Экономический, культурный и социальный прогресс современного общества обеспечивается рядом факторов, наиважнейшим из которых является образование. Оно должно служить обеспечению адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества. От системы образования напрямую зависит формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала, способного адекватно реагировать на вызовы современности [1-3].
Динамично меняющаяся социальная действительность требует от системы образования формирования у обучающихся высокой адаптированности как к самому процессу обучения в образовательных организациях высшего образования, так и к последующей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость поиска индивидуальных подходов к формированию адаптационных способностей личности в системе образования, поиска оптимальных путей адаптации к образовательному процессу и условиям социума. В системе правоохранительных органов России сегодня создана система профессионального образования сотрудников, которая не имеет аналогов в мире. Она включает в себя свыше 90 образовательных учреждений разных видов начиная с довузовской подготовки граждан в кадетских корпусах и заканчивая послевузовским профессиональным образованием научно-педагогических кадров, которое осуществляется в адъюнктурах и докторантурах образовательных и научно-исследовательских учреждений правоохранительных органов России. Непрерывно совершенствуется и структура ведомственного образования ФСИН России [4; 5].
Актуализируя проблему адаптации к системе ведомственного образования и условиям конкретного вуза ФСИН России вновь принятых на обучение курсантов, мы видим, что возрастает значение педагогической поддержки этого процесса на начальном этапе обучения в ведомственных образовательных организациях и этапе первоначальной подготовки в загородных учебных центрах. Особенно сложно проходит адаптация девушек к условиям, практически идентичным условиям прохождения службы в Вооруженных силах. Если юноши в ходе обучения в школах в некоторой степени готовятся к таким условиям службы, то для девушек адаптация к ним подчас превращается в непосильную задачу. Особую сложность представляют процессы изменения системы ценностных ориентаций, формирование новых межличностных отношений с сослуживцами – «одногруппниками» как женского, так и мужского пола, ограничение возможности общения с близкими родственниками, высокие дисциплинарные требования и др.
Результаты исследования
Анализ современных научных исследований дает основания утверждать, что проблема адаптации курсантов рассматривается с психофизиологических, социально-психологических и психолого-педагогических позиций. Так, Н.Н. Ивашко в своих исследованиях центральной категорией в теории адаптации предлагает считать взаимодействие, предполагающее взаимное влияние объектов друг на друга. Она считает, что «…взаимодействие играет ключевую роль в адаптационных процессах» [6] и определяет адаптацию как «…процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности [7] из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития» [8]. Проблемы адаптации в контексте учебной деятельности в образовательных организациях силовых структур в целом, и Федеральной службы исполнения наказаний в частности, рассматриваются в научной литературе с трех основных позиций: как проблемы адаптации личности в целом, как проблемы формирования учебной адаптации курсантов, с точки зрения создания различных типологий адаптированности курсантов [9].
П.Ю. Аксенова использует стадийный подход и рассматривает этапы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: «начальным звеном в процессе адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения является "реакция первичного ответа", возникающая в результате появления новых для него параметров воздействующей образовательной среды (новая система образования, контроля и требований к курсантам, изменение стиля учебной деятельности, специфические особенности учебно-служебной деятельности и др.) [10]. Это многоуровневая реакция. Затем курсанты начинают привыкать к условиям обучения, включаются индивидуальные психологические программы регулирования взаимодействия с вузом, которые определяются жизненным опытом и личностными особенностями курсантов» [11]. При этом в уже имеющихся научных исследованиях практически не выделяется гендерный аспект этой проблемы, хотя очевидно, что курсантами ведомственных образовательных организаций сегодня становятся не только мужчины, но и девушки, в отношении которых процессы адаптации к условиям обучения изучены недостаточно, не выделены специфические особенности этого процесса, не определены педагогические условия его благоприятного и эффективного протекания.
Очевидно, что при поступлении в ведомственный вуз силовых структур к бывшему ученику школы начинают предъявлять требования, которых нет в школах и даже в «гражданских» образовательных организациях. Они определены спецификой и особенностями обучения в ведомственных вузах. Главной специфической особенностью адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных образовательных организациях силовых структур является наличие ведомственной специфики, условий, приближенных к условиям прохождения военной службы. Все это приводит к трудностям адаптации курсантов, имеющих за своими плечами только опыт обучения в школах, где личностное становление и профессиональное самоопределение проходило в принципиально отличающихся условиях. Адаптация к условиям обучения в Академии ФСИН России может рассматриваться как общее универсальное явление, но в то же время является процессом взаимодействия социума и отдельной личности. Особенности адаптации к условиям обучения в Академии ФСИН России обуславливаются профессиональной спецификой образовательных организаций, содержанием учебно-воспитательного процесса, нормами и требованиями профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевыми подразделениями, спецификой несения службы [12].
Проведенное нами анкетирование курсантов первого курса юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России показало, что в начале обучения в образовательных организациях ФСИН России курсанты (как юноши, так и девушки) испытывают определенные затруднения. Среди называемых причин затруднений в учебной деятельности, помимо затруднений, связанных с изменением режима дня, большой загруженностью по линии несения службы в различных нарядах, недостаточностью времени, отведенного на самоподготовку, условий проживания на казарменном положении, курсанты свои трудности связывают с отсутствием познавательной самостоятельности, недостаточной мотивированностью на учебную и будущую профессиональную деятельность, трудностями вхождения в курсантский коллектив (учебную группу), значительными отличиями в содержании и организации учебного процесса в сравнении со школьным обучением. Среди называемых причин также в 75% анкет присутствует констатация трудностей адаптации к учебному процессу Академии ФСИН России. При этом одновременно курсанты (как юноши, так и девушки) признают наличие трудностей самооценки, самосознания себя как будущего офицера-профессионала, сотрудника уголовно-исполнительной системы.
В Академии ФСИН России создаются определенные педагогические условия для преодоления вышеназванных трудностей адаптации, введен институт индивидуального наставничества, когда за каждым офицером закрепляются курсанты, которые получают возможность в ходе личного контакта, регулярных встреч с наставником обозначать и решать возникающие проблемы в адаптации как к учебной деятельности, так и коллективу учебной группы. Эта педагогическая находка особенно действенна в отношении курсантов первого курса, которые при проживании в общежитиях казарменного типа не имеют возможности обсуждать возникающие проблемы со своими родными и близкими.
Этот и другие педагогические подходы (системный, личностный, деятельностный, диалогический, аксиологический, этнопедагогический и антропологический), применяемые в образовательно-воспитательном процессе Академии ФСИН России, позволяют нам получать значимые позитивные изменения адаптированности курсантов и оперативно решать возникающие в процессе адаптации проблемы.
Э.В. Комолова, А.П. Шумаров в своей статье «Гендерные аспекты подготовки сотрудников УИС (опыт социально-психологического исследования)» утверждают, что «…курсанты юноши уверены, что ущемляются именно их права». Среди ответов юношей встречаются высказывания типа: «девушек вообще не трогают», «им всяческие послабления», «они не несут службу в ночное время и т.п.», «женщинам многое прощается». Иные мужчины считают, что к женщинам излишне мягкое отношение, девушек-курсантов не готовят к служебной деятельности на 100%. Определенный процент мужчин полагает, что «данная профессия прививает женскому полу пагубные привычки» и что женщины вообще не должны работать. Достаточно большое количество девушек-курсантов признают, что сталкиваются с дискриминацией по признакам пола в профессиональной среде. На их взгляд, проявляется это в том, что женщин считают слабым полом (четыре ответа). Они открыто указывают на то, что женщины не должны работать в системе (два ответа), так как не смогут реализоваться, и на то, что лицам женского пола вообще не место в мужской профессии. По их мнению, женщины ни на что не способны и бесполезны («женщина слабая, ничего не в состоянии предпринять, способна лишь бумаги перебирать»). Многие девушки-курсанты признают, что их не ценят, считают, что они «ничего из себя не представляют», это приводит к ограниченности выполняемых задач. Часть девушек сталкивается с ущемлением женского достоинства, когда к женщине относятся как к мужчине, запрещают быть женщиной (запрещают украшения, прически, маникюр и т.п.). Некоторые отмечают факты дискриминации в вещевом довольствии и ущемление прав нижестоящих женщин (по должности и званию) со стороны вышестоящего руководства мужского пола. Должности и звания распределяются неравномерно [13, с. 22]. Проведенные ими исследования доказывают, что курсанты – юноши и девушки, обучающиеся на младших курсах ведомственных вузов, в ходе образовательного процесса испытывают сходные проблемы. Однако эти проблемы, несмотря на внешнее сходство, вызываются различными причинами: проблемы курсантов-юношей в основном возникают вследствие недостаточного уровня полученных ранее знаний и умений, проблемы курсантов-девушек вызваны эмоциональной незрелостью и фрустрированностью, нравственными и управленческими затруднениями, неготовностью к принятию важных стратегических и тактических решений.
Обратимся теперь к проведенным нами исследованиям, направленным на выявление трудностей и создание условий для успешной адаптации девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России. Очевидно, что определенные трудности адаптации курсантов первого курса могут быть выявлены только в ходе экспериментальной работы, с обязательным анализом, широким обсуждением полученных результатов, поиском эффективных мер, способствующих преодолению выявленных трудностей адаптации курсантов. Наряду с общими особенностями адаптации мы ставили себе целью выявление и учет специфических особенностей, характерных для курсантов-девушек. В исследовании принимали участие курсанты 1 курса. Результаты одного из этапов нашей экспериментальной работы приведены в таблице.
Сравнительная характеристика факторов, влияющих на адаптацию курсантов к обучению в Академии ФСИН России
Факторы, способствующие возникновению затруднений в адаптации к образовательному процессу |
Вид деятельности курсантов |
Юридический факультет |
Экономический факультет |
||
юноши |
девушки |
юноши |
девушки |
||
Подготовка к учебным занятиям |
Учебная деятельность |
32% |
25% |
27% |
33% |
Участие в научных кружках и иная исследовательская работа |
3% |
5% |
4% |
6% |
|
Стиль общения командно-преподавательского состава |
33% |
49% |
21% |
49% |
|
Участие во внеучебных мероприятиях |
Внеучебная деятельность |
7% |
6% |
6% |
11% |
Ограничение возможности заниматься любимым увлечением |
39% |
63% |
27% |
68% |
|
Распорядок дня |
Служебная деятельность |
20% |
57% |
43% |
34% |
Физическая, боевая и служебная подготовка |
15% |
53% |
46% |
57% |
|
Заступление в служебный наряд |
31% |
69% |
41% |
64% |
|
Необходимость проживать в казарме |
29% |
71% |
52% |
74% |
Как видно из проведенных исследований, основные трудности адаптации курсантов-девушек, по их мнению, связаны с физиологическими особенностями. Эти трудности возникают на первоначальных этапах адаптации и определены перестройкой жизнедеятельности в условиях высокой физической, психофизиологической напряженности, изменениями в режиме дня, приемах пищи, несением службы в нарядах и др.). Особо следует выделить факторы, связанные с переездом поступивших курсантов из привычных им климатогеографических условий и необходимостью адаптации также и к условиям новой природной среды. Для диагностики адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости курсантов–девушек первого курса использовалась методика «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин). Согласно полученным результатам, всех участниц можно поделить на 4 основные группы: 1-ю группу составили курсантки с наилучшими показателями адаптированности (13%); 2-ю группу – с достаточно хорошими показателями (19%); в 3-ю группу вошло наибольшее количество девушек-курсанток, имеющих удовлетворительные показатели, но тем не менее достаточно успешно адаптирующихся к условиям обучения, в 4-ю группу – с низкими показателями адаптационных способностей (16%). У курсанток, вошедших в 4-ю группу, были выявлены низкая самооценка, проблемы социализации, неразвитость коммуникативных способностей, трудности в общении с «одногруппниками» и преподавателями. По итогам изучения адаптации курсантов–девушек в академии разрабатывается план мероприятий по оптимизации этого процесса, рекомендации по коррекции социально-психологического климата в учебных группах, используются возможности индивидуального подхода в обучении и воспитании курсантов-девушек [14]. Разработанные нами методические рекомендации по оптимизации образовательно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения курсантов-девушек, адресованные кураторам учебных групп, командно-преподавательскому составу академии, способствуют более успешной адаптации курсантов-девушек к образовательно-воспитательному пространству ведомственной образовательной организации. Анкетирование командно-преподавательского состава, курсовых офицеров и командиров взводов показало, что внедрение результатов нашего исследования в учебно-воспитательный процесс академии способствовало эффективной организации процесса адаптации курсантов-девушек. Анализ содержания дневников индивидуальной воспитательной работы, проводимой наставниками с девушками-курсантами 1 года обучения, позволяет утверждать, что 65% в ходе бесед отмечают действенный эффект проводимых мероприятий по повышению эффективности адаптации к учебному процессу.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют определить адаптацию девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России как процесс, обладающий признаками целостности, системности, динамичности, объективности. Для успешной адаптации девушек-курсанток к образовательной среде ведомственного вуза силовых структур и специфическим условиям обучения и прохождения службы необходима реализация следующих педагогических условий: постепенное выравнивание требуемого и имеющегося на момент поступления в ведомственный вуз уровней обученности и общей осведомленности, психологической и физической подготовки к обучению, формирование стилей общения, соответствующих требованиям служебной субординации, психологическая и физиологическая перестройка девушек в соответствии с режимом служебной и учебной деятельности в условиях обучения ведомственного вуза силовых структур.
Адаптация девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России – это педагогическая проблема, решение которой представляется нам посредством организации управляемого целенаправленного педагогического процесса. Адаптация девушек-курсантов первых курсов ведомственных образовательных организаций - это одна из воспитательных задач, решение которой определяется компетентностью и осознанными действиями всего командно-преподавательского состава вуза. Разнородность задач, которые необходимо решать в ходе преодоления индивидуальных трудностей адаптации курсантов-девушек, определяет многообразие методов, которые используются командно-преподавательским составом образовательных организаций ФСИН России.
Библиографическая ссылка
Кириллова Т.В., Чурикова И.Э. АДАПТАЦИЯ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК К ОБУЧЕНИЮ В АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27409 (дата обращения: 08.12.2024).