Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE TRAINING OF TEACHERS TO WORK ON THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN

Gam A.V. 1
1 Centre of educational initiatives
The analysis of the current trends, influencing the emergence of new qualitative characteristics of the children: autonomy, the desire for independence, the desire to obtain anything without effort, the acquisition of identities, which do not always meet their inherent characteristics and functions, was conducted. The fact that these changes occur in the process of identity formation under the influence of her upbringing and education was taken into account. The main directions of training of teachers willing to work with the development and formation of social and cultural identity were defined on the basis of the contents of social and personal competences of the child, components contributing to the development of sociocultural identity. The Format of in-house training of teachers is regarded as the most effective for this task in the framework of particular educational organization. This article describes a program for teachers to acquire skills for the development of social and family identity of children, the logic of learning , integrated forms of learning are characterized. The content of the modules of the program takes into account the organization and carrying out of diagnostics of the identity of students, especially the organization of the most effective learning events, analysis and drafting of assignments, case studies, workshops, Olympiads on this issue. The units of the model of organization of the development process of sociocultural identity: a value-oriented unit, content-procedural, diagnostic and effective are represented within the proposed system, activity, axiological approaches. To assess the effectiveness of the program training of teachers, an exemplary set of criteria, indicators, levels of achievements and characteristics of their manifestations is shown.
identity
sociocultural identity
education of teaching staff
teaching models

Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки юношей и девушек к современной жизни. Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Анализируя объективно существующие детерминанты феноменологизации (социологические и антропологические), ряд ученых: Н.М. Борытко, С.Г. Вершловский, А.И. Субетто [1, с. 94-117] - определяют актуальные направления обновления содержания образования и приоритетные задачи образовательного учреждения как социального института.

Одной из современных проблем общества, сферы образования и семьи является развитие социокультурной идентичности школьников, при развитии которой происходит объединение человека с национальными и культурными ценностями. При идентификации субъекта со своим этносом, культурой возникает сложный комплекс волевых, чувственных, эмоциональных переживаний, связанных со своей этнической принадлежностью [2]. Любое общество стремится к устойчивому развитию социокультурной идентичности, так как интеграция национальной и культурной идентификации выступает крепежом любой нации [3].

Целью исследования подготовки педагогов к работе по развитию социокультурной идентичности школьников является поиск возможностей конструирования конкретных моделей профессионального образования, программ, этапов обучения, требований содержательного и организационного обеспечения. Для определения содержания обучения педагогов, в котором будут развиваться такие качества, рассмотрена компетентностная модель обучения педагогов. На основе понимания содержания личностных компонентов, способствующих развитию социокультурной идентичности, были осмыслены основные сферы изменений: содержание воспитания, обеспечивающее разностороннее ценностное взаимодействие всех субъектов процесса воспитания; формы, инициирующие активность детей; технологии воспитания и развития (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, методы проектов, организационно-деятельностные игры); развитие ресурсов внешней и внутренней среды. Особенно развитие социокультурной идентичности важно в младшем школьном возрасте, когда развитие детей обусловливается тем, что именно в этом возрасте начинается процесс формирования личности, становление черт индивидуальности, признание собственных интересов, оценок, укреплении устойчивой потребности в автономности [4]. В связи с этим возрастает потребность в педагоге, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством компетентного ее освоения, применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Эффективность подготовки педагогов зависит и от системы работы с педагогами непосредственно в образовательном учреждении. Все большее распространение в западных и российских учреждениях получает идея внутрифирменного обучения, которая позволяет: организовать непрерывный процесс развития профессиональной компетентности всего педагогического коллектива учреждения, а не только отдельных педагогов; делать процесс повышения квалификации педагогов сознательно управляемым; выстраивать индивидуальную траекторию развития профессионализма в командной деятельности. Принципы внутрифирменного обучения включают: опору на новейшие разработки в плане изучаемой проблемы, выбор содержания, форм, методов, обучения, принцип самостоятельного проектирования и управления своей профессиональной деятельностью, обеспечивающий решение профессиональных задач различного уровня сложности. Надо отметить, что для педагогов школ готовность к развитию социокультурной идентичности школьников недостаточна. Это подтверждается итогами диагностики готовности педагогических кадров к решению новых образовательных задач учреждения в контексте идей развития идентичности. Педагоги школ затрудняются в определении понятий «идентичность», «социокультурная идентичность», проблем практики развития идентичности у детей. Организация процесса обучения педагогов способствует становлению позиции проектировщика собственной профессиональной деятельности. Так, была разработана программа для педагогов по приобретению навыков развития социальной семейной идентичности.

Базовым параметром качества программ являются заложенные в них образовательные результаты, от которых далее выстраивается весь образовательный процесс. Последовательность создания образовательных программ выглядит следующим образом: определяются образовательные результаты, на которые должны выйти педагоги. На этом этапе формулируется блок основных понятий, объем знаний, которые должны освоить педагоги, а также профессиональные и надпрофессиональные навыки, которыми они должны овладеть для работы с детьми; определяется структура программы, выводящая педагогов на эти результаты; определяются адекватные методы обучения, выводящие педагогов на намеченные результаты, и методы оценки, позволяющие определить, насколько эти результаты им достигнуты. Вышесказанное относится не только к обучению по внутрифирменной программе, но и к обучению по краткосрочным курсам или по франчайзинговым и валидированным программам.

Обучение выстраивается в логике адресного подхода к педагогам. Этот подход предполагает поддержки таких организационных форм взаимодействия школы и родителей, которые являются механизмом в создании единого воспитательного пространства. Некоторые формы взаимодействия являются сквозными, интегрированными, предполагающими их свободный выбор родителями детей любого возраста. К ним относятся: лекторий, конференции, практикумы, тренинговые программы, дискуссионный клуб. Эти формы, осваиваемые педагогами, помогают решать различные проблемы взаимоотношений с ребёнком, способствуют формированию культуры воспитания в семье.

Проектирование модели обучения педагогов обусловлено методологическими подходами. Прежде всего, это системный подход [5], а также деятельностный, аксиологический. Так, деятельностный подход (В.В. Давыдов, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский [6]) обуславливает понимание того, что развитие человека происходит в деятельности. Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов, А.В. Кирьякова [7]) рассматривает ценности социальной идентичности как смыслы, общественно принимаемые и передаваемые из поколения в поколение как образцы культуры.

Решение проблемы социокультурной идентичности требует от педагогического коллектива не только изменений в методике, но и перестройки сознания, новой идеологии, поэтому обучение педагогов направлено:

  • на расширение представления учителей школ о современных теоретико-методических подходах в разработке и осуществлении технологий развития идентичности детей и подростков;
  • изучение специфики формирования и развития идентичности школьников;
  • освоение типов и видов идентичностей человека в различных областях;
  • оценку развития идентичности школьника.

Модули такой обучающей программы могут быть посвящены: организации и проведению диагностики идентичности школьников; особенностям организации наиболее эффективных мероприятий, посвященных данной проблеме; анализу и составлению заданий, кейсов, практикумов, компетентностных олимпиад по данной проблеме. В рамках каждого модуля программы предлагаются учебно-методические материалы, которые представляют собой содержательно завершенный блок информации, включающий учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности освоения учебного материала. Так, например, первый модуль диагностический. На данном этапе с помощью методов оценки (анкетирование, ассейсмент-тестирование, наблюдение) выявляются образовательный и профессиональный уровень педагогов, их мотивация, на основании которых определяются обобщенные целевые установки по освоению: основных закономерностей психического развития ребенка и особенностей проявления признаков становления социокультурной идентичности на разных возрастных этапах; умений организовать развивающую среду и проектировать содержание учебной программы (курса) для внеурочной деятельности, направленной на развитие социокультурной идентичности; стратегий взаимодействия с детьми, техник, технологий, форм, реализуемых в учебном и внеучебном процессе.

Дополнительные модули обеспечат повышение компетенций учителя: по вопросам законодательства РФ в области образования и воспитания социальной и семейной идентичности, нормативно-правовых аспектов развития социокультурной идентичности, в психолого-педагогических аспектах работы по развитию идентичности на разных возрастных этапах, в содержании и методиках работы учителя по развитию семейной идентичности школьников во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

С позиций системного подхода модель процесса подготовки педагогов к формированию у школьников социокультурной идентичности содержит три блока: ценностно-целевой, содержательно-процессуальный, диагностико-результативный. Ценностно-целевой блок позволяет выбрать основания для организации процесса развития социокультурной идентичности. Данный блок модели обусловлен требованиями специальных государственных документов, например Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [8], Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [9]. Содержательно-процессуальный блок процесса обучения педагогов обеспечивает упорядоченность и целостность процесса, функционирование и развитие его элементов и связей. Следует думать, что спроектировать содержание развития социокультурной идентичности возможно как взаимодействие всех субъектов процесса воспитания. Этот блок модели создает единое коммуникативное поле путем анализа опыта отношений взрослых и детей. Примерная тематика дискуссий: 1 кл. – «ʺМожноʺ и ʺнельзяʺ в воспитании», «Секреты семейного общения», «Дети с нами и без нас», 5-9 кл. – «Воспитание нравственности», «Поведение в семейном конфликте», «Подросток: вид снаружи и взгляд изнутри», 10-11 кл. – «Родительское программирование или бремя свободы», «О любви к себе и к людям».

Особенно важно освоить формы работы с родителями, так как основы социокультурной идентичности закладываются именно в семье. Так, проведение семейной игры предусматривает совместное определение темы, состава участников, распределения ролей, предварительное обсуждение различных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный вариант действий. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть: 1-4 кл. – «Утро в вашем доме», «Я нашел на дороге…», 5-8 кл. – «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет», «Каникулы современного школьника», 9-11 кл. – «К ребенку пришла компания друзей», «Хроника одного вечера». Кроме того, классный руководитель может проводить с родителями «круглые столы», тематические дискуссии самих родителей с привлечением специалистов, семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, «Дни открытых дверей» в классе. Творчески работающим учителем могут быть использованы нестандартные формы общения и взаимодействия с родителями и детьми. Например, «педагогический ринг», «педагогический треугольник», «чаепитие по пятницам» и другие. Основное условие: соответствие цели – формирование у родителей системы ценностных отношений к ребенку с позиций добра, терпимости и уважения.

Диагностико-результативный блок модели включает результаты процесса развития социокультурной идентичности (результаты состояния процесса воспитания и результаты личностных изменений субъектов процесса). Методами контроля этих результатов выступают методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, анализ продуктов творческой деятельности.

Все рассмотренные блоки являются относительно самостоятельными, но вместе с тем в полном составе представляют собой целостную и, думается, эффективную модель процесса развития социокультурной идентичности детей.

Для более успешного обучения в школах идет поиск организационно-управленческих подходов к построению систе­мы работы с педагогическими кадрами. Тьюторское сопровождение классных руководителей обусловлено пониманием того, что профессиональное развитие осуществляется в ситуации субъектности и инициативности в отношении педагогов к собственной образовательной и жизненной траектории, а традиционное сопровождение не в полной мере позволяет включать педагогов в профессиональную коммуникацию на основе рефлексии по отношению к собственной деятельности, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности [10]. В нашем понимании тьютор – это методист или консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым (классным руководителям) в рамках конкретной программы обучения, организатор «пространства понимания». В процессе работы с классными руководителями тьютор осуществляет следующие виды деятельности:

  • проектировочная – определение миссии, постановка целей и задач, осмысление и отбор материала, проектирование новых форм воспитательной практики;
  • исполнительная (проведение занятий, подведение итогов, выявление проблем, формирование проектных групп, контроль процесса, работа с научными пособиями);
  • экспертно-консультативная – консультирование, экспертно-информационное сопровождение проектно-исследовательских разработок;
  • рефлексивная (мониторинг и получение обратной связи).

Целью тьюторского сопровождения педагогов является создание условий, способствующих получению и осознанию педагогом собственного профессионального опыта, формирование отношения к этому опыту и коррекция собственных профессиональных планов в соответствии с этим опытом. Предметом освоения в технологии тьюторского сопровождения для классных руководителей стали технологии социального взаимодействия и технологии эффективной межличностной коммуникации. Основными организационными формами тьюторского сопровождения классных руководителей являются: тьюториал, фокус-группы, кейс-метод, экспертно-аналитические семинары, проектировочные семинары, деловые игры, приемы ситуативного анализа, метод консультации (очной и по электронной почте), технология активного слушания. Обучение предполагает, что педагог: знает сущность социокультурной идентичности и умеет включать обучающихся в технологии эффективной межличностной коммуникации; знает результаты, которые могут быть получены в ходе работы с детьми, владеет методами и приемами включения технологий соци­ального взаимодействия.

Для оценки результативности программы обучения педагогов основам развития социокультурной идентичности возникла необходимость отбора критериев, показателей и уровней достигнутых результатов. Критериями освоения обучения были выбраны:

  • сформированность информационной компетентности (понимание актуальности, ясные формулировки, четкость в изложении материала);
  • сформированность рефлексивных умений (ясное изложение своей позиции, объяснение изменения своего мнения или понимания);
  • сформированность проектных умений (применение умений социокультурной идентичности на практике).

Уровни обучения педагогов и признаки их проявления:

Репродуктивно-адаптивный уровень:

  • умеет рассказать другим информацию о социокультурной идентичности;
  • умеет приспособить информацию к особенностям аудитории;
  • умеет организовать деятельность, направленную на овладение учебной информацией;
  • умеет устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт в групповой работе;
  • умеет анализировать ситуацию, формулировать тактические и оперативные задачи развития социокультурной идентичности.

Локально-проектирующий уровень:

  • умеет осмысливать и формулировать педагогическую цель;
  • умеет прогнозировать результат (по показателям социокультурной идентичности);
  • умеет оценивать эффективность педагогических проектов, направленных на становление социокультурной идентичности;
  • умеет корректировать образовательные задачи в соответствии с педагогическими целями.

Системно-проектирующий уровень:

  • умеет адаптировать освоенную новую информацию в процессе реализации педагогических целей;
  • умеет строить с детьми взаимоотношения, способствующие развитию социокультурной идентичности;
  • соотносит свои ожидания с приобретенными в процессе проектирования возможностями, проводит экспертизу своей деятельности.

Оценкой сформированных умений педагога выступает способность педагога конструировать целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, в котором формируется социокультурная идентичность, совместная деятельность, формирующая правила, порядок, соглашения, социальные нормы. Важным также является обеспечение реализации инициатив родителей и обучающихся в участии в акциях, мероприятиях, социальном творчестве и проектировании социально-культурных событий. Это значит, что результат обучения педагогов можно рассматривать как результат двух составляющих: результат внешний и результат внутренний – личностных изменений ребенка. Внешний – реализация организационных функций мотивации и поддержки детей. Внутренним результатом обучения педагогов становится определённое изменение самой личности школьника, её качеств, черт характера, уровня социокультурной идентичности.

В целом управление обучением педагогов в школе строится на основе принятых принципов управления, системы управления функционированием и развитием учреждения, закрепленных в его Уставе и Программе развития. Организация обучения педагогов развитию социокультурной идентичности у детей основана на сбалансированном сочетании административного управления и самоуправления его участников. Главное направление деятельности администрации - создание управленческих условий, содержащих различные виды поддержки и позволяющих участникам обучения реализовывать полученные умения в практике (в учебной и внеучебной деятельности) в совместной деятельности с родителями.