Сегодня проблема качества образования – одна из центральных в современной образовательной политике и науке. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Для успешного решения этой проблемы необходимо научиться оценивать качество образования в соответствии с современными тенденциями развития общества. Начало XXI века привнесло понятие «превосходное качество» (excellence), понимаемое как «превосходящее других», которое, с одной стороны, отражает идею социальной ответственности и деятельности во благо отдельных индивидов, неотделимое от общего блага, с другой стороны, на личностном уровне основным организующим принципом и стандартом «превосходства» становится наращивание и максимальная реализация человеческого потенциала. Выявление и оценивание превосходного качества, «наивысшего возможного качества», выделяющего каждый университет среди других, или его «совершенства» (А. Корбут) возможно по результатам прохождения процедур внешней оценки в различных университетах. Превосходное качественное образование позволяет выпускнику университета быть полноценно вовлеченным в полезную деятельность, которая обеспечивает ему высокий уровень жизни (Р. Бруно Джофре, Дж. Хиллз). Отсюда вытекает важность рассматриваемой в статье проблемы подготовки университета к внешней оценке на основе сопоставления качества образования с университетами других стран в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования на примере реализуемых образовательных программ магистратуры и аспирантуры.
Цель исследования: выявление и апробация субъективных показателей качества высшего профессионального образования в рамках международного сотрудничества.
Материал и методы исследования
Подготовка в вузе специалиста требует разрешения противоречия между потребностью в системе эффективных диагностических методик при оценке качества образования и недостаточностью научно-методического обеспечения такой оценки [3].
Появление международно признанных прозрачных критериев и методик оценки, а также развитие практики аккредитационных агентств по оценке превосходного качества позволят идее превосходства избежать дискредитации в связи с многочисленными спекуляциями в интересах конкурирующих вузов и сохранить значение стимула интенсивного развития университетов [11].
Качество образования преподаватели, студенты, работодатели понимают по-разному. Чаще всего академическое сообщество считает показателем качества образования уровень знаний, то есть успеваемость. Оценка качества образования при таком подходе понимается как оценка качества результатов обучения, а учебный план может рассматриваться как предмет и инструмент оценки качества образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [12].
Качество подготовки выпускника, как результат образовательного процесса, должно соответствовать требованиям производства, общества и удовлетворять образовательные потребности самого выпускника. В то же время система оценки качества подготовки с позиции удовлетворенности студента магистратуры, аспиранта только складывается, существующие методики оценки несовершенны, не обеспечивают единства подходов к оценке качества подготовки на международном уровне.
Перспективными, на наш взгляд, являются разработки волгоградских ученых-психологов, утверждающих своими исследованиями необходимость внесения дополнений в систему оценивания качества образования субъективных показателей, кроме объективных показателей результативности обучения, заданных стандартами. Эти субъективные показатели важны для полноты и объективности оценивания качества образования и могут быть разработаны как универсальные, не зависящие от содержания осваиваемой профессии [7]. Любая специальность есть лишь средство развития личности студента. Поэтому очень важно использовать при оценивании качества образования субъективные оценки его влияния на личностное и профессиональное развитие студента. Целостную оценку качества собственного образования может дать сам студент, готовый к рефлексивному осмыслению собственного образовательного движения. Такой подход в контексте гуманизации образования обеспечивает приоритет интересов личности и является основным стержнем современной образовательной политики. К оценке качества собственного образования сегодня привлекаются, наряду с преподавателями, студенты, работодатели. Самой главной ценностью качества образования становится его индивидуализация, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого студента. Для этого университетам необходимо предоставлять студентам возможность разработки индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий собственного развития.
Ценностно-смысловое значение современного образования выражается в предоставлении обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключается в организации открытого образовательного пространства и сопровождении обучающегося в его индивидуальном выборе. Смысл индивидуализации в том, чтобы научить студента самостоятельно управлять своей образовательной траекторией [2].
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, наращивания превосходного качества. Это и определяет сущность конкурентоспособного образования, так как отвечает на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность.
Давнее и плодотворное научное российско-китайское сотрудничество в области образования сегодня осуществляется в ходе реализации совместных проектов и программ, в проведении конференций, форумов, фестивалей, обмене студентами и аспирантами, создании ассоциаций вузов различной направленности и др. Пока не созданы международные ассоциации педагогических вузов, сотрудничество ведется в рамках заключаемых между вузами соглашений. Создание инновационной площадки «Современные технологии индивидуализации в педагогических вузах Китая и России» на базе китайского вуза – интересный прецедент в российской практике, который закреплен Договором о международном сотрудничестве между Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ, г. Владивосток, Российская Федерация) и Академией оценки качества высшего образования Сямыньского университета (г. Сямынь, Китайская Народная Республика). В ходе встречи участников эксперимента во Владивостоке в декабре 2016 года предмет Договора был расширен, в частности стратегия сотрудничества включает в настоящее время оценку качества высшего образования в Школе педагогики ДВФУ и Академии педагогики Сямыньского университета.
Оценивание качества образования в системе высшего образования Китая и России – актуальная проблема, решаемая в настоящее время учеными и педагогами-практиками обеих стран. Под качеством образования понимается не только уровень освоения студентом содержания образования, но и уровень его психического, физического, нравственного и гражданского развития [6].
Достигнув понимания в определении приоритетности данного направления как научного исследования, участники эксперимента определили следующие концептуальные положения совместной деятельности:
- содержание высшего образования определено как социальный и личностный опыт студента, включающий четыре взаимосвязанных структурных элемента: накопленные человечеством знания как методы познания мира и инструмент деятельности; разнообразные умения и навыки сохранения и наработки культурных норм; способы творческой деятельности по преобразованию и развитию социального опыта; эмоционально-ценностные отношения к действительности, расширяющие сферу потребностей человека, систему ценностей, мотивы деятельности;
- субъективное оценивание качества собственного образовательного процесса в условиях студентоцентрированного подхода предполагает, прежде всего, выявление эмоционально-ценностных отношений студентов и преподавателей к миру, друг к другу, к совместной деятельности.
Важность второго положения подтверждает мнение известных философов и психологов. Так, М.С. Каган, признавая значимость знаний о мире, основой ценностного отношения считает эмоции и чувства [5]. Непосредственная связь эмоционального и интеллектуального развития обучающихся обоснована Л.С. Выготским [1], С.Л. Рубинштейном [9], В.П. Зинченко [4] и др. М.Н. Скаткиным обоснован принцип положительного эмоционального фона обучения [10]. Отражая восприятие содержания, эмоция запечатлевает в себе его смыслы, становясь носителем знания [8].
Качества личности преподавателей, выделенные в ходе проведенного анкетирования выпускниками 2016 года магистратуры психолого-педагогического направления Школы педагогики ДВФУ (48 человек), отражают проявление эмоционально-ценностных отношений преподавателей и студентов и реализованной преподавателями возможности «быть принятым в себя учеником» (В.П. Зинченко).
Практически все студенты отметили проявленные во взаимодействии с ними способность преподавателей радоваться успехам других, чуткость, доброжелательность, комфортность общения, эмоциональную отзывчивость и др., то есть отразили эмоциональную сферу отношений и качества личности преподавателей, существенно влияющих на формирование их системы ценностей.
С нашей точки зрения, эмоционально-ценностное проявление отношений преподавателя к студентам способно влиять на изменение их внутреннего мира, на формирование у них системы ценностных отношений к знаниям, к содержанию осваиваемого ими образования, к обществу, к избранной профессии, к самому себе.
Результаты исследования
Экспериментальная работа направлена на поиск способов оценивания качественного образования. Как показало исследование, проводимое в течение 6 лет доктором педагогических наук, профессором Жи Чу Хэн, сами студенты могут помочь в решении этой проблемы. Так, опрос 500 тысяч студентов из 20 университетов Китая в течение последних двух лет выявил, что в 2015 году приоритетными для студентов стали ценности: 1) я сам, 2) удовлетворенность работой, 3) здоровье, 4) богатство, 6) служение государству и обществу.
В 2016 г. градация ценностей представлена таким образом: 1) свой интерес, 2) социальный статус, 3) вклад в развитие общества.
Итоги исследования, представленные в научных трудах профессора Жи Чу Хэн, директора Академии оценки качества высшего образования и директора Академии педагогики Сямыньского университета [13], озвученные во время встречи с профессорско-преподавательским составом Школы педагогики ДВФУ, показывают, что в вузах Китая, использующих результаты проводимого исследования, происходят положительные изменения в отношениях студентов, прежде всего к собственному образованию, к характеру взаимодействия между самими студентами, в отношениях между студентами и преподавателями. Результаты исследований способствовали разработке модулей по нравственному воспитанию и включению их в учебный план университетов.
Профессор Жи Чу Хэн в качестве независимого эксперта был приглашен на экзамен по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», который проходил в форме защиты индивидуальных образовательных проектов студентами магистратуры психолого-педагогического направления Школы педагогики ДВФУ. При знакомстве с продуктами совместной творческой деятельности магистрантов, в беседах с китайскими аспирантами ДВФУ, Жи Чу Хэн отметил продуктивный характер взаимодействия российских преподавателей, творческий потенциал магистрантов и аспирантов, открытость и доброжелательность в общении и совместном взаимодействии, индивидуализацию образования – то, что можно изучать и использовать в образовании Китая.
Заключение
Построение образовательного процесса в высшей школе в контексте системных изменений высшего образования требует понимания запросов студентов, актуализации образовательных потребностей, выстраивания партнерских уважительных отношений с ними. Таким образом, на базе магистерских и аспирантских программ с учетом индивидуализации образовательной деятельности студентов разработан план совместного сравнительного исследования оценки качества собственного образования студентами, отвечающий максимальному использованию научно-педагогического потенциала педагогических вузов, их оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования, студентов.