Российским приоритетом модернизации образования сегодня является формирование нравственных качеств личности, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования. В этом документе подчеркивается, что важнейшей целью современного образования становится «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [11].
Ведущая роль в формировании духовно-нравственных качеств личности принадлежит экологическому образованию. На современном этапе именно оно задает главные направления экологизации всей системе образования. Одним из таких направлений является формирование у учащихся ответственного отношения к природе. Выполняя важное регулирование взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, ответственное отношение к природе способствует преодолению экологических проблем и переходу общества к устойчивому развитию [5,9].
Ответственное отношение к природе рассматривается как одно из главных духовно-нравственных качеств, обеспечивающих переход постиндустриального общества к устойчивому развитию. Современное образование направлено на формирование у школьников ответственного отношения к природе, окружающей среде, что является адекватным ответом образования на глобальные вызовы [3,4,10].
В настоящем исследовании ответственность рассматривается как нравственная и социальная категория, тесно связанная с категориями свободы и необходимости, долга и совести. Она определяет то, за что человек осознанно должен нести ответственность. А совесть является внутренней контролирующей инстанцией. Наше исследование осуществляется в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.И. Исайкова, раскрывающих теорию и методику духовно-нравственного воспитания в географическом образовании.
Особую роль в становлении эколого-ориентированных духовно-нравственных качеств личности принадлежит географии как науке и образовательной области. В результате экологизации географии возникает новое научное и образовательное направление – соответственно геоэкология и геоэкологическое образование. В исследованиях Н.Ф. Винокуровой разработаны ключевые методологические подходы, которые реализуются в геоэкологическом образовании [2,4]. К этим подходам отнесены: ландшафтно-средовой, экогуманистический, культурно-экологический, аксиологический. В контексте нашего исследования приоритетное значение имеет аксиологический подход, рассматриваемый как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования в русле формирования ценностей, а именно – ценностного отношения, ответственного отношения к природе. Он обеспечивает целостный взгляд на человека и природу как взаимосвязанных сосуществующих частей внутри целостного современного ландшафта, понимание управляющей роли человека в современном ландшафте.
Реализация аксиологического подхода в научной географии опирается на теорию изучения «человековключающих» систем (геоэкосоциосистем), что предполагает раскрытие диалектики взаимодействия человека и природы. Эффективное решение этого вопроса связано с использованием в образовании игровой технологии, в основе которой лежит учебно-игровая деятельность учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности [1,6,7,8].
Значительным потенциалом при формировании ответственного отношения к природе обладает курс географии 6 класса. В нем изучаются разделы о разных оболочках Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе, что всесторонне развивает эмоционально ценностное отношение к миру. Обуславливает выбор курса и особенности школьного возраста среднего звена, для которого характерна такая психологическая особенность, как повышенная эмоциональная чувствительность, что является хорошей основой для формирования эмоционально ценностного отношения к миру, ответственного отношения к природе. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации и игровую деятельность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В.С. Кукушин считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением [8].
Значение игровой технологии невозможно переоценить, в этом и состоит ее феномен, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Это в полной мере относится и становлению ответственного отношения учащихся к природе. Методика использования игровой технологии как средства последовательного формирования ответственного отношения учащихся к природе в процессе изучения курсов школьной географии стало предметом исследования в рамках магистерской программы по геоэкологическому образованию. В ходе исследования осуществлен анализ состояния проблемы, выявлены теоретические основания, разработана авторская методика.
Анализ литературы по теории и методике обучения географии показал, что имеются исследования, посвященные отдельным аспектам экологизации географии в контексте формирования экологоориентированных качеств личности (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, В.В. Николина, О.Г. Исайков, О.В. Смирнова, Г.П. Шалфицкая). В нашей работе продолжены исследования в данном направлении. Они связаны с теорией и методикой формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении курса «География» средствами игровой технологии (6 класс).
В результате анализа школьной практики, выявлена фрагментарность решения методической проблемы формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении курса «География» (6 класс). У учащихся 6 классов отмечается потребительское отношение к природе, преобладание материальных ценностей, слабо выражено стремление к экологоориентированной деятельности.
Сделан вывод о том, что уникальный потенциал курса географии 6 класса в формировании ответственного отношения к природе у учащихся используется фрагментарно. Использование в процессе обучения игровой технологии, последовательно формирующего у учащихся ответственное отношение к природе, является недостаточно раскрытой методической проблемой в теории и практике школьной географии.
В этой связи актуализируется проблема формирования у учащихся ответственного отношения к природе средствами игровой технологии в процессе изучения школьной географии. Важным условием становления этого экологоориентированного качества личности является взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
В ходе анализа работ Г.Н. Каропа, Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой установлено, что выделяют следующие этапы формирования ответственного отношения к природе: мотивационно-ориентировочный, интеллектуально-ценностный, деятельностно-поступочный. Применительно к каждому этапу осуществлен подбор адекватной ему игры. Классификации видов игр Г.К. Селевко и В.В. Николиной взяты нами за основу. Г.К. Селевко выделяет игры по методике проведения – игры драматизации, сюжетные, ролевые, имитационные, а также по характеру педагогического процесса – творческие, проектные игры. Г.С. Кулинич, В.В. Николина выделяют игры по форме проведения, например, игры-путешествия [7].
В ходе нашего исследования разработана целостная методика формирования ответственного отношения учащихся к природе при изучении школьного курса географии 6 класса на основе сопряжения этапов формирования, содержания курса «География» 6 класса, видов игр (игровая технология), конкретной игры. Результаты сопряженности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Процессуально-технологический аспект формирования ответственного отношения к природе в содержании курса «География» (6 класс)
Этапы |
Содержание курса «География» 6 класс, УМК «Полярная звезда» |
Игровая технология |
Игры |
1. Мотивационно-ориентировочный |
Введение §1 Что такое география и как мы будем ее изучать |
Игры-путешествия, сюжетные |
Умей видеть |
Раздел 1. На какой Земле мы живем §2 Как люди открывали Землю |
Путешествие в пустыню, путешествие на север |
||
Раздел 2. Планета Земля §5 Солнечный свет на Земле |
Времена года |
||
Раздел 3. План и карта §7 Земная поверхность на плане и карте |
Представь себе, что ты… |
||
§8 Географическая карта |
Всё связано со всем |
||
§10 Географические координаты |
Карта моих впечатлений |
||
2. Интеллектуально-ценностный |
Раздел 4. Человек на Земле §11 Как люди заселяли Землю |
Игры имитационные, ролевые, драматизации |
В некотором Царстве… |
Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли §13 Земная кора – основная часть литосферы |
Музей |
||
§14 Горные породы, минералы и полезные ископаемые |
Умелые руки |
||
§15 Движение земной коры |
Микропоход |
||
Раздел 6. Гидросфера – водная оболочка Земли §21 Реки – артерии Земли |
Представь себе |
||
Раздел 7. Атмосфера – воздушная оболочка Земли §25 Давление и ветер |
Ветер |
||
§27 Погода и климат |
Дождь |
||
Раздел 8. Биосфера – живая оболочка Земли §28 Биосфера – земная оболочка |
Природное равновесие |
||
§29 Биосфера – сфера жизни |
Семена |
||
3. Деятельностно-поступочный |
Раздел 9. Географическая оболочка §32 Культурные ландшафты |
Игры проектные, творческие |
Экологический Кодекс жителей Земли |
Для того чтобы методика формирования ответственного отношения к природе у учащихся носила комплексный характер, необходимо включать в нее внеурочную деятельность. В связи с этим посчитали важным обеспечить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает большими педагогическими возможностями, о чем также говорится в ФГОС основного общего образования: «Воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную» [11].
Ключевыми целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни социального опыта и формирования системы ценностей, развитие личности со сформированной гражданской ответственностью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольных инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, сопряженность этапов формирования того или иного качества личности с программой обучения.
Нами разработана программа кружка «Игровая геоэкология» для школьников 6 класса, которая рассчитана на годовой цикл с одним занятием раз в 2 недели, длительностью в час, идущая параллельно изучению курса «География» (6 класс).
В кружке у школьников в процессе игровой деятельности формируется ответственное отношение к природе. При этом виды игр выстраиваются в последовательности этапов формирования ответственного отношения к природе.
Важной задачей также стала реализация сопряжения следующих компонентов: поэтапное формирование ответственного отношения к природе, содержание программы кружка, – виды игр (игровая технология) и конкретная игра.
Корреляция этих компонентов позволила разработать систему сопряженности этапов и игровой технологии формирования ответственного отношения к природе с содержанием программы кружка «Игровая геоэкология». Результаты сопряженности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процессуально-технологический аспект формирования ответственного отношения к природе средствами геоэкологического кружка «Игровая геоэкология» (6 класс)
Разделы |
№ |
Темы занятий |
Этап |
Игровая технология |
Игра |
Введение |
1 |
Охрана природы – дело каждого |
1 Мотивационно-ориентировочный |
Игры – путешествия, сюжетные |
Доказательства |
Раздел 1. Природа – наш общий дом |
2 |
Земля – колыбель человека |
Книга жалоб природы |
||
Раздел 2. Как человек влияет на природу |
3 |
Поведение человека в природе – это зеркало его души |
Юные экологи, путешествие на север, путешествие на юг |
||
Раздел 3. Природная кладовая моего края |
4 |
Природные богатства моего края |
Я хочу быть другом природы |
||
Раздел 4. Человек – господин или друг природы? |
5 |
Как ты относишься к природе? |
2 Интеллектуально-ценностный |
Игры имитационные, ролевые, драматизации |
Со стороны видней |
6 |
Человек – друг природы |
Окажи помощь |
|||
Раздел 5. Земля, на которой мы живем |
7 |
Вторую жизнь отходам! |
Фантазия с пользой |
||
Раздел 6. Вода и моё здоровье |
8 |
Вода – источник жизни
|
Защитим реки |
||
9 |
Пресные воды – наше богатство |
Все на уборку! |
|||
Раздел 7. Воздух, которым мы дышим |
10 |
Как человек загрязняет воздух |
Представь себе |
||
Раздел 8. Удивительный мир почвы |
11 |
Царство почвы – уникальный мир природы |
Рассада |
||
Раздел 9. Учимся жить в согласии с природой |
12 |
По следам человека |
3Деятельностно-поступочный |
Игры проектные, творческие |
По следам человека |
13 |
Экология моего края |
Экологическая карта |
|||
14 |
Экология моего дома |
Экологический дом |
|||
15 |
Экологически чистые продукты |
Твоё изобретение |
|||
16 |
Экомир моей семьи |
Мой дом – Земля |
Таким образом, авторская методика изучения курса «География-6» при помощи игровой технологии и взаимосвязь основного курса с геоэкологическим игровым кружком помогут учащимся почувствовать свою личную ответственность за нашу природу, понять, как следует вести себя в окружающей среде, как относиться к ней и как природа может ответить нам на наше вторжение. Как показал опыт работы школ, данная методика, предполагающая взаимосвязанное изучение курса «География» посредством игровой технологии и посещение кружка «Игровая геоэкология», обеспечивает становление у учащихся необходимых экологоориентированных ценностей как мировоззренческого ядра ответственного отношения к природе.