Физическое развитие (ФР) является одним из критериев здоровья человека и демографическим показателем здоровья нации. ФР – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом, полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни [1-3].
ФР является одним из ведущих показателей здоровья, по изменениям показателей которого оценивается благополучие школьников, соответствие условий их обучения и воспитания морфофункциональным особенностям данного возраста. Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех остальных ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен. Поэтому в образовательных учреждениях должны заниматься вопросами здоровья детей на всех этапах образовательного процесса [4].
Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков, а хроническими заболеваниями страдают 70 % выпускников [5]. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 %, а детей в возрасте 15–17 лет – на 65 %. Уровень ФР детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания [1].
Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения ФР (отставание в росте, отсутствие прибавки в массе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний.
В современной медицине для ранней диагностики метаболических заболеваний очень востребована программа диагностики состава тела – биоимпеданстный анализ, которая позволяет создать индивидуальный мониторинг состояния здоровья [6, 7].
Цель исследования
Изучение динамики ФР детей школьного возраста школы № 68, лицея №3 города Оренбурга.
Задачи
Провести измерение и оценку роста, массы, индекса массы тела (ИМТ) и внутренних сред организма учащихся в возрастном аспекте. Дать возрастной сравнительный анализ компонентов состава тела у мальчиков и девочек.
Материалы и методы
Обследовано 600 учеников (305 девочек, 295 мальчиков) в возрасте от 7 до 17 лет. В каждой возрастной группе в среднем 27 детей. Измерения проводились с помощью ростомера и мультифункциональных весов RW 3111FA. Измерены показатели: рост, масса тела, процент воды, жира, мышечной массы, костная масса.
Полученные результаты обработаны с помощью программы Statistica-6.1. Для каждого параметра найдены средние значения и стандартная ошибка. Проведена проверка соответствия параметров нормальному закону распределения. Использован t-критерий Стьюдента для выявления статистически значимых различий исследуемых параметров у мальчиков и девочек [8]. В программе EXCEL построены графики, отражающие динамику изменения всех измеренных показателей с 7 до 17 лет.
Результаты и обсуждение
Результаты экспериментальных исследований представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Антропометрические параметры и компонентный состав внутренней среды девочек
Девочки M± m |
|||||||
Воз раст (кол-во лет) |
Рост (см) |
Масса (кг) |
ИМТ (кг/м2) |
Жир (%) |
Вес костной массы (кг) |
Мышечная масса (%) |
Вода (%) |
7 |
125±1,0 |
25,7±1,0 |
16,2±0,5 |
16,6±0,5 |
4,2±0,1 |
31,2±0,7 |
60,2±0,4 |
8 |
131±0,9 |
27,9±1,0 |
16,1 ±0,5 |
14,8±0,6 |
4,9±0,1 |
32,2±0,8 |
61,9±0,5 |
9 |
135±1,3 |
34,0±1,6 |
18,2±0,7 |
17,5±0,8 |
5,3±0,2 |
28,5±1,1 |
59,5±0,7 |
10 |
143±1,2 |
36,0±1,0 |
17,7±0,5 |
15,1±0,6 |
6,5±0,1 |
31,6±0,7 |
61,0±0,6 |
11 |
148±1,4 |
41,4±1,8 |
18,7±0,6 |
16,9±1,0 |
7,1±0,2 |
30,6±1,0 |
59,7±0,9 |
12 |
153±1,2 |
46,3±2,1 |
19,5±0,6 |
18,4±1,3 |
7,9±0,2 |
29,9±1,1 |
58,5±1,1 |
13 |
160±1,4 |
51,8±1,9 |
20,2±0,6 |
20,0±1,1 |
8,7±0,2 |
29,7±0,9 |
55,6±1,8 |
14 |
161±0,9 |
54,2±1,5 |
20,8±0,6 |
19,5±1,2 |
9,3±0,1 |
30,4±1,2 |
57,6±1,0 |
15 |
162±1,0 |
54,7±2,0 |
20,9±0,6 |
20,9±0,7 |
9,3±0,1 |
29,7±1,2 |
57,2±1,2 |
16 |
162±1,0 |
55,7±1,4 |
21,1±0,5 |
24,0±0,9 |
9,8±0,1 |
35,6±0,4 |
54,6±0,8 |
17 |
163±1,4 |
56,4±1,9 |
21,3±0,6 |
23,9±1,0 |
9,9±0,2 |
35,7±0,5 |
55,2±1,1 |
Таблица 2
Антропометрические параметры и компонентный состав внутренней среды мальчиков
Мальчики M± m |
|||||||
Воз раст (кол-во лет) |
Рост (см) |
Масса (кг) |
ИМТ (кг/м2) |
Жир (%) |
Вес костной массы (кг) |
Мышечная масса (%) |
Вода (%) |
7 |
125±0,8 |
26,3±0,7 |
16,8±0,3 |
12,2±0,4 |
4,2±0,1 |
33,7±0,5 |
63,9±0,3 |
8 |
132±1,2 |
30,8±1,5 |
17,7±0,6 |
11,4±0,8 |
5,1±0,1 |
34,0±1,1 |
64,9±0,7 |
9 |
139±1,0 |
35,8±1,3 |
18,5±0,5 |
11,5±0,7 |
6,1±0,1 |
33,5±0,7 |
64,6±0,6 |
10 |
141±0,9 |
35,7±1,2 |
18,0±0,5 |
10,7±0,7 |
6,4±0,1 |
34,3±0,8 |
65,2±0,6 |
11 |
149±1,6 |
44,6±2,3 |
20,1±0,8 |
14,0±1,3 |
7,5±0,2 |
31,8±1,3 |
62,3±1,2 |
12 |
153±1,7 |
48,4±2,8 |
20,7±0,9 |
14,3±1,7 |
8,7±0,4 |
32,6±1,4 |
62,0±1,5 |
13 |
166±1,1 |
58,5±1,9 |
21,2±0,6 |
17,5±1,2 |
10,0±0,2 |
32,6±1,1 |
59,2±1,1 |
14 |
170±2,2 |
61,6±2,9 |
21,3±0,9 |
18,7±1,9 |
10,8±0,3 |
33,2±1,5 |
58,0±1,7 |
15 |
172±1,3 |
64,3±1,9 |
21,7±0,4 |
19,6±1,2 |
12,1±0,9 |
32,9±0,7 |
57,2±1,0 |
16 |
173±1,0 |
72,9±3,3 |
24,4±1,0 |
20,1±2,1 |
10,3±0,2 |
36,3±1,6 |
55,8±1,8 |
17 |
178±1,7 |
69,4±3,4 |
21,9±0,9 |
15,8±2,6 |
10,9±0,2 |
40,9±0,8 |
60,9±1,8 |
Динамика роста школьников с 7 до 17 лет (рис.1) показывает, что до 12 лет разницы в росте между мальчиками и девочками нет. После 12 лет рост девочек нарастает незначительно с 153 см в 12 лет до 163.4 в 17 лет. Рост мальчиков нарастает более интенсивно с 153 см в 12 лет до 178 см в 17 лет. Таким образом, дети и в начальной школе и 5–6 классах растут более интенсивно, чем в последующие годы. Максимальная разница (P<0.05) в росте у мальчиков и девочек наблюдается с 13 лет и достигает максимума в 17 лет – 14.6 см.
Рис. 1. График динамики роста мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Динамика массы тела школьников (рис. 2) также показывает, что до 12 лет существенных различий в массе между мальчиками и девочками нет. С 12 лет масса девочек нарастает постепенно с 46.3 кг до 56.4 кг в 17 лет.
Рис. 2. График динамики массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
C 13 лет появляется разница в массе тела (P<0.05) мальчиков и девочек с преобладанием массы у мальчиков, которая достигает максимума в 16 лет – 17.2 кг с последующим уменьшением к 17 годам до 13 кг. С ростом и массой тесно связан показатель, называемый индексом массы тела (ИМТ), служащий для оценки соответствия массы тела росту человека (рис. 3).
Рис. 3. График динамики ИМТ мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
У девочек ИМТ нарастает постепенно, за исключением резкого скачка с 16.1 до 18.2 в возрасте 9 лет, что связано с физиологическим периодом округления. У мальчиков кривая ИМТ имеет 2 существенных скачка: в возрасте 11 лет и в 16 с последующим резким снижением в 17 лет. В 16 лет наблюдается максимум различия ИМТ (P<0,01) по гендерному признаку с преобладанием у мальчиков и с разницей в 3.2.
Жировая масса (ЖМ) служит энергетической субстанцией для организма, а также отвечает за репродуктивные функции и миелинизацию нервной ткани.
Рис. 4. График динамики процента жира мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
До 15 лет ЖМ (рис. 4) как у мальчиков, так и у девочек ежегодно стабильно нарастает, причем у мальчиков более скачкообразно, чем у девочек. До 10 лет разница в ЖМ у мальчиков и девочек достоверно отличается (P<0.01) с преобладанием у девочек и с максимальной разницей в 9 лет – 6 %.
С 15 до 16 лет ЖМ значительно увеличивается у девочек с 20.9 % в 15 лет до 24 % в 16 лет. У мальчиков ЖМ снижается к 17 годам до уровня 10–11 лет с максимальной разницей (P<0.01) в 7.9 % по сравнению с девочками.
В костной массе (КМ) (рис. 5) до 12 лет у мальчиков и девочек нет существенных различий (P>0.05) и происходит стабильное повышение в среднем на 0.7 кг в год. С 12 лет КМ у девочек ежегодно незначительно нарастает с 7.9 кг в 12 лет до 9.9 кг в 17 лет. У мальчиков КМ с 12 до 15 лет ежегодно нарастает в среднем на 1.3 кг в год. С 13 лет наблюдается достоверные различия (P<0.01) у мальчиков и девочек с преобладанием у мальчиков и с максимальной разницей в 15 лет – 2.8 кг. К 16–17 годам отмечается снижение КМ до уровня 14 летнего возраста.
Рис. 5. График динамики костной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Мышечная масса (ММ) представлена в динамике на рис. 6. ММ – это часть обезжиренной массы, которая состоит из мышц и рассматривается в качестве важного показателя общей физической силы. ММ зависит от уровня физической подготовки и диеты, которой придерживается человек.
У девочек ММ несколько повышается к 8 годам. С 8 лет отмечается снижение ММ, и к 15 годам ММ достигает уровня детей 9 лет. С 15 лет отмечается резкий скачок ММ с 29.7 % до 35.7 % в 17 лет. У мальчиков ММ 33–34 % в начальной школе снижается с 11 до 15 лет ниже уровня детей 7–10 лет. С 15 летнего возраста к 17 годам отмечается резкий скачок ММ с 32.9 % в 15 лет до 40.9 % в 17 лет, что связано с осознанным уровнем физической нагрузки у мальчиков. Статистически достоверная разница в ММ (P<0.05) у мальчиков и девочек наблюдается в 7, 9, 10, 13, 15, 17 лет.
Рис. 6. График динамики мышечной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Общая вода в организме. Дети в начальной школе имеют стабильный уровень жидкости в организме (рис.7), девочки в пределах 60 %, мальчики 64 %. С 7 до 10 лет наблюдается достоверная разница (P<0.001) в % воды у мальчиков и девочек.
После 10 лет до 16 уровень жидкости стабильно ежегодно снижается как у мальчиков, так и у девочек. После 16 лет количество жидкости повышается у девочек и у мальчиков более значительно с разницей (P<0.01) в 4.7 % в 17 лет.
Рис. 7. График динамики процента водной массы тела мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
Выводы
1. До 11–12 летнего возраста показатели физического развития и внутренних сред организма у мальчиков и девочек, за исключением общего содержания воды, практически не отличаются.
2. В более старшем возрасте отмечается преобладание костной и мышечной массы и количества жидкости у мальчиков.
3. Процент жира у девочек выше, чем у мальчиков во всех возрастных группах.
Библиографическая ссылка
Колосова Н.И., Малеева Н.П., Денисов Е.Н. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26751 (дата обращения: 16.02.2025).