Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки юношей и девушек к современной жизни. Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека – результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Анализируя объективно существующие детерминанты феноменологизации (социологические и антропологические), ряд ученых: Н.М. Борытко, С.Г. Вершловский, А.И. Субетто [1, с. 94-117] - определяют актуальные направления обновления содержания образования и приоритетные задачи образовательного учреждения как социального института.
Одной из современных проблем общества, сферы образования и семьи является развитие социокультурной идентичности школьников, при развитии которой происходит объединение человека с национальными и культурными ценностями. При идентификации субъекта со своим этносом, культурой возникает сложный комплекс волевых, чувственных, эмоциональных переживаний, связанных со своей этнической принадлежностью [2]. Любое общество стремится к устойчивому развитию социокультурной идентичности, так как интеграция национальной и культурной идентификации выступает крепежом любой нации [3].
Целью исследования подготовки педагогов к работе по развитию социокультурной идентичности школьников является поиск возможностей конструирования конкретных моделей профессионального образования, программ, этапов обучения, требований содержательного и организационного обеспечения. Для определения содержания обучения педагогов, в котором будут развиваться такие качества, рассмотрена компетентностная модель обучения педагогов. На основе понимания содержания личностных компонентов, способствующих развитию социокультурной идентичности, были осмыслены основные сферы изменений: содержание воспитания, обеспечивающее разностороннее ценностное взаимодействие всех субъектов процесса воспитания; формы, инициирующие активность детей; технологии воспитания и развития (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, методы проектов, организационно-деятельностные игры); развитие ресурсов внешней и внутренней среды. Особенно развитие социокультурной идентичности важно в младшем школьном возрасте, когда развитие детей обусловливается тем, что именно в этом возрасте начинается процесс формирования личности, становление черт индивидуальности, признание собственных интересов, оценок, укреплении устойчивой потребности в автономности [4]. В связи с этим возрастает потребность в педагоге, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством компетентного ее освоения, применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Эффективность подготовки педагогов зависит и от системы работы с педагогами непосредственно в образовательном учреждении. Все большее распространение в западных и российских учреждениях получает идея внутрифирменного обучения, которая позволяет: организовать непрерывный процесс развития профессиональной компетентности всего педагогического коллектива учреждения, а не только отдельных педагогов; делать процесс повышения квалификации педагогов сознательно управляемым; выстраивать индивидуальную траекторию развития профессионализма в командной деятельности. Принципы внутрифирменного обучения включают: опору на новейшие разработки в плане изучаемой проблемы, выбор содержания, форм, методов, обучения, принцип самостоятельного проектирования и управления своей профессиональной деятельностью, обеспечивающий решение профессиональных задач различного уровня сложности. Надо отметить, что для педагогов школ готовность к развитию социокультурной идентичности школьников недостаточна. Это подтверждается итогами диагностики готовности педагогических кадров к решению новых образовательных задач учреждения в контексте идей развития идентичности. Педагоги школ затрудняются в определении понятий «идентичность», «социокультурная идентичность», проблем практики развития идентичности у детей. Организация процесса обучения педагогов способствует становлению позиции проектировщика собственной профессиональной деятельности. Так, была разработана программа для педагогов по приобретению навыков развития социальной семейной идентичности.
Базовым параметром качества программ являются заложенные в них образовательные результаты, от которых далее выстраивается весь образовательный процесс. Последовательность создания образовательных программ выглядит следующим образом: определяются образовательные результаты, на которые должны выйти педагоги. На этом этапе формулируется блок основных понятий, объем знаний, которые должны освоить педагоги, а также профессиональные и надпрофессиональные навыки, которыми они должны овладеть для работы с детьми; определяется структура программы, выводящая педагогов на эти результаты; определяются адекватные методы обучения, выводящие педагогов на намеченные результаты, и методы оценки, позволяющие определить, насколько эти результаты им достигнуты. Вышесказанное относится не только к обучению по внутрифирменной программе, но и к обучению по краткосрочным курсам или по франчайзинговым и валидированным программам.
Обучение выстраивается в логике адресного подхода к педагогам. Этот подход предполагает поддержки таких организационных форм взаимодействия школы и родителей, которые являются механизмом в создании единого воспитательного пространства. Некоторые формы взаимодействия являются сквозными, интегрированными, предполагающими их свободный выбор родителями детей любого возраста. К ним относятся: лекторий, конференции, практикумы, тренинговые программы, дискуссионный клуб. Эти формы, осваиваемые педагогами, помогают решать различные проблемы взаимоотношений с ребёнком, способствуют формированию культуры воспитания в семье.
Проектирование модели обучения педагогов обусловлено методологическими подходами. Прежде всего, это системный подход [5], а также деятельностный, аксиологический. Так, деятельностный подход (В.В. Давыдов, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский [6]) обуславливает понимание того, что развитие человека происходит в деятельности. Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов, А.В. Кирьякова [7]) рассматривает ценности социальной идентичности как смыслы, общественно принимаемые и передаваемые из поколения в поколение как образцы культуры.
Решение проблемы социокультурной идентичности требует от педагогического коллектива не только изменений в методике, но и перестройки сознания, новой идеологии, поэтому обучение педагогов направлено:
- на расширение представления учителей школ о современных теоретико-методических подходах в разработке и осуществлении технологий развития идентичности детей и подростков;
- изучение специфики формирования и развития идентичности школьников;
- освоение типов и видов идентичностей человека в различных областях;
- оценку развития идентичности школьника.
Модули такой обучающей программы могут быть посвящены: организации и проведению диагностики идентичности школьников; особенностям организации наиболее эффективных мероприятий, посвященных данной проблеме; анализу и составлению заданий, кейсов, практикумов, компетентностных олимпиад по данной проблеме. В рамках каждого модуля программы предлагаются учебно-методические материалы, которые представляют собой содержательно завершенный блок информации, включающий учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности освоения учебного материала. Так, например, первый модуль диагностический. На данном этапе с помощью методов оценки (анкетирование, ассейсмент-тестирование, наблюдение) выявляются образовательный и профессиональный уровень педагогов, их мотивация, на основании которых определяются обобщенные целевые установки по освоению: основных закономерностей психического развития ребенка и особенностей проявления признаков становления социокультурной идентичности на разных возрастных этапах; умений организовать развивающую среду и проектировать содержание учебной программы (курса) для внеурочной деятельности, направленной на развитие социокультурной идентичности; стратегий взаимодействия с детьми, техник, технологий, форм, реализуемых в учебном и внеучебном процессе.
Дополнительные модули обеспечат повышение компетенций учителя: по вопросам законодательства РФ в области образования и воспитания социальной и семейной идентичности, нормативно-правовых аспектов развития социокультурной идентичности, в психолого-педагогических аспектах работы по развитию идентичности на разных возрастных этапах, в содержании и методиках работы учителя по развитию семейной идентичности школьников во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
С позиций системного подхода модель процесса подготовки педагогов к формированию у школьников социокультурной идентичности содержит три блока: ценностно-целевой, содержательно-процессуальный, диагностико-результативный. Ценностно-целевой блок позволяет выбрать основания для организации процесса развития социокультурной идентичности. Данный блок модели обусловлен требованиями специальных государственных документов, например Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [8], Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [9]. Содержательно-процессуальный блок процесса обучения педагогов обеспечивает упорядоченность и целостность процесса, функционирование и развитие его элементов и связей. Следует думать, что спроектировать содержание развития социокультурной идентичности возможно как взаимодействие всех субъектов процесса воспитания. Этот блок модели создает единое коммуникативное поле путем анализа опыта отношений взрослых и детей. Примерная тематика дискуссий: 1 кл. – «ʺМожноʺ и ʺнельзяʺ в воспитании», «Секреты семейного общения», «Дети с нами и без нас», 5-9 кл. – «Воспитание нравственности», «Поведение в семейном конфликте», «Подросток: вид снаружи и взгляд изнутри», 10-11 кл. – «Родительское программирование или бремя свободы», «О любви к себе и к людям».
Особенно важно освоить формы работы с родителями, так как основы социокультурной идентичности закладываются именно в семье. Так, проведение семейной игры предусматривает совместное определение темы, состава участников, распределения ролей, предварительное обсуждение различных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный вариант действий. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть: 1-4 кл. – «Утро в вашем доме», «Я нашел на дороге…», 5-8 кл. – «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет», «Каникулы современного школьника», 9-11 кл. – «К ребенку пришла компания друзей», «Хроника одного вечера». Кроме того, классный руководитель может проводить с родителями «круглые столы», тематические дискуссии самих родителей с привлечением специалистов, семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, «Дни открытых дверей» в классе. Творчески работающим учителем могут быть использованы нестандартные формы общения и взаимодействия с родителями и детьми. Например, «педагогический ринг», «педагогический треугольник», «чаепитие по пятницам» и другие. Основное условие: соответствие цели – формирование у родителей системы ценностных отношений к ребенку с позиций добра, терпимости и уважения.
Диагностико-результативный блок модели включает результаты процесса развития социокультурной идентичности (результаты состояния процесса воспитания и результаты личностных изменений субъектов процесса). Методами контроля этих результатов выступают методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, анализ продуктов творческой деятельности.
Все рассмотренные блоки являются относительно самостоятельными, но вместе с тем в полном составе представляют собой целостную и, думается, эффективную модель процесса развития социокультурной идентичности детей.
Для более успешного обучения в школах идет поиск организационно-управленческих подходов к построению системы работы с педагогическими кадрами. Тьюторское сопровождение классных руководителей обусловлено пониманием того, что профессиональное развитие осуществляется в ситуации субъектности и инициативности в отношении педагогов к собственной образовательной и жизненной траектории, а традиционное сопровождение не в полной мере позволяет включать педагогов в профессиональную коммуникацию на основе рефлексии по отношению к собственной деятельности, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности [10]. В нашем понимании тьютор – это методист или консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым (классным руководителям) в рамках конкретной программы обучения, организатор «пространства понимания». В процессе работы с классными руководителями тьютор осуществляет следующие виды деятельности:
- проектировочная – определение миссии, постановка целей и задач, осмысление и отбор материала, проектирование новых форм воспитательной практики;
- исполнительная (проведение занятий, подведение итогов, выявление проблем, формирование проектных групп, контроль процесса, работа с научными пособиями);
- экспертно-консультативная – консультирование, экспертно-информационное сопровождение проектно-исследовательских разработок;
- рефлексивная (мониторинг и получение обратной связи).
Целью тьюторского сопровождения педагогов является создание условий, способствующих получению и осознанию педагогом собственного профессионального опыта, формирование отношения к этому опыту и коррекция собственных профессиональных планов в соответствии с этим опытом. Предметом освоения в технологии тьюторского сопровождения для классных руководителей стали технологии социального взаимодействия и технологии эффективной межличностной коммуникации. Основными организационными формами тьюторского сопровождения классных руководителей являются: тьюториал, фокус-группы, кейс-метод, экспертно-аналитические семинары, проектировочные семинары, деловые игры, приемы ситуативного анализа, метод консультации (очной и по электронной почте), технология активного слушания. Обучение предполагает, что педагог: знает сущность социокультурной идентичности и умеет включать обучающихся в технологии эффективной межличностной коммуникации; знает результаты, которые могут быть получены в ходе работы с детьми, владеет методами и приемами включения технологий социального взаимодействия.
Для оценки результативности программы обучения педагогов основам развития социокультурной идентичности возникла необходимость отбора критериев, показателей и уровней достигнутых результатов. Критериями освоения обучения были выбраны:
- сформированность информационной компетентности (понимание актуальности, ясные формулировки, четкость в изложении материала);
- сформированность рефлексивных умений (ясное изложение своей позиции, объяснение изменения своего мнения или понимания);
- сформированность проектных умений (применение умений социокультурной идентичности на практике).
Уровни обучения педагогов и признаки их проявления:
Репродуктивно-адаптивный уровень:
- умеет рассказать другим информацию о социокультурной идентичности;
- умеет приспособить информацию к особенностям аудитории;
- умеет организовать деятельность, направленную на овладение учебной информацией;
- умеет устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт в групповой работе;
- умеет анализировать ситуацию, формулировать тактические и оперативные задачи развития социокультурной идентичности.
Локально-проектирующий уровень:
- умеет осмысливать и формулировать педагогическую цель;
- умеет прогнозировать результат (по показателям социокультурной идентичности);
- умеет оценивать эффективность педагогических проектов, направленных на становление социокультурной идентичности;
- умеет корректировать образовательные задачи в соответствии с педагогическими целями.
Системно-проектирующий уровень:
- умеет адаптировать освоенную новую информацию в процессе реализации педагогических целей;
- умеет строить с детьми взаимоотношения, способствующие развитию социокультурной идентичности;
- соотносит свои ожидания с приобретенными в процессе проектирования возможностями, проводит экспертизу своей деятельности.
Оценкой сформированных умений педагога выступает способность педагога конструировать целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, в котором формируется социокультурная идентичность, совместная деятельность, формирующая правила, порядок, соглашения, социальные нормы. Важным также является обеспечение реализации инициатив родителей и обучающихся в участии в акциях, мероприятиях, социальном творчестве и проектировании социально-культурных событий. Это значит, что результат обучения педагогов можно рассматривать как результат двух составляющих: результат внешний и результат внутренний – личностных изменений ребенка. Внешний – реализация организационных функций мотивации и поддержки детей. Внутренним результатом обучения педагогов становится определённое изменение самой личности школьника, её качеств, черт характера, уровня социокультурной идентичности.
В целом управление обучением педагогов в школе строится на основе принятых принципов управления, системы управления функционированием и развитием учреждения, закрепленных в его Уставе и Программе развития. Организация обучения педагогов развитию социокультурной идентичности у детей основана на сбалансированном сочетании административного управления и самоуправления его участников. Главное направление деятельности администрации - создание управленческих условий, содержащих различные виды поддержки и позволяющих участникам обучения реализовывать полученные умения в практике (в учебной и внеучебной деятельности) в совместной деятельности с родителями.
Библиографическая ссылка
Гам А.В. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26733 (дата обращения: 16.02.2025).