Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF ENVIRONMENT EDUCATION ON SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN

Kurbatova A.S. 1 Нanova T.G. 1
1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
On the basis of documents analysis defining the key approaches to environment education and spiritual and moral development of elementary schoolchildren the article explains the common moral and environmental education mechanisms that are based on axiological, system-activity and develop approaches in their unity. After studying modern trends of the national education practice, the authors argue that environment education is possible and would be effective only in an environment focused on the challenges of sustainable development, organized on the principles of environmental viability, on the ideas of ecological outlook, which is based on sensible perception and evaluation of information moral and ethical and environmental point of view. The authors are convinced that to achieve the developmental effect of environmental values should not only be understood, and being taken, but also the applied by the child in practical situations, and it can be implemented only in the system, where the need for "co-creation" of man and the environment is declared, and an innovative experience in environmental activities is implemented.
spiritual and moral development
environment education
ecological worldview
environmental psychology
environmental behavior
ecological and developing environment
the environment of the school.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Далее, конкретизируя основные принципы государственной политики в сфере образования, среди прочих отмечается и «бережное отношение к природе и окружающей среде» [9]. Реализацию этого принципа мы связываем с экологическим воспитанием.

О необходимости экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», где декларируется важность формирования у населения страны «экологически ответственного мировоззрения и экологической культуры» [8]. Представляется логичным, что выполнение этих планируемых Правительством задач возлагается на развитие экологического обучения и воспитания в системе образования.

Полагаем, что в экологическом воспитании учащихся необходимо обратить внимание на период начала обучения. В это время закладываются основы формирования культуры, в том числе и экологической, происходит накопление практических навыков, опыта познавательных, эмоциональных отношений с природным окружением, знаний об окружающем мире, и о значимых взаимосвязях, пронизывающих все его структурные элементы. Безусловно, младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологической культуры личности, именно это время характеризуется качественным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окружающей среде. Ребёнок уже выделяет себя из окружающего мира, появляется понимание различия «я – природа» и «я и природа».

А.В. Миронов, анализируя ФГОС НОО, справедливо замечает что, несмотря на то, что термин «экология» встречается в Стандарте [10] единожды при перечислении требований к предметным результатам по курсу «Окружающий мир», в Стандарте заложен значительный потенциал экологического воспитания [5, с. 3]. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьников. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологическим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того, удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно ценностное отношение к природе, вызвать у них эмоциональные переживания. Обратим внимание, что система воспитания учащихся, влияя на формирование духовно-нравственных качеств и моральных представлений младших школьников, должна основываться на аксиологическом, системно-деятельностном и развивающем подходах [4].

Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных идей. Системно-деятельностный подход основывается на отношении к процессу воспитания как к метадеятельности, интегрирующей различные виды деятельности, в которые включен школьник посредством усвоения моральных норм, нравственных установок, ценностей и идеалов. Развивающий же подход влияет на принципиальное понимание целей педагогической деятельности, а также важности психолого-педагогических факторов для духовно-нравственного развития [3]. Проанализируем содержание этих подходов с точки зрения экологического воспитания.

На сущность процесса воспитания в отечественной истории детской педагогики и психологии существуют две, на первый взгляд, противоположные точки зрения. Например,  Л.Н. Толстой положил в основу своих взглядов на природу детей тезис о совершенстве ребенка от рождения. «Здоровый ребенок, – убеждал он, – родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которое мы носим в себе … родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра» [6, с. 322]. Великий русский мыслитель считал осознание смысла жизни системообразующим компонентом духовного развития личности. Для осмысления сущности экологического воспитания несомненную ценность представляет обоснованное им морально-этическое кредо: способность человека различать добро и зло, изменять жизнь и нести ответственность за происходящее в мире. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских детей» Л.Н. Толстой решает вопрос с присущей ему идеалистической позиции.

В.В. Зеньковский, описывая механизм образования морального сознания, подчеркивает, что все начинается с непосредственных оценок и чувств и носит гетерономный характер, т.е. как указывает, «определяется в своем содержании и даже в своей санкции всем тем, что лежит вне личности ребенка – традицией, нравами, авторитетом взрослых. Но дитя не просто делает то, что предписывает ему традиция, авторитет родителей: дитя «усваивает», т.е. делает своим содержание морали, господствующей в жизни. Нужна ли мораль, каково должно быть построение ее, – все эти вопросы совершенно чужды сознанию ребенка, но в то, что он принимает и усваивает, он вносит одушевление и искренность; с помощью чужих идей он в себе выпрямляет и выявляет моральные силы свои» [2, с.164-165]. По мере взросления опыт самостоятельной моральной оценки приобретает для ребенка все большее значение, вытесняя гетерономную мораль.

Если ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, существует в ситуации иерархического подчинения [11], которая существенно ограничивает его выбор действий, то подросток, еще сохраняя материальную зависимость, уже достаточно свободен в выборе морально-нравственной позиции, для него авторитет взрослых (учителя, родителей) не безусловен. В обстоятельствах поведенческой независимости выбор линии правильного экологического поведения зависит от того, усвоил и принял ли ребенок правила экологического поведения.

Поэтому основная проблема воспитания, в том числе и экологического, заключается в повышении требований к самоконтролю за своими действиями, в этом свете формируется новое отношение к окружающей действительности, основанное на поддержании равновесия человека и среды, на коэволюции человека и природы. Аксиологический подход примиряет позицию изначальной гармоничности ребенка с позицией определенной недостаточности (гетерономности) нравственного сознания детей, этот подход в воспитании утверждает ребенка как высшую ценность, способного к усвоению, принятию и внесению в мир нравственных идей.

Следующий, системно-деятельностный подход основывается на отношении к процессу воспитания как к интеграции различных видов деятельности. Под влиянием образования происходит изменение личности в разных сферах. Это, во-первых, мотивационная сфера – возникновение ценностного отношения, и на его основе потребности в бережном отношении к природе. Во-вторых, когнитивно-познавательная сфера – объем и качество специальных экологических знаний, самостоятельность мышления. В-третьих, межличностная сфера – желание совместной деятельности, умение конструктивно обмениваться мыслями и впечатлениями. И, в-четвертых, практическая – стремление к самореализации, социальная активность, желание участвовать в творческой деятельности.

Для формирования экологического поведения важно, чтобы оно формировалось осознанно. Нужны знания о сущности экологии, о необходимости и преимуществах экологически оправданного поведения. При этом крайне важно, чтобы у младшего школьника обязательно возник мотив для приобретения соответствующих знаний и навыков.

Появление мотива влечет за собой появление личностно значимого отношения, формирует чувства. Чувства же влияют на прочность знаний. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. При этом поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм экологического воспитания, приводящий к формированию экологического поведения, как результат суммы знаний и представлений, мотивов и чувств, навыков и привычек. Данный механизм имеет объективный характер. Процесс воспитания и социализации [3, с. 17] должен начинаться с обретения знания о ценности, следующий этап – сознательное ее принятие, затем – движение «от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней». В этом собственно и заключается влияние системно-деятельностного подхода и его связь с развивающим подходом  в экологическом воспитании. 

Как справедливо отмечают А.Н. Захлебный и Е. Н. Дзятковская, экологическая культура должна быть связана «с изменением психологии взаимодействия человека с окружающим миром его ценностей, миропонимания, мироотношения, поведения» [1, с. 25]. А поэтому развитие экологического мировоззрения учащихся начальной школы, в первую очередь, должно быть направлено на умение осмысленного восприятия информации, ее оценки с морально-нравственной и экологической точки зрения. Для достижения целей личностного развития ценности, которые усваивает ребенок, должны быть понимаемы, принимаемы и применяемы ребенком в практической жизни. Это умение формируется отнюдь не спонтанно, а благодаря работе школы и учителя.

Младший школьник испытывает к учителю большое доверие. Для него слова, поступки, оценки учителя имеют огромное нравственное значение. Кроме влияния учителя на формирование экологического мировоззрения оказывает влияние создание образовательной среды благожелательной для ребенка и всех участников образовательного процесса, то, что мы называем экологией школы [4]. Появление этого понятия отражает современные тенденции понимания экологии в широком смысле слова, как процесса взаимодействия и взаимовлияния не только элементов и явлений окружающей природной среды, но и среды социальной [4; 5]. Очевидно, что задачи решения экологических проблем могут формулироваться только для той социальной среды, где актуальны цели устойчивого развития, а не выживания. Именно подчиненность целям выживания определяет, а иногда и оправдывает варварское сугубо потребительское отношение к природным ресурсам, что абсолютно недопустимо при формировании экологического мировоззрения и экологически оправданного поведения.

Достижение цели формирования эколого-направленных качеств личности, в образовательной среде, ориентированной на задачи устойчивого развития, выходит за рамки деятельности учащихся по уборке мусора. Поставленную цель можно решить только в той образовательной системе, где не просто декларируется необходимость «сотворчества» человека и окружающей среды, но и реализуется передовой опыт подобной природоохранной деятельности (энергосберегающие технологии, альтернативные способы отопления, экологический дизайн пришкольной территории, участки для опытно-экспериментальной работы по рациональному природопользованию, раздельный сбор отходов и др.). Это особенно актуально для городских школ, испытывающих дефицит прямых контактов ребенка и природных объектов.

Экологическое образование как непрерывный процесс формирования личности, направленный на усвоение системы научных знаний и практических навыков, должно стать новым приоритетным направлением работы школы. Развивая экологическое образование, а именно – разрабатывая новое содержание, формы и методы, внедряя современные идеи экологии и природосбережения в школьное обучение, развиваются морально-нравственные качества личности, формируется экологическое мировоззрение, культура экологически оправданного поведения.

Работа по экологическому образованию должна расширять кругозор, быть нацелена на развитие познавательного интереса, исследовательской деятельности, углубления знаний о природе и человеке как ее части. При формировании эколого-ориентированных качеств ребенка особое место традиционно отводится беседе, которая информирует ребенка о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, отношениях с людьми и к своему здоровью. Экологические правила формулируются как запрещения: не ломай, не рви, не разоряй, не кидай и т.п. Такое ограничение свободы действий ребенка важно для развития его нравственного сознания, для признания им добровольного отказа от деятельности в случае, если она может причинить вред другому, что развивает произвольность, самоконтроль, саморегуляцию, ответственность. Этот контент экологического образования требует разработки в педагогике экологической психологии, определяющей свободу поступков в рамках экологической необходимости.

Сравнивая уровень экологического воспитания городских школьников и школьников в селах и деревнях, мы интуитивно отдаем предпочтение вторым. Хотя, вероятно, первые не рвут цветы, а вторые помогают косить траву; первые не ломают ветки, а вторые не видят ничего страшного в рубке деревьев, у первых морская свинка умрет своей смертью, а у вторых поросенок будет блюдом на столе. Однако у одних школьников есть непосредственный каждодневный контакт и взаимодействие с природными объектами, возможность участие в деятельности, которую можно назвать экологически целесообразной, а у других, живущих в промышленных городах, такой возможности часто нет.

Учителю, особенно городских школ, нужно кроме освоения с детьми правил поведения в природе проводить работу по систематизированию знаний о природе и существующих в ней взаимосвязях. К методам, приемам и средствам такой работы можно отнести: создание эколого-развивающей школьной среды; проведение наблюдений; экологические экскурсии; посещение зоопарков; организация уголка живой природы; проведение опытов и экспериментов экологических праздников; коллективное чтение художественных книг и научно-популярных рассказов о природе; оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов; посильное участие в проектах и природоохранных мероприятиях. Таким образом, реализуется деятельностная линия экологического воспитания. Она имеет большое значение в практике экологического образования, так как является самым наглядным проявление отношения учеников к природе. Через деятельность можно увидеть нравственно-этические и ценностные идеалы ребёнка, понять его чувства, мотивы. Выбор форм и методов по формированию основ экологической культуры должен зависеть от особенностей класса, общего развития детей и их интересов.

Экологическое воспитание должно стать одним из главных направлений работы школы, которое обеспечит ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура – культура единства человека и природы, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей человека с существованием и развитием природной среды. Таким образом, нравственное и экологическое воспитание – взаимосвязанные процессы.