Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF INTERCULTURAL INTERACTION OF STUDENTS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Nikolaeva I.I. 1
1 Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov
Discusses the problem of intercultural interaction, the development of multicultural education in Russia. The analysis of multicultural educational space and the essence, parameters, objectives of polycultural educational environment of the educational institution. The aim of the study was the process of formation of skills of intercultural interaction of students. Describes the methods, forms of deepening and intensification of the content of psychological-pedagogical work in the University, aimed at acquisition of knowledge by students about the human, national, cultural values, humanistic bases of intercultural interaction. Implementation of the program on development of skills of intercultural interaction of students in educational environment of the University helped to develop the skills necessary for effective interaction with other cultures. Seen a positive trend in the formation of tolerance, and emotional responsiveness of students, increased the number of respondents expressing a positive evaluation of the attitude to other cultures, readiness to cooperation and harmonious inter-ethnic relations in a multicultural environment.
intercultural communication
multicultural education
multicultural educational environment
the formation of personality

В современных условиях многие государства, страны, признающие многокультурность сообществ, уделяют серьезное внимание поликультурализму как стратегии устойчивого развития, стремятся подготовить молодежь к продуктивному межкультурному взаимодействию и сотрудничеству.

Развитие поликультурного образования в Российской Федерации стало важнейшей частью общей стратегии культурного развития, определяемой необходимостью сохранения социокультурного плюрализма и многообразия, отражающего культурную самобытность каждого этнического сообщества. Позитивные тенденции в этом вопросе говорят о том, что готовность подрастающего поколения к межэтническому взаимодействию является неотъемлемой частью его становления, развития и становится важнейшей составляющей конкурентоспособности современного человека.

В системе образования поликультурность заключается в том, что она трансформирует культуры, составляющие многокультурность, где каждая из них, взаимодействуя, качественно обогащается и постепенно утрачивает гомогенные черты. По мнению Э.Р. Хакимова,  «поликультурное образование направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека» [1]. Американский ученый Р. Хэнви призывает сосредоточиться на воспитании широкого видения многообразного социума, уважения любых «образов мира». Следовательно, идея единства, консолидации в многообразии является ключевой при понимании поликультурности.

Анализ современных теоретических и экспериментальных исследований, посвященных проблеме поликультурного образования в России, позволяет выделить основные задачи поликультурного образования:

- формирование планетарного мировоззрения, глобализма, базовой культуры личности; ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на высшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу;

- формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания, уважения различных национальных культур и навыком гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;

- формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое сообщество.

К условиям и критериям процесса поликультурного образования О.В. Гукаленко, Г.Н. Никифорова совершенно справедливо относят:

- отношение к человеку как к самоценности, вобравшему в себя значительные потенциальные возможности человеческого рода;

- вероятность самопроектирования, прогнозирования будущего на основе персонификации и идентификации личности в многокультурной среде;

- актуализацию культуры, образования и человека как субъектов гуманных отношений на принципах диалога культур [2].

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что поликультурное образование предусматривает связь человека с культурой, способствует воспитанию  уважения и доброжелательного отношения к другим народам на основе признания культурного многообразия, самобытности различных культур, формированию духовно-нравственных ценностей, умения и навыков конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур в многокультурном социуме. Целью поликультурного образования является формирование Человека Культуры, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многокультурной среде, обладающего развитым чувством эмпатии, толерантности, умением жить в мире, согласии и продуктивно взаимодействовать с людьми разных национальностей, рас, верований, проявлять конструктивную деятельность в многокультурном социуме.

Для определения содержания и параметров поликультурного образования мы опираемся и исходим из положений, разработанных специалистами. Как подчеркивает А.Н. Джуринский, содержание поликультурного образования состоит из нескольких блоков: освоение соответствующих знаний, овладение процедурами межнационального общения, воспитание гуманного отношения к культурно разнообразному миру [3]. В.А. Ясвин отмечает, что параметрами образовательного пространства являются: степень насыщенности условиями, возможности влияния на формирование личности; уровень требований к образовательным программам, формам и методам обучения; условия и возможности для развития активности обучающегося и его личной свободы; показатель сознательного включения всех субъектов образовательного процесса; показатель стабильности во времени [4]. Такой подход позволяет выделить целевые ориентиры образовательного процесса поликультурной направленности: создание культурной среды, условий, образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-мотивирующее освоение личностью культуры во всем ее многообразии, организация пространства межкультурного взаимодействия, способствующего освоению системы гуманистических ценностей и адаптации личности в поликультурной среде.

Рассматривая поликультурную среду в своем исследовании, мы придерживаемся определения М.А. Викулиной: «Поликультурная среда – это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур и их представителей, а также подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию» [5]. Такая точка зрения позволяет нам утверждать, что поликультурная среда представляет собой социальное и культурное пространство, включающее совокупность множества отношений и связей, посредством которого человек включается в культурные связи полиэтничного общества. Таким образом, поликультурная среда образовательного пространства рассматривается нами не только как важный социально-педагогический фактор позитивного взаимодействия разных культур и как источник интеллектуального, профессионального развития отдельной личности, но и как результат и условие подготовки высоконравственной, творческой личности, укорененной в духовных и культурных традициях народов многонационального общества. 

В России необходимость поликультурного образования признана на федеральном уровне. В документах федерального уровня (Декларация принципов толерантности, Конвенция о миротворческом воспитании, Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») подчеркивается, что важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является способность человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, к миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, а содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от этнической принадлежности.

Анализ нормативного-правового обеспечения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) позволяет констатировать, что высшая школа не только должна подготовить высококвалифицированные кадры по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, но и удовлетворить потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В частности, анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», квалификация (степень) – бакалавр, позволил  выделить общекультурные компетенции, связанные с укоренением духовных и культурных традиций многонационального народа, развитием толерантного поведения в разных культурных средах: понимание истории становления различных типов культур, владение способами освоения и передачи культурного опыта; осознание и владение способами  толерантного восприятия этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [6].

На основе теоретического анализа научной литературы и нормативно-правовых документов по изучаемой проблеме мы выделяем основные функциональные пласты поликультурного образовательного пространства учебного заведения: создание культурной среды, условий, образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-мотивирующее освоение личностью культуры во всем ее многообразии; организация гуманистической среды, основанной на принципах культуросообразности, диалога культур; создание условий для идентификации человека как в культуре своей социальной общности (микрокультуре), так и в общенациональной культуре; организация доверительного, инкультурного взаимодействия с представителями отдельной субкультуры на основе гуманистической позиции.

В связи с этим в поликультурной образовательной среде учебный материал следует расположить так, чтобы обеспечить оптимальное соотношение теоретических положений с практическими заданиями и вопросами с позиции зоны ближайшего развития – «поля возможностей поликультурного образования», задающего определенные векторы взаимо- и самообразования. Здесь особое значение для нашего исследования - необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, которые должны состоять в преимуществе диалогического субъект-субъектного общения на всех видах занятий, использовании групповых и индивидуальных творческих задач, объединении проблемных методов с оценочными, создающими ситуации духовного объединения, активизации духовной деятельности студентов. Особенность диалога при межэтническом взаимодействии в учебно-воспитательном процессе состоит в том, что каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине [7]. Она может совпадать с истиной, открытой другим участником. Формирование таких предпосылок обеспечивает способность к взаимопониманию. Таким образом, межэтническое взаимодействие проявляет себя как процесс и результат изменения идентичных характеристик личности и этнических групп при непосредственном или опосредованном понимании друг друга. Следовательно, культурной базой и дополнительным ресурсом интеграции межэтнического взаимодействия является схожесть жизненных ценностей, на основе которых происходит формирование общего ядра духовно-нравственных ценностей, разделяемых представителями этнических групп.

Анализ исследований, посвященных организации диалогового подхода в поликультурном образовании, позволяет констатировать, что диалогически построенный процесс обучения открывает возможность самоопределения личности в мире культуры, позволяет добиваться эмпатийности, настройки на положительное отношение к партнеру, накапливать опыт самоанализа, наблюдать, осмысливать намерения друг друга, в результате чего возникают разделяемые ценности, принятие других культур, создание совместного социального, духовного пространства. Итак, применение диалогового подхода в поликультурном образовании обеспечивает понимание и осознание культурных различий между людьми и воспитание на этой основе, способствует формированию и выработке у молодежи суждений, основанных на моральных, гуманных ценностях.

Таким образом, в современных условиях совершенно очевидно, что без широких разносторонних культурных контактов и диалогических обменов невозможно добиться взаимопонимания.

В нашем исследовании исходным определяющим содержания и критерия культуры межнационального общения в поликультурном образовательном пространстве является освоение личностью социально-этической, этнической, общечеловеческой культуры и осознание значения культурных факторов в процессе взаимодействия.

Педагогический эксперимент проводился на базе Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) в г. Нерюнгри в 2012-2016 гг., в котором приняли участие 72 студента (36 студентов контрольной группы (КГ) и 36 студентов экспериментальной группы (ЭГ)).

В психолого-педагогическом эксперименте по формированию навыков конструктивного межкультурного диалога студентов в поликультурной образовательной среде внимание акцентировали на осознание и осмысление будущими специалистами общечеловеческих ценностей, расширение социально-культурного опыта, развитие эмпатийных качеств личности и способности ценить в себе и в других индивидуальность, непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями.

Так, при чтении дисциплин гуманитарного цикла в ходе формирующего эксперимента с целью развития позитивного опыта межэтнических контактов студентов проводились проблемные лекции, семинары, где обсуждались проблемы духовности, духовного мира человека; нравственного значения конкретных фактов и событий истории, культуры, веры, традиций народов; анализ этических воззрений философов, ученых; рассмотрение духовно-нравственных ценностей народов; объяснение психологической природы нравственных чувств, национально-психологических особенностей этносов. Проведение проблемных семинаров, круглых столов, дискуссий на названные темы, встречи с представителями этнических культур, использование элементов кросс-культурного моделирования, социально-психологического тренинга и просмотра, обсуждения фильмов, художественной литературы способствовали формированию этнокультурной компетентности, активной жизненной позиции в целом и повышению психологической культуры студентов. Следует отметить, что характерными чертами межкультурного диалога, дискуссий, круглого стола являлись равенство общающихся сторон, реализация субъект-субъектной формы общения, доверительность, терпимость и принятие разных мнений, взглядов, позволяющие студентам открыто выражать и аргументировать несхожие позиции [8].

В опытно-экспериментальной работе особое внимание обращали на проблему воспитания интереса к чужой культуре, воспитания доверия и уважительности к представителям разных национальностей. Эффективными методами осмысления и осознания особенностей «чужой» культуры, преодоления трудностей, проблем в межкультурном общении являются обсуждение ситуаций культурного ассимилятора, ролевые игры, в которых показываются столкновения разных ценностей и модели поведения представителей из двух разных культур. В анализе таких ситуаций студенты учились интерпретировать поведение персонажей каждой ситуации, вырабатывать общие рекомендации по принятию этически корректных решений при межэтнической коммуникации в поликультурном пространстве.

Использование таких тренинговых упражнений, как «Общий ритм», «Путь доверия», «Собственное я глазами окружающих», «Паутина предрассудков», «Право за окружающими» и др., способствовало преодолению стереотипов и предрассудков, формированию этнической толерантности к другим через отношение к себе и овладению способами эффективного управления эмоциональными реакциями. Деловые игры «Пространство общения», «Встречи культур», «Остров толерантности», метод проектов, рефлексия развивали умение моделировать позитивное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия, способствовали формированию навыков минимизировать конфликты, разрабатывать модель толерантной личности в современном полиэтничном мире.

Анализ результатов итоговой диагностики после проведения психолого-педагогических мероприятий позволил выявить положительную динамику в развитии уровня сформированности толерантности, показал рост числа студентов, имеющих высокий уровень мотивации к достижению успеха и эффективной коммуникативности (с 16,75 до 36,1% студентов в ЭГ). В экспериментальной группе выявлено повышение высокого уровня выражения сопереживания, проявления отзывчивости, чуткости и поддержки друг друга на 19,4% (7 человек), снижение низкого уровня на 11,1% (4 человека). Установлены положительные изменения показателей эмоционально-поведенческого аспекта в ЭГ, так, уменьшилось количество студентов, негативно воспринимающих иную этническую культуру - с 33,3 до 2,8%, увеличилось количество студентов с 18,5 до 49,1%, проявляющих позитивно-оценочное отношения к культуре других народов, культуре межнациональных отношений, уважительно относящихся к иным культурам, национальным обычаям и традициям других народов.

Процесс внедрения программы по формированию навыков межкультурного взаимодействия студентов в поликультурной образовательной среде позволил включить студентов в субъект-субъектные отношения по усвоению теоретического и практического опыта взаимодействия с представителями всех культур современного общества, снизить уровень предрассудков по отношению к представителям других этнических групп, интегрировать в своем сознании схожесть ценностей и культур разных народов и способствовать формированию и выработке у молодежи культуры отношений в сфере межнационального и межличностного общения.

Таким образом, правильный подбор содержания, методов и форм поликультурной образовательной среды в контексте межэтнического взаимодействия и взаимопонимания, направленный на сближение разных культурных традиций на основе принципов гуманизма, культуросообразности, оказывает благоприятное влияние на расширение зоны межнационального общения, установление позитивных отношений в межэтническом взаимодействии, наполняя духовной общностью, взаимным доверием, открытостью, доброжелательностью.