Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE IMPACT OF INNOVATION IN LEGAL PRACTICE ON THE CONTENT OF TRAINING OF FUTURE TEACHER OF LAW

Mikhaylov M.V. 1 Saitova L.R. 1 Khismatov R.S. 1
1 FGBOU VO Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla
In the article considered the interpretation of the term "innovation", also held differentiation of key concepts: novation, novelty, introduction and innovation. The basic directions of innovation in the law are: "Consultant Plus" and "Garant" are an assistance systems to work with the legislation of Russia, which are necessary because they include an information basis for management decisions, to ensure economic entities reliable and comprehensive regulatory and other information; the introduction of electronic document management systems in the organization through which the speed of information exchange between them is increased, reducing the need for large spaces for storing information; the use of modern information - communication technologies in legal practice, allowing to solve certain problems arising in the performance of professional duties. Innovations in legal practice are becoming an agent of solving professional problems. That is why the changes are needed in the legal education and, respectively, in the training system to implement it. Implementation and using of special courses "Legal Information Systems" and "Use of information and communication technologies in education law" open new perspectives in the process of legal training, which give better results in the preparation of future teachers of law. They allow forming students' skills to work with a large volume of legal information with a variety of information and communication technologies in the legal profession. Moreover, they provide the ability to decide quickly and correctly different legal problems.
innovation
legal information systems
information and communications technologies
legal practice

Понятие «инновация» берет свое начало от латинского «novatio», что переводится, как «обновление». Впервые термин стал использоваться в культурологии для обозначения проникновения европейской культуры в азиатские и африканские страны посредством торговли, образования и других сфер [10]. Наибольшую известность данный термин приобрёл благодаря трудам австрийско-американского экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера (1883-1950 гг.). В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) он трактует «инновацию», как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом особого типа предпринимателя – «новатора» [8]. В 1939 году Й.А. Шумпетер вводит понятия базовых и вторичных инноваций "Конъюнктурные циклы" (1939). Базовая инновация реализует созданное изобретение и способствует формированию новых технологий и возникновению ряда менее значительных (вторичных) инноваций, которые образуют так называемые инновационные пучки – кластеры. Кластер инновации – совокупность базисных инноваций (пакет), реализуемых в единый момент времени. По утверждению ученого, нововведения появляются не равномерно, а определенными группами – кластерами. При этом именно новые научные открытия приводят к зарождению таких инновационных кластеров. На сегодняшний день концепция, описывающая неравномерность инновационной активности, – это основа практически всех современных концепций научно-технического развития.

В современном представлении «инновация» употребляется в терминологии разных отраслей наук и носит междисциплинарный характер, однако формирование терминологического аппарата ещё не завершено в полной мере и требует уточнения исследователей. Наиболее остро данная проблема стоит перед педагогами, где «инновацию» дифференцируют с «новшеством» и «нововведением».

Инновация в педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой трактуется как «процесс освоения новшеств (нового средства, метода, методики, технологии, программы), поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и переосмысление» [4].

Согласно определению В. А. Сластенина, «инновация» – это «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося [5].

В своих трудах «Развитие школы как инновационный процесс» О. Г. Хомерики трактует термин «инновация» как процесс освоения средства (новый метод, методика, технология, программа и т. п.). [6].

Другой исследователь Степаненко Д.М. в своём исследовании «Классификация инноваций и ее стандартизация» интерпретирует «инновацию» как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство [12].

В трудах Милославского И. Г. ««инновация» — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, т. е. применено на практике» [11].

Коллектив авторов Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. в своём исследовании «Сущность понятия инновация и его классификация» считают, что «инновация» - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей [9].

Анализ приведенных трактовок дефиниции позволяет констатировать, что на современном этапе распространены три основные точки зрения и инновация представлена как:

- конечный результат;

- творческий процесс, направленный на разработку новых видов технологий, процессов, методов;

- процесс внедрения в производство новых элементов, технологий, подходов, методов качественно отличных от предшествующего аналога и обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами.

Существует различие понятий «инновация» и «новшество». Данной исследовательской позиции придерживается А. В. Хуторской, он указывает дефиницию терминов: «новшество – это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) – реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [7]. Коллектив авторов С.В. Ермасов и Н. Б. Ермасова в своём труде «Инновационный менеджмент» сходятся во мнении с А. В. Хуторским, что: «новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации» [3].

Следует дифференцировать границы использования терминов «новация», «новшество», «нововведение» и «инновация» (таблица).

Дифференциация понятий

Новация

Новшество

Нововведение

Инновация

Знание, превращенное в решение

Оформленное решение проблемы, имеющее возможность практической реализации

Процесс по внедрению новшества

Внедренное нововведение. Является конечным результатом

интеллектуальной деятельности человека

Обзор таблицы позволяет выстроить логическую последовательность: новация – новшество – нововведение – инновация. Следовательно, инновация – это конечный результат практического освоения новшества.

Внедрение инноваций в юридическую сферу связано с развитием научно-технического прогресса, который оказывает глобальное воздействие на культуру российского общества в целом, в частности – правовую.

В современных условиях правовая практика непосредственно связана с поиском, обработкой и использованием информации. Традиционные формы и методы получения правовой информации для юриста являются важным инструментов поиска предметного материала. Правовая информация, размещенная на печатных носителях (кодексы, тексты нормативно-правовых актов, судебная практика и пр.), юридическая литература практического и научного значения по-прежнему применяются юристами в качестве базового информационного материала для принятия правовых решений. Однако современные реалии показали, что им необходимы знания в области информационных технологий, а именно: практические умения и навыки по работе с юридическими текстами в электронном виде, так как позволяют юристу быстро найти и обработать необходимую правовую информацию. Помимо этого, появляется возможность быстро и правильно решать профессиональные задачи, что влечёт за собой увеличение эффективности работы.

Можно выделить следующие тенденции в области внедрения инноваций в юридическую деятельность: 1) формирование и обеспечение развития справочно – правовых систем с возможностью удаленного доступа; 2) обеспечение безопасности государства в информационной сфере и защита информационных ресурсов государства; 3) развитие единой государственной политики в области информатизации, которая отвечает мировому уровню; 4) создание инфраструктуры электронного правительства; 5) внедрение отечественных разработок в области ИКТ в правовую сферу; 6) внедрение системы электронного документооборота в юридическую деятельность [2].

Наиболее важным достижением информационных технологий, которые облегчили работу каждого юриста, является создание справочно – правовых систем.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (далее – СПС) –

это электронная база данных, которые содержат тексты нормативно-правовых актов, решений различных государственных органов, консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, типовые формы деловых документов и др. Причиной популярности справочно-правовых систем среди специалистов обуславливается тем, что подобные системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они позволяют сэкономить время и обеспечивают свободный доступ к правовой информации.

Одним из основных назначений справочно-правовых систем является формирование информационной основы для обеспечения полной и достоверной нормативной-правовой и иной информацией.

Среди отечественных информационно-правовых систем наиболее распространёнными являются: «Кодекс», «Гарант», «Референт», а также справочно-правовая система «Консультант Плюс».

С 2011 года справочно – правовые системы стали внедрять мобильные приложения для планшетов и мобильных устройств на базе операционных систем IOS и Android.

С внедрением автоматизированных информационных систем (АИС) информационные технологии в юридической деятельности получили своё дальнейшее развитие. На сегодняшний день АИС активно применяются в различных сферах: государственное управление, судопроизводство, экспертная, правоохранительная и иная деятельность. Существуют АИС для использования в судебной системе; для оперативно-следственных мероприятий (АИПС Сова – система для идентификации человека по фотографии лица, ГИС Зеркало); для проведения электронного доказывания (АГИПС, АДИС).

Дополнительных профессиональных умений требует и обращение к электронному документообороту. Система электронного документооборота (СЭД) — организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации. Переходу к электронному документообороту способствует принятая в стране Федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая предусматривает разработку концепции государственной политики в области развития информационных технологий и перечня стандартов обмена информацией в системах электронного документооборота.

Для развития электронного документооборота в России большую роль сыграло принятие федеральных законов «Об электронной цифровой подписи» от 2002 года (утратил силу с 01.07.2013) и «Об электронной подписи» от 2011 года, закрепившие правовое положение электронного документа. Так ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ признал электронные документы, подписанные электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью [1].

Применение систем автоматизирующих делопроизводство значительно повышает скорость информационного обмена между организациями, сокращает потребность в больших пространствах для хранения информации.

Некоторые средства информационных технологий оказали сильное влияние на юридическую сферу, предоставив возможность фиксации, добывания, а также исследования доказательств. В их перечне находится техника, позволяющая делать аудио- и видеозаписи и т. п. Органы государственной безопасности подобные средства используют с момента их изобретения. Мобильные коммуникационные устройства помогают добывать доказательства, в их число входят планшетные ПК и мультимедийные смартфоны. Среди технических устройств, используемых в правоохранительных органах, следует выделить мобильное средство для защиты свидетелей. В данный комплекс входят: web-камера, микрофон, колонки, плазменная панель, прибор, изменяющий голос.

На сегодняшний день для обеспечения рассмотрения дела в суде в случае удаленного нахождения свидетелей, потерпевших или осужденных используется видеоконференцсвязь (ВКС), данная технология является эффективной, поскольку позволяет экономить время, средства.

Новым средством предъявления правовой информации являются правовые порталы, представляющие собой интернет-сайт, на котором размещена информация юридического плана, а также присутствует возможность получить квалифицированную правовую консультацию по интересующему вопросу.

На сегодняшний день насчитывается несколько наиболее востребованных интернет-сайтов, содержащих информацию юридического плана. Ценность таких порталов заключена в наличии на них автоматизированных систем оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. В западноевропейских странах реализуется специальная программа, находящаяся на правовых государственных порталах. Она позволяет подавать документы в арбитражный суд юридическим и физическим лицам.

Распространено использование цифровой информации: в качестве доказательств совершенного правонарушения нередко берутся данные регистрирующих приборов, установленных на работу в автоматическом режиме. Это могут быть: авторегистраторы, находящиеся в транспортных средствах; видеокамеры, установленные на дорогах, возле банкоматов, в подъездах и т. д. Вся информация, полученная из таких банков данных, принимается в качестве доказательств.

Быстрое и широкое обновление способов размещения правовой базы страны повлекло за собой значительные изменения в области правового образования и подготовки кадров для его реализации. В рассматриваемой статье речь идет о подготовке преподавателей правовых дисциплин в системе профессионального образования и учителей права.

В своей профессиональной деятельности педагоги сталкиваются с огромным массивом правовой информации и конкретными правовыми ситуациями, что не представляется возможным без использования информационно-поисковых и правовых систем «Консультант плюс» или «Гарант». Образовательный процесс предполагает применение, а значит способность педагога к организации и проведению таких инновационных форм практических и лабораторных занятий, как телемост, видеоконференция, электронной базы вуза «вопрос – ответ» и т.д. Использование инноваций в системе подготовки позволяет не только сформировать у выпускника представления о нормативно – правовой организации образовательной деятельности, но и обеспечить необходимые практические результаты:

  • поиск правовой информации, её применение для решения профессиональных задач;
  • владение современными информационными технологиями;
  • способность к критическому мышлению с позиций права;
  • знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • знание трудового законодательства, приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • знание основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [13].

Содержание и технологии подготовки будущего педагога в области правового образования должны отражать инновации, существующие в юридической науке и правоприменительной практике: поэтому широкое применение в практике подготовки педагога находит включение таких спецкурсов, факультативов как «Правовые информационные системы», «Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении праву». Цель внедрения подобных спецкурсов связана с формированием у студентов практических навыков работы с информационными системами, которые используются в правовой деятельности; с технологиями поиска, обработки и систематизации правовой информации, а также повышение правовой культуры студентов. Это позволит подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности с использованием правовых информационных систем, а также научит их методам поиска и обработки правовой информации, оформлению документов. Внедрение данных спецкурсов обеспечит более глубокое изучение материала: студенты приобретут солидную базу правовых знаний, практические навыки по составлению документов, обращению в государственные органы, правовое консультирование граждан. Как следствие, появление интереса к участию в общественной жизни.

Очевидно, что инновации в правовой практике становятся средством решения профессиональных задач. Именно поэтому необходимы изменения в правовом образовании и, соответственно в системе подготовки кадров к его реализации. Внедрение спецкурсов «Правовые информационные системы» и «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении праву» открывают новые перспективы в процессе правового обучения, что даёт более высокие результаты в подготовке будущих учителей права. Они позволяют сформировать у студентов навыки работы с большим объёмом правовой информации, с различными информационно-коммуникационными технологиями в юридической деятельности и правовом образовании. Кроме того, они дают умение разрешать быстро и правильно возникающие правовые ситуации в профессиональной деятельности.