Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF A UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AMONG JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS IN LEARNING THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"

Drandrov G.L. 1 Paukov A.A. 2
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 Voronezh state university of engineering technologies
Currently as a aims and main result of primary general education supports achievement of socially desirable level of personal, social and cognitive development through the assimilation of universal educational actions that the formation of junior high school students the ability of self-development, "the ability to learn. Achieving this goal can and should be implemented in primary general education in learning all academic disciplines, including physical culture. The article deals and justified the high educational potential subject "physical education" for the younger pupils willingness and ability for self-development; high level training and cognitive motivation; sustainable value-semantic units on self development, cognition of nature, man and society; sense of civic identity; to master the universal regulatory, educational and communicative learning activities. Achievement of high personal results, the formation of universal educational actions and achieving substantive results in the teaching of "physical culture" younger students requires the development and use of their content tools, methods and forms of organization of physical exercises, create diagnostic tools for measuring and assessing their performance.
per-sonal and substantive results
skill learning
self-development
universal educational actions
physical training
primary general education

В ФГОС НОО в качестве цели и основного результата образовательного процесса определено «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [1]. В примерной основной образовательной программе начальной школы говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» [2].

Усвоение способов выполнения универсальных учебных действий в своей совокупности обеспечивает «умение учиться», обусловливает способности младшего школьника к саморазвитию [1], создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Универсальные учебные действия относятся к личностным и метапредметным результатам освоения детьми основной образовательной программы начальной школы. В результате ее освоения они должны быть готовы к решению учебных задач практического и познавательного характера с использованием приобретенных знаний и представлений об окружающем мире, человеке и обществе, с применением способов деятельности различной степени обобщения, умений и навыков общения и поведения в современном информационном обществе.

В соответствии с психологической теорией деятельности учение как вид деятельности включает в свое психологическое содержание, с одной стороны, учебные мотивы, цели и задачи, с другой - учебные действия и операции: преобразование, контроль и оценка [3].

В разработанной А.Г. Асмоловым [3] концепции развития универсальных учебных действий подчеркивается, что «умение учиться» и способности к организации учебной деятельности могут и должны формироваться у младших школьников в процессе обучения всем учебным предметам. Это необходимо учитывать как при разработке содержания учебных программ, так и при технологическом обеспечении процесса их усвоения. Автором раскрываются особенности содержания и технологии формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения всем предметам, за исключением физической культуры.

Физическая культура как образовательная область обладает специфическим содержанием, усвоение которого в процессе учебной деятельности содействует эффективному формированию определенных универсальных учебных действий, относящихся к метапредметным результатам начального общего образования.

Между тем реферативный обзор литературных данных выявил, что проблема реализации идеи социального, личностного и познавательного развития младших школьников в процессе обучения физической культуре на уроках в начальной школе является мало исследованной. Ее решению было посвящено несколько научных работ. В частности, в работе М.Д. Кудрявцева [4] раскрываются особенности реализации концептуальных положений теории учебной деятельности в построении процесса обучения детей младшего школьного возраста двигательным действиям. А.М. Тихоновым [5] рассмотрен развивающий потенциал преподавания физической культуры в начальной школе, раскрываются особенности формирования у младших школьников учебных действий контроля и оценивания на уроках физической культуры. В диссертационном исследовании Д.С. Кечкина [6] представлены и научно обоснованы основные принципы и подходы к обучению младших школьников физической культуре, реализация которых способствует формированию универсальных учебных действий при сохранении высокого уровня физической активности.

Проблема исследования. Существование противоречия между поставленной перед современной начальной школой задачей формирования у обучающихся универсальных учебных действий и недостаточной научной разработанностью подходов к ее решению определяет актуальность проблемы нашего исследования: каковы возможности физической культуры как вида социокультурной деятельности и учебного предмета в формировании универсальных учебных действий у младших школьников. Достижение этой цели выступает в качестве цели нашего исследования.

Результаты исследования. Для эффективного использования развивающего потенциала предмета «Физическая культура» необходимо учитывать психологические механизмы воздействия физической культуры как вида социокультурной деятельности на достижение личностных и метапредметных результатов начального общего образования.

Личностные результаты  обучения в начальной школе включают:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • учебно-познавательную мотивацию;
  • ценностно-смысловые установки;
  • чувство гражданской идентичности.

Любая активность человека вносит определенные изменения не только в окружающих человека природу и общество, но и приводит к существенным изменениям в самом человеке на уровнях индивида, субъекта, личности и индивидуальности. К. Маркс писал по этому поводу: «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» [7]. Совершенствование человеком «собственной природы» является одним из мотивов, побуждающих и направляющих его поведение и деятельность, особенно в школьные годы, характеризующиеся интенсивным социальным, познавательным и личностным развитием. Поэтому отечественными учеными к существенным признакам физической культуры относится ее направленность на телесное и духовное саморазвитие человека как субъекта этой активности [8-10].

Другой существенной особенностью физической культуры как вида двигательной активности является ее использование в качестве средства познания человеком своего Я, природы и общества, постижения закономерностей и отношений в природе, обществе [11; 12]. Вступая во взаимодействие с внешней средой, ребенок выделяет и начинает различать воздействующие на него отдельные предметы и явления, существующие между ними устойчивые закономерные пространственные и временные отношения, причинно-следственные связи. Информация, поступающая ребенку от двигательного анализатора вместе с информацией от других анализаторов, подвергается анализу, обобщению и систематизации, ощущения различной модальности сливаются в целостные образы объективно существующих явлений, предметов. Процесс предметного мышления, реализуемый через двигательную активность, не только обогащает существующий у ребенка «образ мира», но и приводит к развитию познавательной мотивации. Другим значимым личностным результатом занятий физической культуры выступает учебная мотивация, проявляющаяся в стремлении ребенка овладеть новыми двигательными действиями в виде физических упражнений. О существенной роли этой мотивации свидетельствует наблюдаемый в педагогической практике интерес детей к выполнению новых по отношению к их двигательному опыту физических упражнений.

Формируемые в процессе занятий физической культурой мотивы физического и духовного саморазвития, учебно-познавательные мотивы становятся основой формирования соответствующих ценностно-смысловых установок личности ребенка, направляя изнутри деятельность и поведение ребенка относительно независимо от условий конкретных жизненных ситуаций.

Занятия физической культурой предполагают в качестве обязательного условия взаимодействие детей между собой в виде сотрудничества и соперничества. Поэтому они, с одной стороны, содействуют познанию и выделению каждым ребенком себя как индивидуальности через сравнение с возможностями своих сверстников в рамках выполнения игровых и соревновательных упражнений, осознанию и переживанию своей идентичности, с другой стороны - относительному нивелированию межиндивидуальных различий через принятие и следование общегрупповым нормам поведения и деятельности.

К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение младшими школьниками межпредметными понятиями и составляют основу умения учиться.

К регулятивным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:

  • принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности (например, научиться выполнять технический прием);
  • поиск средств ее осуществления (физические упражнения);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (способы выполнения технического приема);
  • планирование, контроль и оценивание учебных действий с учетом решаемой задачи и конкретных условий (последовательность упражнений, методических приемов, критерии оценивания качества, показатели критериев, шкала оценивания);
  • определение эффективных способов достижения успешного результата учебной деятельности (описание требований к эффективным способам);
  • понимание причин успеха или неудачи учебной деятельности (двигательные ошибки и причины их возникновения);
  • конструктивные действия в ситуациях неуспеха (исправление двигательных ошибок).

К познавательным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:

  • познавательная и личностная рефлексия (контроль, оценивание физических возможностей и личностных качеств);
  • моделирование объектов и процессов с использованием знаков и символов (графическое изображение расположения и перемещения играющих и предмета; движений различными частями тела);
  • поиск, восприятие, осмысление и передача информации для решения познавательных задач (реферативный обзор информационных источников; измерение морфофункциональных показателей, показателей физических качеств, показателей владения техническим приемом; рассказ, показ, обнаружение и распознавание двигательных ошибок);
  • логические действия сравнения, теоретического анализа и обобщения, систематизации знаний предметов и явлений с учетом их родовых и видовых отличий, определения аналогий и причинно-следственных связей, построения суждений и умозаключений. Физические упражнения содержат широкие возможности для формулирования учебных проблем, требующих от ребенка осуществления различных умственных действий и операций.

Поскольку каждое понятие (предмета или процесса) раскрывается (если рассматривать его как целостную систему) со стороны цели, внутреннего содержания и структуры, внешних связей, закономерностей функционирования и развития, то и учебные проблемы должны содержать, по нашему мнению, в скрытом виде знания об этих сторонах понятия [13]. В связи с этим нами в ранее опубликованной работе выделялись пять групп учебных проблем.

Первая группа проблем связана с открытием и усвоением знаний о целевом назначении системы в рамках более широкой системы, элементом которой она выступает. Решение второй группы проблем вооружает знаниями о сущности изучаемого понятия: выделить его родовые признаки и определить его качественное своеобразие, т.е. установить видовые отличия. Третья группа учебных проблем нацеливает на открытие содержания изучаемого понятия: осуществить систематизацию содержания данного понятия по различным критериям. Четвертая группа проблем содержит знания о характере взаимосвязей между отдельными структурными элементами содержания. Пятая группа проблем содержит знания закономерностей развития понятия в связи с изменениями его места и роли в рамках более общей системы и изменениями собственного внутреннего содержания и характера внутреннего функционирования.

Точно в такой же последовательности через решение пяти групп учебных проблем раскрывается сущность понятий, отражающих качественную специфику, содержание, структуру, функционирование и развитие каждого из выделенных ранее структурных элементов рассматриваемой системы и составных частей этих элементов (сущность второго и третьего порядка).

Системный подход к формулированию учебных проблем, с одной стороны, позволяет создать посредством их решения целостную систему знаний об изучаемых понятиях и об отражаемых ими объектах и процессах, с другой - способствует формированию у младших школьников универсальных познавательных учебных действий [13].

К коммуникативным познавательным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:

  • использование устной и письменной речи для решения коммуникативных задач (обмен информацией о способе выполнения технического приема, двигательных ошибках, причинах их возникновения, средствах и методических приемах обучения);
  • диалог с товарищами (в связи с изучаемым учебным материалом);
  • изложение и аргументация своей точки зрения и оценка событий (дискуссии в связи с изучаемым учебным материалом);
  • распределение функций и ролей в совместной деятельности (командные игровые и соревновательные упражнения);
  • взаимный контроль в совместной деятельности (организация взаимообучения в парах постоянного и сменного состава).

К предметным результатам начального общего образования по предмету «Физическая культура» относятся:

  • первоначальные представления о значимости физической активности для сохранения и укрепления здоровья человека и формирования здорового образа жизни, о ее положительном воздействии на развитие телесности, на формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы личности, на социализацию и успешность учебно-познавательной деятельности;
  • умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • навыки контроля показателей здоровья, физического состояния, физических нагрузок, развития физических качеств.

Заключение. В настоящее время в качестве цели и основного результата начального общего образования выступает достижение социально желаемого уровня личностного, социального и познавательного развития на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование у младших школьников способности к саморазвитию, «умение учиться». Достижение этой цели может и должно осуществляться на ступени начального общего образования в процессе обучения всем учебным дисциплинам.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает высоким образовательным потенциалом для формирования у младших школьников готовности и способности к саморазвитию; учебной и познавательной мотивации; ценностно-смысловых установок на саморазвитие и познание; чувства гражданской идентичности, для овладения универсальными регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.

Достижение личностных результатов, формирование универсальных учебных действий и достижение предметных результатов в процессе обучения предмету «Физическая культура» младших школьников требует разработки и применения соответствующих их содержанию средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями, создания диагностического инструментария для измерения и оценивания их показателей.