Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTOR ANALYSIS SELF-CONCEPT OF SENIOR PUPILS

Dolgova V.I. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
The aim of the study is to discover, specification and description of the relationship structures that characterizes a positive self-concept and indicators of giftedness. In the process of factor analysis of the sample data with N = 490 studied variables (constructs descriptors) of each factor, factor load (weight), which reflects the closeness (measure) of mutual ties and their directions (poles). Significant considered a factor loadings, the absolute value of which exceeds 0.4. Factor analysis revealed eight factors (seven of them bipolar) explaining 74.79% of the variance. The first factor is the total variance explained to 12.41%, its positive pole are located samointeresa variables, global self-relation, autosimpatii, support themselves, self-esteem, self-confidence, creativity and flexibility. The second factor is owned 10.35% of the total variance, its positive pole focused elements of self-control, perseverance, self-willed general. The third factor (10.16% of the variance) contains intellectual giftedness indicators and indicators of nonverbal creativity. The fourth factor is owned 10.02% of the total variance, its variable component reflects the performance of the cognitive self-concept, motivation and creativity. In the fifth factor (9.31% of the total variance) lined positive variables, reflecting the hierarchy of educational motives. By the sixth factor (8.67%) are constructs analogies, missing words, reasoning, integral IQ. Seventh factor owns 7.63% of the variance and its positive pole figures collected motivational and cognitive sphere. By the eighth factor explaining 6.24% of the total variance attributed indicators characterizing the symptom of positive self-concept and verbal creativity. Conducted factor analysis ascertains the adequacy model positive self-concept of integrating the three components. Cognitive component correspond to the characteristics of self-understanding, samointeresa, personal and social self-attention. Emotionally evaluative component - self-esteem, autosimpatii, self-acceptance, support themselves. Conative component form an internal locus of control, self-control, perseverance, strong-willed regulation.
support themselves
self-acceptance
autosimpatiya
self-esteem
factor analysis
self-focus
self-understanding
Self-concept
self-interes
internal locus of control
self-control
perseverance
strong-willed regulation

Положение гипотезы о взаимосвязи показателей Я-концепции и одаренности в старшем школьном возрасте доказывается факторным анализом, решающим две группы взаимосвязанных задач: формально-математические, заключающиеся в рациональном описании большого массива полученных данных, и научно-содержательные, позволяющие подтверждать или опровергать гипотетические положения исследований и структур взаимосвязей отдельными переменными [1; 4; 5]. Разрешая последнюю задачу, факторный анализ эксплицирует латентную структуру, конституирующую исходную информацию [2; 3].

Целью нашего исследования с помощью факторного анализа является раскрытие, уточнение и описание структур взаимосвязи, которая характеризует позитивную Я-концепцию и показатели одаренности [1].

Факторный анализ применен к данным на выборке с N=490. В процессе факторного анализа изучены переменные (конструкты, дескрипторы) каждого фактора, факторная нагрузка (вес), отражающая тесноту (меру) взаимных связей и их направлений (полюсов). Значимой считалась факторная нагрузка, абсолютная величина которой превосходит 0,4.

Факторный анализ обнаружил восемь факторов (семь из них биполярные), объясняющих 74,79% дисперсии.

Первый фактор объяснил общую дисперсию на 12,41% и представил десять переменных, на положительном полюсе характеризующих переменную самоинтереса (когнитивного компонента), глобального самоотношения, аутосимпатии, поддержки себя, самоуважения, самоуверенности; эмоционально-оценочного компонента с креативностью и гибкостью. Явление того, что указанные дескрипторы принадлежат единому фактору, подтверждает взаимосвязь основополагающих категорий одаренности и позитивной Я-концепции.

Отрицательный полюс вобрал совокупность конструкт числовых рядов интеллектуальных показателей одаренности, и конструкт самообвинения, с преобладанием негативного эмоционального отношения к собственному «Я» и стремлением обвинять себя в своих промахах, неудачах, недостатках, что и характеризует негативную Я-концепцию подростка.

Существенную нагрузку (-0,820) фактора «числовые ряды» по индуктивному мышлению можно считать подтверждением обратно пропорционального направления взаимосвязей между компонентами позитивной Я-концепции и показателями одаренности.

Дескриптору глобального самоотношения, вошедшему с наибольшим весом (0,824), приходится интегрировать чувства «за» или «против» собственного «Я». Достаточная выраженность нагрузок самоинтереса (0,809), аутосимпатии (0,666), поддержки себя (0,603), самоуважения (0,545), самоуверенности (0,408) свидетельствует о позитивном характере самоотношения.

Интерес для нашего исследования представляет то, что в первый фактор вошли переменные аутосимпатии и самоуважения, отражающие соответственно самоотношение на основе эмоционального чувства привязанности и расположения к себе и результат положительной оценки себя по сравнению с представлениями об успешной личности, определяющими «Я-идеальное». Выявленная особенность подчеркивает, что в структуре позитивной Я-концепции одаренного школьника необходимо учитывать безусловное и обусловленное достижениями отношение к себе.

Опираясь на содержательные характеристики переменных, имеющих наибольшие нагрузки, можно интерпретировать первый фактор как «позитивное самоотношение».

Второму фактору принадлежит 10,35% общей дисперсии и восемь переменных, семь из них характеризуются положительной направленностью.

Положительный полюс второго фактора собрал максимум нагрузок по переменным, отражающим элементы конативного компонента самообладания (0,912), настойчивости (0,806), общей волевой саморегуляции (0,744), что свидетельствует о существенной значимости, которую проявляют волевая саморегуляция, свойства самообладания и настойчивости в исследуемых взаимосвязях.

Выявленная особенность подтверждает особый исследовательский интерес к категории саморегуляции и специфику ее формирования у одаренных школьников.

Объединение одним фактором положительных конструктов самоуважения (0,502) и самопонимания (0,474), беглости и вербальной креативности как творческих показателей одаренности говорит о наличии и значимости тех отношений, которые связывают креативность и компоненты позитивной Я-концепции одаренных школьников.

На отрицательном полюсе фактора находится конструкт коммуникативного мотива с весом (-0,735). Эти совокупные отрицательные представления о себе и самооценки блокируют самоактуализацию и поиск смысложизненных ориентиров.

Третий фактор (10,16% дисперсии) содержит девять противоположных переменных.

На положительном полюсе расположены интеллектуальные показатели одаренности и показатели невербальной креативности. Переменные по исключению изображений (0,718), скрытым фигурам (0,707), интегральному показателю интеллекта (0,694), геометрическому сложению (0,623), осведомленности (0,615), арифметическим задачам (0,530) соответствуют развитию интеллектуальности и специфике основных познавательных процессов и мыслительных операций. Переменная оригинальности раскрывается как один из главных показателей одаренности.

Отрицательный полюс собрал элементы когнитивного компонента позитивной Я-концепции: эгоцентрическую направленность (-0,785) и самопонимание (-0,446), то есть интеллект, креативность и обращенность на свой внутренний мир находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости. Назовём этот фактор интеллект-креативностью.

Четвертому фактору принадлежит 10,02% общей дисперсии, его переменные (их семь) отражают показатели когнитивного компонента Я-концепции, мотивации и креативности.

Положительный знак несут в нём показатели общей направленности личности на себя (0,946), персонального (0,713) и общественного внимания (0,778), социального страха (0,846). При таких показателях в фокусе личности собственное «Я» с неуверенностью в общении. Включение внешних мотивов (0,661) говорит о повышенной зависимости от поощрений и наказаний.

На отрицательном полюсе – показатели беглости и самоинтереса как поведенческой установки. То есть зависимость от оценки окружающих препятствует творчеству и уверенности в себе. Назовем этот фактор «самовосприятием личности».

У пятого фактора (9,31% общей дисперсии) выстроились положительные переменные (всего семь), отражающие иерархию учебных мотивов.

Наибольший факторный вес (0,822) относится к мотиву достижения и желанию стать лучше всех даже при неадекватно завышенных целях. Показатели мотивов позиции школьника (0,750), поддержки других (0,733), эмоционального мотива позволяют считать, что для одаренного школьника важно ощущать положительную эмоциональную атмосферу в окружающей среде.

Следующее место отведено мотиву саморазвития (0,504). Это означает, что одаренный старшеклассник может успешно самореализоваться, но потребность в этом недостаточно зрелая.

Показатель внутреннего локус-контроля (0,452) говорит про то, что детерминированность учебной мотивации происходит благодаря в основном собственным усилиям и достижениям. Интернальность ведет к ответственности во взаимосвязи с чувством уверенности, способностями рефлексии, настойчивости и самообладания.

Отрицательный полюс взял на себя конструкт самообвинения (-0,428), характеризующийся негативными установками на неудачу и недостатки, категоричные самоприговоры, раздражение и даже презрение. Этот фактор можно назвать структурой мотивационной сферы.

К шестому фактору (8,67%) относятся восемь переменных, и сам фактор из-за их отрицательных конструктов отличается противоречивостью (три из восьми).

Положительный полюс собрал конструкты аналогий (0,777), пропущенных слов (0,631), умозаключений (0,611), интегрального показателя интеллекта (0,511).

Высокая нагрузка у разработанности (0,703) (в этот деструкт входят невербальная креативность, изобретательская и конструктивная деятельность).

На отрицательном полюсе негативные конструкты внешнего локус-контроля (-0,634), отсутствует чувство собственной ответственности за свои поступки: самоуверенность (-0,521) и неадекватное завышение самооценки. Можно предположить, что это защитная реакция личности, маскирующая чувство собственной неполноценности. Представленные варианты интерпретации переменной самоуверенности выступают характеристиками незрелой личности и препятствуют ее развитию.

На отрицательном полюсе и показатель самообвинения (-0,429). Характер этого фактора позволяет назвать его «вербальным интеллектом».

Седьмому фактору принадлежит 7,63% дисперсии и пять конструктов.

Положительный полюс собрал показатели мотивационной и познавательной сферы (три из пяти). Собственно, иерархию мотивационной сферы одаренного школьника и должна составлять совокупность познавательных мотивов, предполагающих освоение новых знаний. На этом полюсе - показатель познавательного мотива (0,716) и саморазвития (0,434).

Познавательные мотивы и мотивы саморазвития принадлежат внутренней мотивации к выполнению учебных заданий.

Познавательная сфера здесь состоит из понятливости (0,445), наблюдательности, практичности, опытности, здравого смысла. Конструкты познавательной и мотивационной сфер находятся в прямой зависимости друг от друга.

На отрицательном полюсе переменные самоотношения (-0,781) и конкретных внутренних действий в свой адрес (-0,702). Это может быть уважение, одобрение, симпатия или осуждение, недовольство и даже презрение.

Это означает, что чем больше достижений, тем более личность зависит от мнения окружающих, от их отрицательных, критических оценок, снижающих позитивность Я-концепции.

Назовем этом фактор внутренней мотивацией - ожидаемым отношением другого.

К восьмому фактору, объясняющему 6,24% общей дисперсии, отнесены показатели, характеризующие симптомокомплекс позитивной Я-концепции и вербальную креативность, ему принадлежат два положительных и два отрицательных конструкта.

Положительный полюс включает переменные самопоследовательности (0,652) и вербальной креативности (0,574). Самопоследовательность отражает согласованность внутренних намерений, побуждающих к действиям, и самих действий, а также чувств личности в отношении самоуправления. Противоположными качествами выступают низкая реалистичность, расхождения в намерениях и поступках, отсутствие логики в действиях и самоконтроля. Рассогласованность характеризует не только отдельные стороны личности одаренных школьников, но и их психотипы в динамике.

Отрицательный полюс объединяют элементы, принадлежащие эмоционально-оценочному и конативному компонентам. Показатель внутреннего локус-контроля (-0,665) выражает высокие уровни субъективного контроля над значимой жизненной ситуацией и развитого чувства ответственности.

Показатель самопринятия (-0,627) говорит о самоодобрении, вне зависимости от результата.

Эта обратная взаимообусловленность интернальности, вербальной креативности и самопринятия говорит о наличии сложности позитивного безусловного самоотношения и принятия ответственности за свои успехи.

Высокие уровни самопоследовательности, адекватности, логичности и самоконтроля могут развиться в навязчивое стремление к постоянной самокоррекции своих качеств, паттернов поведения и тревожности. Интернальность вызывает более зрелые реакции на происходящее событие и совершённый поступок и стимулирует самонаблюдение, самопонимание, самоуважение.

Название, которое соответствует этому фактору, интернальность - самопоследовательность.

Таким образом, в ходе факторного анализа была подтверждена гипотеза, предполагающая взаимосвязь показателей одаренности и позитивной Я-концепции старшеклассников. Обнаруженные факторы позволяют уточнить наиболее существенные показатели позитивной Я-концепции для понимания её сущности и последующей проверки эффективности её формирования, развития и коррекции.