Одной из основных функций физической культуры является формирование и сохранение здоровья [2, 6, 8, 10 и др.]. Специалистами отмечается, что рационально организованная физическая нагрузка позволяет повысить резервы здоровья организма, обеспечивающие качество профессиональной деятельности [2, 5, 14, 15 и др.].
Актуальность проблемы формирования и сохранения здоровья населения обусловлена, с одной стороны, объективными требованиями, предъявляемыми к уровню здоровья человека социальными условиями его жизни, с другой — общей тенденцией ухудшения уровня их здоровья, являющегося следствием экологических проблем, гиподинамии и других факторов, свойственных современному обществу, негативно отражающихся на состоянии здоровья людей.
При этом одной из основных характеристик физического здоровья студентов вуза является его функциональное состояние, отражающее уровень адаптации организма человека к окружающей среде, включающей в себя совокупность воздействия физических и психических нагрузок, обусловленных главным образом занятиями физическими упражнениями и напряженной учебной деятельностью. Исследование функционального состояния представляет собой эффективное средство изучения адаптационных процессов, происходящих в их организме, а также информацию для профилактики возникновения у них пред- и патологических изменений [1, 3, 4, 7, 9, 13 и др.].
Цель исследования. Изучить значения показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза в процессе их обучения.
Материалы и методы исследования. Для достижения указанной цели было проведено исследование уровня физического здоровья студентов мужского пола, относящихся к основной группе здоровья, обучающихся на 1-м, 2-м и 3-м курсах Иркутского национального исследовательского технического университета. При этом применялись методы исследования физиометрических показателей, характеризующих функциональное состояние организма студентов. Дважды в учебном году (в сентябре и мае) в течение пяти учебных семестров в соответствии с методическими рекомендациями [11] определялись значения следующих показателей:
— частоты сердечных сокращений (ЧСС) (уд./ мин);
— артериального давления (мм рт. ст.): систолического (САД), диастолического (ДАД), среднего (АДср);
— индекса Кердо (усл. ед.);
— коэффициента экономизации кровообращения (КЭК) (усл. ед.).
Достоверность различий средних значений определяемых показателей оценивалась с помощью параметрического t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, характеризующие функциональное состояние организма студентов, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Значения показателей функционального состояния студентов
N п.п. |
Показатель |
Значения по семестрам |
|||||||||||||||||||
1-й семестр (n = 337) |
2-й семестр (n = 316) |
3-й семестр (n = 201) |
4-й семестр (n = 207) |
5-й семестр (n = 181) |
|||||||||||||||||
1. |
ЧСС, уд./ мин, σ m |
75,2 ± 8,6 ± 0,5 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=2,26 p < 0,05 |
t2-3=1,56 p > 0,05 |
t3-4=1,39 p > 0,05 |
t5-6=0,47 p > 0,05 |
||||||||||||||||||
2. |
САД, мм рт. ст., σ m |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=4,34 p < 0,01 |
t2-3=0,09 p > 0,05 |
t3-4= 2,36 p < 0,05 |
t5-6=0,41 p > 0,05 |
||||||||||||||||||
3. |
ДАД, мм рт. ст., σ m |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=2,19 p < 0,05 |
t2-3=0,77 p > 0,05 |
t3-4= 1,66 p > 0,05 |
t5-6=0,51 p > 0,05 |
||||||||||||||||||
4. |
АДср, мм рт. ст., σ m |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=3,59 p < 0,01 |
t2-3=0,51 p > 0,05 |
t3-4= 2,43 p > 0,05 |
t5-6=0 p > 0,05 |
||||||||||||||||||
5. |
Индекс Кердо, усл. ед., σ m |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=0,09 p > 0,05 |
t2-3=1,95 p > 0,05 |
t3-4= 0,71 p > 0,05 |
t5-6=0,67 p > 0,05 |
||||||||||||||||||
6. |
КЭК, усл. ед., σ m |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
t1-2=3,86 p < 0,01 |
t2-3=1,19 p > 0,05 |
t3-4= 1,96 p > 0,05 |
t5-6=0,78 p > 0,05 |
В течение всего периода исследования у студентов наблюдались высокие значения показателей ЧСС и САД, вместе с тем значения ДАД и АДср находились в пределах нормы (рис. 1, 2).
Рис. 1. Значения ЧСС студентов в различные семестры обучения
Рис. 2. Значения артериального давления студентов в различные семестры обучения
В то же время определяемые значения индекса Кердо постоянно были ниже оптимальных (рис. 3).
Рис. 3. Значения индекса Кердо у студентов в различные семестры обучения (жирной линией обозначено оптимальное значение)
При этом значения КЭК значительно превышали оптимальные (рис. 4).
Рис. 4. Значения коэффициента экономизации кровообращения у студентов в различные семестры обучения (жирной линией обозначено оптимальное значение)
При анализе динамики значений исследуемых показателей установлено, что наиболее существенное их изменение происходит в течение первого года обучения студентов. В указанный период (рис. 1, 2, 4) значимо повысились значения ЧСС (p < 0,05), САД (p < 0,01), ДАД (p < 0,05), АДср (p < 0,01), КЭК (p < 0,01). При этом только изменения индекса Кердо были статистически недостоверны (p > 0,05) (рис. 3).
В дальнейшем значения САД в течение второго года обучения вновь значимо повысились (p < 0,05), изменения характеристик всех остальных показателей носили статистически недостоверный характер (p > 0,05) (рис. 1–4).
Высокие значения исследуемых показателей, вероятно, свидетельствуют об увеличении напряжения деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов, вызванном высокими физическими и особенно психическими нагрузками, воздействующими на них, что происходит в связи с напряженной учебной деятельностью, несоблюдением оптимального режима учебы и отдыха, низкими адаптационными возможностями организма студентов, недостаточно эффективной организацией их физической активности.
Наибольшие изменения значений показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы студентов, наблюдались в ходе их обучения на 1-м курсе, т.е. в период их адаптации к новым условиям жизнедеятельности, сопровождающейся напряжением регуляторных механизмов, ответственных за осуществление приспособления физиологических реакций и метаболизма к возросшим нагрузкам, предъявляемым к студенческой молодежи [12].
Следует отметить, что в течение всего периода наблюдений значения всех показателей, характеризующих функциональное состояние организма студентов, значительно отличались от оптимальных, что свидетельствует о том, что их функциональные возможности не в полной мере соответствовали нагрузкам, предъявляемым условиями их жизни. Длительное нахождение студентов в данном состоянии в дальнейшем негативно отразится на их состоянии здоровья. Таким образом, условия жизнедеятельности студентов не обеспечивают устойчивого формирования и длительного сбережения их физического здоровья.
Заключение
Исследование динамики значений показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза, показало статистически достоверные их изменения, особенно в начальном периоде обучения, и значительное превышение оптимальных значений большинства из них в течение всего периода обследований. Исключением явились значения ДАД и АДср, находившиеся в течение всего периода исследования в пределах нормы, и индекса Кердо, статистически значимо не менявшиеся в ходе всего исследования и имевшие в динамике наблюдения значения ниже оптимальных.
Полученные результаты отражают процессы адаптации, сопровождающие изменение условий жизни студентов, и свидетельствуют о том, что нагрузки, испытываемые ими, превышают их функциональные возможности.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость оптимизации и систематизации деятельности, направленной на формирование и совершенствование физического здоровья студентов. Это должно выразиться в повышении медицинского обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов, в особенности занятий физической культурой и спортом, оптимизации режима их труда и отдыха, организации системы контроля уровня физического здоровья студентов как средства оценки эффективности и определения мер, направленных на совершенствование процесса их физического воспитания.