Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ахматгатин А.А. 1 Шпорин Э.Г. 1 Власов Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО Иркутский национально-исследовательский технический университет
Одним из важнейших качеств специалиста, обеспечивающих успешность решения им профессиональных задач, является уровень его физического здоровья. Поэтому результативность деятельности, направленной на совершенствование физического здоровья студентов, осуществляемой в вузах, целесообразно рассматривать как один из важнейших компонентов подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В данной статье представлены результаты изучения изменений показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза, которые отражают воздействие на организм студентов условий их жизнедеятельности, включающих в себя физические и психические нагрузки, связанные с напряженной учебной деятельность, занятиями физическими упражнениями и спортом. Кроме того, они позволяют оценить адаптационные возможности их организма, что необходимо для профилактики возникновения у них пред- и патологических состояний.
студенты
функциональное состояние
физическое здоровье
сердечно-сосудистая система
адаптационные процессы
1. Ахматгатин А.А. Динамика значений показателей функционального состояния и физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательного учреждения МВД России / А.А. Ахматгатин // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013. – Т. 1. – 320 с. – С. 25–33.
2. Белов В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки : дис…. д-ра пед. наук / В.И. Белов. – М.: МПУ, 1996. – 314 с.
3. Булатецкий С.В. Медико-биологические аспекты оптимизации функционального состояния курсантов в процессе профессиональной подготовки / С.В. Булатецкий // Совершенствование учебно-образовательного процесса по боевой и физической подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Сборник материалов 12-й межвузовской научно-практической конференции. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2004. – 89 с.
4. Власов Е.А. Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) ни ИрГТУ / Е.А. Власов, В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 51–55.
5. Епифанова М.Г. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студенток НИ ИрГТУ: монография / М.Г. Епифанова, Е.Н. Грицай, Е.А. Койпышева, М.М. Колокольцев, Е.Н. Матросова, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский // под ред. профессора В.Ю. Лебединского. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 228 с.
6. Изаак С.И. Состояние физического здоровья и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : автореф. дис….д-ра пед. наук / С.И. Изаак. – СПб., 2006. – 55 с.
7. Койпышева Е.А. Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза / Койпышева, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 9. – С. 11–13.
8. Лебединский В.Ю. Системные основы совершенствования деятельности в сфере «Физическая культура и спорт» / В.Ю. Лебединский // «Восток-Россия-Запад» Инновационные технологии в развитии современного спорта: Сборник материалов Международной научной конференции. – Иркутск: ИРНИТУ, 2008. – 196 с. – С. 53–59.
9. Лебединский В.Ю. Физическое развитие дошкольниц, школьниц и студенток / В.Ю. Лебединский, Е.А. Койпышева, Л.Д. Рыбина: монография. – Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. – 206 с.
10. Овчинников В.А. Теоретические основы физического воспитания: курс лекций / В.А. Овчинников, В.Г. Гаврилов. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. – 212 с.
11. Оценка физического здоровья детей и подростков Иркутска: Методические рекомендации / под ред. В.Ю. Лебединского. – Иркутск: ИРНИТУ, 2004. – 47 с.
12. Солодков А.С. Физиология спорта : учеб. пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 231 с.
13. Astrand P.O. Experimental studies of physical working capacity in relation to sex and age / P.O. Astrand. – Copenhagen: Muna Kagaard. – 1952. – 150 p.
14. Cooper K.N. The new aerobics / K.N. Cooper. – New-York: M. Evans and Co., 1970. – 191 p.
15. Margaria R. Measurement of muscular power (anaerobic) in man / R. Margaria, P. Aghemo, E. Rowell // J. Apply. Physiol. – 1996. – V. 21. – № 5. – P. 188.

Одной из основных функций физической культуры является формирование и сохранение здоровья [2, 6, 8, 10 и др.]. Специалистами отмечается, что рационально организованная физическая нагрузка позволяет повысить резервы здоровья организма, обеспечивающие качество профессиональной деятельности [2, 5, 14, 15 и др.].

Актуальность проблемы формирования и сохранения здоровья населения обусловлена, с одной стороны, объективными требованиями, предъявляемыми к уровню здоровья человека социальными условиями его жизни, с другой — общей тенденцией ухудшения уровня их здоровья, являющегося следствием экологических проблем, гиподинамии и других факторов, свойственных современному обществу, негативно отражающихся на состоянии здоровья людей.

При этом одной из основных характеристик физического здоровья студентов вуза является его функциональное состояние, отражающее уровень адаптации организма человека к окружающей среде, включающей в себя совокупность воздействия физических и психических нагрузок, обусловленных главным образом занятиями физическими упражнениями и напряженной учебной деятельностью. Исследование функционального состояния представляет собой эффективное средство изучения адаптационных процессов, происходящих в их организме, а также информацию для профилактики возникновения у них пред- и патологических изменений [1, 3, 4, 7, 9, 13 и др.].

Цель исследования. Изучить значения показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза в процессе их обучения.

Материалы и методы исследования. Для достижения указанной цели было проведено исследование уровня физического здоровья студентов мужского пола, относящихся к основной группе здоровья, обучающихся на 1-м, 2-м и 3-м курсах Иркутского национального исследовательского технического университета. При этом применялись методы исследования физиометрических показателей, характеризующих функциональное состояние организма студентов. Дважды в учебном году (в сентябре и мае) в течение пяти учебных семестров в соответствии с методическими рекомендациями [11] определялись значения следующих показателей:

— частоты сердечных сокращений (ЧСС) (уд./ мин);

— артериального давления (мм рт. ст.): систолического (САД), диастолического (ДАД), среднего (АДср);

— индекса Кердо (усл. ед.);

— коэффициента экономизации кровообращения (КЭК) (усл. ед.).

Достоверность различий средних значений определяемых показателей оценивалась с помощью параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, характеризующие функциональное состояние организма студентов, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Значения показателей функционального состояния студентов

N п.п.

Показатель

Значения по семестрам

1-й семестр

(n = 337)

2-й семестр

(n = 316)

3-й семестр

(n = 201)

4-й семестр

(n = 207)

5-й семестр

(n = 181)

1.

ЧСС, уд./ мин,

σ

m

75,2

± 8,6

± 0,5

76,8

± 8,9

± 0,5

77,9

± 7,5

± 0,5

79,1

± 10,3

± 0,7

78,6

± 10,5

± 0,8

 

t1-2=2,26

p < 0,05

t2-3=1,56

p > 0,05

t3-4=1,39

p > 0,05

t5-6=0,47

p > 0,05

2.

САД, мм рт. ст.,

σ

m

130,7

± 10,8

± 0,6

134,7

± 13,0

± 0,7

134,8

± 12,3

± 0,9

137,8

± 12,3

± 0,9

137,2

± 12,7

± 0,9

 

t1-2=4,34

p < 0,01

t2-3=0,09

p > 0,05

t3-4= 2,36

p < 0,05

t5-6=0,41

p > 0,05

3.

ДАД, мм рт. ст.,

σ

m

70,1

± 7,6

± 0,4

71,5

± 8,1

± 0,5

70,9

± 8,3

± 0,6

72,2

± 7,1

± 0,5

72,6

± 8,3

± 0,6

 

t1-2=2,19

p < 0,05

t2-3=0,77

p > 0,05

t3-4= 1,66

p > 0,05

t5-6=0,51

p > 0,05

4.

АДср, мм рт. ст.,

σ

m

90,3

± 7,3

± 0,4

92,6

± 8,4

± 0,5

92,2

± 7,8

± 0,6

94,1

± 7,3

± 0,5

94,1

± 8,2

± 0,6

 

t1-2=3,59

p < 0,01

t2-3=0,51

p > 0,05

t3-4= 2,43

p > 0,05

t5-6=0

p > 0,05

5.

Индекс Кердо, усл. ед.,

σ

m

0,944

± 0,153

± 0,008

0,943

± 0,146

± 0,008

0,918

± 0,136

± 0,010

0,928

± 0,151

± 0,010

0,938

± 0,151

± 0,011

 

t1-2=0,09

p > 0,05

t2-3=1,95

p > 0,05

t3-4= 0,71

p > 0,05

t5-6=0,67

p > 0,05

6.

КЭК, усл. ед.,

σ

m

4558

± 937

± 51

4856

± 1036

± 58

4968

± 1052

± 74

5176

± 1093

± 76

5083

± 1230

± 91

 

t1-2=3,86

p < 0,01

t2-3=1,19

p > 0,05

t3-4= 1,96

p > 0,05

t5-6=0,78

p > 0,05

В течение всего периода исследования у студентов наблюдались высокие значения показателей ЧСС и САД, вместе с тем значения ДАД и АДср находились в пределах нормы (рис. 1, 2).

Название: номер семестра

Рис. 1. Значения ЧСС студентов в различные семестры обучения

Рис. 2. Значения артериального давления студентов в различные семестры обучения

В то же время определяемые значения индекса Кердо постоянно были ниже оптимальных (рис. 3).

Рис. 3. Значения индекса Кердо у студентов в различные семестры обучения (жирной линией обозначено оптимальное значение)

При этом значения КЭК значительно превышали оптимальные (рис. 4).

Рис. 4. Значения коэффициента экономизации кровообращения у студентов в различные семестры обучения (жирной линией обозначено оптимальное значение)

При анализе динамики значений исследуемых показателей установлено, что наиболее существенное их изменение происходит в течение первого года обучения студентов. В указанный период (рис. 1, 2, 4) значимо повысились значения ЧСС (p < 0,05), САД (p < 0,01), ДАД (p < 0,05), АДср (p < 0,01), КЭК (p < 0,01). При этом только изменения индекса Кердо были статистически недостоверны (p > 0,05) (рис. 3).

В дальнейшем значения САД в течение второго года обучения вновь значимо повысились (p < 0,05), изменения характеристик всех остальных показателей носили статистически недостоверный характер (p > 0,05) (рис. 1–4).

Высокие значения исследуемых показателей, вероятно, свидетельствуют об увеличении напряжения деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов, вызванном высокими физическими и особенно психическими нагрузками, воздействующими на них, что происходит в связи с напряженной учебной деятельностью, несоблюдением оптимального режима учебы и отдыха, низкими адаптационными возможностями организма студентов, недостаточно эффективной организацией их физической активности.

Наибольшие изменения значений показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы студентов, наблюдались в ходе их обучения на 1-м курсе, т.е. в период их адаптации к новым условиям жизнедеятельности, сопровождающейся напряжением регуляторных механизмов, ответственных за осуществление приспособления физиологических реакций и метаболизма к возросшим нагрузкам, предъявляемым к студенческой молодежи [12].

Следует отметить, что в течение всего периода наблюдений значения всех показателей, характеризующих функциональное состояние организма студентов, значительно отличались от оптимальных, что свидетельствует о том, что их функциональные возможности не в полной мере соответствовали нагрузкам, предъявляемым условиями их жизни. Длительное нахождение студентов в данном состоянии в дальнейшем негативно отразится на их состоянии здоровья. Таким образом, условия жизнедеятельности студентов не обеспечивают устойчивого формирования и длительного сбережения их физического здоровья.

Заключение

Исследование динамики значений показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза, показало статистически достоверные их изменения, особенно в начальном периоде обучения, и значительное превышение оптимальных значений большинства из них в течение всего периода обследований. Исключением явились значения ДАД и АДср, находившиеся в течение всего периода исследования в пределах нормы, и индекса Кердо, статистически значимо не менявшиеся в ходе всего исследования и имевшие в динамике наблюдения значения ниже оптимальных.

Полученные результаты отражают процессы адаптации, сопровождающие изменение условий жизни студентов, и свидетельствуют о том, что нагрузки, испытываемые ими, превышают их функциональные возможности.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость оптимизации и систематизации деятельности, направленной на формирование и совершенствование физического здоровья студентов. Это должно выразиться в повышении медицинского обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов, в особенности занятий физической культурой и спортом, оптимизации режима их труда и отдыха, организации системы контроля уровня физического здоровья студентов как средства оценки эффективности и определения мер, направленных на совершенствование процесса их физического воспитания.


Библиографическая ссылка

Ахматгатин А.А., Шпорин Э.Г., Власов Е.А. ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25861 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674