Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Гулина Е.Ю. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры»
Двигательная деятельность в жизни студентов является фактором активной биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития и одним из показателей здоровья. В Самарском государственном институте культуры разработана программа \"Эстетическая и ритмическая гимнастика\" с учетом дидактического принципа доступности, уровнем координационных способностей, двигательным опытом и дифференцированным применением этих комплексов. Студенческий возраст в основном совпадает со зрелым периодом онтогенеза женского организма. При организации физического воспитания учет особенностей развития организма девушек в этот период становится особенно важным. Основой эстетической и ритмической гимнастики является принцип биологической целесообразности. Опираясь на практический опыт работы с группами студентов библиотечно-информационной специальности в Самарском государственном институте культуры по программе \"Эстетическая и ритмическая гимнастика\", можно с уверенностью говорить, что данная программа наиболее полно соответствует особенностям моторики и благоприятно воздействует на эмоциональное состояние девушек.
физическая культура
ритмическая гимнастика
эстетическая гимнастика
дифференцированный подход
библиотечно-информационная сфера
1. Андрющенко Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. – Волгоград : ВГСХА, 2001. – 164 с.
2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 248 с.
3. Астахова Е.С. Задачи, проблемы и перспективы физического воспитания студентов // Проблемы высшей школы : республ. науч.-метод. сб. - Киев, 1987. - Вып. 63. - С. 55-60.
4. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика : уч. пособ. - СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2010. – 228 с.
5. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М. : Спорт Академ Пресс, 2001. – 172 с.

В стандартах нового поколения уделяется внимание профессиональным компетенциям, способностям и готовности специалиста выполнять те или иные функциональные обязанности. Компетенции определяются спецификой того или иного вида профессиональной деятельности, особенностью профессии [1].

Библиотечно-информационная деятельность предъявляет разные требования профессионального и личного характера к специалисту. Формирование соответствующих качеств представляется важным уже на этапе обучения в вузе. Для студентов библиотечно-информационной специальности низкая психофизическая подготовленность становится препятствием в последующей трудовой деятельности, а также приводит к возникновению профессиональных заболеваний. Возрастает значение специальных программ, развивающих студентов в этом направлении, представляющих собой системы обучения двигательным действиям и способствующих развитию индивидуальных физических качеств.  

В связи с этим актуальность исследования заключается в изучении возможности индивидуального применения комплексов эстетической и ритмической гимнастики различной координационной сложности в подготовке студенток Самарского государственного института культуры с учетом их будущей профессии. Одной из приоритетных задач повышения интереса к физическому воспитанию является включение студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры в пространство физической культуры не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного творить в этой сфере деятельности.

Целью исследования стала практическая апробация программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» на основе применения дифференцированных комплексов студентами библиотечно-информационной сферы Самарского государственного института культуры.

Применение различных комплексов программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» оказывает многостороннее влияние на организм студентов библиотечно-информационной сферы, обеспечивает их хорошее здоровье и необходимую физическую подготовку. Важным в определении здоровья, согласно новой концепции, является состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и условиями среды, которые постоянно меняются [2].

Снижение показателей здоровья, физической подготовленности студентов библиотечно-информационной специальности связано с тем, что за период обучения в вузе на их организм влияет ряд неблагоприятных факторов. Среди них - большая интенсивность учебного процесса, несбалансированность режима дня, нерациональное питание, гиподинамия, эмоциональная напряженность в период экзаменационных сессий, появление вредных привычек.

При поступлении в Самарский государственный институт культуры многие студенты библиотечно-информационной специальности имеют низкий уровень физической подготовки и практически полное отсутствие мотивации к занятиям физическими упражнениями. В подходах к физическому воспитанию лежат принципы, которые способствуют формированию у девушек библиотечно-информационной сферы внутренней потребности в занятиях физической культурой как средства, обеспечивающего функциональную и психологическую готовность к высокой работоспособности. Программа по эстетической и ритмической гимнастике в своей основе имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения, навыки и физические способности студентов библиотечно-информационной специальности.

Занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Поэтому важно знать, как физические упражнения воздействуют на различные органы и системы организма, и дифференцированно подходить к дозировке нагрузки студентов данной специальности.

Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» включает в себя комплекс упражнений, методические приемы обучения, а также дифференцированный подбор комплексов с различной координационной сложностью. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на организм в целом и развивать отдельные группы мышц, регулировать нагрузку с учетом возраста, уровня физической подготовленности студентов библиотечно-информационной сферы.

Данная программа - это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру, необходимую девушкам. На занятиях успешно формируются важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, а также совершенствуются волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата студента. Занятия эстетической и ритмической гимнастикой обеспечивают повышение тонуса центральной нервной системы, повышают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой.

Эстетическая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, где преобладают движения телом, взмахи, волны руками, спиральные повороты, работа с предметом (обруч, мяч, шарфы и т.д.), нельзя работать с булавами [3]. 

В программу «Эстетическая и ритмическая гимнастика» входят как локальные физические упражнения, так и упражнения, включающие работу большого количества мышечных групп. При изменении интенсивности мышечной деятельности происходит увеличение или снижение степени тренировочного воздействия на внутренние органы и системы студентов библиотечно-информационной специальности. Поскольку аэробные упражнения влияют на частоту дыхания и сердечных сокращений, то с их помощью можно формировать навыки произвольного управления дыханием на занятиях по эстетической и ритмической гимнастике.

Студенты библиотечно-информационной специальности на занятиях по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» учатся самостоятельно владеть способами и приёмами саморегуляции своего функционального и психического состояния и получают навыки физической рекреации.

Основными компонентами и критериями, определяющими воздействие нагрузок, являются: интенсивность упражнения (скорость); продолжительность упражнения; число повторений (определяющее общий объем нагрузок); продолжительность интервала отдыха; характер отдыха. Применяя различные методы тренировки, необходимо понимать основные характеристики и назначение каждого компонента нагрузки, так как каждый вариант тренировки вызывает специфические особенности адаптации физиологического, биохимического характера. Выбор конкретного метода тренировки зависит от этапа подготовки и индивидуальных особенностей девушек [5].

Цикл занятий, целью которого является повышение работоспособности сердечно-сосудистой системы, должен использовать концепцию прогрессирующей перегрузки. Под перегрузкой понимается уровень нагрузки, затрагивающей участвующие в упражнениях физиологические системы. Для адаптации к занятиям задействованные физиологические системы должны подвергаться чуть большей нагрузке, чем та, к которой они привыкли [4]. Занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» состоят из упражнений, требующих чуть больших физических усилий с каждой последующей неделей. Программа включает упражнения на растягивание и разработку мышц. Статическое растягивание – фиксация такого положения, при котором нужные мышцы растянуты на максимально возможную длину, – благотворно сказывается на мышцах и суставах и помогает предотвратить травмы и мышечные боли. Разминка включает большое количество мышечных движений, что необходимо для повышения темпа сердечных сокращений кровяного давления, дыхательных функций до среднего уровня.

В основе комплексов программы «Эстетическая и ритмическая гимнастика» лежат сложнокоординационные упражнения. С мышечной координацией связывается быстрота овладения двигательными навыками. Специальные упражнения, развивающие кинетическую чувствительность, ускоряют процесс овладения сложными координированными движениями. Данные виды гимнастики развивают не только общую выносливость организма, но и благоприятно воздействуют на сердце и сосуды, в особенности на сосуды мозга [5].

Учитывая особенности организма девушек, важную роль в корригировании образа жизни студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры играют занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика».

Эстетическая и ритмическая гимнастика являются эффективным средством психоэмоционального переключения на другой ритм интенсивной деятельности. Благодаря многофакторному воздействию на организм занятия по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» оказывают положительное влияние на повышение уровня работоспособности, повышают психоэмоциональные стимулы к учебно-трудовой деятельности. Исходя из этого эстетическая и ритмическая гимнастика рассматриваются как одно из направлений восстановления сил студентов библиотечно-информационной специальности и повышения устойчивости их организма к утомлению. Необходимо также отметить такой фактор, как практическое исключение травматизма.

В программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» представлены комплексы для всех частей тела, скомпонованных в определенной последовательности с учетом поставленных задач.

В разработке комплексов строго учитываются половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностей студентов библиотечно-информационной сферы. Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой частью девушек объективных трудностей при достижении установленных программных требований. Задания изменяются по мере развития физических сил студентов библиотечно-информационной специальности. В соответствии с этим изменяются требования, предъявляемые к возможностям девушек. Это происходит на втором курсе обучения. На занятиях по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» рационально чередуются психофизические нагрузки и отдых. Любая нагрузка имеет фазы: расходование энергии, восстановление, возвращение к исходному уровню. На занятиях присутствует вариативность, то есть видоизменение упражнений, динамичность нагрузок, обновление форм и содержания упражнений без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий. В зависимости от состояния здоровья, физической подготовленности студентов библиотечно-информационной сферы планируются достижения различных результатов по годам обучения в Самарском государственном институте культуры. При планировании тренировочных занятий учитывается, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем занятий несколько снижен. Общая нагрузка, изменяясь волнообразно в течение учебного года, с каждым годом имеет тенденцию к повышению. При этом происходит укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности девушек. Планирование занятий по программе «Ритмическая и эстетическая гимнастика» направлено на формирование психофизической подготовки студентов в аспекте профессиональной библиотечно-информационной деятельности.

В программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» учитывается дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивности ее воздействия на организм:

  • количество повторений упражнения;
  • амплитуда движений;
  • исходное положение, из которого выполняется упражнение;
  • темп выполнения упражнений;
  • степень сложности;

Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку на занятиях по эстетической и ритмической гимнастике. Эти факторы физической нагрузки учитывались в течение четырех лет при работе со студентами библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры, так как девушки имели ослабленное здоровье, а многие вообще не занимались физической культурой до поступления в вуз. Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» составлена с учетом этих показателей, и на четвертый год обучения студентки библиотечно-информационной специальности показали результаты по физическому, функциональному и физиологическому состоянию, которые соответствовали среднему или выше среднего показателя. Программа по эстетической и ритмической гимнастике может иметь разные варианты, допускается исключение или сокращение силовых упражнений с увеличением аэробных, регулирование физической нагрузки как в рамках каждого отдельного занятия, так и во всем цикле занятий. Кроме того, программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» содержит сценарий фестиваля-соревнования «Красота и грация», выполняющего функцию зачета. Это соревнование имеет не просто физкультурно-спортивный характер, но несет в себе культурный, образовательный и воспитательный смысл. К фестивалю студентки библиотечно-информационной специальности готовят групповые упражнения (чаще всего сюжетные, близкие к концертным представлениям). Проведенное изучение отношения студентов к эстетическим элементам эстетической и ритмической гимнастики до участия в фестивале и после показало положительную динамику, которая отражена в таблице.

Отношение занимающихся к эстетическим составляющим эстетической и ритмической гимнастики, %

                 Вопросы

до участия в фестивале

после участия в фестивале

1

В чем, на Ваш взгляд, красота гимнастики (нужное подчеркнуть):

- разнообразие форм

(упражнения с предметами, без предметов);

 

 

15,2

 

 

24,7

- развитие гибкости;

18,3

27,8

- развитие силы, выносливости;

11,2

25,1

- развитие координации движений, ловкости                  

22,7

31,5

2

Какой тип занятий наиболее привлекателен:

 

 

- силовой;

24,4

32,8

- ударный;

19,3

30,8

- танцевально-разогревающий

51,7

87,3

3

Какой вид занятий более привлекателен:

 

 

- фронтальный;

21,2

31,8

- индивидуальный;

29,3

45,7

- круговой

35,2

39,5

 

4

Какой характер взаимоотношений во время выступления эстетически привлекателен:

 

 

- выступление на равных;

12,4

10,1

- с техническим преимуществом

35,9

46,7

5

Каковы признаки красивого выступления:

 

 

- высокая техника двигательных действий;

31,4

78,5

- музыкальное оформление;

12,4

26,2

- композиция

21,3

63,4

 

Так, красота гимнастики, по мнению 31,5% респондентов, заключается в развитии координации движений и ловкости, в то время как перед участием в фестивале «Красота и грация» на такую составляющую указали 22,7%. Такой тип занятий, как танцевально-разогревающий, отметили 87,3% студенток, тогда как начальные данные составили 51,7%. Среди наиболее привлекательного вида занятий 45,7% студенток назвали индивидуальный, в начале таких ответов было 29,3%. Наиболее предпочтительным с точки зрения взаимоотношений во время выступления является выступление с техническим преимуществом, на что указали 46,7% респондентов. Первоначальный результат составил 35,9%. Наибольшие изменения отмечены в выборе признака красивого выступления, включающего высокую технику двигательных действий – 78,5% по сравнению с первоначальными данными 31,4%.

Исследование эстетической составляющей фестиваля показало, что студентки после проведения соревнований по ритмической и эстетической гимнастике лучше ориентировались в вопросах эстетического восприятия: быстрее узнавали музыкальные произведения различных авторов, характерные особенности их содержания; лучше ориентировались в использовании средств при создании композиций; давали более объективную эстетическую оценку двигательным действиям студенток различной подготовки; точнее характеризовали индивидуальное выступление студенток; выделяли наиболее эстетически значимые элементы выступления; находили недостатки в технике выступления.

Выводы

Программа «Эстетическая и ритмическая гимнастика» разработана по современным двигательным системам для студентов библиотечно-информационной специальности Самарского государственного института культуры на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий, способствующих оптимальному развитию психофизических, физиологических качеств, повышению функциональных возможностей, коррекции физического развития и телосложения. Существенным принципом физического развития студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности является принцип эстетизации занятий. Он подразумевает внедрение упражнений, которые создают ощущение движения как чего-то возвышенного и прекрасного, вызывают чувство удовольствия от физических нагрузок и красоты упражнений. Опыт работы по программе «Эстетическая и ритмическая гимнастика» показал, что физическое и функциональное состояние, физические параметры развития студентов библиотечно-информационной специальности улучшились.


Библиографическая ссылка

Гулина Е.Ю. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26232 (дата обращения: 21.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674