Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADAPTATION GIRLS-CADETS TRAINING AT THE ACADEMY OF THE FSIN OF RUSSIA AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Kirillova T.V. 1 Churikova I. E. 2
1 Research Institute of the Federal Penal Correction Service of Russia
2 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia
In article problems of adaptation of cadets to training conditions in departmental higher education institutions of law enforcement agencies are considered. The emphasis is placed on a gender perspective as adaptation of girls of students has essential differences from adaptation of cadets - men. The pedagogical approaches promoting more successful passing of process of adaptation at initial grade levels, effective forms and methods of the organization of educational process at which the specific and gender features of students opening potential opportunities of girls students of the departmental educational organizations are considered are offered. The system of pedagogical conditions of successful adaptation of girls students to the educational environment of departmental higher education institution of law enforcement agencies and to specific conditions of training and service is offered: gradual alignment of the levels of proficiency and general awareness, psychological and physical training demanded and available at the time of receipt in departmental higher education institution to training, formation of the styles of communication conforming to requirements of office subordination, psychological and physiological reorganization of girls according to the mode of office and educational activity in the conditions of training of departmental higher education institution of law enforcement agencies.Adaptation of girls students to training conditions in FSIN of Russia Academy is a pedagogical problem which solution is submitted to us by means of the organization of the operated purposeful pedagogical process. Adaptation of girls of cadets of the first courses of the departmental educational organizations is one of educational tasks which decision is defined by competence and conscious actions of all command teachers of higher education institution.
adaptation to training
girls are cadets
adaptation as a pedagogical problem
the educational organizations of fsin of russia
gender and age features of cadets
specific conditions of training
service in departmental higher education institutions of law enforcement agencies.

Экономический, культурный и социальный прогресс современного общества обеспечивается рядом факторов, наиважнейшим из которых является образование. Оно должно служить обеспечению адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества. От системы образования напрямую зависит формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала, способного адекватно реагировать на вызовы современности [1-3].

Динамично меняющаяся социальная действительность требует от системы образования формирования у обучающихся высокой адаптированности как к самому процессу обучения в образовательных организациях высшего образования, так и к последующей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость поиска индивидуальных подходов к формированию адаптационных способностей личности в системе образования, поиска оптимальных путей адаптации к образовательному процессу и условиям социума. В системе правоохранительных органов России сегодня создана система профессионального образования сотрудников, которая не имеет аналогов в мире. Она включает в себя свыше 90 образовательных учреждений разных видов начиная с довузовской подготовки граждан в кадетских корпусах и заканчивая послевузовским профессиональным образованием научно-педагогических кадров, которое осуществляется в адъюнктурах и докторантурах образовательных и научно-исследовательских учреждений правоохранительных органов России. Непрерывно совершенствуется и структура ведомственного образования ФСИН России [4; 5].

Актуализируя проблему адаптации к системе ведомственного образования и условиям конкретного вуза ФСИН России вновь принятых на обучение курсантов, мы видим, что возрастает значение педагогической поддержки этого процесса на начальном этапе обучения в ведомственных образовательных организациях и этапе первоначальной подготовки в загородных учебных центрах. Особенно сложно проходит адаптация девушек к условиям, практически идентичным условиям прохождения службы в Вооруженных силах. Если юноши в ходе обучения в школах в некоторой степени готовятся к таким условиям службы, то для девушек адаптация к ним подчас превращается в непосильную задачу. Особую сложность представляют процессы изменения системы ценностных ориентаций, формирование новых межличностных отношений с сослуживцами – «одногруппниками» как женского, так и мужского пола, ограничение возможности общения с близкими родственниками, высокие дисциплинарные требования и др.

Результаты исследования

Анализ современных научных исследований дает основания утверждать, что проблема адаптации курсантов рассматривается с психофизиологических, социально-психологических и психолого-педагогических позиций. Так, Н.Н. Ивашко в своих исследованиях центральной категорией в теории адаптации предлагает считать взаимодействие, предполагающее взаимное влияние объектов друг на друга. Она считает, что «…взаимодействие играет ключевую роль в адаптационных процессах» [6] и определяет адаптацию как «…процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности [7] из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития» [8]. Проблемы адаптации в контексте учебной деятельности в образовательных организациях силовых структур в целом, и Федеральной службы исполнения наказаний в частности, рассматриваются в научной литературе с трех основных позиций: как проблемы адаптации личности в целом, как проблемы формирования учебной адаптации курсантов, с точки зрения создания различных типологий адаптированности курсантов [9].

П.Ю. Аксенова использует стадийный подход и рассматривает этапы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: «начальным звеном в процессе адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения является "реакция первичного ответа", возникающая в результате появления новых для него параметров воздействующей образовательной среды (новая система образования, контроля и требований к курсантам, изменение стиля учебной деятельности, специфические особенности учебно-служебной деятельности и др.) [10]. Это многоуровневая реакция. Затем курсанты начинают привыкать к условиям обучения, включаются индивидуальные психологические программы регулирования взаимодействия с вузом, которые определяются жизненным опытом и личностными особенностями курсантов» [11]. При этом в уже имеющихся научных исследованиях практически не выделяется гендерный аспект этой проблемы, хотя очевидно, что курсантами ведомственных образовательных организаций сегодня становятся не только мужчины, но и девушки, в отношении которых процессы адаптации к условиям обучения изучены недостаточно, не выделены специфические особенности этого процесса, не определены педагогические условия его благоприятного и эффективного протекания.

Очевидно, что при поступлении в ведомственный вуз силовых структур к бывшему ученику школы начинают предъявлять требования, которых нет в школах и даже в «гражданских» образовательных организациях. Они определены спецификой и особенностями обучения в ведомственных вузах. Главной специфической особенностью адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных образовательных организациях силовых структур является наличие ведомственной специфики, условий, приближенных к условиям прохождения военной службы. Все это приводит к трудностям адаптации курсантов, имеющих за своими плечами только опыт обучения в школах, где личностное становление и профессиональное самоопределение проходило в принципиально отличающихся условиях. Адаптация к условиям обучения в Академии ФСИН России может рассматриваться как общее универсальное явление, но в то же время является процессом взаимодействия социума и отдельной личности. Особенности адаптации к условиям обучения в Академии ФСИН России обуславливаются профессиональной спецификой образовательных организаций, содержанием учебно-воспитательного процесса, нормами и требованиями профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевыми подразделениями, спецификой несения службы [12].

Проведенное нами анкетирование курсантов первого курса юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России показало, что в начале обучения в образовательных организациях ФСИН России курсанты (как юноши, так и девушки) испытывают определенные затруднения. Среди называемых причин затруднений в учебной деятельности, помимо затруднений, связанных с изменением режима дня, большой загруженностью по линии несения службы в различных нарядах, недостаточностью времени, отведенного на самоподготовку, условий проживания на казарменном положении, курсанты свои трудности связывают с отсутствием познавательной самостоятельности, недостаточной мотивированностью на учебную и будущую профессиональную деятельность, трудностями вхождения в курсантский коллектив (учебную группу), значительными отличиями в содержании и организации учебного процесса в сравнении со школьным обучением. Среди называемых причин также в 75% анкет присутствует констатация трудностей адаптации к учебному процессу Академии ФСИН России. При этом одновременно курсанты (как юноши, так и девушки) признают наличие трудностей самооценки, самосознания себя как будущего офицера-профессионала, сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В Академии ФСИН России создаются определенные педагогические условия для преодоления вышеназванных трудностей адаптации, введен институт индивидуального наставничества, когда за каждым офицером закрепляются курсанты, которые получают возможность в ходе личного контакта, регулярных встреч с наставником обозначать и решать возникающие проблемы в адаптации как к учебной деятельности, так и коллективу учебной группы. Эта педагогическая находка особенно действенна в отношении курсантов первого курса, которые при проживании в общежитиях казарменного типа не имеют возможности обсуждать возникающие проблемы со своими родными и близкими.

Этот и другие педагогические подходы (системный, личностный, деятельностный, диалогический, аксиологический, этнопедагогический и антропологический), применяемые в образовательно-воспитательном процессе Академии ФСИН России, позволяют нам получать значимые позитивные изменения адаптированности курсантов и оперативно решать возникающие в процессе адаптации проблемы.

Э.В. Комолова, А.П. Шумаров в своей статье «Гендерные аспекты подготовки сотрудников УИС (опыт социально-психологического исследования)» утверждают, что «…курсанты юноши уверены, что ущемляются именно их права». Среди ответов юношей встречаются высказывания типа: «девушек вообще не трогают», «им всяческие послабления», «они не несут службу в ночное время и т.п.», «женщинам многое прощается». Иные мужчины считают, что к женщинам излишне мягкое отношение, девушек-курсантов не готовят к служебной деятельности на 100%. Определенный процент мужчин полагает, что «данная профессия прививает женскому полу пагубные привычки» и что женщины вообще не должны работать. Достаточно большое количество девушек-курсантов признают, что сталкиваются с дискриминацией по признакам пола в профессиональной среде. На их взгляд, проявляется это в том, что женщин считают слабым полом (четыре ответа). Они открыто указывают на то, что женщины не должны работать в системе (два ответа), так как не смогут реализоваться, и на то, что лицам женского пола вообще не место в мужской профессии. По их мнению, женщины ни на что не способны и бесполезны («женщина слабая, ничего не в состоянии предпринять, способна лишь бумаги перебирать»). Многие девушки-курсанты признают, что их не ценят, считают, что они «ничего из себя не представляют», это приводит к ограниченности выполняемых задач. Часть девушек сталкивается с ущемлением женского достоинства, когда к женщине относятся как к мужчине, запрещают быть женщиной (запрещают украшения, прически, маникюр и т.п.). Некоторые отмечают факты дискриминации в вещевом довольствии и ущемление прав нижестоящих женщин (по должности и званию) со стороны вышестоящего руководства мужского пола. Должности и звания распределяются неравномерно [13, с. 22]. Проведенные ими исследования доказывают, что курсанты – юноши и девушки, обучающиеся на младших курсах ведомственных вузов, в ходе образовательного процесса испытывают сходные проблемы. Однако эти проблемы, несмотря на внешнее сходство, вызываются различными причинами: проблемы курсантов-юношей в основном возникают вследствие недостаточного уровня полученных ранее знаний и умений, проблемы курсантов-девушек вызваны эмоциональной незрелостью и фрустрированностью, нравственными и управленческими затруднениями, неготовностью к принятию важных стратегических и тактических решений.

Обратимся теперь к проведенным нами исследованиям, направленным на выявление трудностей и создание условий для успешной адаптации девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России. Очевидно, что определенные трудности адаптации курсантов первого курса могут быть выявлены только в ходе экспериментальной работы, с обязательным анализом, широким обсуждением полученных результатов, поиском эффективных мер, способствующих преодолению выявленных трудностей адаптации курсантов. Наряду с общими особенностями адаптации мы ставили себе целью выявление и учет специфических особенностей, характерных для курсантов-девушек. В исследовании принимали участие курсанты 1 курса. Результаты одного из этапов нашей экспериментальной работы приведены в таблице.

Сравнительная характеристика факторов, влияющих на адаптацию курсантов к обучению в Академии ФСИН России

Факторы, способствующие возникновению затруднений в адаптации к образовательному процессу

Вид деятельности курсантов

Юридический факультет

Экономический факультет

юноши

девушки

юноши

девушки

Подготовка к учебным занятиям 

Учебная деятельность

32%

25%

27%

33%

Участие в научных кружках и иная исследовательская работа

3%

5%

4%

6%

Стиль общения командно-преподавательского состава

33%

49%

21%

49%

Участие во внеучебных мероприятиях 

Внеучебная деятельность

7%

6%

6%

11%

Ограничение возможности заниматься любимым увлечением

39%

63%

27%

68%

Распорядок дня

Служебная деятельность

20%

57%

43%

34%

Физическая, боевая и служебная подготовка

15%

53%

46%

57%

Заступление в служебный наряд

31%

69%

41%

64%

Необходимость проживать в казарме

29%

71%

52%

74%

 

Как видно из проведенных исследований, основные трудности адаптации курсантов-девушек, по их мнению, связаны с физиологическими особенностями. Эти трудности возникают на первоначальных этапах адаптации и определены перестройкой жизнедеятельности в условиях высокой физической, психофизиологической напряженности, изменениями в режиме дня, приемах пищи, несением службы в нарядах и др.). Особо следует выделить факторы, связанные с переездом поступивших курсантов из привычных им климатогеографических условий и необходимостью адаптации также и к условиям новой природной среды. Для диагностики адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости курсантов–девушек первого курса использовалась методика «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин). Согласно полученным результатам, всех участниц можно поделить на 4 основные группы: 1-ю группу составили курсантки с наилучшими показателями адаптированности (13%); 2-ю группу – с достаточно хорошими показателями (19%); в 3-ю группу вошло наибольшее количество девушек-курсанток, имеющих удовлетворительные показатели, но тем не менее достаточно успешно адаптирующихся к условиям обучения, в 4-ю группу – с низкими показателями адаптационных способностей (16%). У курсанток, вошедших в 4-ю группу, были выявлены низкая самооценка, проблемы социализации, неразвитость коммуникативных способностей, трудности в общении с «одногруппниками» и преподавателями. По итогам изучения адаптации курсантов–девушек в академии разрабатывается план мероприятий по оптимизации этого процесса, рекомендации по коррекции социально-психологического климата в учебных группах, используются возможности индивидуального подхода в обучении и воспитании курсантов-девушек [14]. Разработанные нами методические рекомендации по оптимизации образовательно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения курсантов-девушек, адресованные кураторам учебных групп, командно-преподавательскому составу академии, способствуют более успешной адаптации курсантов-девушек к образовательно-воспитательному пространству ведомственной образовательной организации. Анкетирование командно-преподавательского состава, курсовых офицеров и командиров взводов показало, что внедрение результатов нашего исследования в учебно-воспитательный процесс академии способствовало эффективной организации процесса адаптации курсантов-девушек. Анализ содержания дневников индивидуальной воспитательной работы, проводимой наставниками с девушками-курсантами 1 года обучения, позволяет утверждать, что 65% в ходе бесед отмечают действенный эффект проводимых мероприятий по повышению эффективности адаптации к учебному процессу.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют определить адаптацию девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России как процесс, обладающий признаками целостности, системности, динамичности, объективности. Для успешной адаптации девушек-курсанток к образовательной среде ведомственного вуза силовых структур и специфическим условиям обучения и прохождения службы необходима реализация следующих педагогических условий: постепенное выравнивание требуемого и имеющегося на момент поступления в ведомственный вуз уровней обученности и общей осведомленности, психологической и физической подготовки к обучению, формирование стилей общения, соответствующих требованиям служебной субординации, психологическая и физиологическая перестройка девушек в соответствии с режимом служебной и учебной деятельности в условиях обучения ведомственного вуза силовых структур.

Адаптация девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России – это педагогическая проблема, решение которой представляется нам посредством организации управляемого целенаправленного педагогического процесса. Адаптация девушек-курсантов первых курсов ведомственных образовательных организаций - это одна из воспитательных задач, решение которой определяется компетентностью и осознанными действиями всего командно-преподавательского состава вуза. Разнородность задач, которые необходимо решать в ходе преодоления индивидуальных трудностей адаптации курсантов-девушек, определяет многообразие методов, которые используются командно-преподавательским составом образовательных организаций ФСИН России.