Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ (6 КЛАСС)

Винокурова Н.Ф. 1 Спиридонова С.О. 1 Ершова К.В. 1 Козлова А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что современное образование направлено на формирование у школьников ответственного отношения к природе, окружающей среде, что является адекватным ответом образования на глобальные вызовы общества. Особую роль в становлении эколого-ориентированных духовно-нравственных качеств личности принадлежит географии как науке и образовательной области. Значительным потенциалом при формировании ответственного отношения к природе обладает курс географии 6 класса. В статье раскрывается методика реализации потенциала курса в формировании ответственного отношения к природе средствами игровой технологии. Использование в процессе обучения игровой технологии, последовательно формирующей у учащихся ответственное отношение к природе, является недостаточно раскрытой методической проблемой в теории и практике школьной географии. Цель статьи состоит в целостном раскрытии последовательного формирования ответственного отношения к природе на основе сопряжения этапов, видов игровой технологии, содержания курса школьной географии 6 класса. Также на основании важности внеурочной работы учащихся статья раскрывает процессуально-технологический аспект формирования ответственного отношения к природе средствами геоэкологического кружка «Игровая геоэкология» (6 класс). Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.
экологизация образования
ответственное отношение к природе
игровая технология
геоэкологический кружок «игровая геоэкология».
1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: РГПУ, 1994. – С. 8-12.
2. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: коллективная монография / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, А.А. Касьян. – Нижний Новгород, 2002. – С.93-114.
3. Винокурова Н.Ф., Винокуров А.А., Ефимова О.Е. Экологические приоритеты как духовные доминанты развития общества // Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность. Материалы международной научно-практической конференции. –2015. – С.199-205.
4. Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2(15). – С.19.
5. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А., Спиридонова С.О. Формирование экологической ответственности в курсе «География России: процессуально-технологический аспект» // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С.101-106.
6. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Л.А. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. школа, 2004. – 157 с.
7. Кулинич Г.С. Географические игры в обучении и воспитании школьников: В помощь учителю географии / Г.С. Кулинич, В.В. Николина; отв. за вып. И.В. Берельковский. – Горький: Горьк. гос. пед. ин-т им. М. Горького, 1990. – 84 с.
8. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д., 2005. – 474 с.
9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХI века // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2(10). – С.6.
10. Отношение школьников к природе / под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – C. 98.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

Российским приоритетом модернизации образования сегодня является формирование нравственных качеств личности, что нашло отражение в ФГОС основного общего образования. В этом документе подчеркивается, что важнейшей целью современного образования становится «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [11].

Ведущая роль в формировании духовно-нравственных качеств личности принадлежит экологическому образованию. На современном этапе именно оно задает главные направления экологизации всей системе образования. Одним из таких направлений является формирование у учащихся ответственного отношения к природе. Выполняя важное регулирование взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, ответственное отношение к природе способствует преодолению экологических проблем и переходу общества к устойчивому развитию [5,9].

Ответственное отношение к природе рассматривается как одно из главных духовно-нравственных качеств, обеспечивающих переход постиндустриального общества к устойчивому развитию. Современное образование направлено на формирование у школьников ответственного отношения к природе, окружающей среде, что является адекватным ответом образования на глобальные вызовы [3,4,10].

В настоящем исследовании ответственность рассматривается как нравственная и социальная категория, тесно связанная с категориями свободы и необходимости, долга и совести. Она определяет то, за что человек осознанно должен нести ответственность. А совесть является внутренней контролирующей инстанцией. Наше исследование осуществляется в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.И. Исайкова, раскрывающих теорию и методику духовно-нравственного воспитания в географическом образовании.

Особую роль в становлении эколого-ориентированных духовно-нравственных качеств личности принадлежит географии как науке и образовательной области. В результате экологизации географии возникает новое научное и образовательное направление – соответственно геоэкология и геоэкологическое образование. В исследованиях Н.Ф. Винокуровой разработаны ключевые методологические подходы, которые реализуются в геоэкологическом образовании [2,4]. К этим подходам отнесены: ландшафтно-средовой, экогуманистический, культурно-экологический, аксиологический. В контексте нашего исследования приоритетное значение имеет аксиологический подход, рассматриваемый как методологическое основание экологизации всей методической системы географического образования в русле формирования ценностей, а именно – ценностного отношения, ответственного отношения к природе. Он обеспечивает целостный взгляд на человека и природу как взаимосвязанных сосуществующих частей внутри целостного современного ландшафта, понимание управляющей роли человека в современном ландшафте.

Реализация аксиологического подхода в научной географии опирается на теорию изучения «человековключающих» систем (геоэкосоциосистем), что предполагает раскрытие диалектики взаимодействия человека и природы. Эффективное решение этого вопроса связано с использованием в образовании игровой технологии, в основе которой лежит учебно-игровая деятельность учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности [1,6,7,8].

Значительным потенциалом при формировании ответственного отношения к природе обладает курс географии 6 класса. В нем изучаются разделы о разных оболочках Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе, что всесторонне развивает эмоционально ценностное отношение к миру. Обуславливает выбор курса и особенности школьного возраста среднего звена, для которого характерна такая психологическая особенность, как повышенная эмоциональная чувствительность, что является хорошей основой для формирования эмоционально ценностного отношения к миру, ответственного отношения к природе. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации и игровую деятельность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В.С. Кукушин считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением [8].

Значение игровой технологии невозможно переоценить, в этом и состоит ее феномен, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Это в полной мере относится и становлению ответственного отношения учащихся к природе. Методика использования игровой технологии как средства последовательного формирования ответственного отношения учащихся к природе в процессе изучения курсов школьной географии стало предметом исследования в рамках магистерской программы по геоэкологическому образованию. В ходе исследования осуществлен анализ состояния проблемы, выявлены теоретические основания, разработана авторская методика.

Анализ литературы по теории и методике обучения географии показал, что имеются исследования, посвященные отдельным аспектам экологизации географии в контексте формирования экологоориентированных качеств личности (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, В.В. Николина, О.Г. Исайков, О.В. Смирнова, Г.П. Шалфицкая). В нашей работе продолжены исследования в данном направлении. Они связаны с теорией и методикой формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении курса «География» средствами игровой технологии (6 класс).

В результате анализа школьной практики, выявлена фрагментарность решения методической проблемы формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении курса «География» (6 класс). У учащихся 6 классов отмечается потребительское отношение к природе, преобладание материальных ценностей, слабо выражено стремление к экологоориентированной деятельности.

Сделан вывод о том, что уникальный потенциал курса географии 6 класса в формировании ответственного отношения к природе у учащихся используется фрагментарно. Использование в процессе обучения игровой технологии, последовательно формирующего у учащихся ответственное отношение к природе, является недостаточно раскрытой методической проблемой в теории и практике школьной географии.

В этой связи актуализируется проблема формирования у учащихся ответственного отношения к природе средствами игровой технологии в процессе изучения школьной географии. Важным условием становления этого экологоориентированного качества личности является взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.

В ходе анализа работ Г.Н. Каропа, Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой установлено, что выделяют следующие этапы формирования ответственного отношения к природе: мотивационно-ориентировочный, интеллектуально-ценностный, деятельностно-поступочный. Применительно к каждому этапу осуществлен подбор адекватной ему игры. Классификации видов игр Г.К. Селевко и В.В. Николиной взяты нами за основу. Г.К. Селевко выделяет игры по методике проведения – игры драматизации, сюжетные, ролевые, имитационные, а также по характеру педагогического процесса – творческие, проектные игры. Г.С. Кулинич, В.В. Николина выделяют игры по форме проведения, например, игры-путешествия [7].

В ходе нашего исследования разработана целостная методика формирования ответственного отношения учащихся к природе при изучении школьного курса географии 6 класса на основе сопряжения этапов формирования, содержания курса «География» 6 класса, видов игр (игровая технология), конкретной игры. Результаты сопряженности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процессуально-технологический аспект формирования ответственного отношения к природе в содержании курса «География» (6 класс) 

Этапы

Содержание курса «География» 6 класс, УМК «Полярная звезда»

Игровая технология

Игры

1. Мотивационно-ориентировочный

Введение §1 Что такое география и как мы будем ее изучать

Игры-путешествия, сюжетные

Умей видеть

Раздел 1. На какой Земле мы живем

§2 Как люди открывали Землю

Путешествие в пустыню, путешествие на север

Раздел 2. Планета Земля

§5 Солнечный свет на Земле

Времена года

Раздел 3. План и карта

§7 Земная поверхность на плане и карте

Представь себе, что ты…

§8 Географическая карта

Всё связано со всем

§10 Географические координаты

Карта моих впечатлений

2. Интеллектуально-ценностный

Раздел 4. Человек на Земле

§11 Как люди заселяли Землю

Игры имитационные, ролевые, драматизации

В некотором Царстве…

Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли

§13 Земная кора – основная часть литосферы

Музей

§14 Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Умелые руки

§15 Движение земной коры

Микропоход

Раздел 6. Гидросфера – водная оболочка Земли

§21 Реки – артерии Земли

Представь себе

Раздел 7. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

§25 Давление и ветер

Ветер

§27 Погода и климат

Дождь

Раздел 8. Биосфера – живая оболочка Земли

§28 Биосфера – земная оболочка

Природное равновесие

§29 Биосфера – сфера жизни

Семена

3. Деятельностно-поступочный

Раздел 9. Географическая оболочка

§32 Культурные ландшафты

Игры проектные, творческие

Экологический Кодекс жителей Земли

 

Для того чтобы методика формирования ответственного отношения к природе у учащихся носила комплексный характер, необходимо включать в нее внеурочную деятельность. В связи с этим посчитали важным обеспечить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает большими педагогическими возможностями, о чем также говорится в ФГОС основного общего образования: «Воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную» [11].

Ключевыми целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни социального опыта и формирования системы ценностей, развитие личности со сформированной гражданской ответственностью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольных инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, сопряженность этапов формирования того или иного качества личности с программой обучения.

Нами разработана программа кружка «Игровая   геоэкология» для школьников 6 класса, которая рассчитана на годовой цикл с одним занятием раз в 2 недели, длительностью в час, идущая параллельно изучению курса «География» (6 класс).

В кружке у школьников в процессе игровой деятельности формируется ответственное отношение к природе. При этом виды игр выстраиваются в последовательности этапов формирования ответственного отношения к природе.

Важной задачей также стала реализация сопряжения следующих компонентов: поэтапное формирование ответственного отношения к природе, содержание программы кружка, – виды игр (игровая технология) и конкретная игра.

Корреляция этих компонентов позволила разработать систему сопряженности этапов и игровой технологии формирования ответственного отношения к природе с содержанием программы кружка «Игровая геоэкология». Результаты сопряженности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процессуально-технологический аспект формирования ответственного отношения к природе средствами геоэкологического кружка «Игровая геоэкология» (6 класс)

Разделы

Темы занятий

Этап

Игровая технология

Игра

Введение

1

Охрана природы – дело каждого

1 Мотивационно-ориентировочный

Игры – путешествия, сюжетные

Доказательства

Раздел 1. Природа – наш общий дом

2

Земля – колыбель человека

Книга жалоб природы

Раздел 2. Как человек влияет на природу

3

Поведение человека в природе – это зеркало его души

Юные экологи, путешествие на север, путешествие на юг

Раздел 3. Природная кладовая моего края

4

Природные богатства моего края

Я хочу быть другом природы

Раздел 4. Человек – господин или друг природы?

5

Как ты относишься к природе?

2 Интеллектуально-ценностный

Игры имитационные, ролевые, драматизации

Со стороны видней

6

Человек – друг природы

Окажи помощь

Раздел 5. Земля, на которой мы живем

7

Вторую жизнь отходам!

Фантазия с пользой

Раздел 6. Вода и моё здоровье

8

Вода – источник жизни

 

Защитим реки

9

Пресные воды – наше богатство

Все на уборку!

Раздел 7. Воздух, которым мы дышим

10

Как человек загрязняет воздух

Представь себе

Раздел 8. Удивительный мир почвы

11

Царство почвы – уникальный мир природы

Рассада

Раздел 9. Учимся жить в согласии с природой

12

По следам человека

3Деятельностно-поступочный

Игры проектные, творческие

По следам человека

13

Экология моего края

Экологическая карта

14

Экология моего дома

Экологический дом

15

Экологически чистые продукты

Твоё изобретение

16

Экомир моей семьи

Мой дом – Земля

 

Таким образом, авторская методика изучения курса «География-6» при помощи игровой технологии и взаимосвязь основного курса с геоэкологическим игровым кружком помогут учащимся почувствовать свою личную ответственность за нашу природу, понять, как следует вести себя в окружающей среде, как относиться к ней и как природа может ответить нам на наше вторжение. Как показал опыт работы школ, данная методика, предполагающая взаимосвязанное изучение курса «География» посредством игровой технологии и посещение кружка «Игровая геоэкология», обеспечивает становление у учащихся необходимых экологоориентированных ценностей как мировоззренческого ядра ответственного отношения к природе.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Спиридонова С.О., Ершова К.В., Козлова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ (6 КЛАСС) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25877 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674