Анализ научных работ, посвященных решению государственных задач в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций показывает, что в них широко представлены нормативно-правовые основы сетевых взаимодействий образовательных организаций, авторские подходы к организации различных форм сетевого взаимодействия, раскрываются управленческие механизмы и методические особенности организации сетевых форм взаимодействия, предлагаются векторы оптимизации современного российского образования на основе запросов государства, социума и работодателей [1-3].
Ядром сетевых программ инновационной работы образовательных учреждений выступают сегодня Ресурсные центры [4-7]. Раскрыт опыт их проектирования в аспекте организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном учреждении [8-13].
Ресурсные центры создаются для образования и комплексного сопровождения физических лиц, имеющих физический или психический недостаток в развитии, устанавливаемый психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и являющийся препятствием для получения образовательных услуг вне специально организованных условий, а также для проведения информационно-просветительской работы с педагогическими и руководящими работниками системы общего и специального (коррекционного) образования по образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ограниченные возможности здоровья подтверждает решение ПМПК, которая представляет собой организованную форму взаимодействия специалистов с целью своевременных действий по выявлению особенностей физического и (или) психического развития и (или) поведенческих отклонений, готовых к проведению комплексных мероприятий психолого-медико-педагогических обследований (далее - обследований) и составления по результату обследований рекомендации о психолого-медико-педагогической поддержке и характере их образовательной индивидуальной траектории, а также для подтверждений, уточнений или изменений тех рекомендаций, которые выданы ранее.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это несколько групп всеобъемлющих первазивных нарушений, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, коммуникативных процессов, а также специфическими, стереотипными интересами и действиями. Ресурсным центром для таких обучающихся является учреждение, реализующее многоуровневое обучение детей в РАС с обеспечением комплекса психолого-педагогических и медико-социальных услуг, направленных на получение качественного и доступного образования, развитие, коррекцию и успешную социализацию обучающихся.
Ресурсным классом при этом становится специально сформированный класс, в котором обеспечены специальные образовательные условия для ребенка с РАС, с целями реализации прав этих детей на качественные и доступные образовательные услуги и общественную жизнь, на индивидуальную и групповую коррекционно-образовательную работу и сопровождение на занятиях регулярного учебного процесса.
Сегодня деятельность Ресурсного центра регламентируют действующее законодательство РФ, дополнительно по нашей области (как и по любой другой) указы и распоряжения губернатора, постановления и распоряжения правительства Челябинской области, приказы министерства образования Челябинской области, устав учреждения, соответствующее положение, должностные инструкции, приказы и распоряжения директора учреждения, на базе которого создан Ресурсный центр.
Статус Ресурсного центра присваивается учреждению распоряжением Комитета по делам образования г. Челябинска. Ресурсный центр организует инновационную деятельность в соответствии с заданием, порядком и в сроки, установленные распоряжением Комитета по образованию, который также осуществляет координацию деятельности и научно-методическое сопровождение Ресурсного центра.
Цель исследования определить функции и содержание деятельности Городского ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе Городского ресурсного центра (далее – Ресурсный центр) по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей как структурного подразделения МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска».
Подразделениями Ресурсного центра являются: адаптационные классы, ресурсные классы, консультационно-просветительская площадка.
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты муниципальных образований Челябинской области, Федеральными государственным образовательными учреждениями высшего образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Областным центром диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ППМСС-центрами, ПМПК, Муниципальным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр г. Челябинска» и другими образовательными и научными учреждениями, ассоциациями, общественными и другими организациями, занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением детей с РАС.
Целью деятельности Ресурсного центра является формирование инновационной информационно-образовательной среды, обеспечивающей комплексное сопровождение образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (нарушения опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей, с использованием сетевого взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС.
Проведена экспертная оценка реализации функций вне Ресурсного центра. При выборе отдельного эксперта, прежде всего, принималось во внимание соответствие сферы его компетентности задачам экспертизы, а также уровень квалификации эксперта в рассматриваемой области. Профессиональными экспертами выступили «независимые», т.е. не относящиеся к данному образовательному учреждению высококвалифицированные представители профессионального сообщества педагогических работников (педагоги, менеджеры образования, ученые и вузовские преподаватели, работающие в сфере педагогического образования). При разработке критериев экспертной оценки был использован следующий алгоритм: 1) конкретизирован комплекс показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, результата; 2) определена номенклатура уровней (недопустимый, критический, приемлемый, желаемый). Общее количество задействованных экспертов составило 12 человек. Экспертная оценка эффективности деятельности Ресурсного центра производится в сроки с 1 февраля по 1 апреля года, следующего за отчётным.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования оптимального сочетания функций и содержания деятельности Ресурсного центра выявили шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.
В ходе констатирующего эксперимента получены результаты экспертной оценки реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, которые представлены в таблице.
Экспертная оценка реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра
N |
Функции |
У Р О В Н И (%) |
|||
недопустимый |
критический |
приемлемый |
желаемый |
||
1. |
Нормативная функция |
10 |
22 |
56 |
12 |
2. |
Функция сопровождения |
14 |
20 |
53 |
13 |
3. |
Методическая функция |
15 |
21 |
49 |
15 |
4. |
Информационно-аналитическая функция |
13 |
19 |
54 |
14 |
5. |
Консультационно-просветительская функция |
7 |
14 |
69 |
10 |
6. |
Организационная функция |
9 |
12 |
61 |
18 |
7. |
Среднее значение |
11,3 |
18 |
57 |
13,7 |
В таблице 1 показано распределение экспертных оценок по уровням реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра: лучше всего, но далеко не в полной мере достигается приемлемый уровень.
Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий; создание и систематизацию банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС; фиксирует права ребенка с РАС, определяет права и обязанности всех субъектов Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации нормативной функции показывает наименьшее из значений экспертных оценок, но тем не менее он выявлен в каждом десятом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый – только в каждом восьмом. Лучше всего проявился приемлемый уровень – в каждом втором случае. Например, проявился недопустимо низкий уровень интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС.
Функция сопровождения обеспечивает создание специальных условий безбарьерной информационно-образовательной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию комплексного сопровождения образования, коррекции, развития и социализации детей с РАС; реализацию индивидуальных программ развития детей с РАС и контроль её эффективности; деятельность по психолого-педагогическому и социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС. Недопустимый уровень выявлен в каждом седьмом случае; критический уровень – в каждом пятом; желаемый – почти в каждом восьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.
Методическая функция реализует накопление, разработку, внедрение и распространение программно-методического обеспечения системы деятельности по комплексному сопровождению детей с РАС и их семей; апробацию и внедрение основных моделей образования и социализации детей с РАС; организацию обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС, по использованию в практике работы эффективных достижений в области образования, социальной работы; изучение и распространение передового педагогического опыта и достижений в системе комплексного сопровождения детей с РАС и их семей; организацию и проведение конференций, семинаров, практикумов и т.д. Недопустимый уровень реализации методической функции выявлен почти в каждом седьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – почти в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.
Информационно-аналитическая функция включает в себя привлечение внимания средств массовой информации, муниципальных ведомств, учреждений и некоммерческих организаций к проблемам детей с РАС и их семей; системный анализ и оценку обоснованности поставленных целей и задач, эффективности условий, методов и форм деятельности Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации информационно-аналитической функции выявлен почти в каждом восьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – более чем в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.
Консультационно-просветительская функция обеспечивает просвещение основных субъектов образования, работающих с детьми с РАС, по вопросам их комплексного сопровождения, с использованием различных форм (лекции, семинары, вебинары и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации включая электронные версии); оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям), обучающимся по вопросам, входящим в компетенцию Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации консультационно-просветительской функции выявлен в каждом четырнадцатом случае; критический уровень –в каждом пятом седьмом; желаемый – в каждом десятом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – 1,45 случая.
Организационная функция обеспечивает координацию деятельности основных субъектов и структурных подразделений Ресурсного центра; организацию и координацию деятельности по созданию эффективных междисциплинарных форм взаимодействия педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, классных руководителей, классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов для совершенствования системы комплексного сопровождения детей с РАС в условиях образовательного учреждения. Недопустимый уровень реализации организационной функции выявлен в каждом одиннадцатом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый –почти в каждом шестом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.
Средние значения проявления всех функций показали, что недопустимый уровень их реализации выявлен почти в каждом девятом случае; критический уровень – почти в каждом шестом; желаемый – в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.
По сравнению с другими успешнее реализуются две функции - консультационно-просветительская функция и организационная, у них сумма показателей недопустимого и критического уровней меньше, чем у остальных функций (по 21%).
При этом желаемый уровень почти вдвое выше у организационной функции. Будем считать условно, что на сегодняшний день активнее действует организационная функция. Это проявляется в том, что отдельно взятые организации, и не только образовательные, но и научные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные и другие, проводят работу по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, но уровень комплексной реализации исследуемых функций продолжает оставаться низким.
На повышение уровней реализации исследуемых функций направлено решение основных задач Ресурсного центра, в их числе:
- Разработка и внедрение моделей эффективного комплексного сопровождения процесса образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
- Обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, по вопросам социально-трудовой адаптации и обучения, воспитания, психолого-педагогической коррекции детей с РАС, повышение родительской компетентности и социальной активности семей.
- Разработка рекомендаций по учебно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению и сопровождению образовательного процесса детей с РАС (модели, разработки, мониторинг, методические рекомендации и т.п.) для основных субъектов образования.
- Формирование информационной среды через создание многофункционального информационно-консультационного ресурса (портала) по научно-методическому сопровождению образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
- Формирование и поддержка в актуальном состоянии на портале банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы, базы передового педагогического опыта, методических материалов для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС по вопросам комплексного сопровождения процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
- Организация обсуждения, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта по созданию и внедрению технологий сопровождения и реализации процесса образования, развития, коррекции и социализации детей с РАС и их семей в образовательной организации через участие в научно-практических конференциях, организацию семинаров, проведение мастер-классов, круглых столов с использованием современных информационных технологий, веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности, публикаций выводов передового опыта.
- Проведение образовательных (обучающих семинаров, стажировок, супервизий), консультационных и аналитических мероприятий для специалистов, осуществляющих деятельность по сопровождению и реализации процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
- Участие в реализации мероприятий долгосрочных целевых программ, иных проектов федерального, регионального и муниципального уровней, решающих проблемы образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
- Организация сетевого взаимодействия с организациями разной ведомственной принадлежности, работающими с детьми с РАС в Челябинской области по вопросам комплексного сопровождения образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей.
Заключение
Проведенный анализ выявил шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.
Полученные в ходе констатирующей экспертизы результаты реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей свидетельствуют о том, что желаемый уровень достигается редко.
Сетевые формы, реализующие образовательные программы, обеспечивают более широкие возможности её освоения в условиях использования ресурсного оснащения многих учреждений, и не только тех, которые предоставляют образовательные услуги, но и тех организаций, чьи ресурсы необходимы.
Реализацию любой образовательной программы в сетевых формах вместе с организацией, осуществляющей образовательные услуги, может принимать научная или медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная и иная организация, обладающая совокупностью ресурсов, необходимых для выполнения учебных задач и выполнения исследуемых функций.
Библиографическая ссылка
Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26792 (дата обращения: 16.02.2025).