Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ACTUALIZATION OF THE TRADITIONAL NATIONAL CULTURE IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Kharkovskaya E.V. 1 Beletskaya E.A. 1 Pendyurin E.A. 1 Meshkov V.A. 1
1 Belgorod State Institute of Arts and culture"
At the present stage of development of a society of a problem of traditional national culture in formation of the person of teenagers means of social and cultural activity is actual. Traditions of folk culture have a huge educational potential for the formation of a harmonious personality of a teenager. They represent the opportunity to touch the priceless spring of folk wisdom. Priority role for familiarizing with popular culture is played by activities where the teenager himself can learn various kinds of folk craft. The admission of adolescents to traditional folk culture through means of social and cultural activity is an actual problem of the present, since in the historical forms of folk culture the potential of cultural, historical, aesthetic, patriotic and spiritual-moral upbringing is laid. Traditional folk culture shows continuity of forms, relations to the state and society as a whole, and not only to the people and their customs and traditions. All this shows the significant role of the elements of folk culture as an educational tool for children and adolescents. Modern institutions of culture have a huge arsenal of resources for the actualization of traditional folk culture through socio-cultural activities among adolescents. The authors of the article analyze the regional approach to the organization of the activities of cultural and recreational institutions on the actualization of traditional folk culture in the formation of the personality of adolescents through socio-cultural activities.
sociocultural activity
adolescents
cultural institutions
traditional folk culture
forms of leisure.

В наше время, когда научно-технический прогресс завоевывает все новые рубежи, когда все чаще можно встретить жестокость, предательство, нечестность, корысть, когда читать классиков становится уже «не модно», а компьютерные технологии окутывают своей паутиной подрастающее поколение, стоит задуматься, какими станут наши дети через несколько лет? Что ждет нас? Именно от сегодняшних детей зависит, каким будет наше будущее и будущее нашей страны, именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о нравственном воспитании детей.

Сегодня над Россией нависла угроза национально-культурной деградации, именно поэтому в обществе активизирован процесс необходимости осознания национальной духовной и материальной культуры.

Коммерциализация культуры, явившаяся детищем современных рыночных отношений, представляет также некую угрозу в связи с утратой особенностей традиционной народной культуры.

Мы – наследники великой традиционной народной культуры. Русское народное творчество – ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности.

Воздействие творчества на все стороны нашей жизни огромно, поскольку традиционная народная культура открывает суть человека, помогает понять, что важно и ценно в жизни человека. В то же время приобщает к преданиям и традициям предков, уважительному отношению к ближнему, мифам и преданиям [1, с. 126].

Для того чтобы воспитать гармоничную и здоровую личность, способную справляться с любыми жизненными трудностями и препятствиями, необходимо актуализировать ценности традиционной народной культуры среди подростков, так как традиции и обычаи народной культуры имеют огромное воспитательное значение в формировании личности ребенка. Благодаря средствам социально-культурной деятельности происходит приобщение подростков к национальной культуре, истории родного края, к традициям и обычаям своей малой родины.

Проблеме нравственного развития личности в наше время придают государственное значение, о ней много говорят и пишут, она обширно освещена в работах отечественных педагогов: И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской и других ученых. Одним из средств этического формирования личности является традиционная народная культура. Воспитание на традициях своего народа создает преемственность, которая дает возможность человеку познать и впитать в себя все самое лучшее, что было создано историей человечества.

История и теория традиционной народной культуры раскрыта в трудах: Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Л.Н. Чижикова, этнографов и фольклористов (Л.А. Абрамян, И.М. Снегирев и другие), режиссеров-постановщиков (П.М. Ершов, И.Г. Шароев), а также культурологов, искусствоведов, социологов (В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, К. Жигульский, А.И. Мазаев и других).

Особое значение имеют исследования в изучении теории социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Понятие «народная культура» точно отражает исторический процесс, лишь к XVI веку сложился традиционный характер русской культуры, который сохранился вплоть до XX века. «Народная культура» – суждение более близкое, связанное с самим народом. Понятие «духовность» для русского человека имеет большое значение, потому что отражает историческую особенность самого русского человека. «Русский дух» всегда помогал выживать и выходить из самых сложных ситуаций. Духовность – это отражение русской души, нравственных устоев и идеалов. Соединение народности с духовностью, с ее традициями благоприятно скажется на самом человеке – ведь православие верит и настаивает на духовной действенности – внутренней чистоте помыслов человека, что и должно воспитываться в ребенке. Православная религия здесь сыграет большую роль, только в отношении с ней можно достичь духовно-нравственного оздоровления [2, с. 318].

Традиционная народная культура – как национальный оберег, дана нам для спасения, как это ни пафосно звучит. Существует историческая память народа, генетическая память. Глобализация вмешивается в память народа, люди это чувствуют, у них есть желание вернуться к своим истокам, к чему-то вечному и настоящему. И как важно сохранить свою самобытность, свои традиции. Ведь раньше песни были душевной потребностью, праздники были естественным образом жизни [3].

Давно известно, что во время деятельности осуществляется развитие ребенка, значит, формирование нравственных ценностей может реализовываться в процессе социально-культурной деятельности. Данная работа может помочь ребенку овладеть и открыть в себе качества, которые были созданы предшествующими поколениями, возможность рассматривать себя с иной стороны, наиболее активно данная деятельность осуществляется в критериях культурно-досуговой деятельности. Досуговая деятельность в непринужденной форме позволит знакомить ребенка с прекрасным: историей и традициями своего края, правилами общения, эстетическими и нравственными ценностями, уважительным отношением к своим близким. Именно благодаря досуговым формам работы подростки в непринужденной обстановке раскрываются, становятся более раскованными, что в свою очередь позволяет воздействовать на их нравственный и моральный облик и мировоззрение [4].

Одним из важнейших средств воспитания нравственности подростков можно выделить средства устного народного творчества. Они отражают моральные идеалы народа: трудолюбие, уважение, учтивость, дружба.

Являясь составной частью фольклора, устное народное творчество влияет на мировоззрение человека и вызывает у подростков необыкновенный эмоциональный подъем [4].

Эффективным средством воспитания подрастающего поколения становится социально-культурная деятельность, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства, усвоение норм поведения, правил взаимоотношений. В этом большую роль играют учреждения культуры, которые через организацию и проведение праздников, располагая оптимальными условиями и потенциалом раскрытия творческих способностей, талантов детей, разносторонне развивают личность.

На современном этапе развития общества наряду с правительством, системой образования и гражданско-правовыми институтами учреждения культуры нашей страны ведут активную работу по актуализации традиционной народной культуры среди юных граждан России. Ведь без внутреннего стремления людей сохранить и возвысить традиции народной культуры невозможно существование никакого государства.

Воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры в учреждениях культурно-досугового типа предполагает последовательную, непрерывную и целесообразную с основным образованием организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной-культурной среды. Действия её факторов на развитие личности и формирование моральных ценностей, отношений, мотивов и смыслов деятельности на различных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности, где развивается личность, неоценимы.

Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в них как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [5].

Сегодня учреждения культурно-досуговой деятельности есть в каждом городе, поселке, селе. Первостепенная функция всех учреждений культурно-досугового типа – приобщение подрастающего поколения к традиционной народной культуре своей малой родины. Ведь именно благодаря учреждениям культуры ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию нашей страны. Современные учреждения культуры являются для народа центром духовности и культурной жизни города, села, поселка, здесь с рождения человеку прививаются гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности.

Не исключением является и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культурного развития села Таврово» Белгородского района Белгородской области.

ЦКР села Таврово стремится к тому, чтобы деятельность учреждения охватывала всё население (детей, подростков, молодежь, пенсионеров и т.д.), предоставляет каждому человеку, исходя из его способностей, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в культурной и творческой деятельности.

Основными целями деятельности ЦКР села Таврово являются:

  • приобщение населения к культурным традициям народа, отечественным и мировым культурным образцам;
  • популяризация творчества любительских и самодеятельных коллективов;
  • содействие в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах народного художественного творчества, развитие творческих способностей населения;
  • обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения;
  • обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг;
  • организация выставочной деятельности по сохранению традиционных народных промыслов;
  • обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций;
  • обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества;
  • сохранение нематериального культурного наследия;
  • развитие ремесленнических традиций;
  • создание и распространение ремесленнических изделий;
  • создание и распространение методик ремесленнического мастерства;
  • исследование местных фольклорных традиций.

С целью выявления интереса и знаний жанров народного художественного творчества среди подростков нами было проведено анкетирование на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области.

Всего в исследовании приняли участие 20 участников. Участникам был предложен анкетный опрос, который проводился на основе предварительно разработанной анкеты, где было представлено 25 вопросов на тему «Выявление интереса и знаний жанров народного художественного творчества».

Анкетный опрос проводился на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области в 2017 году.

Цель анкетного опроса: выявить уровень интереса и знаний жанров народного художественного творчества у подростков.

Задачей исследования было: выявить отношение подростков к народному творчеству; определить знания учащимися жанров народного творчества; обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности.

Объектом исследования являлись учащиеся 3-4 классов МБОУ «Тавровская СОШ».

Для решения поставленных задач использовались методы наблюдения, экспертной оценки, тестирования.

Проанализировав все ответы, мы сделали следующие выводы: 40% респондентов имеют представление, что такое народное творчество. Из всего разнообразия жанров устного народного творчества ребята смогли выделить только: сказки, поговорки и былины. Народные игры знают только 16% из 100% опрошенных, и то выделили только жмурки, кошки-мышки и салки.

К народным праздникам многие отнесли день рождения, как свой, так и родителей. Известно, что семейные традиции окрашивают наши серые будни, сближают домочадцев, но, как показало анкетирование, в наших семьях живет традиция встречать вместе Новый год, 30% встречают Рождество, с пасхальными традициями знакомы 100% респондентов, 15% отмечают 8 Марта, и 100% отмечают дни рождения. Крайне показательным является тот факт, что практически 78% участников эксперимента продемонстрировали желание глубже изучить традиционное народное творчество.

Однако 17% процентов респондентов на поставленные вопросы выбрали ответ «затрудняюсь ответить», что в свою очередь, на наш взгляд, является достаточно высоким процентом. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры и образования в едином целостном технологическом процессе воздействия на подростков.

Добиться эффективности в изучении народной культуры возможно, если подойти к построению материала комбинированно:

  • показать последовательность исторического развития культуры от язычества к православию;
  • сохранить синкретизм русской культуры.

Подросток должен воспринимать материал цельным, не оторванным друг от друга, в связи с этим подросток будет получать духовно-эстетическое развитие блоками («миром»): мир фольклора, мир календарных обрядов, которые тесно и логически связаны с миром семейно-бытовых обрядов. А мир православия выливается на мир народных праздников и обрядов [6].

Материал наиболее продуктивно будет восприниматься через урок-праздник, урок-игру, урок-обряд и т.д., где сольется все в одно целое.

В развитии народной культуры важную роль играет региональная особенность, которая учитывается в первую очередь. Поэтому при планировании мероприятий по актуализации традиционной народной культуры это обстоятельство нужно обязательно учитывать и смело реализовывать при проведении различного рода мероприятий.

Только через интерес, через гордость и радость прикосновения к своим корням можно приобрести национальное самосознание и привить чувство принадлежности к своему народу и его исторической судьбе. Только через красоту русской художественной культуры можно добиться эффективности образовательного и воспитательного процесса. Главным критерием и оценкой работы будет то, что дети усвоят и воспримут нашу исконную культуру и будут ею гордиться и ее почитать [7, с. 32].

Ребенок с первых дней, развиваясь, повторяет исторический опыт своих предков. Поэтому маленькие дети легко и с удовольствием усваивают элементы народной традиционной культуры. Развитие ребенка происходит по стадиям, как и по стадиям развивается все наше общество, а вместе с ним и вся наша культура [8, с. 168].

Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры существенное значение отводится учреждениям культуры, которые через организацию и проведение мероприятий и праздников, располагая оптимальными условиями и возможностями, раскрывают творческие способности, таланты детей, разносторонне развивают личность [9].

Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в него как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [10, с. 157].

Таким образом, для ознакомления с традиционными народными праздниками и обрядами необходимо дать детям определенное представление о культуре своего народа, познакомить подростков с традициями и народными обрядами своей малой родины, что вырабатывает у детей положительные ценности в жизни [11, с. 98].

Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

По нашему мнению, наиболее актуальными вопросами развития народных традиций являются: отсутствие квалифицированных кадров по видам декоративно-прикладного творчества, народного танца, этнографов, искусствоведов в области народной культуры. Остро стоит проблема сбора, обработки и хранения образцов народной культуры, внедрения ее в быт, разработки теоретических основ народной культуры, осуществления работ по культурной самоидентификации регионов. Эффективной деятельности социально-культурных учреждений по возрождению и развитию культурных традиций мешает плохая их материально-техническая база, низкая заработная плата штатных работников [8, с. 157].