Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТАЦИЯ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК К ОБУЧЕНИЮ В АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кириллова Т.В. 1 Чурикова И.Э. 2
1 ФКУ НИИ ФСИН России
2 ФКОУ ВО «Академия права и управления ФСИН» России
В статье рассматриваются проблемы адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных вузах силовых структур. Делается акцент на гендерной проблематике, так как адаптация девушек курсанток имеет существенные отличия от адаптации курсантов - мужчин . Предлагаются педагогические подходы, способствующие более успешному прохождению процесса адаптации на первоначальных этапах обучения, действенные формы и методы организации образовательного процесса, при которых учитываются индивидуальные и гендерные особенности обучающихся, раскрывающие потенциальные возможности девушек-курсанток ведомственных образовательных организаций. Предлагается система педагогических условий успешной адаптации девушек-курсанток к образовательной среде ведомственного вуза силовых структур и специфическим условиям обучения и прохождения службы: постепенное выравнивание требуемого и имеющегося на момент поступления в ведомственный вуз уровней обученности и общей осведомленности, психологической и физической подготовки к обучению, формирование стилей общения, соответствующих требованиям служебной субординации, психологическая и физиологическая перестройка девушек в соответствии с режимом служебной и учебной деятельности в условиях обучения ведомственного вуза силовых структур.Адаптация девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России – это педагогическая проблема, решение которой представляется нам посредством организации управляемого целенаправленного педагогического процесса. Адаптация девушек курсантов первых курсов ведомственных образовательных организаций - это одна из воспитательных задач, решение которой определяется компетентностью и осознанными действиями всего командно-преподавательского состава вуза.
специфические условия обучения
половозрастные особенности курсантов
образовательные организации фсин россии
адаптация как педагогическая проблема
девушки – курсантки
адаптация к обучению
прохождение службы в ведомственных вузах силовых структур.
1. Кириллова Т.В. Образование - фактор экономического и социального прогресса // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 10. – С. 138-139.
2. Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 4. Ч. 3. – Уфа: Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы, 2007. – 252 с.
3. Воронина Ю.В. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: монография [Электронный ресурс]. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 344 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/12971 (дата обращения 13.12.2017).
4. Кириллова Т.В., Михайлов А.Г. Система работы по профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников к деятельности в органах безопасности в условиях профессиональной подготовки // Перспективы науки. - 2013. - № 12 (51). - С. 17-19.
5. Закирова Т.И. Педагогические условия профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Йошкар-Ола, 2007. - 219 с.
6. Ивашко Н.Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 24 c.
7. Шмакова О.В. Профессиональная социализация студентов средствами иноязычного делового общения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2010. – 24 c.
8. Ивашко Н.Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 196 с.
9. Аксенова П.Ю., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В., Воронин Р.М. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности: монография. – М., 2017. – 160 с.
10. Аксенова П.Ю. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2011. - № 10 (102). - С. 123-127.
11. Аксенова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. … канд. псих. наук. - Тамбов, 2011. - 24 с.
12. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления: автореф. дис. … канд. псих. наук. - Рязань, 2006. - 25 с.
13. Комолова Э.В., Шумаров А.П. Гендерные аспекты подготовки сотрудников УИС (опыт социально-психологического исследования) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2014. - № 6. – С. 22.
14. Чурикова И.Э., Казанцев В.Н. Социально-психологические особенности адаптации курсантов к условиям обучения в образовательных организациях ФСИН России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19547 (дата обращения: 13.12.2017).

Экономический, культурный и социальный прогресс современного общества обеспечивается рядом факторов, наиважнейшим из которых является образование. Оно должно служить обеспечению адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества. От системы образования напрямую зависит формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала, способного адекватно реагировать на вызовы современности [1-3].

Динамично меняющаяся социальная действительность требует от системы образования формирования у обучающихся высокой адаптированности как к самому процессу обучения в образовательных организациях высшего образования, так и к последующей профессиональной деятельности. Очевидна необходимость поиска индивидуальных подходов к формированию адаптационных способностей личности в системе образования, поиска оптимальных путей адаптации к образовательному процессу и условиям социума. В системе правоохранительных органов России сегодня создана система профессионального образования сотрудников, которая не имеет аналогов в мире. Она включает в себя свыше 90 образовательных учреждений разных видов начиная с довузовской подготовки граждан в кадетских корпусах и заканчивая послевузовским профессиональным образованием научно-педагогических кадров, которое осуществляется в адъюнктурах и докторантурах образовательных и научно-исследовательских учреждений правоохранительных органов России. Непрерывно совершенствуется и структура ведомственного образования ФСИН России [4; 5].

Актуализируя проблему адаптации к системе ведомственного образования и условиям конкретного вуза ФСИН России вновь принятых на обучение курсантов, мы видим, что возрастает значение педагогической поддержки этого процесса на начальном этапе обучения в ведомственных образовательных организациях и этапе первоначальной подготовки в загородных учебных центрах. Особенно сложно проходит адаптация девушек к условиям, практически идентичным условиям прохождения службы в Вооруженных силах. Если юноши в ходе обучения в школах в некоторой степени готовятся к таким условиям службы, то для девушек адаптация к ним подчас превращается в непосильную задачу. Особую сложность представляют процессы изменения системы ценностных ориентаций, формирование новых межличностных отношений с сослуживцами – «одногруппниками» как женского, так и мужского пола, ограничение возможности общения с близкими родственниками, высокие дисциплинарные требования и др.

Результаты исследования

Анализ современных научных исследований дает основания утверждать, что проблема адаптации курсантов рассматривается с психофизиологических, социально-психологических и психолого-педагогических позиций. Так, Н.Н. Ивашко в своих исследованиях центральной категорией в теории адаптации предлагает считать взаимодействие, предполагающее взаимное влияние объектов друг на друга. Она считает, что «…взаимодействие играет ключевую роль в адаптационных процессах» [6] и определяет адаптацию как «…процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности [7] из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития» [8]. Проблемы адаптации в контексте учебной деятельности в образовательных организациях силовых структур в целом, и Федеральной службы исполнения наказаний в частности, рассматриваются в научной литературе с трех основных позиций: как проблемы адаптации личности в целом, как проблемы формирования учебной адаптации курсантов, с точки зрения создания различных типологий адаптированности курсантов [9].

П.Ю. Аксенова использует стадийный подход и рассматривает этапы адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: «начальным звеном в процессе адаптации курсантов к новым условиям вузовского обучения является "реакция первичного ответа", возникающая в результате появления новых для него параметров воздействующей образовательной среды (новая система образования, контроля и требований к курсантам, изменение стиля учебной деятельности, специфические особенности учебно-служебной деятельности и др.) [10]. Это многоуровневая реакция. Затем курсанты начинают привыкать к условиям обучения, включаются индивидуальные психологические программы регулирования взаимодействия с вузом, которые определяются жизненным опытом и личностными особенностями курсантов» [11]. При этом в уже имеющихся научных исследованиях практически не выделяется гендерный аспект этой проблемы, хотя очевидно, что курсантами ведомственных образовательных организаций сегодня становятся не только мужчины, но и девушки, в отношении которых процессы адаптации к условиям обучения изучены недостаточно, не выделены специфические особенности этого процесса, не определены педагогические условия его благоприятного и эффективного протекания.

Очевидно, что при поступлении в ведомственный вуз силовых структур к бывшему ученику школы начинают предъявлять требования, которых нет в школах и даже в «гражданских» образовательных организациях. Они определены спецификой и особенностями обучения в ведомственных вузах. Главной специфической особенностью адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных образовательных организациях силовых структур является наличие ведомственной специфики, условий, приближенных к условиям прохождения военной службы. Все это приводит к трудностям адаптации курсантов, имеющих за своими плечами только опыт обучения в школах, где личностное становление и профессиональное самоопределение проходило в принципиально отличающихся условиях. Адаптация к условиям обучения в Академии ФСИН России может рассматриваться как общее универсальное явление, но в то же время является процессом взаимодействия социума и отдельной личности. Особенности адаптации к условиям обучения в Академии ФСИН России обуславливаются профессиональной спецификой образовательных организаций, содержанием учебно-воспитательного процесса, нормами и требованиями профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевыми подразделениями, спецификой несения службы [12].

Проведенное нами анкетирование курсантов первого курса юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России показало, что в начале обучения в образовательных организациях ФСИН России курсанты (как юноши, так и девушки) испытывают определенные затруднения. Среди называемых причин затруднений в учебной деятельности, помимо затруднений, связанных с изменением режима дня, большой загруженностью по линии несения службы в различных нарядах, недостаточностью времени, отведенного на самоподготовку, условий проживания на казарменном положении, курсанты свои трудности связывают с отсутствием познавательной самостоятельности, недостаточной мотивированностью на учебную и будущую профессиональную деятельность, трудностями вхождения в курсантский коллектив (учебную группу), значительными отличиями в содержании и организации учебного процесса в сравнении со школьным обучением. Среди называемых причин также в 75% анкет присутствует констатация трудностей адаптации к учебному процессу Академии ФСИН России. При этом одновременно курсанты (как юноши, так и девушки) признают наличие трудностей самооценки, самосознания себя как будущего офицера-профессионала, сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В Академии ФСИН России создаются определенные педагогические условия для преодоления вышеназванных трудностей адаптации, введен институт индивидуального наставничества, когда за каждым офицером закрепляются курсанты, которые получают возможность в ходе личного контакта, регулярных встреч с наставником обозначать и решать возникающие проблемы в адаптации как к учебной деятельности, так и коллективу учебной группы. Эта педагогическая находка особенно действенна в отношении курсантов первого курса, которые при проживании в общежитиях казарменного типа не имеют возможности обсуждать возникающие проблемы со своими родными и близкими.

Этот и другие педагогические подходы (системный, личностный, деятельностный, диалогический, аксиологический, этнопедагогический и антропологический), применяемые в образовательно-воспитательном процессе Академии ФСИН России, позволяют нам получать значимые позитивные изменения адаптированности курсантов и оперативно решать возникающие в процессе адаптации проблемы.

Э.В. Комолова, А.П. Шумаров в своей статье «Гендерные аспекты подготовки сотрудников УИС (опыт социально-психологического исследования)» утверждают, что «…курсанты юноши уверены, что ущемляются именно их права». Среди ответов юношей встречаются высказывания типа: «девушек вообще не трогают», «им всяческие послабления», «они не несут службу в ночное время и т.п.», «женщинам многое прощается». Иные мужчины считают, что к женщинам излишне мягкое отношение, девушек-курсантов не готовят к служебной деятельности на 100%. Определенный процент мужчин полагает, что «данная профессия прививает женскому полу пагубные привычки» и что женщины вообще не должны работать. Достаточно большое количество девушек-курсантов признают, что сталкиваются с дискриминацией по признакам пола в профессиональной среде. На их взгляд, проявляется это в том, что женщин считают слабым полом (четыре ответа). Они открыто указывают на то, что женщины не должны работать в системе (два ответа), так как не смогут реализоваться, и на то, что лицам женского пола вообще не место в мужской профессии. По их мнению, женщины ни на что не способны и бесполезны («женщина слабая, ничего не в состоянии предпринять, способна лишь бумаги перебирать»). Многие девушки-курсанты признают, что их не ценят, считают, что они «ничего из себя не представляют», это приводит к ограниченности выполняемых задач. Часть девушек сталкивается с ущемлением женского достоинства, когда к женщине относятся как к мужчине, запрещают быть женщиной (запрещают украшения, прически, маникюр и т.п.). Некоторые отмечают факты дискриминации в вещевом довольствии и ущемление прав нижестоящих женщин (по должности и званию) со стороны вышестоящего руководства мужского пола. Должности и звания распределяются неравномерно [13, с. 22]. Проведенные ими исследования доказывают, что курсанты – юноши и девушки, обучающиеся на младших курсах ведомственных вузов, в ходе образовательного процесса испытывают сходные проблемы. Однако эти проблемы, несмотря на внешнее сходство, вызываются различными причинами: проблемы курсантов-юношей в основном возникают вследствие недостаточного уровня полученных ранее знаний и умений, проблемы курсантов-девушек вызваны эмоциональной незрелостью и фрустрированностью, нравственными и управленческими затруднениями, неготовностью к принятию важных стратегических и тактических решений.

Обратимся теперь к проведенным нами исследованиям, направленным на выявление трудностей и создание условий для успешной адаптации девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России. Очевидно, что определенные трудности адаптации курсантов первого курса могут быть выявлены только в ходе экспериментальной работы, с обязательным анализом, широким обсуждением полученных результатов, поиском эффективных мер, способствующих преодолению выявленных трудностей адаптации курсантов. Наряду с общими особенностями адаптации мы ставили себе целью выявление и учет специфических особенностей, характерных для курсантов-девушек. В исследовании принимали участие курсанты 1 курса. Результаты одного из этапов нашей экспериментальной работы приведены в таблице.

Сравнительная характеристика факторов, влияющих на адаптацию курсантов к обучению в Академии ФСИН России

Факторы, способствующие возникновению затруднений в адаптации к образовательному процессу

Вид деятельности курсантов

Юридический факультет

Экономический факультет

юноши

девушки

юноши

девушки

Подготовка к учебным занятиям 

Учебная деятельность

32%

25%

27%

33%

Участие в научных кружках и иная исследовательская работа

3%

5%

4%

6%

Стиль общения командно-преподавательского состава

33%

49%

21%

49%

Участие во внеучебных мероприятиях 

Внеучебная деятельность

7%

6%

6%

11%

Ограничение возможности заниматься любимым увлечением

39%

63%

27%

68%

Распорядок дня

Служебная деятельность

20%

57%

43%

34%

Физическая, боевая и служебная подготовка

15%

53%

46%

57%

Заступление в служебный наряд

31%

69%

41%

64%

Необходимость проживать в казарме

29%

71%

52%

74%

 

Как видно из проведенных исследований, основные трудности адаптации курсантов-девушек, по их мнению, связаны с физиологическими особенностями. Эти трудности возникают на первоначальных этапах адаптации и определены перестройкой жизнедеятельности в условиях высокой физической, психофизиологической напряженности, изменениями в режиме дня, приемах пищи, несением службы в нарядах и др.). Особо следует выделить факторы, связанные с переездом поступивших курсантов из привычных им климатогеографических условий и необходимостью адаптации также и к условиям новой природной среды. Для диагностики адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости курсантов–девушек первого курса использовалась методика «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин). Согласно полученным результатам, всех участниц можно поделить на 4 основные группы: 1-ю группу составили курсантки с наилучшими показателями адаптированности (13%); 2-ю группу – с достаточно хорошими показателями (19%); в 3-ю группу вошло наибольшее количество девушек-курсанток, имеющих удовлетворительные показатели, но тем не менее достаточно успешно адаптирующихся к условиям обучения, в 4-ю группу – с низкими показателями адаптационных способностей (16%). У курсанток, вошедших в 4-ю группу, были выявлены низкая самооценка, проблемы социализации, неразвитость коммуникативных способностей, трудности в общении с «одногруппниками» и преподавателями. По итогам изучения адаптации курсантов–девушек в академии разрабатывается план мероприятий по оптимизации этого процесса, рекомендации по коррекции социально-психологического климата в учебных группах, используются возможности индивидуального подхода в обучении и воспитании курсантов-девушек [14]. Разработанные нами методические рекомендации по оптимизации образовательно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения курсантов-девушек, адресованные кураторам учебных групп, командно-преподавательскому составу академии, способствуют более успешной адаптации курсантов-девушек к образовательно-воспитательному пространству ведомственной образовательной организации. Анкетирование командно-преподавательского состава, курсовых офицеров и командиров взводов показало, что внедрение результатов нашего исследования в учебно-воспитательный процесс академии способствовало эффективной организации процесса адаптации курсантов-девушек. Анализ содержания дневников индивидуальной воспитательной работы, проводимой наставниками с девушками-курсантами 1 года обучения, позволяет утверждать, что 65% в ходе бесед отмечают действенный эффект проводимых мероприятий по повышению эффективности адаптации к учебному процессу.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют определить адаптацию девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России как процесс, обладающий признаками целостности, системности, динамичности, объективности. Для успешной адаптации девушек-курсанток к образовательной среде ведомственного вуза силовых структур и специфическим условиям обучения и прохождения службы необходима реализация следующих педагогических условий: постепенное выравнивание требуемого и имеющегося на момент поступления в ведомственный вуз уровней обученности и общей осведомленности, психологической и физической подготовки к обучению, формирование стилей общения, соответствующих требованиям служебной субординации, психологическая и физиологическая перестройка девушек в соответствии с режимом служебной и учебной деятельности в условиях обучения ведомственного вуза силовых структур.

Адаптация девушек-курсанток к условиям обучения в Академии ФСИН России – это педагогическая проблема, решение которой представляется нам посредством организации управляемого целенаправленного педагогического процесса. Адаптация девушек-курсантов первых курсов ведомственных образовательных организаций - это одна из воспитательных задач, решение которой определяется компетентностью и осознанными действиями всего командно-преподавательского состава вуза. Разнородность задач, которые необходимо решать в ходе преодоления индивидуальных трудностей адаптации курсантов-девушек, определяет многообразие методов, которые используются командно-преподавательским составом образовательных организаций ФСИН России.


Библиографическая ссылка

Кириллова Т.В., Чурикова И.Э. АДАПТАЦИЯ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК К ОБУЧЕНИЮ В АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27409 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674