Стратегической линией государства на укрепление здоровья населения России является внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО практически во всех возрастных группах граждан страны. По мнению разработчиков, этот документ позволит активизировать мотивацию населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, позволит сохранить и укрепить здоровье различных возрастных групп россиян, увеличит продолжительность жизни. Поэтому изучение физической подготовленности, как маркера двигательной активности, является актуальным.
О низких характеристиках показателей соматического, физического и психического здоровья подрастающего поколения России сообщают [1; 2]. Причинами этого являются высокая умственная нагрузка на организм детей и подростков [3; 4], гиподинамия [5], снижение мотивации к занятиям физической культурой [6], распространение социально негативных явлений в молодежной среде [7].
Выполнить тестовые двигательные задания учебной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений могут только 36,2% мальчиков и 31,2% девочек [8]. По мнению авторов, отмечается негативная динамика результативности выполнения двигательных тестов учащимися к моменту окончания средней школы. Это подтверждается другими наблюдениями за физическим здоровьем школьников, проведенными в различных регионах Российской Федерации [9-11]. Улучшить состояние физического здоровья детей и подростков помогут рекомендации по итогам мониторинговых наблюдений за развитием двигательных качеств школьников [12-13].
Наблюдения за физической подготовленностью школьников Иркутской области проводились без анализа их готовности к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [14]. В этой связи актуальным является изучение готовности сельских школьников к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Цель исследования: изучить физическую подготовленность учащихся 3-4-х классов сельской школы и дать характеристику их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО II ступени.
Материал и организация исследования
Работа проводилась на базе сельской средней общеобразовательной школы МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ» Иркутской области в 2015-2016 учебном году. Всего под наблюдением находилось 218 школьников в возрасте 9-10 лет, из них 110 учащихся 3-х классов (мальчиков n=52, девочек n=58) и 108 учащихся 4-х классов (мальчиков n=50, девочек n=58). В течение учебного года проведено предварительное двукратное (сентябрь и май) тестирование физической подготовленности учащихся.
Использовалась тестовая методика, представленная в комплексе ГТО (2014 г.) для II ступени: бег 60 м (с); бег 1000 м (м, с); подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, кол-во раз), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки, кол-во раз); прыжок в длину с места (см); наклон вперед с прямыми ногами до касания пола ладонями или пальцами рук (по 5-балльной шкале [8]); метание мяча (м).
Для оценки результатов тестирования физической подготовленности школьников использовалась методика, предложенная сотрудниками ФГБУ ФНЦ ВНИИФК В.А. Кабачковым с соавт. (2016) [8]. Согласно этой методике, индивидуальная оценка физической подготовленности проводится как в качественной оценке, так и в баллах и процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100%.
Рассчитывались среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартное отклонение (m). В работе использовались параметрические методы обработки материала. Оценку достоверности различий средних величин независимых выборок проводили с помощью t-критерия Стьюдента, с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных категориях обследуемых. Статистически значимыми считали различия между значениями показателей при уровне р <0,05.
Результаты исследования и обсуждение
В таблице 1 представлены результаты тестирования школьников 3-4-х классов сельской общеобразовательной школы Иркутской области.
Таблица 1
Значения показателей физической подготовленности сельских школьников 3-4-х классов на начало и конец учебного года (М± m)
Двигательные тесты |
Классы |
||
Мальчики |
Девочки |
||
Быстрота |
|||
Бег 60 м (с) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
11,8±0,1 11,4±0,1 р<0,05 11,2±0,08 10,3±0,09 |
12,9±0,2 12,3±0,2 р<0,05 12,8±0,2 11,7±0,1 р<0,05 |
Выносливость |
|||
Бег на 1000 м (мин, с) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
6,58±0,07 6,12 ±0,06 р<0,05 6,13±0,06 5,56±0,05 р<0,05 |
7,55±0,08 7,32±0,07 р<0,05 7,30±0,07 6,44±0,06 р<0,05 |
Сила |
|||
Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики, кол-во раз) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
1,9±0,02 2,3±0,03 р<0,05 2,4±0,03 2,9±0,04 р<0,05 |
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки, кол-во раз) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
17,3±0,9 19,7±1,1 р<0,05 20,2±1,2 24,4±1,3 р<0,05 |
|
Динамическая сила мышц нижних конечностей |
|||
Прыжок в длину с места (см) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
124,8±2,1 135,1±2,4 р<0,05 136,7±2,5 141,5±2,6 р<0,05 |
120,3±2,1 128,7±2,3 р<0,05 132,8±2,4 136,9±2,5 р<0,05 |
Гибкость |
|||
Наклон вперед с прямыми ногами (по 5-балльной шкале) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
3,5±0,01 3,7±0,02 р<0,05 3,8±0,02 4,1±0,3 р<0,05 |
4,1±0,07 4,3±0,08 р<0,05 4,3±0,08 4,5±0,09 р<0,05 |
Ловкость |
|||
Метание мяча 150 г (м) |
3 класс (сентябрь) 3 класс (май)
4 класс (сентябрь) 4 класс (май) |
18,8±0,2 21,2±0,3 р<0,05 21,4±0,3 26,4±0,4 р<0,05 |
13,8±0,1 17,9±0,2 р<0,05 18,2±0,2 20,5±0,4 р<0,05 |
Как видно из таблицы 1, в конце учебного года значения показателей у мальчиков и девочек 3-х и 4-х классов во всех испытаниях достоверно выше, чем в начале года. При этом физическая подготовленность выпускников 4-х классов оказалась достоверно выше, чем школьников 3-х классов (р<0,05). Рисунок иллюстрирует прирост двигательных качеств мальчиков и девочек 4-х классов за период мониторинга (сентябрь – май).
Прирост двигательных качеств выпускников начальной школы (в %)
Как видно из рисунка, наибольший процент прироста установлен у мальчиков и девочек 4-х классов в силе мышц верхних конечностей (тест «Подтягивание» у мальчиков и тест «Сгибание и разгибание рук» у девочек), ловкости (тест «Метание мяча») и выносливости (тест «Бег 1000 метров»). Наименьший прирост зарегистрирован в быстроте (тест «Бег 60 м»), динамической силе мышц нижних конечностей (тест «Прыжок в длину с места») и гибкости (тест «Наклон вперед с прямыми ногами»).
Анализ результатов тестирования сельских школьников классов свидетельствует о трудности выполнения ими тестов на силу, общую выносливость и ловкость. Качественный уровень физической подготовленности всех учащихся оценивается как «ниже среднего».
Анализ возрастной динамики физической подготовленности учащихся 3-4-х классов свидетельствует об улучшении показателей в двигательных тестах с увеличением возраста как у мальчиков, так и у девочек (табл. 2).
Как видно из таблицы 2, из числа обследованных мальчиков 51,8% третьеклассников и 58,0% учащихся четвертого класса по своим двигательным характеристикам в состоянии выполнить нормативы II ступени комплекса ГТО. Полученные нами данные о числе школьников, готовых выполнить нормативы комплекса ГТО, согласуются с данными В.А. Кабачкова с соавт. (2016) [8], который проводил подобные обследования школьников в г. Москве в 2009 и 2016 годах.
Таблица 2
Возрастной уровень физической подготовленности учащихся 3-4-х классов в конце учебного года (в %)
Уровень подготовленности |
Классы/время обследования |
|||
3-й класс (май) |
4-й класс (май) |
|||
м |
д |
м |
д |
|
Высокий |
9,6 |
6,8 |
14,0 |
10,3 |
Выше среднего |
15,3 |
13,7 |
16,0 |
17,2 |
Средний |
26,9 |
24,1 |
28,0 |
24,1 |
Ниже среднего |
25,0 |
31,0 |
20,0 |
27,5 |
Низкий |
23,1 |
24,3 |
22,0 |
20,7 |
Среди девочек также отмечается положительная динамика увеличения доли лиц, которые могут выполнить нормативы комплекса ГТО. На конец учебного года среди третьеклассниц их было 44,6%, среди учениц 4-го класса их доля возросла до 51,6%. Подобную возрастную динамику улучшения показателей физической подготовленности школьниц в Ульяновской области отмечали С.А. Блинков и С.П. Левушкин (2015) [9].
Оценка двигательных качеств мальчиков и девочек предусматривает анализ готовности выполнения ими нормативов комплекса ВФСК ГТО II ступени (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Результаты выполнения мальчиками 3-4-х классов нормативов комплекса ГТО II ступени в конце учебного года
Тесты |
Классы |
Учащиеся 3-х (n=52) и 4-х классов (n=50) |
|||||||
Золотой значок |
Серебряный значок |
Бронзовый значок |
Не выполнено |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
1. Бег на 60 м |
3 4 |
10 12 |
19,2 24,0 |
12 13 |
23,1 26,0 |
15 13 |
28,8 26,0 |
15 12 |
28,8 24,0 |
2. Бег на 1000 м |
3 4 |
3 6 |
9,6 12,0 |
7 7 |
13,3 14,0 |
8 10 |
15,3 20,0 |
32 27 |
61, 5 54,0 |
3. Подтягивание на перекладине |
3 4 |
4 7 |
7,7 14,0 |
7 10 |
13,5 20,0 |
10 13 |
19,3 26,0 |
31 20 |
59,6 40,0 |
4. Прыжок в длину с места |
3 4 |
3 8 |
5,7 16,0 |
8 12 |
15,4 24,0 |
12 14 |
23,1 28,0 |
29 16 |
55,7 30,7 |
5. Метание мяча на дальность |
3 4 |
5 5 |
9,6 10,0 |
6 7 |
11,5 14,0 |
8 9 |
15,5 18,0 |
33 29 |
63,4 58,0 |
Как видно из таблицы 3, число мальчиков 3-х классов, которые справились с выполнением нормативов комплекса ГТО в тесте № 1, составило 37 человек (71,1%), в тесте № 2 – 18 (34,9%), в тесте № 3 – 21 (40,4%) учащийся, в тесте № 4 – 23 (44,2%), в тесте № 5 – 19 (36,5%).
Таблица 4
Результаты выполнения девочками 3-4-х классов нормативов комплекса ГТО II ступени в конце учебного года
Тесты |
Классы |
Учащиеся 3–х (n=58) и 4-х классов (n=58) |
|||||||
Золотой значок |
Серебряный значок |
Бронзовый значок |
Не выполнено |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
1. Бег на 60 м |
3 4 |
8 10 |
13,8 17,2 |
12 14 |
20,7 24,1 |
18 17 |
31,0 29,3 |
20 17 |
34,4 29,3 |
2. Бег на 1000 м |
3 4 |
3 5 |
5,1 8,6 |
6 9 |
10,3 15,5 |
10 12 |
17,2 20,7 |
39 32 |
67,2 55,1 |
3. Сгибание и разгибание рук в упоре |
3 4 |
4 7 |
6,9 12,1 |
7 11 |
12,1 18,8 |
12 15 |
20,6 25,8 |
35 25 |
60,3 43,1 |
4. Прыжок в длину с места |
3 4 |
3 5 |
5,1 8,6 |
7 8 |
12,1 13,8 |
14 16 |
24,1 27,5 |
34 29 |
58,6 50,0 |
5. Метание мяча на дальность |
3 4 |
5 6 |
8,6 10,3 |
7 8 |
12,1 13,8 |
10 12 |
17,2 20,7 |
36 32 |
62,1 55,1 |
Среди девочек 3-х классов (табл. 4) выполнили нормативы комплекса ГТО в тесте № 1 - 38 (65,5%) школьниц, в тесте № 2 – 19 (32,7%), в тесте № 3 - 23 (39,6%), в тесте № 4 – 24 (41,3%), в тесте № 5 – 22 (37,9%).
Во всех испытаниях установлено увеличение числа учеников 4-х классов, готовых к выполнению нормативов комплекса ГТО. В этой группе зарегистрировано наибольшее число учеников, которые могут выполнить тест на быстроту «Бег на 60 метров» (76,0% мальчиков и 70,7% девочек). Трудными для выполнения оказались тесты на общую выносливость, скоростно-силовую выносливость, силу и ловкость. Из выпускников 4-х классов в беге на 1000 м не справились с нормативами 46,0% мальчиков и 44,9% девочек. Аналогичную ситуацию по состоянию общей выносливости учащихся 4-х классов описывают Т.Н. Иглик с соавт. [5] в г. Комсомольск-на-Амуре. По их данным, у школьников таких уровней развития выносливости, как «выше среднего» и «высокий», не зарегистрировано, что свидетельствует о недостаточной развитости у обучающихся общей выносливости.
В тесте на силу мышц верхних конечностей («Подтягивание на высокой перекладине») не справились с нормативными требованиями 40,0% мальчиков и в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре» 43,1% девочек 4-х классов. Наши данные о силовых качествах сельских школьников Иркутской области отличны от результатов, полученных на Дальнем Востоке [5], где 73,68% мальчиков имеют высокий уровень развития силы.
К окончанию четвертого класса не выполнили нормативы комплекса ГТО в тесте на развитие скоростно-силовых качеств 30,7% мальчиков и 50,0% девочек.
Низкие показатели отмечены в тестах, характеризующих ловкость иркутских школьников. Среди мальчиков и девочек - выпускников 4-х классов, на золотой значок смогли сдать менее 10% тестируемых. Число не сдавших нормативы комплекса ГТО в метании мяча составило среди мальчиков 4-х классов 58,0%, девочек 55,1%.
Выводы
1. По результатам предварительного тестирования сельских школьников Иркутской области 9-10 лет отмечено, что 48,1% мальчиков и 55,3% девочек 3-х классов, 42,0% мальчиков и 47,5% девочек 4-х классов не готовы к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО. Наибольшие трудности в выполнении двигательных качеств у учеников 3-4-х классов вызывают испытания на развитие общей выносливости, силы, скоростно-силовой способности и ловкости.
2. Для повышения физической кондиции сельских школьников младшей ступени следует внести изменения в вариативную часть рабочей программы по предмету «Физическая культура», где превалирующими будут беговые, скоростно-силовые, координационные упражнения на основе игровых и спортивных технологий.
Библиографическая ссылка
Вотякова Т.В., Колокольцев М.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27320 (дата обращения: 21.04.2025).