Физическое развитие (ФР) является одним из критериев здоровья человека и демографическим показателем здоровья нации. ФР – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом, полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни [1-3].
ФР является одним из ведущих показателей здоровья, по изменениям показателей которого оценивается благополучие школьников, соответствие условий их обучения и воспитания морфофункциональным особенностям данного возраста. Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех остальных ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен. Поэтому в образовательных учреждениях должны заниматься вопросами здоровья детей на всех этапах образовательного процесса [4].
Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков, а хроническими заболеваниями страдают 70 % выпускников [5]. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 %, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65 %. Уровень ФР детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания [1].
Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения ФР (отставание в росте, отсутствие прибавки в массе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний.
В современной медицине для ранней диагностики метаболических заболеваний очень востребована программа диагностики состава тела – биоимпеданстный анализ, которая позволяет создать индивидуальный мониторинг состояния здоровья [6, 7].
Цель исследования
Изучение динамики ФР детей школьного возраста школы № 68, лицея №3 города Оренбурга.
Задачи
Провести измерение и оценку роста, массы, индекса массы тела (ИМТ) и внутренних сред организма учащихся в возрастном аспекте. Дать возрастной сравнительный анализ компонентов состава тела у мальчиков и девочек.
Материалы и методы
Обследовано 600 учеников (305 девочек, 295 мальчиков) в возрасте от 7 до 17 лет. В каждой возрастной группе в среднем 27 детей. Измерения проводились с помощью ростомера и мультифункциональных весов RW 3111FA. Измерены показатели: рост, масса тела, процент воды, жира, мышечной массы, костная масса.
Полученные результаты обработаны с помощью программы Statistica-6.1. Для каждого параметра найдены средние значения и стандартная ошибка. Проведена проверка соответствия параметров нормальному закону распределения. Использован t-критерий Стьюдента для выявления статистически значимых различий исследуемых параметров у мальчиков и девочек [8]. В программе EXCEL построены графики, отражающие динамику изменения всех измеренных показателей с 7 до 17 лет.
Результаты и обсуждение
Результаты экспериментальных исследований представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Антропометрические параметры и компонентный состав внутренней среды девочек
| 
 Девочки M± m  | 
|||||||
| 
 Воз раст (кол-во лет)  | 
 Рост (см)  | 
 Масса (кг)  | 
 ИМТ (кг/м2)  | 
 Жир (%)  | 
 Вес костной массы (кг)  | 
 Мышечная масса (%)  | 
 Вода (%)  | 
| 
 7  | 
 125±1,0  | 
 25,7±1,0  | 
 16,2±0,5  | 
 16,6±0,5  | 
 4,2±0,1  | 
 31,2±0,7  | 
 60,2±0,4  | 
| 
 8  | 
 131±0,9  | 
 27,9±1,0  | 
 16,1 ±0,5  | 
 14,8±0,6  | 
 4,9±0,1  | 
 32,2±0,8  | 
 61,9±0,5  | 
| 
 9  | 
 135±1,3  | 
 34,0±1,6  | 
 18,2±0,7  | 
 17,5±0,8  | 
 5,3±0,2  | 
 28,5±1,1  | 
 59,5±0,7  | 
| 
 10  | 
 143±1,2  | 
 36,0±1,0  | 
 17,7±0,5  | 
 15,1±0,6  | 
 6,5±0,1  | 
 31,6±0,7  | 
 61,0±0,6  | 
| 
 11  | 
 148±1,4  | 
 41,4±1,8  | 
 18,7±0,6  | 
 16,9±1,0  | 
 7,1±0,2  | 
 30,6±1,0  | 
 59,7±0,9  | 
| 
 12  | 
 153±1,2  | 
 46,3±2,1  | 
 19,5±0,6  | 
 18,4±1,3  | 
 7,9±0,2  | 
 29,9±1,1  | 
 58,5±1,1  | 
| 
 13  | 
 160±1,4  | 
 51,8±1,9  | 
 20,2±0,6  | 
 20,0±1,1  | 
 8,7±0,2  | 
 29,7±0,9  | 
 55,6±1,8  | 
| 
 14  | 
 161±0,9  | 
 54,2±1,5  | 
 20,8±0,6  | 
 19,5±1,2  | 
 9,3±0,1  | 
 30,4±1,2  | 
 57,6±1,0  | 
| 
 15  | 
 162±1,0  | 
 54,7±2,0  | 
 20,9±0,6  | 
 20,9±0,7  | 
 9,3±0,1  | 
 29,7±1,2  | 
 57,2±1,2  | 
| 
 16  | 
 162±1,0  | 
 55,7±1,4  | 
 21,1±0,5  | 
 24,0±0,9  | 
 9,8±0,1  | 
 35,6±0,4  | 
 54,6±0,8  | 
| 
 17  | 
 163±1,4  | 
 56,4±1,9  | 
 21,3±0,6  | 
 23,9±1,0  | 
 9,9±0,2  | 
 35,7±0,5  | 
 55,2±1,1  | 
Таблица 2
Антропометрические параметры и компонентный состав внутренней среды мальчиков
| 
 Мальчики M± m  | 
|||||||
| 
 Воз раст (кол-во лет)  | 
 Рост (см)  | 
 Масса (кг)  | 
 ИМТ (кг/м2)  | 
 Жир (%)  | 
 Вес костной массы (кг)  | 
 Мышечная масса (%)  | 
 Вода (%)  | 
| 
 7  | 
 125±0,8  | 
 26,3±0,7  | 
 16,8±0,3  | 
 12,2±0,4  | 
 4,2±0,1  | 
 33,7±0,5  | 
 63,9±0,3  | 
| 
 8  | 
 132±1,2  | 
 30,8±1,5  | 
 17,7±0,6  | 
 11,4±0,8  | 
 5,1±0,1  | 
 34,0±1,1  | 
 64,9±0,7  | 
| 
 9  | 
 139±1,0  | 
 35,8±1,3  | 
 18,5±0,5  | 
 11,5±0,7  | 
 6,1±0,1  | 
 33,5±0,7  | 
 64,6±0,6  | 
| 
 10  | 
 141±0,9  | 
 35,7±1,2  | 
 18,0±0,5  | 
 10,7±0,7  | 
 6,4±0,1  | 
 34,3±0,8  | 
 65,2±0,6  | 
| 
 11  | 
 149±1,6  | 
 44,6±2,3  | 
 20,1±0,8  | 
 14,0±1,3  | 
 7,5±0,2  | 
 31,8±1,3  | 
 62,3±1,2  | 
| 
 12  | 
 153±1,7  | 
 48,4±2,8  | 
 20,7±0,9  | 
 14,3±1,7  | 
 8,7±0,4  | 
 32,6±1,4  | 
 62,0±1,5  | 
| 
 13  | 
 166±1,1  | 
 58,5±1,9  | 
 21,2±0,6  | 
 17,5±1,2  | 
 10,0±0,2  | 
 32,6±1,1  | 
 59,2±1,1  | 
| 
 14  | 
 170±2,2  | 
 61,6±2,9  | 
 21,3±0,9  | 
 18,7±1,9  | 
 10,8±0,3  | 
 33,2±1,5  | 
 58,0±1,7  | 
| 
 15  | 
 172±1,3  | 
 64,3±1,9  | 
 21,7±0,4  | 
 19,6±1,2  | 
 12,1±0,9  | 
 32,9±0,7  | 
 57,2±1,0  | 
| 
 16  | 
 173±1,0  | 
 72,9±3,3  | 
 24,4±1,0  | 
 20,1±2,1  | 
 10,3±0,2  | 
 36,3±1,6  | 
 55,8±1,8  | 
| 
 17  | 
 178±1,7  | 
 69,4±3,4  | 
 21,9±0,9  | 
 15,8±2,6  | 
 10,9±0,2  | 
 40,9±0,8  | 
 60,9±1,8  | 
Динамика роста школьников с 7 до 17 лет (рис.1) показывает, что до 12 лет разницы в росте между мальчиками и девочками нет. После 12 лет рост девочек нарастает незначительно с 153 см в 12 лет до 163.4 в 17 лет. Рост мальчиков нарастает более интенсивно с 153 см в 12 лет до 178 см в 17 лет. Таким образом, дети и в начальной школе и 5–6 классах растут более интенсивно, чем в последующие годы. Максимальная разница (P<0.05) в росте у мальчиков и девочек наблюдается с 13 лет и достигает максимума в 17 лет – 14.6 см.

Рис. 1. График динамики роста мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Динамика массы тела школьников (рис. 2) также показывает, что до 12 лет существенных различий в массе между мальчиками и девочками нет. С 12 лет масса девочек нарастает постепенно с 46.3 кг до 56.4 кг в 17 лет.

Рис. 2. График динамики массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
C 13 лет появляется разница в массе тела (P<0.05) мальчиков и девочек с преобладанием массы у мальчиков, которая достигает максимума в 16 лет – 17.2 кг с последующим уменьшением к 17 годам до 13 кг. С ростом и массой тесно связан показатель, называемый индексом массы тела (ИМТ), служащий для оценки соответствия массы тела росту человека (рис. 3).

Рис. 3. График динамики ИМТ мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
У девочек ИМТ нарастает постепенно, за исключением резкого скачка с 16.1 до 18.2 в возрасте 9 лет, что связано с физиологическим периодом округления. У мальчиков кривая ИМТ имеет 2 существенных скачка: в возрасте 11 лет и в 16 с последующим резким снижением в 17 лет. В 16 лет наблюдается максимум различия ИМТ (P<0,01) по гендерному признаку с преобладанием у мальчиков и с разницей в 3.2.
Жировая масса (ЖМ) служит энергетической субстанцией для организма, а также отвечает за репродуктивные функции и миелинизацию нервной ткани.

Рис. 4. График динамики процента жира мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
До 15 лет ЖМ (рис. 4) как у мальчиков, так и у девочек ежегодно стабильно нарастает, причем у мальчиков более скачкообразно, чем у девочек. До 10 лет разница в ЖМ у мальчиков и девочек достоверно отличается (P<0.01) с преобладанием у девочек и с максимальной разницей в 9 лет – 6 %.
С 15 до 16 лет ЖМ значительно увеличивается у девочек с 20.9 % в 15 лет до 24 % в 16 лет. У мальчиков ЖМ снижается к 17 годам до уровня 10–11 лет с максимальной разницей (P<0.01) в 7.9 % по сравнению с девочками.
В костной массе (КМ) (рис. 5) до 12 лет у мальчиков и девочек нет существенных различий (P>0.05) и происходит стабильное повышение в среднем на 0.7 кг в год. С 12 лет КМ у девочек ежегодно незначительно нарастает с 7.9 кг в 12 лет до 9.9 кг в 17 лет. У мальчиков КМ с 12 до 15 лет ежегодно нарастает в среднем на 1.3 кг в год. С 13 лет наблюдается достоверные различия (P<0.01) у мальчиков и девочек с преобладанием у мальчиков и с максимальной разницей в 15 лет – 2.8 кг. К 16–17 годам отмечается снижение КМ до уровня 14 летнего возраста.

Рис. 5. График динамики костной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Мышечная масса (ММ) представлена в динамике на рис. 6. ММ – это часть обезжиренной массы, которая состоит из мышц и рассматривается в качестве важного показателя общей физической силы. ММ зависит от уровня физической подготовки и диеты, которой придерживается человек.
У девочек ММ несколько повышается к 8 годам. С 8 лет отмечается снижение ММ, и к 15 годам ММ достигает уровня детей 9 лет. С 15 лет отмечается резкий скачок ММ с 29.7 % до 35.7 % в 17 лет. У мальчиков ММ 33–34 % в начальной школе снижается с 11 до 15 лет ниже уровня детей 7–10 лет. С 15 летнего возраста к 17 годам отмечается резкий скачок ММ с 32.9 % в 15 лет до 40.9 % в 17 лет, что связано с осознанным уровнем физической нагрузки у мальчиков. Статистически достоверная разница в ММ (P<0.05) у мальчиков и девочек наблюдается в 7, 9, 10, 13, 15, 17 лет.

Рис. 6. График динамики мышечной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Общая вода в организме. Дети в начальной школе имеют стабильный уровень жидкости в организме (рис.7), девочки в пределах 60 %, мальчики 64 %. С 7 до 10 лет наблюдается достоверная разница (P<0.001) в % воды у мальчиков и девочек.
После 10 лет до 16 уровень жидкости стабильно ежегодно снижается как у мальчиков, так и у девочек. После 16 лет количество жидкости повышается у девочек и у мальчиков более значительно с разницей (P<0.01) в 4.7 % в 17 лет.

Рис. 7. График динамики процента водной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Выводы
1. До 11–12 летнего возраста показатели физического развития и внутренних сред организма у мальчиков и девочек, за исключением общего содержания воды, практически не отличаются.
2. В более старшем возрасте отмечается преобладание костной и мышечной массы и количества жидкости у мальчиков.
3. Процент жира у девочек выше, чем у мальчиков во всех возрастных группах.



