Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AUTONOMY AS GUIDING PRINCIPLE OF SPECIALISTS\'TRAINING IN THE XXI CENTURY

Goloshumova G.S. 1 Chernova O.E. 2 Timirov F.F. 3 Ezhov K.S. 4
1 Moscow State University of Education
2 RUDN University
3 Institute of development of education
4 Ural state University of Economics
The article considers the essence of the learner autonomy and its structure (motivational, personal and competence based components). The authors define the learner autonomy as an ability of an individual to regulate one\'s learning activity, to self-reflect and evaluate it properly, accumulating positive experience, to interact with the learning environment and its members, taking responsibility for the learning process and itsresults. The authors have developed the criteria (stimulating, practical and mental) and the indices of the learner autonomy, as well as the scale of levels of the developed criteria (A - well developed, B - partly developed, C - fairly developed, D - undeveloped). The article explains the importance of autonomy as the guiding principle of specialists\' training in the XXI century. The approach suggested has been successfully tested in the IHLs (Institutes of Higher Learning) in various regions of the Russian Federation.
autonomy
life-long learning
self-esteem
motivation
self-reflection.

После подписания Россией Болонской Декларации в 2003 году возникла острая необходимость модернизации высшего образования для подготовки конкурентоспособных кадров.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает пути и способы достижения данной цели. В частности, в нем (ч. 4, ст. 48) говорится о том, что педагогический работник обязан «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…» [1],  а в ч. 3 ст. 2 сказано, что «обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни», т.е. задача современной высшей школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся личностные смыслы, которые будут способствовать становлению специалиста, готового работать автономно, что в свою очередь активизирует в вузе «инновационный поиск образовательных стратегий, консолидацию образовательных ресурсов, целевое взаимодействие всех  субъектов образовательного  пространства»[2, c. 25].

Актуальность данной проблемы обусловила цель нашего исследования, заключающегося в разработке методики формирования автономности студентов и апробации теоретических положений на практике.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (Х. Холек, Д. Литтл, Н.Ф. Коряковцева, Е.А. Цывкунова  и др.) термин «автономность» трактуется по-разному.

По мнению Х. Холека: «автономность – умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата» [3, с. 3].

По мнению Д. Литтла, «автономность – это способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений. Данная способность включает в себя и одновременно предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает определенное психологическое отношение к процессу и содержанию учебной деятельности». Эта способность проявляется не только в том, как человек учится, но и в том, как он переносит приобретенные знания и умения в более широкие контексты [4, c. 17].

 Н.Ф. Коряковцева считает, что широкое понимание автономии студента в учебной деятельности предполагает следующие параметры:

  • Деятельностный: владение стратегиями и приемами учебной деятельности и управление ею от постановки цели до оценки результата в соответствии со своими потребностями;
  • Личностные параметры: способность к критической рефлексии, к принятию ответственных решений относительно всех этапов учебной деятельности, к переносу опыта учебой деятельности в новые учебные ситуации, гибкость в различных учебных контекстах [5].

В своей работе Е.А. Цывкунова определяет автономность как «способность, желание и готовность студента самообучаться, взять на себя ответственность и эффективность своего обучения во время пребывания в учебном заведении, а также приобрести умения и навыки, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование после окончания учебы в вузе» [6, с. 68].

Е.Н. Соловова пишет о необходимости формирования готовности обучающихся к учебной автономности, в основе которой лежит способность концентрировать внимание на целях и задачах образования, самому управлять процессом образования, контролировать и оценивать динамику своего развития, не терять уверенности в собственных силах в случае неудач и т.д. [7].

Различие позиций отечественных и зарубежных ученых проявляется в определении роли преподавателя и учебного заведения в формировании автономности. Западные исследователи считают, что в условиях полной автономности студент несет всю ответственность за свое дальнейшее обучение, что подразумевает непричастность преподавателя или учебного заведения.

Однако, на наш взгляд, данный подход не сможет применяться в России в ближайшем будущем, т.к. противоречит российской ментальности.

Мы под термином «автономность» подразумеваем способность личности осознанно осуществлять свою образовательную деятельность, рефлексировать и адекватно ее оценивать, накапливая положительный опыт, конструктивно взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности.

Для простоты оценки сформированности автономности студентов мы можем выделить следующие компоненты автономной деятельности: мотивационный, личностный и компетентностный.

Мотивационный компонент содержит  мотивы автономной деятельности; потребность к самообразованию;  потребность в овладении умениями, навыками и способами автономной деятельности.

Личностный компонент автономной деятельности студентов вуза подразумевает наличие адекватной самооценки; умственных свойств, выступающих в качестве основы учебных действий; качеств-привычек, способствующих повышению эффективности самостоятельной деятельности (трудолюбие, общая организованность, тайм-менеджмент и т.д.); психических свойств личности (память, внимание и т.д.), необходимых для эффективного выполнения автономной работы.

Компетентностный компонент включает в себя знания, умения и навыки целеполагания и самостоятельного нахождения способов их достижения, планирования  и организации своей автономной работы; самоконтроль, самоанализ и корректировку своей деятельности; владение способами работы с информацией; использование интерактивных компьютерных технологий, которые в современном образовательном процессе  «из ряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из необходимых условий» для организации автономной работы [8, с. 26].

Также мы предлагаем оценивать сформированность автономности студентов  по следующим критериям и показателям (табл.1).

Таблица 1

Критерии и показатели определения сформированности автономности студентов

Критерии

Показатели

Побудительный

– сформированность мотивов  автономной деятельности;

–  наличие потребности к автономной деятельности; 

– личная значимость автономности и независимости. 

Прикладной

– умение самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

– владение способами работы с информацией;

– умение ставить цели и самостоятельно находить способы их достижения;

– умение использовать интерактивные компьютерные технологии при решении задачи развития навыков автономной работы ;

 – умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и корректировку своей автономной работы;

− умение осуществлять рефлексию своей автономной деятельности.

Психический

наличие адекватной стабильной самооценки;

− наличие развитых аналитических способностей;

− трудолюбие, высокая организованность, пунктуальность, ответственность;

− развитые память и внимание.

 

В таблице 2 представлена шкала оценки уровней сформированности компонентов автономности студентов.

Таблица 2

Уровни сформированности компонентов автономности студентов

Уровни

Компоненты

Личностный

A

− обладает адекватной стабильной самооценкой своих способностей, знаний, умений и навыков;

− трудолюбив; пунктуален, ответственен;

− организован, умеет хорошо спланировать свое время и распределять задачи, расставлять приоритеты;

− прекрасно развитые память и внимание;

− блестящие аналитические способности;

−в полной мере сформированные умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

B

− самооценка своих способностей, знаний, умений, навыков достаточно адекватна, но не всегда стабильна;

− в большинстве случаев трудолюбив, пунктуален, ответственен;

− как правило, умеет спланировать свое время, организовать работу, распределить задачи, расставить приоритеты;

− хорошо развитые оперативная и долгосрочная память и внимание;

− хорошие аналитические способности;

− достаточно сформированные умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

C

− самооценка своих способностей, знаний, умений, навыков недостаточно адекватна и часто не стабильна, плавающая;

− может быть трудолюбивым, пунктуальным и ответственным, но не часто проявляет эти свойства;

− редко занимается планированием, распределением задач и расстановкой приоритетов, не всегда может организовать свою работу;

− иногда появляются проблемы с запоминанием информации и вниманием, не всегда может сконцентрироваться на предмете в течение определенного времени;

− посредственные аналитические способности;

− средний уровень сформированности умений анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

D

− самооценка неадекватна (чрезмерно завышена или занижена), не способен реалистично оценить свои способности, знания, умения, навыки;

− не отличается трудолюбием, пунктуальностью и ответственностью, не готов самостоятельно отвечать за результаты своей работы, склонен в неудачах винить других людей или обстоятельства;

− имеет слабое представление об организации своей  работы, планировании  времени, распределении задач и расстановки приоритетов, склонен все оставлять на последний день;

− имеются проблемы с запоминанием информации (не развита  оперативная память, проблемы с продуктивностью памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность)); имеются проблемы с вниманием (как произвольным, так и после произвольным);

− плохо развиты аналитические способности;

− слабо сформированы умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

Продолжение Таблицы 2

Уровни

Мотивационный

A

−  в полной мере сформированные мотивы автономной деятельности; 

− очень высокая потребность в овладении способами автономной работы;

 −  высокая потребность в достижении личных результатов посредством автономной работы.

B

− достаточно сформированные мотивы автономной деятельности;

 − высокая потребность в овладении способами автономной деятельности;

− готов совершенствовать навыки автономной работы.

C

−  неустойчивые мотивы автономной деятельности;

 − слабая потребность в овладении способами автономной деятельности;

− слабая личная заинтересованность в формировании навыков автономной работы.

D

− слабо сформированные мотивы автономной деятельности;

− нет потребности к автономной работе;

−  не осознается личная значимость наличия навыков автономной работы.

 

Компетентностный

A

−  успешно планирует и организует свою автономную работу;

− в полной мере владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− в полной мере сформированы умения ставить цели и  находить способы решения самообразовательных задач;

− в полной мере владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий   при достижении самообразовательных целей; 

− в полной мере осуществляет самоконтроль, самоанализ и корректировку своей  автономной деятельности;

− в полной мере осуществляет рефлексию своей автономной деятельности.

B

− умеет самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

− достаточно владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− достаточно сформированы умения ставить цели и  находить способы решения поставленных задач;

− достаточно владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий; 

− достаточно умеет осуществлять самоконтроль, самоанализ и корректировку своей автономной работы;

 осуществляет рефлексию своей автономной  деятельности.

C

− при помощи руководителя может запланировать и организовать свою автономную деятельность;

− слабо владеет методами поиска, сбора и обработки информации;

−  может  находить способы решения этапов поставленных задач;

− недостаточно владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий при достижении поставленных целей;

−  проявляет элементы самоконтроля и самоанализа, может частично скорректировать свою автономную деятельность;

− появляются первые признаки рефлексии своей автономной деятельности.

 

Продолжение Таблицы 2

Уровни

Компетентностный компоненты

D

− не умеет самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

−  очень слабо владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− при помощи руководителя может ставить цели и  находить способы решения поставленных задач по образцу;

− начальные умения использовать единичные интерактивные компьютерные технологии;

-редко осуществлять самоконтроль;

-очень слабые умения осуществлять рефлексию и корректировать свою автономную деятельность.

 

На основе вышесказанного мы можем выделить следующие направления формирования автономности студентов:

  • формирование у студентов адекватных мотивов для автономного обучения;
  • формирование и развитие умственных свойств, выступающих в качестве основы учебных действий (сравнение, обобщение, абстракция и т.д.);
  • формирование адекватной самооценки своей автономной деятельности;
  • формирование качеств-привычек, способствующих повышению эффективности автономной деятельности (трудолюбие, общая организованность, тайм-менеджмент и т.д.);
  • формирование и развитие в процессе автономной работы психических свойств личности (память, внимание и т.д.), необходимых для ее эффективного выполнения.

Данные положения по формированию автономности студентов были апробированы в ряде вузов Москвы, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге в 2015–2017 гг. и получены положительные результаты.

Например, в Российском университете дружбы народов была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию автономности  с участием 80 студентов, обучающиеся по Программе «Переводчик по направлениям и специальностям инженерного факультета» (английский язык) [9].

До начала обучения было проведено анкетирование и тестирование в контрольной и опытно-экспериментальной группах для оценки уровня сформированности всех компонентов автономной деятельности.

Разработка материалов констатирующего и итогового срезов проводилась с опорой на следующие положения: успешность процесса обучения неразрывно связана с формированием мотивации к получению знаний и приобретению определенного комплекса умений; осознание студентом себя как полноправного участника процесса обучения, несущего ответственность за результаты обучения, возможность самостоятельно ставить цели, планировать свою работу, оценивать достижение поставленных целей и задач что значительно повышает мотивацию и способствует развитию автономности обучаемых [10].

Были получены следующие результаты (табл.3-6).

Таблица 3

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности контрольной группы на констатирующем (КГ1) и итоговом (КГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

Мотивацион-ный

41,5 %

37,89 %

34,97 %

33,67 %

17,31 %

19,81 %

 6,22 %

9,17 %

Личностный

18,95 %

21,31 %

49,34 %

 50 %

26,81 %

28,35 %

4,9 %

0,34 %

Компетентност-ный

26,34 %

29,31 %

33,45 %

35,68 %

21,54 %

23,14 %

18,67 %

 11,87 %

 

Таблица 4

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности опытно-экспериментальной группы на констатирующем (ОЭГ1) и итоговом (ОЭГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

Мотивацион-ный

48,57 %

50 %

33,33 %

36,67 %

13,34 %

13,33 %

4,76 %

0 %

Личностный

20,95 %

60 %

51,43 %

33,33 %

22,94 %

6,67 %

4,67 %

0 %

Компетентност-ный

27,15 %

40 %

32,86 %

36,67 %

20 %

23,33 %

19,99 %

0 %

 

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина после проведения опытно-экспериментальной работы по формированию автономности с участием 50 студентов, обучающихся по Программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский язык), были получены сходные результаты.

Таблица 5

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности контрольной группы на констатирующем (КГ1) и итоговом (КГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

Мотивационный

39,6 %

37,4 %

37,8 %

36,5 %

17,9 %

21,4 %

4,7 %

4,7 %

Личностный

17,4 %

20,3 %

46,8 %

48,1 %

29,3 %

30,6 %

6,5 %

1,0 %

Компетентност-ный

24,8 %

28,7 %

31,6 %

35,4 %

23,5 %

28,9 %

20,1 %

7,0 %

 

Таблица 6

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности опытно-экспериментальной группы на констатирующем (ОЭГ1) и итоговом (ОЭГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

Мотивационный

38,7 %

48,4 %

35,4 %

38,6 %

16,3 %

13,0 %

  9,6 %

0 %

Личностный

16,9 %

46,6 %

45,4 %

50,1 %

27,3 %

3,3 %

10,4 %

0 %

Компетентностный

24,6 %

39,9 %

30,8 %

37,7 %

24,6 %

22,4 %

20,0 %

0 %

 

Полученные результаты были достигнуты за счет повышения мотивации к изучению курса, интерактивной работе, возможности самостоятельно планировать время учебы, большому количеству практических заданий, разнообразным обучающим тестам, дающим возможность неоднократно прорабатывать материал до полного его усвоения, грамотно составленной программе обучения, простоте в обучении, несмотря на сложность изучаемого материала.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что предлагаемая методика формирования автономности студентов вуза является эффективной и ее использование в учебном процессе правомерно.