Понятие «инновация» берет свое начало от латинского «novatio», что переводится, как «обновление». Впервые термин стал использоваться в культурологии для обозначения проникновения европейской культуры в азиатские и африканские страны посредством торговли, образования и других сфер [10]. Наибольшую известность данный термин приобрёл благодаря трудам австрийско-американского экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера (1883-1950 гг.). В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) он трактует «инновацию», как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом особого типа предпринимателя – «новатора» [8]. В 1939 году Й.А. Шумпетер вводит понятия базовых и вторичных инноваций "Конъюнктурные циклы" (1939). Базовая инновация реализует созданное изобретение и способствует формированию новых технологий и возникновению ряда менее значительных (вторичных) инноваций, которые образуют так называемые инновационные пучки – кластеры. Кластер инновации – совокупность базисных инноваций (пакет), реализуемых в единый момент времени. По утверждению ученого, нововведения появляются не равномерно, а определенными группами – кластерами. При этом именно новые научные открытия приводят к зарождению таких инновационных кластеров. На сегодняшний день концепция, описывающая неравномерность инновационной активности, – это основа практически всех современных концепций научно-технического развития.
В современном представлении «инновация» употребляется в терминологии разных отраслей наук и носит междисциплинарный характер, однако формирование терминологического аппарата ещё не завершено в полной мере и требует уточнения исследователей. Наиболее остро данная проблема стоит перед педагогами, где «инновацию» дифференцируют с «новшеством» и «нововведением».
Инновация в педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой трактуется как «процесс освоения новшеств (нового средства, метода, методики, технологии, программы), поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и переосмысление» [4].
Согласно определению В. А. Сластенина, «инновация» – это «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося [5].
В своих трудах «Развитие школы как инновационный процесс» О. Г. Хомерики трактует термин «инновация» как процесс освоения средства (новый метод, методика, технология, программа и т. п.). [6].
Другой исследователь Степаненко Д.М. в своём исследовании «Классификация инноваций и ее стандартизация» интерпретирует «инновацию» как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство [12].
В трудах Милославского И. Г. ««инновация» — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, т. е. применено на практике» [11].
Коллектив авторов Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. в своём исследовании «Сущность понятия инновация и его классификация» считают, что «инновация» - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей [9].
Анализ приведенных трактовок дефиниции позволяет констатировать, что на современном этапе распространены три основные точки зрения и инновация представлена как:
- конечный результат;
- творческий процесс, направленный на разработку новых видов технологий, процессов, методов;
- процесс внедрения в производство новых элементов, технологий, подходов, методов качественно отличных от предшествующего аналога и обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами.
Существует различие понятий «инновация» и «новшество». Данной исследовательской позиции придерживается А. В. Хуторской, он указывает дефиницию терминов: «новшество – это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) – реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [7]. Коллектив авторов С.В. Ермасов и Н. Б. Ермасова в своём труде «Инновационный менеджмент» сходятся во мнении с А. В. Хуторским, что: «новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации» [3].
Следует дифференцировать границы использования терминов «новация», «новшество», «нововведение» и «инновация» (таблица).
Дифференциация понятий
Новация |
Новшество |
Нововведение |
Инновация |
Знание, превращенное в решение |
Оформленное решение проблемы, имеющее возможность практической реализации |
Процесс по внедрению новшества |
Внедренное нововведение. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека |
Обзор таблицы позволяет выстроить логическую последовательность: новация – новшество – нововведение – инновация. Следовательно, инновация – это конечный результат практического освоения новшества.
Внедрение инноваций в юридическую сферу связано с развитием научно-технического прогресса, который оказывает глобальное воздействие на культуру российского общества в целом, в частности – правовую.
В современных условиях правовая практика непосредственно связана с поиском, обработкой и использованием информации. Традиционные формы и методы получения правовой информации для юриста являются важным инструментов поиска предметного материала. Правовая информация, размещенная на печатных носителях (кодексы, тексты нормативно-правовых актов, судебная практика и пр.), юридическая литература практического и научного значения по-прежнему применяются юристами в качестве базового информационного материала для принятия правовых решений. Однако современные реалии показали, что им необходимы знания в области информационных технологий, а именно: практические умения и навыки по работе с юридическими текстами в электронном виде, так как позволяют юристу быстро найти и обработать необходимую правовую информацию. Помимо этого, появляется возможность быстро и правильно решать профессиональные задачи, что влечёт за собой увеличение эффективности работы.
Можно выделить следующие тенденции в области внедрения инноваций в юридическую деятельность: 1) формирование и обеспечение развития справочно – правовых систем с возможностью удаленного доступа; 2) обеспечение безопасности государства в информационной сфере и защита информационных ресурсов государства; 3) развитие единой государственной политики в области информатизации, которая отвечает мировому уровню; 4) создание инфраструктуры электронного правительства; 5) внедрение отечественных разработок в области ИКТ в правовую сферу; 6) внедрение системы электронного документооборота в юридическую деятельность [2].
Наиболее важным достижением информационных технологий, которые облегчили работу каждого юриста, является создание справочно – правовых систем.
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (далее – СПС) –
это электронная база данных, которые содержат тексты нормативно-правовых актов, решений различных государственных органов, консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, типовые формы деловых документов и др. Причиной популярности справочно-правовых систем среди специалистов обуславливается тем, что подобные системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они позволяют сэкономить время и обеспечивают свободный доступ к правовой информации.
Одним из основных назначений справочно-правовых систем является формирование информационной основы для обеспечения полной и достоверной нормативной-правовой и иной информацией.
Среди отечественных информационно-правовых систем наиболее распространёнными являются: «Кодекс», «Гарант», «Референт», а также справочно-правовая система «Консультант Плюс».
С 2011 года справочно – правовые системы стали внедрять мобильные приложения для планшетов и мобильных устройств на базе операционных систем IOS и Android.
С внедрением автоматизированных информационных систем (АИС) информационные технологии в юридической деятельности получили своё дальнейшее развитие. На сегодняшний день АИС активно применяются в различных сферах: государственное управление, судопроизводство, экспертная, правоохранительная и иная деятельность. Существуют АИС для использования в судебной системе; для оперативно-следственных мероприятий (АИПС Сова – система для идентификации человека по фотографии лица, ГИС Зеркало); для проведения электронного доказывания (АГИПС, АДИС).
Дополнительных профессиональных умений требует и обращение к электронному документообороту. Система электронного документооборота (СЭД) — организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации. Переходу к электронному документообороту способствует принятая в стране Федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая предусматривает разработку концепции государственной политики в области развития информационных технологий и перечня стандартов обмена информацией в системах электронного документооборота.
Для развития электронного документооборота в России большую роль сыграло принятие федеральных законов «Об электронной цифровой подписи» от 2002 года (утратил силу с 01.07.2013) и «Об электронной подписи» от 2011 года, закрепившие правовое положение электронного документа. Так ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ признал электронные документы, подписанные электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью [1].
Применение систем автоматизирующих делопроизводство значительно повышает скорость информационного обмена между организациями, сокращает потребность в больших пространствах для хранения информации.
Некоторые средства информационных технологий оказали сильное влияние на юридическую сферу, предоставив возможность фиксации, добывания, а также исследования доказательств. В их перечне находится техника, позволяющая делать аудио- и видеозаписи и т. п. Органы государственной безопасности подобные средства используют с момента их изобретения. Мобильные коммуникационные устройства помогают добывать доказательства, в их число входят планшетные ПК и мультимедийные смартфоны. Среди технических устройств, используемых в правоохранительных органах, следует выделить мобильное средство для защиты свидетелей. В данный комплекс входят: web-камера, микрофон, колонки, плазменная панель, прибор, изменяющий голос.
На сегодняшний день для обеспечения рассмотрения дела в суде в случае удаленного нахождения свидетелей, потерпевших или осужденных используется видеоконференцсвязь (ВКС), данная технология является эффективной, поскольку позволяет экономить время, средства.
Новым средством предъявления правовой информации являются правовые порталы, представляющие собой интернет-сайт, на котором размещена информация юридического плана, а также присутствует возможность получить квалифицированную правовую консультацию по интересующему вопросу.
На сегодняшний день насчитывается несколько наиболее востребованных интернет-сайтов, содержащих информацию юридического плана. Ценность таких порталов заключена в наличии на них автоматизированных систем оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. В западноевропейских странах реализуется специальная программа, находящаяся на правовых государственных порталах. Она позволяет подавать документы в арбитражный суд юридическим и физическим лицам.
Распространено использование цифровой информации: в качестве доказательств совершенного правонарушения нередко берутся данные регистрирующих приборов, установленных на работу в автоматическом режиме. Это могут быть: авторегистраторы, находящиеся в транспортных средствах; видеокамеры, установленные на дорогах, возле банкоматов, в подъездах и т. д. Вся информация, полученная из таких банков данных, принимается в качестве доказательств.
Быстрое и широкое обновление способов размещения правовой базы страны повлекло за собой значительные изменения в области правового образования и подготовки кадров для его реализации. В рассматриваемой статье речь идет о подготовке преподавателей правовых дисциплин в системе профессионального образования и учителей права.
В своей профессиональной деятельности педагоги сталкиваются с огромным массивом правовой информации и конкретными правовыми ситуациями, что не представляется возможным без использования информационно-поисковых и правовых систем «Консультант плюс» или «Гарант». Образовательный процесс предполагает применение, а значит способность педагога к организации и проведению таких инновационных форм практических и лабораторных занятий, как телемост, видеоконференция, электронной базы вуза «вопрос – ответ» и т.д. Использование инноваций в системе подготовки позволяет не только сформировать у выпускника представления о нормативно – правовой организации образовательной деятельности, но и обеспечить необходимые практические результаты:
- поиск правовой информации, её применение для решения профессиональных задач;
- владение современными информационными технологиями;
- способность к критическому мышлению с позиций права;
- знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- знание трудового законодательства, приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
- знание основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [13].
Содержание и технологии подготовки будущего педагога в области правового образования должны отражать инновации, существующие в юридической науке и правоприменительной практике: поэтому широкое применение в практике подготовки педагога находит включение таких спецкурсов, факультативов как «Правовые информационные системы», «Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении праву». Цель внедрения подобных спецкурсов связана с формированием у студентов практических навыков работы с информационными системами, которые используются в правовой деятельности; с технологиями поиска, обработки и систематизации правовой информации, а также повышение правовой культуры студентов. Это позволит подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности с использованием правовых информационных систем, а также научит их методам поиска и обработки правовой информации, оформлению документов. Внедрение данных спецкурсов обеспечит более глубокое изучение материала: студенты приобретут солидную базу правовых знаний, практические навыки по составлению документов, обращению в государственные органы, правовое консультирование граждан. Как следствие, появление интереса к участию в общественной жизни.
Очевидно, что инновации в правовой практике становятся средством решения профессиональных задач. Именно поэтому необходимы изменения в правовом образовании и, соответственно в системе подготовки кадров к его реализации. Внедрение спецкурсов «Правовые информационные системы» и «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении праву» открывают новые перспективы в процессе правового обучения, что даёт более высокие результаты в подготовке будущих учителей права. Они позволяют сформировать у студентов навыки работы с большим объёмом правовой информации, с различными информационно-коммуникационными технологиями в юридической деятельности и правовом образовании. Кроме того, они дают умение разрешать быстро и правильно возникающие правовые ситуации в профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Михайлов М.В., Саитова Л.Р., Хисматов Р.С. О ВЛИЯНИИ ИННОВАЦИЙ В ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25871 (дата обращения: 06.12.2024).