Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF THE MEDIATION SERVICE IN THE SOCIALIZATION OF ATHLETES OF THE YOUTH SPORTS SCHOOL

Samsonova N.V. 1 Shvedova D.S. 1
1 Baltic Federal University n. a. I. Kant
The article describes the specifics of educational work in children and youth sports schools. The highlighted elements in the training of athletes: a coach, athletic team, family and school, cooperation between coach and athlete. The content of notion «socialization». The differences of socialization in sport and socialization through sport. The necessity of creation of mediation services in the school one purpose of which is the socialization of athletes. Mediation service in the school is presented as a modern communicative technology of interaction of participants of educational relations is inextricably linked with the protection of the rights of athletes in the training process. We select the most essential elements of training athletes: coach, his personality and activities, sports team, family, secondary school, the joint cooperation of the teacher and trainer of athletes in solving common tasks ensures the existence and development of a sports team.
education in sports schools
additional education of children
sporting activities
socialization
mediation service

В современных ситуациях на пути использования спорта как мощного средства воспитания возникают существенные трудности. Например, воспитательная работа в спортивной школе должна иметь практическую связь с воспитательной работой общеобразовательной (основной) школы, поскольку спортивная деятельность не может ограничиться только физической, технической и тактической подготовкой. Обучение, воспитание и развитие личности спортсмена — неразрывное целое.

Воспитание юного спортсмена рассматривается как сложная педагогическая система, все элементы которой направлены на гармоничное развитие личности ребенка, его социализацию в социуме, воспитание устойчивых норм поведения и общечеловеческих ценностей.

Воспитательный, социально-педагогический и правовой потенциал детско-юношеских спортивных школ раскрыт в трудах А.Н. Пескова, П.А. Виноградова, С.В. Алексеева, Б.А. Колобова, О.А. Мильштейна, А.Т. Паршикова и др. Одним из первых, кто обратился к изучению воспитания в спортивных школах, был С.В. Кретчмер. Он выделил несколько принципиальных моментов, которые имеют большое значение для воспитания юных спортсменов [4]:

1) необходимость тесного контакта спортивной школы с общеобразовательной школой и семьей спортсмена;

2) важность широкого использования в воспитательных целях разнообразных средств политико-воспитательной, культурной и спортивно-массовой работы;

3) необходимость глубокого изучения личности спортсмена в целях более эффективного использования средств и методов педагогического воздействия.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей на 2014–2020 гг. дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким способом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации [10].

Дополнительное образование направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний [10].

В методических рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях сказано, что на фоне усиливающихся миграционных процессов обостряются межнациональные и межконфликтные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации [11].

Специфика воспитательной работы в ДЮСШ состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее не только во время тренировочного процесса, а дополнительно на учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях, во время соревновательной деятельности, где используется и свободное время. Обладая специфическими возможностями, воспитательная работа в ДЮСШ способна воспроизводить определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения. Наиболее существенными элементами воспитания спортсмена в ДЮСШ с учетом специфики воспитательной работы выступают:

1) тренер, его личность и деятельность;

2) спортивный коллектив;

3) семья;

4) общеобразовательная школа.

Совместное сотрудничество тренера-преподавателя и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива.

Группа (спортивный коллектив) складывается из отдельных личностей, каждая из которых обладает индивидуальностью и неповторимостью. Доверительные, доброжелательные отношения в группе позитивно сказываются на желании заниматься спортом и на достижении спортивных результатов. Негативное влияние коллектива откладывает отпечаток на формирование личности спортсмена. От тренера-преподавателя зависит то, какие чувства, поступки и нравственные ориентиры будут преобладать у спортсменов. Тренерское воздействие на личность и коллектив целесообразно осуществлять в ходе воспитательных мероприятий.

Спортивная деятельность является активным видом деятельности, поэтому воспитательная работа, организованная в ДЮСШ, разрешает вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности спортсмена. Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов как бы прорисовывает альтернативу современной культуры, формирует и укореняет сущностные процессы социально-культурной жизни спортсмена и, перемещаясь в составляющие субкультуры, определяет его как социально компетентную личность [5].

В последние десятилетия проводятся активные исследования по проблеме социализации личности в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Значение физической культуры и спорта в социализации спортсмена специализированной детско-юношеской спортивной школы ДЮСШ колоссально. Оно заключается в том, что она оказывает, точнее, обладает огромными возможностями для оказания глубокого и всестороннего воздействия на сущностные качества спортсмена, развивая его не только физически, но и духовно.

Современное развитие общества ставит перед спортсменами ДЮСШ жизненную проблему социальной адаптации в жестких условиях рыночных отношений. Однако в литературе (Л.П. Матвеев, В.И. Жолдак, Ю.В. Верхошанский, В.Н. Платонов) недостаточно раскрываются конкретные пути социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса, в частности учащихся ДЮСШ. В тренировочном процессе недостаточно разработаны педагогические условия социализации, в образовательном процессе отсутствуют целенаправленные программы социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса.

ДЮСШ, оказывая существенное влияние на основные сферы жизнедеятельности спортсмена, выступает в качестве мощного фактора социализации. Поэтому мы считаем, что основной задачей воспитательной работы в ДЮСШ должна являться социализация спортсменов.

Социализация — процесс и результат освоения и использования индивидом социального опыта в процессе общения и деятельности. Теснейшим образом связана с активностью участия субъекта в социальных отношениях (А.Л. Попов). Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик). Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л.В. Мардахаев).

Традиционно принято различать социализацию в спорте и социализацию через спорт.

Спорт создает специфические условия для социализации — существуют свои агенты социализации, модели поведения и социального взаимодействия (тип отношений «спортсмен — тренер» в американской социологии считается одним из классических в сфере социального взаимодействия).

Спортсмен как член команды находится в контексте спортивной субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Социализация в спорте связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Успех на любой стадии социализации зависит от наличия у спортсмена трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей спортивной среды.

Принято считать, что спортивная деятельность формирует самоуверенность, эмоциональную стабильность, толерантность, удовлетворенность жизнью, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Однако названные качества относятся скорее к спортсменам так называемого массового спорта (спортсменам ДЮСШ), а не спорта высших достижений (спортсмены СДЮСШОР). В спорте высших достижений социализация личности имеет ряд особенностей, не всегда позитивного характера, связанных с образом жизни и деятельности спортсменов и порождающих проблемы после завершения спортивной карьеры [2].

Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез деятельности ДЮСШ, мы можем также отметить, что спорт высших достижений в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения у спортсмена [3].

Многие социальные ситуации проигрываются во время тренировочного процесса, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию ДЮСШ, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.

Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста спортсмена, а результатом социализации будут успешная адаптация в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в проявлении деструктивных конфликтов, урегулирование которых возможно, благодаря реализации технологии медиации.

При проявлении деструктивных конфликтов присутствующий спортивный фактор как социальный институт не только не облегчает, но и усугубляет процесс отклоняющей социализации.

Тренер-преподаватель как один из главенствующих элементов воспитания спортсменов и агента социализации не всегда самостоятельно и правильно может разрешить возникший конфликт между участниками образовательных отношений, поэтому для продуктивного разрешения возникших споров могут привлекаться лица, не заинтересованные в исходе конфликта (медиаторы), создаваться службы по беспристрастному разрешению конфликтов — службу медиации.

Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает участникам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс и условия принятия решения по урегулированию спора.

Служба медиации в ДЮСШ – новая технология в воспитательной работе спортивной школы по разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций.

Служба медиации в ДЮСШ — это современная коммуникативная технология взаимодействия тренера-преподавателя со спортсменами и родителями, которая открывает новые подходы и пути преодоления конфликтных ситуаций во всем тренировочном пространстве школы, играя особую роль в воспитательной работе учреждения. Развитие служб медиации в ДЮСШ неразрывно связано с защитой прав спортсменов и их социализацией, морально и этически развивает спортсменов, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.

Таким образом, рассматривая воспитательную работу ДЮСШ и исследуя социализацию спортсменов, нередко усугубляющуюся конфликтами, мы увидели, что социализация спортсмена является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта.