В наше время, когда научно-технический прогресс завоевывает все новые рубежи, когда все чаще можно встретить жестокость, предательство, нечестность, корысть, когда читать классиков становится уже «не модно», а компьютерные технологии окутывают своей паутиной подрастающее поколение, стоит задуматься, какими станут наши дети через несколько лет? Что ждет нас? Именно от сегодняшних детей зависит, каким будет наше будущее и будущее нашей страны, именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о нравственном воспитании детей.
Сегодня над Россией нависла угроза национально-культурной деградации, именно поэтому в обществе активизирован процесс необходимости осознания национальной духовной и материальной культуры.
Коммерциализация культуры, явившаяся детищем современных рыночных отношений, представляет также некую угрозу в связи с утратой особенностей традиционной народной культуры.
Мы – наследники великой традиционной народной культуры. Русское народное творчество – ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности.
Воздействие творчества на все стороны нашей жизни огромно, поскольку традиционная народная культура открывает суть человека, помогает понять, что важно и ценно в жизни человека. В то же время приобщает к преданиям и традициям предков, уважительному отношению к ближнему, мифам и преданиям [1, с. 126].
Для того чтобы воспитать гармоничную и здоровую личность, способную справляться с любыми жизненными трудностями и препятствиями, необходимо актуализировать ценности традиционной народной культуры среди подростков, так как традиции и обычаи народной культуры имеют огромное воспитательное значение в формировании личности ребенка. Благодаря средствам социально-культурной деятельности происходит приобщение подростков к национальной культуре, истории родного края, к традициям и обычаям своей малой родины.
Проблеме нравственного развития личности в наше время придают государственное значение, о ней много говорят и пишут, она обширно освещена в работах отечественных педагогов: И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской и других ученых. Одним из средств этического формирования личности является традиционная народная культура. Воспитание на традициях своего народа создает преемственность, которая дает возможность человеку познать и впитать в себя все самое лучшее, что было создано историей человечества.
История и теория традиционной народной культуры раскрыта в трудах: Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Л.Н. Чижикова, этнографов и фольклористов (Л.А. Абрамян, И.М. Снегирев и другие), режиссеров-постановщиков (П.М. Ершов, И.Г. Шароев), а также культурологов, искусствоведов, социологов (В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, К. Жигульский, А.И. Мазаев и других).
Особое значение имеют исследования в изучении теории социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Понятие «народная культура» точно отражает исторический процесс, лишь к XVI веку сложился традиционный характер русской культуры, который сохранился вплоть до XX века. «Народная культура» – суждение более близкое, связанное с самим народом. Понятие «духовность» для русского человека имеет большое значение, потому что отражает историческую особенность самого русского человека. «Русский дух» всегда помогал выживать и выходить из самых сложных ситуаций. Духовность – это отражение русской души, нравственных устоев и идеалов. Соединение народности с духовностью, с ее традициями благоприятно скажется на самом человеке – ведь православие верит и настаивает на духовной действенности – внутренней чистоте помыслов человека, что и должно воспитываться в ребенке. Православная религия здесь сыграет большую роль, только в отношении с ней можно достичь духовно-нравственного оздоровления [2, с. 318].
Традиционная народная культура – как национальный оберег, дана нам для спасения, как это ни пафосно звучит. Существует историческая память народа, генетическая память. Глобализация вмешивается в память народа, люди это чувствуют, у них есть желание вернуться к своим истокам, к чему-то вечному и настоящему. И как важно сохранить свою самобытность, свои традиции. Ведь раньше песни были душевной потребностью, праздники были естественным образом жизни [3].
Давно известно, что во время деятельности осуществляется развитие ребенка, значит, формирование нравственных ценностей может реализовываться в процессе социально-культурной деятельности. Данная работа может помочь ребенку овладеть и открыть в себе качества, которые были созданы предшествующими поколениями, возможность рассматривать себя с иной стороны, наиболее активно данная деятельность осуществляется в критериях культурно-досуговой деятельности. Досуговая деятельность в непринужденной форме позволит знакомить ребенка с прекрасным: историей и традициями своего края, правилами общения, эстетическими и нравственными ценностями, уважительным отношением к своим близким. Именно благодаря досуговым формам работы подростки в непринужденной обстановке раскрываются, становятся более раскованными, что в свою очередь позволяет воздействовать на их нравственный и моральный облик и мировоззрение [4].
Одним из важнейших средств воспитания нравственности подростков можно выделить средства устного народного творчества. Они отражают моральные идеалы народа: трудолюбие, уважение, учтивость, дружба.
Являясь составной частью фольклора, устное народное творчество влияет на мировоззрение человека и вызывает у подростков необыкновенный эмоциональный подъем [4].
Эффективным средством воспитания подрастающего поколения становится социально-культурная деятельность, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства, усвоение норм поведения, правил взаимоотношений. В этом большую роль играют учреждения культуры, которые через организацию и проведение праздников, располагая оптимальными условиями и потенциалом раскрытия творческих способностей, талантов детей, разносторонне развивают личность.
На современном этапе развития общества наряду с правительством, системой образования и гражданско-правовыми институтами учреждения культуры нашей страны ведут активную работу по актуализации традиционной народной культуры среди юных граждан России. Ведь без внутреннего стремления людей сохранить и возвысить традиции народной культуры невозможно существование никакого государства.
Воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры в учреждениях культурно-досугового типа предполагает последовательную, непрерывную и целесообразную с основным образованием организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной-культурной среды. Действия её факторов на развитие личности и формирование моральных ценностей, отношений, мотивов и смыслов деятельности на различных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности, где развивается личность, неоценимы.
Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в них как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [5].
Сегодня учреждения культурно-досуговой деятельности есть в каждом городе, поселке, селе. Первостепенная функция всех учреждений культурно-досугового типа – приобщение подрастающего поколения к традиционной народной культуре своей малой родины. Ведь именно благодаря учреждениям культуры ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию нашей страны. Современные учреждения культуры являются для народа центром духовности и культурной жизни города, села, поселка, здесь с рождения человеку прививаются гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности.
Не исключением является и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культурного развития села Таврово» Белгородского района Белгородской области.
ЦКР села Таврово стремится к тому, чтобы деятельность учреждения охватывала всё население (детей, подростков, молодежь, пенсионеров и т.д.), предоставляет каждому человеку, исходя из его способностей, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в культурной и творческой деятельности.
Основными целями деятельности ЦКР села Таврово являются:
- приобщение населения к культурным традициям народа, отечественным и мировым культурным образцам;
- популяризация творчества любительских и самодеятельных коллективов;
- содействие в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах народного художественного творчества, развитие творческих способностей населения;
- обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения;
- обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг;
- организация выставочной деятельности по сохранению традиционных народных промыслов;
- обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций;
- обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества;
- сохранение нематериального культурного наследия;
- развитие ремесленнических традиций;
- создание и распространение ремесленнических изделий;
- создание и распространение методик ремесленнического мастерства;
- исследование местных фольклорных традиций.
С целью выявления интереса и знаний жанров народного художественного творчества среди подростков нами было проведено анкетирование на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области.
Всего в исследовании приняли участие 20 участников. Участникам был предложен анкетный опрос, который проводился на основе предварительно разработанной анкеты, где было представлено 25 вопросов на тему «Выявление интереса и знаний жанров народного художественного творчества».
Анкетный опрос проводился на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области в 2017 году.
Цель анкетного опроса: выявить уровень интереса и знаний жанров народного художественного творчества у подростков.
Задачей исследования было: выявить отношение подростков к народному творчеству; определить знания учащимися жанров народного творчества; обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности.
Объектом исследования являлись учащиеся 3-4 классов МБОУ «Тавровская СОШ».
Для решения поставленных задач использовались методы наблюдения, экспертной оценки, тестирования.
Проанализировав все ответы, мы сделали следующие выводы: 40% респондентов имеют представление, что такое народное творчество. Из всего разнообразия жанров устного народного творчества ребята смогли выделить только: сказки, поговорки и былины. Народные игры знают только 16% из 100% опрошенных, и то выделили только жмурки, кошки-мышки и салки.
К народным праздникам многие отнесли день рождения, как свой, так и родителей. Известно, что семейные традиции окрашивают наши серые будни, сближают домочадцев, но, как показало анкетирование, в наших семьях живет традиция встречать вместе Новый год, 30% встречают Рождество, с пасхальными традициями знакомы 100% респондентов, 15% отмечают 8 Марта, и 100% отмечают дни рождения. Крайне показательным является тот факт, что практически 78% участников эксперимента продемонстрировали желание глубже изучить традиционное народное творчество.
Однако 17% процентов респондентов на поставленные вопросы выбрали ответ «затрудняюсь ответить», что в свою очередь, на наш взгляд, является достаточно высоким процентом. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры и образования в едином целостном технологическом процессе воздействия на подростков.
Добиться эффективности в изучении народной культуры возможно, если подойти к построению материала комбинированно:
- показать последовательность исторического развития культуры от язычества к православию;
- сохранить синкретизм русской культуры.
Подросток должен воспринимать материал цельным, не оторванным друг от друга, в связи с этим подросток будет получать духовно-эстетическое развитие блоками («миром»): мир фольклора, мир календарных обрядов, которые тесно и логически связаны с миром семейно-бытовых обрядов. А мир православия выливается на мир народных праздников и обрядов [6].
Материал наиболее продуктивно будет восприниматься через урок-праздник, урок-игру, урок-обряд и т.д., где сольется все в одно целое.
В развитии народной культуры важную роль играет региональная особенность, которая учитывается в первую очередь. Поэтому при планировании мероприятий по актуализации традиционной народной культуры это обстоятельство нужно обязательно учитывать и смело реализовывать при проведении различного рода мероприятий.
Только через интерес, через гордость и радость прикосновения к своим корням можно приобрести национальное самосознание и привить чувство принадлежности к своему народу и его исторической судьбе. Только через красоту русской художественной культуры можно добиться эффективности образовательного и воспитательного процесса. Главным критерием и оценкой работы будет то, что дети усвоят и воспримут нашу исконную культуру и будут ею гордиться и ее почитать [7, с. 32].
Ребенок с первых дней, развиваясь, повторяет исторический опыт своих предков. Поэтому маленькие дети легко и с удовольствием усваивают элементы народной традиционной культуры. Развитие ребенка происходит по стадиям, как и по стадиям развивается все наше общество, а вместе с ним и вся наша культура [8, с. 168].
Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры существенное значение отводится учреждениям культуры, которые через организацию и проведение мероприятий и праздников, располагая оптимальными условиями и возможностями, раскрывают творческие способности, таланты детей, разносторонне развивают личность [9].
Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в него как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [10, с. 157].
Таким образом, для ознакомления с традиционными народными праздниками и обрядами необходимо дать детям определенное представление о культуре своего народа, познакомить подростков с традициями и народными обрядами своей малой родины, что вырабатывает у детей положительные ценности в жизни [11, с. 98].
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
По нашему мнению, наиболее актуальными вопросами развития народных традиций являются: отсутствие квалифицированных кадров по видам декоративно-прикладного творчества, народного танца, этнографов, искусствоведов в области народной культуры. Остро стоит проблема сбора, обработки и хранения образцов народной культуры, внедрения ее в быт, разработки теоретических основ народной культуры, осуществления работ по культурной самоидентификации регионов. Эффективной деятельности социально-культурных учреждений по возрождению и развитию культурных традиций мешает плохая их материально-техническая база, низкая заработная плата штатных работников [8, с. 157].
Библиографическая ссылка
Харьковская Е.В., Белецкая Е.А., Пендюрин Е.А., Мешков В.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27238 (дата обращения: 08.11.2024).