В современных ситуациях на пути использования спорта как мощного средства воспитания возникают существенные трудности. Например, воспитательная работа в спортивной школе должна иметь практическую связь с воспитательной работой общеобразовательной (основной) школы, поскольку спортивная деятельность не может ограничиться только физической, технической и тактической подготовкой. Обучение, воспитание и развитие личности спортсмена — неразрывное целое.
Воспитание юного спортсмена рассматривается как сложная педагогическая система, все элементы которой направлены на гармоничное развитие личности ребенка, его социализацию в социуме, воспитание устойчивых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
Воспитательный, социально-педагогический и правовой потенциал детско-юношеских спортивных школ раскрыт в трудах А.Н. Пескова, П.А. Виноградова, С.В. Алексеева, Б.А. Колобова, О.А. Мильштейна, А.Т. Паршикова и др. Одним из первых, кто обратился к изучению воспитания в спортивных школах, был С.В. Кретчмер. Он выделил несколько принципиальных моментов, которые имеют большое значение для воспитания юных спортсменов [4]:
1) необходимость тесного контакта спортивной школы с общеобразовательной школой и семьей спортсмена;
2) важность широкого использования в воспитательных целях разнообразных средств политико-воспитательной, культурной и спортивно-массовой работы;
3) необходимость глубокого изучения личности спортсмена в целях более эффективного использования средств и методов педагогического воздействия.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей на 2014–2020 гг. дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким способом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации [10].
Дополнительное образование направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний [10].
В методических рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях сказано, что на фоне усиливающихся миграционных процессов обостряются межнациональные и межконфликтные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации [11].
Специфика воспитательной работы в ДЮСШ состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее не только во время тренировочного процесса, а дополнительно на учебно-тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях, во время соревновательной деятельности, где используется и свободное время. Обладая специфическими возможностями, воспитательная работа в ДЮСШ способна воспроизводить определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения. Наиболее существенными элементами воспитания спортсмена в ДЮСШ с учетом специфики воспитательной работы выступают:
1) тренер, его личность и деятельность;
2) спортивный коллектив;
3) семья;
4) общеобразовательная школа.
Совместное сотрудничество тренера-преподавателя и спортсменов в решении общих задач обеспечивает существование и развитие спортивного коллектива.
Группа (спортивный коллектив) складывается из отдельных личностей, каждая из которых обладает индивидуальностью и неповторимостью. Доверительные, доброжелательные отношения в группе позитивно сказываются на желании заниматься спортом и на достижении спортивных результатов. Негативное влияние коллектива откладывает отпечаток на формирование личности спортсмена. От тренера-преподавателя зависит то, какие чувства, поступки и нравственные ориентиры будут преобладать у спортсменов. Тренерское воздействие на личность и коллектив целесообразно осуществлять в ходе воспитательных мероприятий.
Спортивная деятельность является активным видом деятельности, поэтому воспитательная работа, организованная в ДЮСШ, разрешает вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности спортсмена. Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов как бы прорисовывает альтернативу современной культуры, формирует и укореняет сущностные процессы социально-культурной жизни спортсмена и, перемещаясь в составляющие субкультуры, определяет его как социально компетентную личность [5].
В последние десятилетия проводятся активные исследования по проблеме социализации личности в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Значение физической культуры и спорта в социализации спортсмена специализированной детско-юношеской спортивной школы ДЮСШ колоссально. Оно заключается в том, что она оказывает, точнее, обладает огромными возможностями для оказания глубокого и всестороннего воздействия на сущностные качества спортсмена, развивая его не только физически, но и духовно.
Современное развитие общества ставит перед спортсменами ДЮСШ жизненную проблему социальной адаптации в жестких условиях рыночных отношений. Однако в литературе (Л.П. Матвеев, В.И. Жолдак, Ю.В. Верхошанский, В.Н. Платонов) недостаточно раскрываются конкретные пути социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса, в частности учащихся ДЮСШ. В тренировочном процессе недостаточно разработаны педагогические условия социализации, в образовательном процессе отсутствуют целенаправленные программы социализации и социальной ориентации спортсменов высокого класса.
ДЮСШ, оказывая существенное влияние на основные сферы жизнедеятельности спортсмена, выступает в качестве мощного фактора социализации. Поэтому мы считаем, что основной задачей воспитательной работы в ДЮСШ должна являться социализация спортсменов.
Социализация — процесс и результат освоения и использования индивидом социального опыта в процессе общения и деятельности. Теснейшим образом связана с активностью участия субъекта в социальных отношениях (А.Л. Попов). Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик). Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта (Л.В. Мардахаев).
Традиционно принято различать социализацию в спорте и социализацию через спорт.
Спорт создает специфические условия для социализации — существуют свои агенты социализации, модели поведения и социального взаимодействия (тип отношений «спортсмен — тренер» в американской социологии считается одним из классических в сфере социального взаимодействия).
Спортсмен как член команды находится в контексте спортивной субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Социализация в спорте связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Успех на любой стадии социализации зависит от наличия у спортсмена трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей спортивной среды.
Принято считать, что спортивная деятельность формирует самоуверенность, эмоциональную стабильность, толерантность, удовлетворенность жизнью, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Однако названные качества относятся скорее к спортсменам так называемого массового спорта (спортсменам ДЮСШ), а не спорта высших достижений (спортсмены СДЮСШОР). В спорте высших достижений социализация личности имеет ряд особенностей, не всегда позитивного характера, связанных с образом жизни и деятельности спортсменов и порождающих проблемы после завершения спортивной карьеры [2].
Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез деятельности ДЮСШ, мы можем также отметить, что спорт высших достижений в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения у спортсмена [3].
Многие социальные ситуации проигрываются во время тренировочного процесса, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию ДЮСШ, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста спортсмена, а результатом социализации будут успешная адаптация в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в проявлении деструктивных конфликтов, урегулирование которых возможно, благодаря реализации технологии медиации.
При проявлении деструктивных конфликтов присутствующий спортивный фактор как социальный институт не только не облегчает, но и усугубляет процесс отклоняющей социализации.
Тренер-преподаватель как один из главенствующих элементов воспитания спортсменов и агента социализации не всегда самостоятельно и правильно может разрешить возникший конфликт между участниками образовательных отношений, поэтому для продуктивного разрешения возникших споров могут привлекаться лица, не заинтересованные в исходе конфликта (медиаторы), создаваться службы по беспристрастному разрешению конфликтов — службу медиации.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает участникам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс и условия принятия решения по урегулированию спора.
Служба медиации в ДЮСШ – новая технология в воспитательной работе спортивной школы по разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций.
Служба медиации в ДЮСШ — это современная коммуникативная технология взаимодействия тренера-преподавателя со спортсменами и родителями, которая открывает новые подходы и пути преодоления конфликтных ситуаций во всем тренировочном пространстве школы, играя особую роль в воспитательной работе учреждения. Развитие служб медиации в ДЮСШ неразрывно связано с защитой прав спортсменов и их социализацией, морально и этически развивает спортсменов, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни.
Таким образом, рассматривая воспитательную работу ДЮСШ и исследуя социализацию спортсменов, нередко усугубляющуюся конфликтами, мы увидели, что социализация спортсмена является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта.
Библиографическая ссылка
Самсонова Н.В., Шведова Д.С. РОЛЬ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25962 (дата обращения: 04.10.2024).