Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MONITORING OF READINESS OF RURAL SCHOOLCHILDREN TO IMPLEMENTATION OF NORMATIVE STANDARDS OF THE ALL-RUSSIAN TRAINING AND SPORT COMPLEX OF TRP

Votyakova T.V. 1 Kolokoltsev M.M. 2
1 MOU OF IRMA "Pivovarovskaya SOSH"
2 FGBOU VPO Irkutsk national research technical university
The results of pedagogical monitoring of physical preparedness of 218 rural schoolchildren of 3-4 classes of the Irkutsk region at the age of 9-10 years are, presented. The inspection of schoolboys they were carried out 2 time per year (September and May) The assessment of their readiness to fulfill the regulatory requirements of the complex of the WFSK TRU of the II stage is, given. It was found that 48.1% of boys and 55.3% of girls of the 3rd grade, 42.0% of boys and 47.5% of girls in the 4th grade have results below the standards of the TRP complex in tests for the development of general endurance, strength, -power and agility. To improve the physical preparedness of schoolchildren of the lower level, it is necessary to make corrections to the variable part of the work program on the subject "Physical Culture", including cross-country, speed-strength, coordination exercises based on gaming and sports technologies.
rural schoolchildren
monitoring
physical readiness
trp complex

Стратегической линией государства на укрепление здоровья населения России является внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО практически во всех возрастных группах граждан страны. По мнению разработчиков, этот документ позволит активизировать мотивацию населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, позволит сохранить и укрепить здоровье различных возрастных групп россиян, увеличит продолжительность жизни. Поэтому изучение физической подготовленности, как маркера двигательной активности, является актуальным.

О низких характеристиках показателей соматического, физического и психического здоровья подрастающего поколения России сообщают [1; 2]. Причинами этого являются высокая умственная нагрузка на организм детей и подростков [3; 4], гиподинамия [5], снижение мотивации к занятиям физической культурой [6], распространение социально негативных явлений в молодежной среде [7].

Выполнить тестовые двигательные задания учебной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений могут только 36,2% мальчиков и 31,2% девочек [8]. По мнению авторов, отмечается негативная динамика результативности выполнения двигательных тестов учащимися к моменту окончания средней школы. Это подтверждается другими наблюдениями за физическим здоровьем школьников, проведенными в различных регионах Российской Федерации [9-11]. Улучшить состояние физического здоровья детей и подростков помогут рекомендации по итогам мониторинговых наблюдений за развитием двигательных качеств школьников [12-13].

Наблюдения за физической подготовленностью школьников Иркутской области проводились без анализа их готовности к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [14]. В этой связи актуальным является изучение готовности сельских школьников к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Цель исследования: изучить физическую подготовленность учащихся 3-4-х классов сельской школы и дать характеристику их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО II ступени.

Материал и организация исследования

Работа проводилась на базе сельской средней общеобразовательной школы МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ» Иркутской области в 2015-2016 учебном году. Всего под наблюдением находилось 218 школьников в возрасте 9-10 лет, из них 110 учащихся 3-х классов (мальчиков n=52, девочек n=58) и 108 учащихся 4-х классов (мальчиков n=50, девочек n=58). В течение учебного года проведено предварительное двукратное (сентябрь и май) тестирование физической подготовленности учащихся.

Использовалась тестовая методика, представленная в комплексе ГТО (2014 г.) для II ступени: бег 60 м (с); бег 1000 м (м, с); подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, кол-во раз), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки, кол-во раз); прыжок в длину с места (см); наклон вперед с прямыми ногами до касания пола ладонями или пальцами рук (по 5-балльной шкале [8]); метание мяча (м).

Для оценки результатов тестирования физической подготовленности школьников использовалась методика, предложенная сотрудниками ФГБУ ФНЦ ВНИИФК В.А. Кабачковым с соавт. (2016) [8]. Согласно этой методике, индивидуальная оценка физической подготовленности проводится как в качественной оценке, так и в баллах и процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100%.

Рассчитывались среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартное отклонение (m). В работе использовались параметрические методы обработки материала. Оценку достоверности различий средних величин независимых выборок проводили с помощью t-критерия Стьюдента, с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных категориях обследуемых. Статистически значимыми считали различия между значениями показателей при уровне р <0,05.

Результаты исследования и обсуждение

В таблице 1 представлены результаты тестирования школьников 3-4-х классов сельской общеобразовательной школы Иркутской области.

Таблица 1

Значения показателей физической подготовленности сельских школьников 3-4-х классов на начало и конец учебного года (М± m)

Двигательные тесты

Классы

Среднее значение ± m

Мальчики

Девочки

Быстрота

Бег 60 м (с)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

11,8±0,1

11,4±0,1

р<0,05

11,2±0,08

10,3±0,09

р<0,05

12,9±0,2

12,3±0,2

р<0,05

12,8±0,2

11,7±0,1

р<0,05

Выносливость

Бег на 1000 м (мин, с)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

6,58±0,07

6,12 ±0,06

р<0,05

6,13±0,06

5,56±0,05

р<0,05

7,55±0,08

7,32±0,07

р<0,05

7,30±0,07

6,44±0,06

р<0,05

Сила

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, кол-во раз)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

1,9±0,02

2,3±0,03

р<0,05

2,4±0,03

2,9±0,04

р<0,05

 

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки, кол-во раз)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

 

17,3±0,9

19,7±1,1

р<0,05

20,2±1,2

24,4±1,3

р<0,05

Динамическая сила мышц нижних конечностей

Прыжок в длину с места (см)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

124,8±2,1

135,1±2,4

р<0,05

136,7±2,5

141,5±2,6

р<0,05

120,3±2,1

128,7±2,3

р<0,05

132,8±2,4

136,9±2,5

р<0,05

Гибкость

Наклон вперед с прямыми ногами

(по 5-балльной шкале)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

3,5±0,01

3,7±0,02

р<0,05

3,8±0,02

4,1±0,3

р<0,05

4,1±0,07

4,3±0,08

р<0,05

4,3±0,08

4,5±0,09

р<0,05

Ловкость

Метание мяча 150 г (м)

3 класс (сентябрь)

3 класс (май)

 

4 класс (сентябрь)

4 класс (май)

18,8±0,2

21,2±0,3

р<0,05

21,4±0,3

26,4±0,4

р<0,05

13,8±0,1

17,9±0,2

р<0,05

18,2±0,2

20,5±0,4

р<0,05

 

Как видно из таблицы 1, в конце учебного года значения показателей у мальчиков и девочек 3-х и 4-х классов во всех испытаниях достоверно выше, чем в начале года. При этом физическая подготовленность выпускников 4-х классов оказалась достоверно выше, чем школьников 3-х классов (р<0,05). Рисунок иллюстрирует прирост двигательных качеств мальчиков и девочек 4-х классов за период мониторинга (сентябрь – май).

Прирост двигательных качеств выпускников начальной школы (в %)

Как видно из рисунка, наибольший процент прироста установлен у мальчиков и девочек 4-х классов в силе мышц верхних конечностей (тест «Подтягивание» у мальчиков и тест «Сгибание и разгибание рук» у девочек), ловкости (тест «Метание мяча») и выносливости (тест «Бег 1000 метров»). Наименьший прирост зарегистрирован в быстроте (тест «Бег 60 м»), динамической силе мышц нижних конечностей (тест «Прыжок в длину с места») и гибкости (тест «Наклон вперед с прямыми ногами»).

Анализ результатов тестирования сельских школьников классов свидетельствует о трудности выполнения ими тестов на силу, общую выносливость и ловкость. Качественный уровень физической подготовленности всех учащихся оценивается как «ниже среднего».

Анализ возрастной динамики физической подготовленности учащихся 3-4-х классов свидетельствует об улучшении показателей в двигательных тестах с увеличением возраста как у мальчиков, так и у девочек (табл. 2).

Как видно из таблицы 2, из числа обследованных мальчиков 51,8% третьеклассников и 58,0% учащихся четвертого класса по своим двигательным характеристикам в состоянии выполнить нормативы II ступени комплекса ГТО. Полученные нами данные о числе школьников, готовых выполнить нормативы комплекса ГТО, согласуются с данными В.А. Кабачкова с соавт. (2016) [8], который проводил подобные обследования школьников в г. Москве в 2009 и 2016 годах.

Таблица 2

Возрастной уровень физической подготовленности учащихся 3-4-х классов в конце учебного года (в %)

Уровень подготовленности

Классы/время обследования

3-й класс (май)

4-й класс (май)

м

д

м

д

Высокий

9,6

6,8

14,0

10,3

Выше среднего

15,3

13,7

16,0

17,2

Средний

26,9

24,1

28,0

24,1

Ниже среднего

25,0

31,0

20,0

27,5

Низкий

23,1

24,3

22,0

20,7

 

Среди девочек также отмечается положительная динамика увеличения доли лиц, которые могут выполнить нормативы комплекса ГТО. На конец учебного года среди третьеклассниц их было 44,6%, среди учениц 4-го класса их доля возросла до 51,6%. Подобную возрастную динамику улучшения показателей физической подготовленности школьниц в Ульяновской области отмечали С.А. Блинков и С.П. Левушкин (2015) [9].

Оценка двигательных качеств мальчиков и девочек предусматривает анализ готовности выполнения ими нормативов комплекса ВФСК ГТО II ступени (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Результаты выполнения мальчиками 3-4-х классов нормативов комплекса ГТО II ступени в конце учебного года

Тесты

Классы

Учащиеся 3-х (n=52) и 4-х классов (n=50)

Золотой значок

Серебряный

значок

Бронзовый значок

Не выполнено

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1. Бег на 60 м

3

4

10

12

19,2

24,0

12

13

23,1

26,0

15

13

28,8

26,0

15

12

28,8

24,0

2. Бег на 1000 м

3

4

3

6

9,6

12,0

7

7

13,3

14,0

8

10

15,3

20,0

32

27

61, 5

54,0

3. Подтягивание на перекладине

3

4

4

7

7,7

14,0

7

10

13,5

20,0

10

13

19,3

26,0

31

20

59,6

40,0

4. Прыжок в длину с места

3

4

3

8

5,7

16,0

8

12

15,4

24,0

12

14

23,1

28,0

29

16

55,7

30,7

5. Метание мяча на дальность

3

4

5

5

9,6

10,0

6

7

11,5

14,0

8

9

15,5

18,0

33

29

63,4

58,0

 

Как видно из таблицы 3, число мальчиков 3-х классов, которые справились с выполнением нормативов комплекса ГТО в тесте № 1, составило 37 человек (71,1%), в тесте № 2 – 18 (34,9%), в тесте № 3 – 21 (40,4%) учащийся, в тесте № 4 – 23 (44,2%), в тесте № 5 – 19 (36,5%).

Таблица 4

Результаты выполнения девочками 3-4-х классов нормативов комплекса ГТО II ступени в конце учебного года

Тесты

Классы

Учащиеся 3–х (n=58) и 4-х классов (n=58)

Золотой значок

Серебряный значок

Бронзовый значок

Не выполнено

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1. Бег на 60 м

3

4

8

10

13,8

17,2

12

14

20,7

24,1

18

17

31,0

29,3

20

17

34,4

29,3

2. Бег на 1000 м

3

4

3

5

5,1

8,6

6

9

10,3

15,5

10

12

17,2

20,7

39

32

67,2

55,1

3. Сгибание и разгибание рук в упоре

3

4

4

7

6,9

12,1

7

11

12,1

18,8

12

15

20,6

25,8

35

25

60,3

43,1

4. Прыжок в длину с места

3

4

3

5

5,1

8,6

7

8

12,1

13,8

14

16

24,1

27,5

34

29

58,6

50,0

5. Метание мяча на дальность

3

4

5

6

8,6

10,3

7

8

12,1

13,8

10

12

17,2

20,7

36

32

62,1

55,1

 

Среди девочек 3-х классов (табл. 4) выполнили нормативы комплекса ГТО в тесте № 1 - 38 (65,5%) школьниц, в тесте № 2 – 19 (32,7%), в тесте № 3 - 23 (39,6%), в тесте № 4 – 24 (41,3%), в тесте № 5 – 22 (37,9%).

Во всех испытаниях установлено увеличение числа учеников 4-х классов, готовых к выполнению нормативов комплекса ГТО. В этой группе зарегистрировано наибольшее число учеников, которые могут выполнить тест на быстроту «Бег на 60 метров» (76,0% мальчиков и 70,7% девочек). Трудными для выполнения оказались тесты на общую выносливость, скоростно-силовую выносливость, силу и ловкость. Из выпускников 4-х классов в беге на 1000 м не справились с нормативами 46,0% мальчиков и 44,9% девочек. Аналогичную ситуацию по состоянию общей выносливости учащихся 4-х классов описывают Т.Н. Иглик с соавт. [5] в г. Комсомольск-на-Амуре. По их данным, у школьников таких уровней развития выносливости, как «выше среднего» и «высокий», не зарегистрировано, что свидетельствует о недостаточной развитости у обучающихся общей выносливости.

В тесте на силу мышц верхних конечностей («Подтягивание на высокой перекладине») не справились с нормативными требованиями 40,0% мальчиков и в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре» 43,1% девочек 4-х классов. Наши данные о силовых качествах сельских школьников Иркутской области отличны от результатов, полученных на Дальнем Востоке [5], где 73,68% мальчиков имеют высокий уровень развития силы.

К окончанию четвертого класса не выполнили нормативы комплекса ГТО в тесте на развитие скоростно-силовых качеств 30,7% мальчиков и 50,0% девочек.

Низкие показатели отмечены в тестах, характеризующих ловкость иркутских школьников. Среди мальчиков и девочек - выпускников 4-х классов, на золотой значок смогли сдать менее 10% тестируемых. Число не сдавших нормативы комплекса ГТО в метании мяча составило среди мальчиков 4-х классов 58,0%, девочек 55,1%.

Выводы

1. По результатам предварительного тестирования сельских школьников Иркутской области 9-10 лет отмечено, что 48,1% мальчиков и 55,3% девочек 3-х классов, 42,0% мальчиков и 47,5% девочек 4-х классов не готовы к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО. Наибольшие трудности в выполнении двигательных качеств у учеников 3-4-х классов вызывают испытания на развитие общей выносливости, силы, скоростно-силовой способности и ловкости.

2. Для повышения физической кондиции сельских школьников младшей ступени следует внести изменения в вариативную часть рабочей программы по предмету «Физическая культура», где превалирующими будут беговые, скоростно-силовые, координационные упражнения на основе игровых и спортивных технологий.