Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION OF QUALITY EDUCATION STUDENTS IN RUSSIA AND CHINA

Borovkova T.I. 2 Lavrinenko T.D. 2 Shi Qiuheng 1 Zhu Tszyau 2
1 Xiamen University
2 Far Eastern Federal University
A study of methods for estimating the quality of education in higher education in the framework of the signed Agreement on cooperation between the Russian and Chinese universities. The problem of university training to the external evaluation of the quality of education on the basis of a comparison of international evaluation criteria, produced in collaboration with universities in other countries in the framework of international research in the field of education on an example of educational programs implemented by graduate and postgraduate studies. Marked internal objects evaluating the quality of the educational process, in particular, the quality of emotional and value attitudes of students, which ensures the integrity of the evaluation system. Based on the experience of the Far Eastern Federal University and Xiamen University, People's Republic of China for further testing of them during the joint investigation identified the conceptual foundation of quality assessment by students of their own education.
Quality of higher education
master's degree
emotional and value relationships
individualization as a value
a comparative study
the superiority
the realization of human potential
the content of higher education
social experience

Сегодня проблема качества образования – одна из центральных в современной образовательной политике и науке. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Для успешного решения этой проблемы необходимо научиться оценивать качество образования в соответствии с современными тенденциями развития общества. Начало XXI века привнесло понятие «превосходное качество» (excellence), понимаемое как «превосходящее других», которое, с одной стороны, отражает идею социальной ответственности и деятельности во благо отдельных индивидов, неотделимое от общего блага, с другой стороны, на личностном уровне основным организующим принципом и стандартом «превосходства» становится наращивание и максимальная реализация человеческого потенциала. Выявление и оценивание превосходного качества, «наивысшего возможного качества», выделяющего каждый университет среди других, или его «совершенства» (А. Корбут) возможно по результатам прохождения процедур внешней оценки в различных университетах. Превосходное качественное образование позволяет выпускнику университета быть полноценно вовлеченным в полезную деятельность, которая обеспечивает ему высокий уровень жизни (Р. Бруно Джофре, Дж. Хиллз). Отсюда вытекает важность рассматриваемой в статье проблемы подготовки университета к внешней оценке на основе сопоставления качества образования с университетами других стран в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования на примере реализуемых образовательных программ магистратуры и аспирантуры.

Цель исследования: выявление и апробация субъективных показателей качества высшего профессионального образования в рамках международного сотрудничества.

Материал и методы исследования

Подготовка в вузе специалиста требует разрешения противоречия между потребностью в системе эффективных диагностических методик при оценке качества образования и недостаточностью научно-методического обеспечения такой оценки [3].

Появление международно признанных прозрачных критериев и методик оценки, а также развитие практики аккредитационных агентств по оценке превосходного качества позволят идее превосходства избежать дискредитации в связи с многочисленными спекуляциями в интересах конкурирующих вузов и сохранить значение стимула интенсивного развития университетов [11].

Качество образования преподаватели, студенты, работодатели понимают по-разному. Чаще всего академическое сообщество считает показателем качества образования уровень знаний, то есть успеваемость. Оценка качества образования при таком подходе понимается как оценка качества результатов обучения, а учебный план может рассматриваться как предмет и инструмент оценки качества образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [12].

Качество подготовки выпускника, как результат образовательного процесса, должно соответствовать требованиям производства, общества и удовлетворять образовательные потребности самого выпускника. В то же время система оценки качества подготовки с позиции удовлетворенности студента магистратуры, аспиранта только складывается, существующие методики оценки несовершенны, не обеспечивают единства подходов к оценке качества подготовки на международном уровне.

Перспективными, на наш взгляд, являются разработки волгоградских ученых-психологов, утверждающих своими исследованиями необходимость внесения дополнений в систему оценивания качества образования субъективных показателей, кроме объективных показателей результативности обучения, заданных стандартами. Эти субъективные показатели важны для полноты и объективности оценивания качества образования и могут быть разработаны как универсальные, не зависящие от содержания осваиваемой профессии [7]. Любая специальность есть лишь средство развития личности студента. Поэтому очень важно использовать при оценивании качества образования субъективные оценки его влияния на личностное и профессиональное развитие студента. Целостную оценку качества собственного образования может дать сам студент, готовый к рефлексивному осмыслению собственного образовательного движения. Такой подход в контексте гуманизации образования обеспечивает приоритет интересов личности и является основным стержнем современной образовательной политики. К оценке качества собственного образования сегодня привлекаются, наряду с преподавателями, студенты, работодатели. Самой главной ценностью качества образования становится его индивидуализация, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого студента. Для этого университетам необходимо предоставлять студентам возможность разработки индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий собственного развития.

Ценностно-смысловое значение современного образования выражается в предоставлении обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключается в организации открытого образовательного пространства и сопровождении обучающегося в его индивидуальном выборе. Смысл индивидуализации в том, чтобы научить студента самостоятельно управлять своей образовательной траекторией [2].

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, наращивания превосходного качества. Это и определяет сущность конкурентоспособного образования, так как отвечает на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность.

Давнее и плодотворное научное российско-китайское сотрудничество в области образования сегодня осуществляется в ходе реализации совместных проектов и программ, в проведении конференций, форумов, фестивалей, обмене студентами и аспирантами, создании ассоциаций вузов различной направленности и др. Пока не созданы международные ассоциации педагогических вузов, сотрудничество ведется в рамках заключаемых между вузами соглашений. Создание инновационной площадки «Современные технологии индивидуализации в педагогических вузах Китая и России» на базе китайского вуза – интересный прецедент в российской практике, который закреплен Договором о международном сотрудничестве между Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ, г. Владивосток, Российская Федерация) и Академией оценки качества высшего образования Сямыньского университета (г. Сямынь, Китайская Народная Республика). В ходе встречи участников эксперимента во Владивостоке в декабре 2016 года предмет Договора был расширен, в частности стратегия сотрудничества включает в настоящее время оценку качества высшего образования в Школе педагогики ДВФУ и Академии педагогики Сямыньского университета.

Оценивание качества образования в системе высшего образования Китая и России – актуальная проблема, решаемая в настоящее время учеными и педагогами-практиками обеих стран. Под качеством образования понимается не только уровень освоения студентом содержания образования, но и уровень его психического, физического, нравственного и гражданского развития [6].

Достигнув понимания в определении приоритетности данного направления как научного исследования, участники эксперимента определили следующие концептуальные положения совместной деятельности:

  1. содержание высшего образования определено как социальный и личностный опыт студента, включающий четыре взаимосвязанных структурных элемента: накопленные человечеством знания как методы познания мира и инструмент деятельности; разнообразные умения и навыки сохранения и наработки культурных норм; способы творческой деятельности по преобразованию и развитию социального опыта; эмоционально-ценностные отношения к действительности, расширяющие сферу потребностей человека, систему ценностей, мотивы деятельности;
  2. субъективное оценивание качества собственного образовательного процесса в условиях студентоцентрированного подхода предполагает, прежде всего, выявление эмоционально-ценностных отношений студентов и преподавателей к миру, друг к другу, к совместной деятельности.

Важность второго положения подтверждает мнение известных философов и психологов. Так, М.С. Каган, признавая значимость знаний о мире, основой ценностного отношения считает эмоции и чувства [5]. Непосредственная связь эмоционального и интеллектуального развития обучающихся обоснована Л.С. Выготским [1], С.Л. Рубинштейном [9], В.П. Зинченко [4] и др. М.Н. Скаткиным обоснован принцип положительного эмоционального фона обучения [10]. Отражая восприятие содержания, эмоция запечатлевает в себе его смыслы, становясь носителем знания [8].

Качества личности преподавателей, выделенные в ходе проведенного анкетирования выпускниками 2016 года магистратуры психолого-педагогического направления Школы педагогики ДВФУ (48 человек), отражают проявление эмоционально-ценностных отношений преподавателей и студентов и реализованной преподавателями возможности «быть принятым в себя учеником» (В.П. Зинченко).

Практически все студенты отметили проявленные во взаимодействии с ними способность преподавателей радоваться успехам других, чуткость, доброжелательность, комфортность общения, эмоциональную отзывчивость и др., то есть отразили эмоциональную сферу отношений и качества личности преподавателей, существенно влияющих на формирование их системы ценностей.

С нашей точки зрения, эмоционально-ценностное проявление отношений преподавателя к студентам способно влиять на изменение их внутреннего мира, на формирование у них системы ценностных отношений к знаниям, к содержанию осваиваемого ими образования, к обществу, к избранной профессии, к самому себе.

Результаты исследования

Экспериментальная работа направлена на поиск способов оценивания качественного образования. Как показало исследование, проводимое в течение 6 лет доктором педагогических наук, профессором Жи Чу Хэн, сами студенты могут помочь в решении этой проблемы. Так, опрос 500 тысяч студентов из 20 университетов Китая в течение последних двух лет выявил, что в 2015 году приоритетными для студентов стали ценности: 1) я сам, 2) удовлетворенность работой, 3) здоровье, 4) богатство, 6) служение государству и обществу.

В 2016 г. градация ценностей представлена таким образом: 1) свой интерес, 2) социальный статус, 3) вклад в развитие общества.

Итоги исследования, представленные в научных трудах профессора Жи Чу Хэн, директора Академии оценки качества высшего образования и директора Академии педагогики Сямыньского университета [13], озвученные во время встречи с профессорско-преподавательским составом Школы педагогики ДВФУ, показывают, что в вузах Китая, использующих результаты проводимого исследования, происходят положительные изменения в отношениях студентов, прежде всего к собственному образованию, к характеру взаимодействия между самими студентами, в отношениях между студентами и преподавателями. Результаты исследований способствовали разработке модулей по нравственному воспитанию и включению их в учебный план университетов.

Профессор Жи Чу Хэн в качестве независимого эксперта был приглашен на экзамен по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», который проходил в форме защиты индивидуальных образовательных проектов студентами магистратуры психолого-педагогического направления Школы педагогики ДВФУ. При знакомстве с продуктами совместной творческой деятельности магистрантов, в беседах с китайскими аспирантами ДВФУ, Жи Чу Хэн отметил продуктивный характер взаимодействия российских преподавателей, творческий потенциал магистрантов и аспирантов, открытость и доброжелательность в общении и совместном взаимодействии, индивидуализацию образования – то, что можно изучать и использовать в образовании Китая.

Заключение

Построение образовательного процесса в высшей школе в контексте системных изменений высшего образования требует понимания запросов студентов, актуализации образовательных потребностей, выстраивания партнерских уважительных отношений с ними. Таким образом, на базе магистерских и аспирантских программ с учетом индивидуализации образовательной деятельности студентов разработан план совместного сравнительного исследования оценки качества собственного образования студентами, отвечающий максимальному использованию научно-педагогического потенциала педагогических вузов, их оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования, студентов.