Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTIONS AND MAINTENANCE ACTIVITIES OF THE CITY RESOURCE CENTRE ON ORGANIZATION OF COMPREHENSIVE SUPPORT FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AND THEIR FAMILIES

Dolgova V.I. 1 Rokitskaya Y.A. 1
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
The relevance of the study is due to the fact that at the current stage of the development of the educational network, it is necessary to clearly identify the totality of subjects of educational activity that provide each other with their own educational resources in order to improve the effectiveness and quality of education in individual organizations and in the education system as a whole. The purpose of the study is to determine the functions and content of the activities of the City Resource Center for the integrated support of children with autism spectrum disorders and their families. The study was conducted on the basis of the City Resource Center for the integrated support of children with autism spectrum disorders and their families, as a structural unit of the MBOU "Boarding School No. 4 in Chelyabinsk". Six leading functions of the Resource Center - normative, support function, methodical, information-analytical, consulting and educational and organizational functions were identified. . The solution of the main tasks of the Resource Center in the conditions of network interaction between educational and other organizations aimed at increasing the levels of implementation of the functions under study is aimed at enabling the student with autism spectrum disorders to develop an educational program of a certain level and focus using the resources of these organizations.
activities
functions
purpose
objectives
autism spectrum disorders
boarding school
network interaction

Анализ научных работ, посвященных решению государственных задач в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций показывает, что в них широко представлены нормативно-правовые основы сетевых взаимодействий образовательных организаций, авторские подходы к организации различных форм сетевого взаимодействия, раскрываются управленческие механизмы и методические особенности организации сетевых форм взаимодействия, предлагаются векторы оптимизации современного российского образования на основе запросов государства, социума и работодателей [1-3].

Ядром сетевых программ инновационной работы образовательных учреждений выступают сегодня Ресурсные центры [4-7]. Раскрыт опыт их проектирования в аспекте организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном учреждении [8-13].

Ресурсные центры создаются для образования и комплексного сопровождения физических лиц, имеющих физический или психический недостаток в развитии, устанавливаемый психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и являющийся препятствием для получения образовательных услуг вне специально организованных условий, а также для проведения информационно-просветительской работы с педагогическими и руководящими работниками системы общего и специального (коррекционного) образования по образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ограниченные возможности здоровья подтверждает решение ПМПК, которая представляет собой организованную форму взаимодействия специалистов с целью своевременных действий по выявлению особенностей физического и (или) психического развития и (или) поведенческих отклонений, готовых к проведению комплексных мероприятий психолого-медико-педагогических обследований (далее - обследований) и составления по результату обследований рекомендации о психолого-медико-педагогической поддержке и характере их образовательной индивидуальной траектории, а также для подтверждений, уточнений или изменений тех рекомендаций, которые выданы ранее.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это несколько групп всеобъемлющих первазивных нарушений, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, коммуникативных процессов, а также специфическими, стереотипными интересами и действиями. Ресурсным центром для таких обучающихся является учреждение, реализующее многоуровневое обучение детей в РАС с обеспечением комплекса психолого-педагогических и медико-социальных услуг, направленных на получение качественного и доступного образования, развитие, коррекцию и успешную социализацию обучающихся.

Ресурсным классом при этом становится специально сформированный класс, в котором обеспечены специальные образовательные условия для ребенка с РАС, с целями реализации прав этих детей на качественные и доступные образовательные услуги и общественную жизнь, на индивидуальную и групповую коррекционно-образовательную работу и сопровождение на занятиях регулярного учебного процесса.

Сегодня деятельность Ресурсного центра регламентируют действующее законодательство РФ, дополнительно по нашей области (как и по любой другой) указы и распоряжения губернатора, постановления и распоряжения правительства Челябинской области, приказы министерства образования Челябинской области, устав учреждения, соответствующее положение, должностные инструкции, приказы и распоряжения директора учреждения, на базе которого создан Ресурсный центр.

Статус Ресурсного центра присваивается учреждению распоряжением Комитета по делам образования г. Челябинска. Ресурсный центр организует инновационную деятельность в соответствии с заданием, порядком и в сроки, установленные распоряжением Комитета по образованию, который также осуществляет координацию деятельности и научно-методическое сопровождение Ресурсного центра.

Цель исследования определить функции и содержание деятельности Городского ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Городского ресурсного центра (далее – Ресурсный центр) по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей как структурного подразделения МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска».

Подразделениями Ресурсного центра являются: адаптационные классы, ресурсные классы, консультационно-просветительская площадка.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты муниципальных образований Челябинской области, Федеральными государственным образовательными учреждениями высшего образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Областным центром диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ППМСС-центрами, ПМПК, Муниципальным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр г. Челябинска» и другими образовательными и научными учреждениями, ассоциациями, общественными и другими организациями, занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением детей с РАС.

Целью деятельности Ресурсного центра является формирование инновационной информационно-образовательной среды, обеспечивающей комплексное сопровождение образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (нарушения опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей, с использованием сетевого взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС.

Проведена экспертная оценка реализации функций вне Ресурсного центра. При выборе отдельного эксперта, прежде всего, принималось во внимание соответствие сферы его компетентности задачам экспертизы, а также уровень квалификации эксперта в рассматриваемой области. Профессиональными экспертами выступили «независимые», т.е. не относящиеся к данному образовательному учреждению высококвалифицированные представители профессионального сообщества педагогических работников (педагоги, менеджеры образования, ученые и вузовские преподаватели, работающие в сфере педагогического образования). При разработке критериев экспертной оценки был использован следующий алгоритм: 1) конкретизирован комплекс показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, результата; 2) определена номенклатура уровней (недопустимый, критический, приемлемый, желаемый). Общее количество задействованных экспертов составило 12 человек. Экспертная оценка эффективности деятельности Ресурсного центра производится в сроки с 1 февраля по 1 апреля года, следующего за отчётным.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования оптимального сочетания функций и содержания деятельности Ресурсного центра выявили шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.

В ходе констатирующего эксперимента получены результаты экспертной оценки реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, которые представлены в таблице.

Экспертная оценка реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра

 

N

 

Функции

У Р О В Н И

(%)

недопустимый

критический

приемлемый

желаемый

1.                   

Нормативная функция

10

22

56

12

2.                   

Функция сопровождения

14

20

53

13

3.                   

Методическая функция

15

21

49

15

4.                   

Информационно-аналитическая функция

13

19

54

14

5.                   

Консультационно-просветительская функция

7

14

69

10

6.                   

Организационная функция

9

12

61

18

7.                   

Среднее значение

11,3

18

57

13,7

 

В таблице 1 показано распределение экспертных оценок по уровням реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра: лучше всего, но далеко не в полной мере достигается приемлемый уровень.

Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий; создание и систематизацию банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС; фиксирует права ребенка с РАС, определяет права и обязанности всех субъектов Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации нормативной функции показывает наименьшее из значений экспертных оценок, но тем не менее он выявлен в каждом десятом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый – только в каждом восьмом. Лучше всего проявился приемлемый уровень – в каждом втором случае. Например, проявился недопустимо низкий уровень интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС.

Функция сопровождения обеспечивает создание специальных условий безбарьерной информационно-образовательной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию комплексного сопровождения образования, коррекции, развития и социализации детей с РАС; реализацию индивидуальных программ развития детей с РАС и контроль её эффективности; деятельность по психолого-педагогическому и социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС. Недопустимый уровень выявлен в каждом седьмом случае; критический уровень – в каждом пятом; желаемый – почти в каждом восьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Методическая функция реализует накопление, разработку, внедрение и распространение программно-методического обеспечения системы деятельности по комплексному сопровождению детей с РАС и их семей; апробацию и внедрение основных моделей образования и социализации детей с РАС; организацию обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС, по использованию в практике работы эффективных достижений в области образования, социальной работы; изучение и распространение передового педагогического опыта и достижений в системе комплексного сопровождения детей с РАС и их семей; организацию и проведение конференций, семинаров, практикумов и т.д. Недопустимый уровень реализации методической функции выявлен почти в каждом седьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – почти в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Информационно-аналитическая функция включает в себя привлечение внимания средств массовой информации, муниципальных ведомств, учреждений и некоммерческих организаций к проблемам детей с РАС и их семей; системный анализ и оценку обоснованности поставленных целей и задач, эффективности условий, методов и форм деятельности Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации информационно-аналитической функции выявлен почти в каждом восьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – более чем в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Консультационно-просветительская функция обеспечивает просвещение основных субъектов образования, работающих с детьми с РАС, по вопросам их комплексного сопровождения, с использованием различных форм (лекции, семинары, вебинары и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации включая электронные версии); оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям), обучающимся по вопросам, входящим в компетенцию Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации консультационно-просветительской функции выявлен в каждом четырнадцатом случае; критический уровень –в каждом пятом седьмом; желаемый – в каждом десятом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – 1,45 случая.

Организационная функция обеспечивает координацию деятельности основных субъектов и структурных подразделений Ресурсного центра; организацию и координацию деятельности по созданию эффективных междисциплинарных форм взаимодействия педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, классных руководителей, классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов для совершенствования системы комплексного сопровождения детей с РАС в условиях образовательного учреждения. Недопустимый уровень реализации организационной функции выявлен в каждом одиннадцатом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый –почти в каждом шестом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.

Средние значения проявления всех функций показали, что недопустимый уровень их реализации выявлен почти в каждом девятом случае; критический уровень – почти в каждом шестом; желаемый – в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.

По сравнению с другими успешнее реализуются две функции - консультационно-просветительская функция и организационная, у них сумма показателей недопустимого и критического уровней меньше, чем у остальных функций (по 21%).

При этом желаемый уровень почти вдвое выше у организационной функции. Будем считать условно, что на сегодняшний день активнее действует организационная функция. Это проявляется в том, что отдельно взятые организации, и не только образовательные, но и научные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные и другие, проводят работу по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, но уровень комплексной реализации исследуемых функций продолжает оставаться низким.

На повышение уровней реализации исследуемых функций направлено решение основных задач Ресурсного центра, в их числе:

  1. Разработка и внедрение моделей эффективного комплексного сопровождения процесса образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
  2. Обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, по вопросам социально-трудовой адаптации и обучения, воспитания, психолого-педагогической коррекции детей с РАС, повышение родительской компетентности и социальной активности семей.
  3. Разработка рекомендаций по учебно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению и сопровождению образовательного процесса детей с РАС (модели, разработки, мониторинг, методические рекомендации и т.п.) для основных субъектов образования.
  4. Формирование информационной среды через создание многофункционального информационно-консультационного ресурса (портала) по научно-методическому сопровождению образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
  5. Формирование и поддержка в актуальном состоянии на портале банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы, базы передового педагогического опыта, методических материалов для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС по вопросам комплексного сопровождения процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
  6. Организация обсуждения, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта по созданию и внедрению технологий сопровождения и реализации процесса образования, развития, коррекции и социализации детей с РАС и их семей в образовательной организации через участие в научно-практических конференциях, организацию семинаров, проведение мастер-классов, круглых столов с использованием современных информационных технологий, веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности, публикаций выводов передового опыта.
  7. Проведение образовательных (обучающих семинаров, стажировок, супервизий), консультационных и аналитических мероприятий для специалистов, осуществляющих деятельность по сопровождению и реализации процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
  8. Участие в реализации мероприятий долгосрочных целевых программ, иных проектов федерального, регионального и муниципального уровней, решающих проблемы образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
  9. Организация сетевого взаимодействия с организациями разной ведомственной принадлежности, работающими с детьми с РАС в Челябинской области по вопросам комплексного сопровождения образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей.

Заключение

Проведенный анализ выявил шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.

Полученные в ходе констатирующей экспертизы результаты реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей свидетельствуют о том, что желаемый уровень достигается редко.

Сетевые формы, реализующие образовательные программы, обеспечивают более широкие возможности её освоения в условиях использования ресурсного оснащения многих учреждений, и не только тех, которые предоставляют образовательные услуги, но и тех организаций, чьи ресурсы необходимы.

Реализацию любой образовательной программы в сетевых формах вместе с организацией, осуществляющей образовательные услуги, может принимать научная или медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная и иная организация, обладающая совокупностью ресурсов, необходимых для выполнения учебных задач и выполнения исследуемых функций.