В ФГОС НОО в качестве цели и основного результата образовательного процесса определено «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [1]. В примерной основной образовательной программе начальной школы говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» [2].
Усвоение способов выполнения универсальных учебных действий в своей совокупности обеспечивает «умение учиться», обусловливает способности младшего школьника к саморазвитию [1], создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Универсальные учебные действия относятся к личностным и метапредметным результатам освоения детьми основной образовательной программы начальной школы. В результате ее освоения они должны быть готовы к решению учебных задач практического и познавательного характера с использованием приобретенных знаний и представлений об окружающем мире, человеке и обществе, с применением способов деятельности различной степени обобщения, умений и навыков общения и поведения в современном информационном обществе.
В соответствии с психологической теорией деятельности учение как вид деятельности включает в свое психологическое содержание, с одной стороны, учебные мотивы, цели и задачи, с другой - учебные действия и операции: преобразование, контроль и оценка [3].
В разработанной А.Г. Асмоловым [3] концепции развития универсальных учебных действий подчеркивается, что «умение учиться» и способности к организации учебной деятельности могут и должны формироваться у младших школьников в процессе обучения всем учебным предметам. Это необходимо учитывать как при разработке содержания учебных программ, так и при технологическом обеспечении процесса их усвоения. Автором раскрываются особенности содержания и технологии формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения всем предметам, за исключением физической культуры.
Физическая культура как образовательная область обладает специфическим содержанием, усвоение которого в процессе учебной деятельности содействует эффективному формированию определенных универсальных учебных действий, относящихся к метапредметным результатам начального общего образования.
Между тем реферативный обзор литературных данных выявил, что проблема реализации идеи социального, личностного и познавательного развития младших школьников в процессе обучения физической культуре на уроках в начальной школе является мало исследованной. Ее решению было посвящено несколько научных работ. В частности, в работе М.Д. Кудрявцева [4] раскрываются особенности реализации концептуальных положений теории учебной деятельности в построении процесса обучения детей младшего школьного возраста двигательным действиям. А.М. Тихоновым [5] рассмотрен развивающий потенциал преподавания физической культуры в начальной школе, раскрываются особенности формирования у младших школьников учебных действий контроля и оценивания на уроках физической культуры. В диссертационном исследовании Д.С. Кечкина [6] представлены и научно обоснованы основные принципы и подходы к обучению младших школьников физической культуре, реализация которых способствует формированию универсальных учебных действий при сохранении высокого уровня физической активности.
Проблема исследования. Существование противоречия между поставленной перед современной начальной школой задачей формирования у обучающихся универсальных учебных действий и недостаточной научной разработанностью подходов к ее решению определяет актуальность проблемы нашего исследования: каковы возможности физической культуры как вида социокультурной деятельности и учебного предмета в формировании универсальных учебных действий у младших школьников. Достижение этой цели выступает в качестве цели нашего исследования.
Результаты исследования. Для эффективного использования развивающего потенциала предмета «Физическая культура» необходимо учитывать психологические механизмы воздействия физической культуры как вида социокультурной деятельности на достижение личностных и метапредметных результатов начального общего образования.
Личностные результаты обучения в начальной школе включают:
- готовность и способность к саморазвитию;
- учебно-познавательную мотивацию;
- ценностно-смысловые установки;
- чувство гражданской идентичности.
Любая активность человека вносит определенные изменения не только в окружающих человека природу и общество, но и приводит к существенным изменениям в самом человеке на уровнях индивида, субъекта, личности и индивидуальности. К. Маркс писал по этому поводу: «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» [7]. Совершенствование человеком «собственной природы» является одним из мотивов, побуждающих и направляющих его поведение и деятельность, особенно в школьные годы, характеризующиеся интенсивным социальным, познавательным и личностным развитием. Поэтому отечественными учеными к существенным признакам физической культуры относится ее направленность на телесное и духовное саморазвитие человека как субъекта этой активности [8-10].
Другой существенной особенностью физической культуры как вида двигательной активности является ее использование в качестве средства познания человеком своего Я, природы и общества, постижения закономерностей и отношений в природе, обществе [11; 12]. Вступая во взаимодействие с внешней средой, ребенок выделяет и начинает различать воздействующие на него отдельные предметы и явления, существующие между ними устойчивые закономерные пространственные и временные отношения, причинно-следственные связи. Информация, поступающая ребенку от двигательного анализатора вместе с информацией от других анализаторов, подвергается анализу, обобщению и систематизации, ощущения различной модальности сливаются в целостные образы объективно существующих явлений, предметов. Процесс предметного мышления, реализуемый через двигательную активность, не только обогащает существующий у ребенка «образ мира», но и приводит к развитию познавательной мотивации. Другим значимым личностным результатом занятий физической культуры выступает учебная мотивация, проявляющаяся в стремлении ребенка овладеть новыми двигательными действиями в виде физических упражнений. О существенной роли этой мотивации свидетельствует наблюдаемый в педагогической практике интерес детей к выполнению новых по отношению к их двигательному опыту физических упражнений.
Формируемые в процессе занятий физической культурой мотивы физического и духовного саморазвития, учебно-познавательные мотивы становятся основой формирования соответствующих ценностно-смысловых установок личности ребенка, направляя изнутри деятельность и поведение ребенка относительно независимо от условий конкретных жизненных ситуаций.
Занятия физической культурой предполагают в качестве обязательного условия взаимодействие детей между собой в виде сотрудничества и соперничества. Поэтому они, с одной стороны, содействуют познанию и выделению каждым ребенком себя как индивидуальности через сравнение с возможностями своих сверстников в рамках выполнения игровых и соревновательных упражнений, осознанию и переживанию своей идентичности, с другой стороны - относительному нивелированию межиндивидуальных различий через принятие и следование общегрупповым нормам поведения и деятельности.
К метапредметным результатам относятся универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение младшими школьниками межпредметными понятиями и составляют основу умения учиться.
К регулятивным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:
- принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности (например, научиться выполнять технический прием);
- поиск средств ее осуществления (физические упражнения);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (способы выполнения технического приема);
- планирование, контроль и оценивание учебных действий с учетом решаемой задачи и конкретных условий (последовательность упражнений, методических приемов, критерии оценивания качества, показатели критериев, шкала оценивания);
- определение эффективных способов достижения успешного результата учебной деятельности (описание требований к эффективным способам);
- понимание причин успеха или неудачи учебной деятельности (двигательные ошибки и причины их возникновения);
- конструктивные действия в ситуациях неуспеха (исправление двигательных ошибок).
К познавательным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:
- познавательная и личностная рефлексия (контроль, оценивание физических возможностей и личностных качеств);
- моделирование объектов и процессов с использованием знаков и символов (графическое изображение расположения и перемещения играющих и предмета; движений различными частями тела);
- поиск, восприятие, осмысление и передача информации для решения познавательных задач (реферативный обзор информационных источников; измерение морфофункциональных показателей, показателей физических качеств, показателей владения техническим приемом; рассказ, показ, обнаружение и распознавание двигательных ошибок);
- логические действия сравнения, теоретического анализа и обобщения, систематизации знаний предметов и явлений с учетом их родовых и видовых отличий, определения аналогий и причинно-следственных связей, построения суждений и умозаключений. Физические упражнения содержат широкие возможности для формулирования учебных проблем, требующих от ребенка осуществления различных умственных действий и операций.
Поскольку каждое понятие (предмета или процесса) раскрывается (если рассматривать его как целостную систему) со стороны цели, внутреннего содержания и структуры, внешних связей, закономерностей функционирования и развития, то и учебные проблемы должны содержать, по нашему мнению, в скрытом виде знания об этих сторонах понятия [13]. В связи с этим нами в ранее опубликованной работе выделялись пять групп учебных проблем.
Первая группа проблем связана с открытием и усвоением знаний о целевом назначении системы в рамках более широкой системы, элементом которой она выступает. Решение второй группы проблем вооружает знаниями о сущности изучаемого понятия: выделить его родовые признаки и определить его качественное своеобразие, т.е. установить видовые отличия. Третья группа учебных проблем нацеливает на открытие содержания изучаемого понятия: осуществить систематизацию содержания данного понятия по различным критериям. Четвертая группа проблем содержит знания о характере взаимосвязей между отдельными структурными элементами содержания. Пятая группа проблем содержит знания закономерностей развития понятия в связи с изменениями его места и роли в рамках более общей системы и изменениями собственного внутреннего содержания и характера внутреннего функционирования.
Точно в такой же последовательности через решение пяти групп учебных проблем раскрывается сущность понятий, отражающих качественную специфику, содержание, структуру, функционирование и развитие каждого из выделенных ранее структурных элементов рассматриваемой системы и составных частей этих элементов (сущность второго и третьего порядка).
Системный подход к формулированию учебных проблем, с одной стороны, позволяет создать посредством их решения целостную систему знаний об изучаемых понятиях и об отражаемых ими объектах и процессах, с другой - способствует формированию у младших школьников универсальных познавательных учебных действий [13].
К коммуникативным познавательным учебным действиям, которые могут быть сформированы на уроках физической культуры, относятся:
- использование устной и письменной речи для решения коммуникативных задач (обмен информацией о способе выполнения технического приема, двигательных ошибках, причинах их возникновения, средствах и методических приемах обучения);
- диалог с товарищами (в связи с изучаемым учебным материалом);
- изложение и аргументация своей точки зрения и оценка событий (дискуссии в связи с изучаемым учебным материалом);
- распределение функций и ролей в совместной деятельности (командные игровые и соревновательные упражнения);
- взаимный контроль в совместной деятельности (организация взаимообучения в парах постоянного и сменного состава).
К предметным результатам начального общего образования по предмету «Физическая культура» относятся:
- первоначальные представления о значимости физической активности для сохранения и укрепления здоровья человека и формирования здорового образа жизни, о ее положительном воздействии на развитие телесности, на формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы личности, на социализацию и успешность учебно-познавательной деятельности;
- умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- навыки контроля показателей здоровья, физического состояния, физических нагрузок, развития физических качеств.
Заключение. В настоящее время в качестве цели и основного результата начального общего образования выступает достижение социально желаемого уровня личностного, социального и познавательного развития на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование у младших школьников способности к саморазвитию, «умение учиться». Достижение этой цели может и должно осуществляться на ступени начального общего образования в процессе обучения всем учебным дисциплинам.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает высоким образовательным потенциалом для формирования у младших школьников готовности и способности к саморазвитию; учебной и познавательной мотивации; ценностно-смысловых установок на саморазвитие и познание; чувства гражданской идентичности, для овладения универсальными регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.
Достижение личностных результатов, формирование универсальных учебных действий и достижение предметных результатов в процессе обучения предмету «Физическая культура» младших школьников требует разработки и применения соответствующих их содержанию средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями, создания диагностического инструментария для измерения и оценивания их показателей.
Библиографическая ссылка
Драндров Г.Л., Пауков А.А. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 19.09.2024).