В современных условиях многие государства, страны, признающие многокультурность сообществ, уделяют серьезное внимание поликультурализму как стратегии устойчивого развития, стремятся подготовить молодежь к продуктивному межкультурному взаимодействию и сотрудничеству.
Развитие поликультурного образования в Российской Федерации стало важнейшей частью общей стратегии культурного развития, определяемой необходимостью сохранения социокультурного плюрализма и многообразия, отражающего культурную самобытность каждого этнического сообщества. Позитивные тенденции в этом вопросе говорят о том, что готовность подрастающего поколения к межэтническому взаимодействию является неотъемлемой частью его становления, развития и становится важнейшей составляющей конкурентоспособности современного человека.
В системе образования поликультурность заключается в том, что она трансформирует культуры, составляющие многокультурность, где каждая из них, взаимодействуя, качественно обогащается и постепенно утрачивает гомогенные черты. По мнению Э.Р. Хакимова, «поликультурное образование направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека» [1]. Американский ученый Р. Хэнви призывает сосредоточиться на воспитании широкого видения многообразного социума, уважения любых «образов мира». Следовательно, идея единства, консолидации в многообразии является ключевой при понимании поликультурности.
Анализ современных теоретических и экспериментальных исследований, посвященных проблеме поликультурного образования в России, позволяет выделить основные задачи поликультурного образования:
- формирование планетарного мировоззрения, глобализма, базовой культуры личности; ориентация на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на высшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу;
- формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания, уважения различных национальных культур и навыком гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;
- формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое сообщество.
К условиям и критериям процесса поликультурного образования О.В. Гукаленко, Г.Н. Никифорова совершенно справедливо относят:
- отношение к человеку как к самоценности, вобравшему в себя значительные потенциальные возможности человеческого рода;
- вероятность самопроектирования, прогнозирования будущего на основе персонификации и идентификации личности в многокультурной среде;
- актуализацию культуры, образования и человека как субъектов гуманных отношений на принципах диалога культур [2].
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что поликультурное образование предусматривает связь человека с культурой, способствует воспитанию уважения и доброжелательного отношения к другим народам на основе признания культурного многообразия, самобытности различных культур, формированию духовно-нравственных ценностей, умения и навыков конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур в многокультурном социуме. Целью поликультурного образования является формирование Человека Культуры, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многокультурной среде, обладающего развитым чувством эмпатии, толерантности, умением жить в мире, согласии и продуктивно взаимодействовать с людьми разных национальностей, рас, верований, проявлять конструктивную деятельность в многокультурном социуме.
Для определения содержания и параметров поликультурного образования мы опираемся и исходим из положений, разработанных специалистами. Как подчеркивает А.Н. Джуринский, содержание поликультурного образования состоит из нескольких блоков: освоение соответствующих знаний, овладение процедурами межнационального общения, воспитание гуманного отношения к культурно разнообразному миру [3]. В.А. Ясвин отмечает, что параметрами образовательного пространства являются: степень насыщенности условиями, возможности влияния на формирование личности; уровень требований к образовательным программам, формам и методам обучения; условия и возможности для развития активности обучающегося и его личной свободы; показатель сознательного включения всех субъектов образовательного процесса; показатель стабильности во времени [4]. Такой подход позволяет выделить целевые ориентиры образовательного процесса поликультурной направленности: создание культурной среды, условий, образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-мотивирующее освоение личностью культуры во всем ее многообразии, организация пространства межкультурного взаимодействия, способствующего освоению системы гуманистических ценностей и адаптации личности в поликультурной среде.
Рассматривая поликультурную среду в своем исследовании, мы придерживаемся определения М.А. Викулиной: «Поликультурная среда – это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур и их представителей, а также подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию» [5]. Такая точка зрения позволяет нам утверждать, что поликультурная среда представляет собой социальное и культурное пространство, включающее совокупность множества отношений и связей, посредством которого человек включается в культурные связи полиэтничного общества. Таким образом, поликультурная среда образовательного пространства рассматривается нами не только как важный социально-педагогический фактор позитивного взаимодействия разных культур и как источник интеллектуального, профессионального развития отдельной личности, но и как результат и условие подготовки высоконравственной, творческой личности, укорененной в духовных и культурных традициях народов многонационального общества.
В России необходимость поликультурного образования признана на федеральном уровне. В документах федерального уровня (Декларация принципов толерантности, Конвенция о миротворческом воспитании, Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») подчеркивается, что важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является способность человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, к миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, а содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от этнической принадлежности.
Анализ нормативного-правового обеспечения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) позволяет констатировать, что высшая школа не только должна подготовить высококвалифицированные кадры по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, но и удовлетворить потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В частности, анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», квалификация (степень) – бакалавр, позволил выделить общекультурные компетенции, связанные с укоренением духовных и культурных традиций многонационального народа, развитием толерантного поведения в разных культурных средах: понимание истории становления различных типов культур, владение способами освоения и передачи культурного опыта; осознание и владение способами толерантного восприятия этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [6].
На основе теоретического анализа научной литературы и нормативно-правовых документов по изучаемой проблеме мы выделяем основные функциональные пласты поликультурного образовательного пространства учебного заведения: создание культурной среды, условий, образовательных технологий, обеспечивающих ценностно-мотивирующее освоение личностью культуры во всем ее многообразии; организация гуманистической среды, основанной на принципах культуросообразности, диалога культур; создание условий для идентификации человека как в культуре своей социальной общности (микрокультуре), так и в общенациональной культуре; организация доверительного, инкультурного взаимодействия с представителями отдельной субкультуры на основе гуманистической позиции.
В связи с этим в поликультурной образовательной среде учебный материал следует расположить так, чтобы обеспечить оптимальное соотношение теоретических положений с практическими заданиями и вопросами с позиции зоны ближайшего развития – «поля возможностей поликультурного образования», задающего определенные векторы взаимо- и самообразования. Здесь особое значение для нашего исследования - необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, которые должны состоять в преимуществе диалогического субъект-субъектного общения на всех видах занятий, использовании групповых и индивидуальных творческих задач, объединении проблемных методов с оценочными, создающими ситуации духовного объединения, активизации духовной деятельности студентов. Особенность диалога при межэтническом взаимодействии в учебно-воспитательном процессе состоит в том, что каждый участник диалога в процессе поиска смысла и его вербализации приходит к своей истине [7]. Она может совпадать с истиной, открытой другим участником. Формирование таких предпосылок обеспечивает способность к взаимопониманию. Таким образом, межэтническое взаимодействие проявляет себя как процесс и результат изменения идентичных характеристик личности и этнических групп при непосредственном или опосредованном понимании друг друга. Следовательно, культурной базой и дополнительным ресурсом интеграции межэтнического взаимодействия является схожесть жизненных ценностей, на основе которых происходит формирование общего ядра духовно-нравственных ценностей, разделяемых представителями этнических групп.
Анализ исследований, посвященных организации диалогового подхода в поликультурном образовании, позволяет констатировать, что диалогически построенный процесс обучения открывает возможность самоопределения личности в мире культуры, позволяет добиваться эмпатийности, настройки на положительное отношение к партнеру, накапливать опыт самоанализа, наблюдать, осмысливать намерения друг друга, в результате чего возникают разделяемые ценности, принятие других культур, создание совместного социального, духовного пространства. Итак, применение диалогового подхода в поликультурном образовании обеспечивает понимание и осознание культурных различий между людьми и воспитание на этой основе, способствует формированию и выработке у молодежи суждений, основанных на моральных, гуманных ценностях.
Таким образом, в современных условиях совершенно очевидно, что без широких разносторонних культурных контактов и диалогических обменов невозможно добиться взаимопонимания.
В нашем исследовании исходным определяющим содержания и критерия культуры межнационального общения в поликультурном образовательном пространстве является освоение личностью социально-этической, этнической, общечеловеческой культуры и осознание значения культурных факторов в процессе взаимодействия.
Педагогический эксперимент проводился на базе Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) СВФУ) в г. Нерюнгри в 2012-2016 гг., в котором приняли участие 72 студента (36 студентов контрольной группы (КГ) и 36 студентов экспериментальной группы (ЭГ)).
В психолого-педагогическом эксперименте по формированию навыков конструктивного межкультурного диалога студентов в поликультурной образовательной среде внимание акцентировали на осознание и осмысление будущими специалистами общечеловеческих ценностей, расширение социально-культурного опыта, развитие эмпатийных качеств личности и способности ценить в себе и в других индивидуальность, непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями.
Так, при чтении дисциплин гуманитарного цикла в ходе формирующего эксперимента с целью развития позитивного опыта межэтнических контактов студентов проводились проблемные лекции, семинары, где обсуждались проблемы духовности, духовного мира человека; нравственного значения конкретных фактов и событий истории, культуры, веры, традиций народов; анализ этических воззрений философов, ученых; рассмотрение духовно-нравственных ценностей народов; объяснение психологической природы нравственных чувств, национально-психологических особенностей этносов. Проведение проблемных семинаров, круглых столов, дискуссий на названные темы, встречи с представителями этнических культур, использование элементов кросс-культурного моделирования, социально-психологического тренинга и просмотра, обсуждения фильмов, художественной литературы способствовали формированию этнокультурной компетентности, активной жизненной позиции в целом и повышению психологической культуры студентов. Следует отметить, что характерными чертами межкультурного диалога, дискуссий, круглого стола являлись равенство общающихся сторон, реализация субъект-субъектной формы общения, доверительность, терпимость и принятие разных мнений, взглядов, позволяющие студентам открыто выражать и аргументировать несхожие позиции [8].
В опытно-экспериментальной работе особое внимание обращали на проблему воспитания интереса к чужой культуре, воспитания доверия и уважительности к представителям разных национальностей. Эффективными методами осмысления и осознания особенностей «чужой» культуры, преодоления трудностей, проблем в межкультурном общении являются обсуждение ситуаций культурного ассимилятора, ролевые игры, в которых показываются столкновения разных ценностей и модели поведения представителей из двух разных культур. В анализе таких ситуаций студенты учились интерпретировать поведение персонажей каждой ситуации, вырабатывать общие рекомендации по принятию этически корректных решений при межэтнической коммуникации в поликультурном пространстве.
Использование таких тренинговых упражнений, как «Общий ритм», «Путь доверия», «Собственное я глазами окружающих», «Паутина предрассудков», «Право за окружающими» и др., способствовало преодолению стереотипов и предрассудков, формированию этнической толерантности к другим через отношение к себе и овладению способами эффективного управления эмоциональными реакциями. Деловые игры «Пространство общения», «Встречи культур», «Остров толерантности», метод проектов, рефлексия развивали умение моделировать позитивное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия, способствовали формированию навыков минимизировать конфликты, разрабатывать модель толерантной личности в современном полиэтничном мире.
Анализ результатов итоговой диагностики после проведения психолого-педагогических мероприятий позволил выявить положительную динамику в развитии уровня сформированности толерантности, показал рост числа студентов, имеющих высокий уровень мотивации к достижению успеха и эффективной коммуникативности (с 16,75 до 36,1% студентов в ЭГ). В экспериментальной группе выявлено повышение высокого уровня выражения сопереживания, проявления отзывчивости, чуткости и поддержки друг друга на 19,4% (7 человек), снижение низкого уровня на 11,1% (4 человека). Установлены положительные изменения показателей эмоционально-поведенческого аспекта в ЭГ, так, уменьшилось количество студентов, негативно воспринимающих иную этническую культуру - с 33,3 до 2,8%, увеличилось количество студентов с 18,5 до 49,1%, проявляющих позитивно-оценочное отношения к культуре других народов, культуре межнациональных отношений, уважительно относящихся к иным культурам, национальным обычаям и традициям других народов.
Процесс внедрения программы по формированию навыков межкультурного взаимодействия студентов в поликультурной образовательной среде позволил включить студентов в субъект-субъектные отношения по усвоению теоретического и практического опыта взаимодействия с представителями всех культур современного общества, снизить уровень предрассудков по отношению к представителям других этнических групп, интегрировать в своем сознании схожесть ценностей и культур разных народов и способствовать формированию и выработке у молодежи культуры отношений в сфере межнационального и межличностного общения.
Таким образом, правильный подбор содержания, методов и форм поликультурной образовательной среды в контексте межэтнического взаимодействия и взаимопонимания, направленный на сближение разных культурных традиций на основе принципов гуманизма, культуросообразности, оказывает благоприятное влияние на расширение зоны межнационального общения, установление позитивных отношений в межэтническом взаимодействии, наполняя духовной общностью, взаимным доверием, открытостью, доброжелательностью.
Библиографическая ссылка
Николаева И.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26963 (дата обращения: 24.01.2025).