сценок («Утка с утятами», «Живые куклы» и др.);
- самостоятельные фантазирование и исполнение на темы и события, взятые из жизни (знаменательное событие, происшествие, смешной случай и т.д.);
- игры-проживания (например, «Волшебная поляна»: импровизация);
- упражнения по формированию выразительности исполнения (овладение вербальной и невербальной техникой («Волны», «Подарок», «Снежки», «Зеркало», «Пантомима» и др.)) и др.Формирование умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми реализуется через совместную деятельность. Первоначально у детей развивались базовые социальные навыки: умение выслушать другого; поддержать общий разговор; участвовать в коллективном обсуждении темы и др. Затем переходили к формированию адекватной самооценки и уровню притязаний; развитию сопереживания и эмпатии; уважению мнения товарища; принятию социальных и этических норм в общении; выражению взаимного доверия и внимания; умений вступать в контакты и др. Большое внимание уделяли освоению детьми моделей социального поведения в конфликтной или просто сложной ситуации (устанавливать и сохранять положительные отношения; договариваться; при совершении действия подчиняться интересам и потребностям группы; развитие и формирование способности к единым действиям и др.), а затем и проверке усвоенных знаний в реальных ситуациях жизнедеятельности группы.
- В программу включены театрализованные игры и упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач (например, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование социальных и этических норм, умений общения, сплочение группы и др.). При этом каждое упражнение, сказка, театрализованная игра, сценка могут быть проведены несколько раз (с усложнением, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку (кто желает), другими вариациями проведения, в течение нескольких занятий). В основное содержание занятий, кроме театрализованной деятельности, мы включали психотехнические упражнения и элементы психогимнастики.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов и администрации в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Работу с родителями мы осуществляли в «Школе для родителей» в основном через проведение коллективных консультативно-просветительских встреч и индивидуальное консультирование семей, чьи дети показали низкий уровень социально-коммуникативного развития. Содержание коллективных встреч с родителями определялись результатами диагностики, а также необходимостью участия родителей в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника. Индивидуальные консультации проводились по запросу родителей, по результатам диагностики, в случаях необходимости привлечения других специалистов для работы с ребенком и др.
В просветительско-консультативной работе с педагогами ДОУ мы использовали лекции, обсуждение, дискуссии и др. на различную тематику: создание условий для активного общения детей в группе между собой, а также со взрослыми; сущность, цель, структура, критерии и направления социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО; психолого-педагогические условия создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
В программе применялись разнообразные методы:
- с детьми: театрализованная деятельность (диалоги в ролях по иллюстрациям; проигрывание сценок и сказок; кукольный театр; настольный театр картинок, самостоятельное фантазирование и исполнение на темы, существующие в жизни; игры-драматизации; игры-проживания), упражнения, психогимнастика, игра, творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.), беседа;
- с родителями, воспитателями, заведующей: выставки психолого-педагогической литературы и информационные стенды, лекция, беседа, дискуссия, театрализованная деятельность и др. [7].
По результатам контрольной диагностики мы выявили, что у старших дошкольников в экспериментальной группе стал преобладать средний и высокий уровень социально-коммуникативного развития:
- низкий уровень – был у 16 чел. (69,6%), стал у 1 чел. (4,3%),
- средний уровень – был у 7 чел. (30,4%), стал у 16 чел. (16,6%),
- высокий уровень – был у 0 чел., стал у 6 чел. (26,1%).
Мы также можем отметить, что уменьшилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с низким уровнем:
- развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (было 16 чел. (69,6%), стало 4 чел. (17,4%));
- сформированности умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми (было 15 чел. (65,2%), стало 5 чел. (22,2%));
- развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (было 10 чел. (43,4%), стало 4 чел. (17,4%)).Применённый t-критерий Стьюдента подтвердил значимость положительных изменений в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников в экспериментальной группе (tэмп= 12,4). Результат, который мы планировали по программе, достигнут: у 22 старших дошкольников (95,7%) социально-коммуникативное развитие на достаточном уровне (высокий и средний уровень).
- Кроме этого, увеличилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с достаточным (средний и высокий) уровнем готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (было 7 чел. (30,4%), стало 18 чел. (78,3%)), а также с адекватной самооценкой (было 2 чел (8,7%), стало 15 чел. (65,2%)).
Библиографическая ссылка
Седова С.С., Данилов Н.А., Пеплова И.В. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27412 (дата обращения: 11.12.2023).