В стандартах нового поколения уделяется внимание профессиональным компетенциям, способностям и готовности специалиста выполнять те или иные функциональные обязанности. Компетенции определяются спецификой того или иного вида профессиональной деятельности, особенностью профессии [1].
Библиотечно-информационная деятельность предъявляет разные требования профессионального и личного характера к специалисту. Формирование соответствующих качеств представляется важным уже на этапе обучения в вузе. Для студентов библиотечно-информационной специальности низкая психофизическая подготовленность становится препятствием в последующей трудовой деятельности, а также приводит к возникновению профессиональных заболеваний. Возрастает значение специальных программ, развивающих студентов в этом направлении, представляющих собой системы обучения двигательным действиям и способствующих развитию индивидуальных физических качеств.
В связи с этим актуальность исследования заключается в изучении возможности индивидуального применения комплексов эстетической и ритмической гимнастики различной координационной сложности в подготовке студенток Самарского государственного института культуры с учетом их будущей профессии. Одной из приоритетных задач повышения интереса к физическому воспитанию является включение студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры в пространство физической культуры не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного творить в этой сфере деятельности.
Целью исследования стала практическая апробация программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» на основе применения дифференцированных комплексов студентами библиотечно-информационной сферы Самарского государственного института культуры.
Применение различных комплексов программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» оказывает многостороннее влияние на организм студентов библиотечно-информационной сферы, обеспечивает их хорошее здоровье и необходимую физическую подготовку. Важным в определении здоровья, согласно новой концепции, является состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и условиями среды, которые постоянно меняются [2].
Снижение показателей здоровья, физической подготовленности студентов библиотечно-информационной специальности связано с тем, что за период обучения в вузе на их организм влияет ряд неблагоприятных факторов. Среди них - большая интенсивность учебного процесса, несбалансированность режима дня, нерациональное питание, гиподинамия, эмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий, появление вредных привычек.
При поступлении в Самарский государственный институт культуры многие студенты библиотечно-информационной специальности имеют низкий уровень физической подготовки и практически полное отсутствие мотивации к занятиям физическими упражнениями. В подходах к физическому воспитанию лежат принципы, которые способствуют формированию у девушек библиотечно-информационной сферы внутренней потребности в занятиях физической культурой как средства, обеспечивающего функциональную и психологическую готовность к высокой работоспособности. Программа по эстетической и ритмической гимнастике в своей основе имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения, навыки и физические способности студентов библиотечно-информационной специальности.
Занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Поэтому важно знать, как физические упражнения воздействуют на различные органы и системы организма, и дифференцированно подходить к дозировке нагрузки студентов данной специальности.
Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» включает в себя комплекс упражнений, методические приемы обучения, а также дифференцированный подбор комплексов с различной координационной сложностью. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на организм в целом и развивать отдельные группы мышц, регулировать нагрузку с учетом возраста, уровня физической подготовленности студентов библиотечно-информационной сферы.
Данная программа - это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру, необходимую девушкам. На занятиях успешно формируются важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, а также совершенствуются волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата студента. Занятия эстетической и ритмической гимнастикой обеспечивают повышение тонуса центральной нервной системы, повышают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой.
Эстетическая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, где преобладают движения телом, взмахи, волны руками, спиральные повороты, работа с предметом (обруч, мяч, шарфы и т.д.), нельзя работать с булавами [3].
В программу «Эстетическая и ритмическая гимнастика» входят как локальные физические упражнения, так и упражнения, включающие работу большого количества мышечных групп. При изменении интенсивности мышечной деятельности происходит увеличение или снижение степени тренировочного воздействия на внутренние органы и системы студентов библиотечно-информационной специальности. Поскольку аэробные упражнения влияют на частоту дыхания и сердечных сокращений, то с их помощью можно формировать навыки произвольного управления дыханием на занятиях по эстетической и ритмической гимнастике.
Студенты библиотечно-информационной специальности на занятиях по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» учатся самостоятельно владеть способами и приёмами саморегуляции своего функционального и психического состояния и получают навыки физической рекреации.
Основными компонентами и критериями, определяющими воздействие нагрузок, являются: интенсивность упражнения (скорость); продолжительность упражнения; число повторений (определяющее общий объем нагрузок); продолжительность интервала отдыха; характер отдыха. Применяя различные методы тренировки, необходимо понимать основные характеристики и назначение каждого компонента нагрузки, так как каждый вариант тренировки вызывает специфические особенности адаптации физиологического, биохимического характера. Выбор конкретного метода тренировки зависит от этапа подготовки и индивидуальных особенностей девушек [5].
Цикл занятий, целью которого является повышение работоспособности сердечно-сосудистой системы, должен использовать концепцию прогрессирующей перегрузки. Под перегрузкой понимается уровень нагрузки, затрагивающей участвующие в упражнениях физиологические системы. Для адаптации к занятиям задействованные физиологические системы должны подвергаться чуть большей нагрузке, чем та, к которой они привыкли [4]. Занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» состоят из упражнений, требующих чуть больших физических усилий с каждой последующей неделей. Программа включает упражнения на растягивание и разработку мышц. Статическое растягивание – фиксация такого положения, при котором нужные мышцы растянуты на максимально возможную длину, – благотворно сказывается на мышцах и суставах и помогает предотвратить травмы и мышечные боли. Разминка включает большое количество мышечных движений, что необходимо для повышения темпа сердечных сокращений кровяного давления, дыхательных функций до среднего уровня.
В основе комплексов программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» лежат сложнокоординационные упражнения. С мышечной координацией связывается быстрота овладения двигательными навыками. Специальные упражнения, развивающие кинетическую чувствительность, ускоряют процесс овладения сложными координированными движениями. Данные виды гимнастики развивают не только общую выносливость организма, но и благоприятно воздействуют на сердце и сосуды, в особенности на сосуды мозга [5].
Учитывая особенности организма девушек, важную роль в корригировании образа жизни студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры играют занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика».
Эстетическая и ритмическая гимнастика являются эффективным средством психоэмоционального переключения на другой ритм интенсивной деятельности. Благодаря многофакторному воздействию на организм занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» оказывают положительное влияние на повышение уровня работоспособности, повышают психоэмоциональные стимулы к учебно-трудовой деятельности. Исходя из этого эстетическая и ритмическая гимнастика рассматриваются как одно из направлений восстановления сил студентов библиотечно-информационной специальности и повышения устойчивости их организма к утомлению. Необходимо также отметить такой фактор, как практическое исключение травматизма.
В программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» представлены комплексы для всех частей тела, скомпонованных в определенной последовательности с учетом поставленных задач.
В разработке комплексов строго учитываются половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностей студентов библиотечно-информационной сферы. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой частью девушек объективных трудностей при достижении установленных программных требований. Задания изменяются по мере развития физических сил студентов библиотечно-информационной специальности. В соответствии с этим изменяются требования, предъявляемые к возможностям девушек. Это происходит на втором курсе обучения. На занятиях по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» рационально чередуются психофизические нагрузки и отдых. Любая нагрузка имеет фазы: расходование энергии, восстановление, возвращение к исходному уровню. На занятиях присутствует вариативность, то есть видоизменение упражнений, динамичность нагрузок, обновление форм и содержания упражнений без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий. В зависимости от состояния здоровья, физической подготовленности студентов библиотечно-информационной сферы планируются достижения различных результатов по годам обучения в Самарском государственном институте культуры. При планировании тренировочных занятий учитывается, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем занятий несколько снижен. Общая нагрузка, изменяясь волнообразно в течение учебного года, с каждым годом имеет тенденцию к повышению. При этом происходит укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности девушек. Планирование занятий по программе «Ритмическая и эстетическая гимнастика» направлено на формирование психофизической подготовки студентов в аспекте профессиональной библиотечно-информационной деятельности.
В программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» учитывается дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивности ее воздействия на организм:
- количество повторений упражнения;
- амплитуда движений;
- исходное положение, из которого выполняется упражнение;
- темп выполнения упражнений;
- степень сложности;
Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку на занятиях по эстетической и ритмической гимнастике. Эти факторы физической нагрузки учитывались в течение четырех лет при работе со студентами библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры, так как девушки имели ослабленное здоровье, а многие вообще не занимались физической культурой до поступления в вуз. Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» составлена с учетом этих показателей, и на четвертый год обучения студентки библиотечно-информационной специальности показали результаты по физическому, функциональному и физиологическому состоянию, которые соответствовали среднему или выше среднего показателя. Программа по эстетической и ритмической гимнастике может иметь разные варианты, допускается исключение или сокращение силовых упражнений с увеличением аэробных, регулирование физической нагрузки как в рамках каждого отдельного занятия, так и во всем цикле занятий. Кроме того, программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» содержит сценарий фестиваля-соревнования «Красота и грация», выполняющего функцию зачета. Это соревнование имеет не просто физкультурно-спортивный характер, но несет в себе культурный, образовательный и воспитательный смысл. К фестивалю студентки библиотечно-информационной специальности готовят групповые упражнения (чаще всего сюжетные, близкие к концертным представлениям). Проведенное изучение отношения студентов к эстетическим элементам эстетической и ритмической гимнастики до участия в фестивале и после показало положительную динамику, которая отражена в таблице.
Отношение занимающихся к эстетическим составляющим эстетической и ритмической гимнастики, %
№ |
Вопросы |
до участия в фестивале |
после участия в фестивале |
1 |
В чем, на Ваш взгляд, красота гимнастики (нужное подчеркнуть): - разнообразие форм (упражнения с предметами, без предметов); |
15,2 |
24,7 |
- развитие гибкости; |
18,3 |
27,8 |
|
- развитие силы, выносливости; |
11,2 |
25,1 |
|
- развитие координации движений, ловкости |
22,7 |
31,5 |
|
2 |
Какой тип занятий наиболее привлекателен: |
|
|
- силовой; |
24,4 |
32,8 |
|
- ударный; |
19,3 |
30,8 |
|
- танцевально-разогревающий |
51,7 |
87,3 |
|
3 |
Какой вид занятий более привлекателен: |
|
|
- фронтальный; |
21,2 |
31,8 |
|
- индивидуальный; |
29,3 |
45,7 |
|
- круговой |
35,2 |
39,5 |
|
4 |
Какой характер взаимоотношений во время выступления эстетически привлекателен: |
|
|
- выступление на равных; |
12,4 |
10,1 |
|
- с техническим преимуществом |
35,9 |
46,7 |
|
5 |
Каковы признаки красивого выступления: |
|
|
- высокая техника двигательных действий; |
31,4 |
78,5 |
|
- музыкальное оформление; |
12,4 |
26,2 |
|
- композиция |
21,3 |
63,4 |
Так, красота гимнастики, по мнению 31,5% респондентов, заключается в развитии координации движений и ловкости, в то время как перед участием в фестивале «Красота и грация» на такую составляющую указали 22,7%. Такой тип занятий, как танцевально-разогревающий, отметили 87,3% студенток, тогда как начальные данные составили 51,7%. Среди наиболее привлекательного вида занятий 45,7% студенток назвали индивидуальный, в начале таких ответов было 29,3%. Наиболее предпочтительным с точки зрения взаимоотношений во время выступления является выступление с техническим преимуществом, на что указали 46,7% респондентов. Первоначальный результат составил 35,9%. Наибольшие изменения отмечены в выборе признака красивого выступления, включающего высокую технику двигательных действий – 78,5% по сравнению с первоначальными данными 31,4%.
Исследование эстетической составляющей фестиваля показало, что студентки после проведения соревнований по ритмической и эстетической гимнастике лучше ориентировались в вопросах эстетического восприятия: быстрее узнавали музыкальные произведения различных авторов, характерные особенности их содержания; лучше ориентировались в использовании средств при создании композиций; давали более объективную эстетическую оценку двигательным действиям студенток различной подготовки; точнее характеризовали индивидуальное выступление студенток; выделяли наиболее эстетически значимые элементы выступления; находили недостатки в технике выступления.
Выводы
Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» разработана по современным двигательным системам для студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий, способствующих оптимальному развитию психофизических, физиологических качеств, повышению функциональных возможностей, коррекции физического развития и телосложения. Существенным принципом физического развития студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности является принцип эстетизации занятий. Он подразумевает внедрение упражнений, которые создают ощущение движения как чего-то возвышенного и прекрасного, вызывают чувство удовольствия от физических нагрузок и красоты упражнений. Опыт работы по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» показал, что физическое и функциональное состояние, физические параметры развития студентов библиотечно-информационной специальности улучшились.