В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Далее, конкретизируя основные принципы государственной политики в сфере образования, среди прочих отмечается и «бережное отношение к природе и окружающей среде» [9]. Реализацию этого принципа мы связываем с экологическим воспитанием.
О необходимости экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.», где декларируется важность формирования у населения страны «экологически ответственного мировоззрения и экологической культуры» [8]. Представляется логичным, что выполнение этих планируемых Правительством задач возлагается на развитие экологического обучения и воспитания в системе образования.
Полагаем, что в экологическом воспитании учащихся необходимо обратить внимание на период начала обучения. В это время закладываются основы формирования культуры, в том числе и экологической, происходит накопление практических навыков, опыта познавательных, эмоциональных отношений с природным окружением, знаний об окружающем мире, и о значимых взаимосвязях, пронизывающих все его структурные элементы. Безусловно, младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологической культуры личности, именно это время характеризуется качественным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окружающей среде. Ребёнок уже выделяет себя из окружающего мира, появляется понимание различия «я – природа» и «я и природа».
А.В. Миронов, анализируя ФГОС НОО, справедливо замечает что, несмотря на то, что термин «экология» встречается в Стандарте [10] единожды при перечислении требований к предметным результатам по курсу «Окружающий мир», в Стандарте заложен значительный потенциал экологического воспитания [5, с. 3]. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьников. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологическим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того, удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно ценностное отношение к природе, вызвать у них эмоциональные переживания. Обратим внимание, что система воспитания учащихся, влияя на формирование духовно-нравственных качеств и моральных представлений младших школьников, должна основываться на аксиологическом, системно-деятельностном и развивающем подходах [4].
Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных идей. Системно-деятельностный подход основывается на отношении к процессу воспитания как к метадеятельности, интегрирующей различные виды деятельности, в которые включен школьник посредством усвоения моральных норм, нравственных установок, ценностей и идеалов. Развивающий же подход влияет на принципиальное понимание целей педагогической деятельности, а также важности психолого-педагогических факторов для духовно-нравственного развития [3]. Проанализируем содержание этих подходов с точки зрения экологического воспитания.
На сущность процесса воспитания в отечественной истории детской педагогики и психологии существуют две, на первый взгляд, противоположные точки зрения. Например, Л.Н. Толстой положил в основу своих взглядов на природу детей тезис о совершенстве ребенка от рождения. «Здоровый ребенок, – убеждал он, – родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которое мы носим в себе … родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра» [6, с. 322]. Великий русский мыслитель считал осознание смысла жизни системообразующим компонентом духовного развития личности. Для осмысления сущности экологического воспитания несомненную ценность представляет обоснованное им морально-этическое кредо: способность человека различать добро и зло, изменять жизнь и нести ответственность за происходящее в мире. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских детей» Л.Н. Толстой решает вопрос с присущей ему идеалистической позиции.
В.В. Зеньковский, описывая механизм образования морального сознания, подчеркивает, что все начинается с непосредственных оценок и чувств и носит гетерономный характер, т.е. как указывает, «определяется в своем содержании и даже в своей санкции всем тем, что лежит вне личности ребенка – традицией, нравами, авторитетом взрослых. Но дитя не просто делает то, что предписывает ему традиция, авторитет родителей: дитя «усваивает», т.е. делает своим содержание морали, господствующей в жизни. Нужна ли мораль, каково должно быть построение ее, – все эти вопросы совершенно чужды сознанию ребенка, но в то, что он принимает и усваивает, он вносит одушевление и искренность; с помощью чужих идей он в себе выпрямляет и выявляет моральные силы свои» [2, с.164-165]. По мере взросления опыт самостоятельной моральной оценки приобретает для ребенка все большее значение, вытесняя гетерономную мораль.
Если ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, существует в ситуации иерархического подчинения [11], которая существенно ограничивает его выбор действий, то подросток, еще сохраняя материальную зависимость, уже достаточно свободен в выборе морально-нравственной позиции, для него авторитет взрослых (учителя, родителей) не безусловен. В обстоятельствах поведенческой независимости выбор линии правильного экологического поведения зависит от того, усвоил и принял ли ребенок правила экологического поведения.
Поэтому основная проблема воспитания, в том числе и экологического, заключается в повышении требований к самоконтролю за своими действиями, в этом свете формируется новое отношение к окружающей действительности, основанное на поддержании равновесия человека и среды, на коэволюции человека и природы. Аксиологический подход примиряет позицию изначальной гармоничности ребенка с позицией определенной недостаточности (гетерономности) нравственного сознания детей, этот подход в воспитании утверждает ребенка как высшую ценность, способного к усвоению, принятию и внесению в мир нравственных идей.
Следующий, системно-деятельностный подход основывается на отношении к процессу воспитания как к интеграции различных видов деятельности. Под влиянием образования происходит изменение личности в разных сферах. Это, во-первых, мотивационная сфера – возникновение ценностного отношения, и на его основе потребности в бережном отношении к природе. Во-вторых, когнитивно-познавательная сфера – объем и качество специальных экологических знаний, самостоятельность мышления. В-третьих, межличностная сфера – желание совместной деятельности, умение конструктивно обмениваться мыслями и впечатлениями. И, в-четвертых, практическая – стремление к самореализации, социальная активность, желание участвовать в творческой деятельности.
Для формирования экологического поведения важно, чтобы оно формировалось осознанно. Нужны знания о сущности экологии, о необходимости и преимуществах экологически оправданного поведения. При этом крайне важно, чтобы у младшего школьника обязательно возник мотив для приобретения соответствующих знаний и навыков.
Появление мотива влечет за собой появление личностно значимого отношения, формирует чувства. Чувства же влияют на прочность знаний. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. При этом поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм экологического воспитания, приводящий к формированию экологического поведения, как результат суммы знаний и представлений, мотивов и чувств, навыков и привычек. Данный механизм имеет объективный характер. Процесс воспитания и социализации [3, с. 17] должен начинаться с обретения знания о ценности, следующий этап – сознательное ее принятие, затем – движение «от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней». В этом собственно и заключается влияние системно-деятельностного подхода и его связь с развивающим подходом в экологическом воспитании.
Как справедливо отмечают А.Н. Захлебный и Е. Н. Дзятковская, экологическая культура должна быть связана «с изменением психологии взаимодействия человека с окружающим миром его ценностей, миропонимания, мироотношения, поведения» [1, с. 25]. А поэтому развитие экологического мировоззрения учащихся начальной школы, в первую очередь, должно быть направлено на умение осмысленного восприятия информации, ее оценки с морально-нравственной и экологической точки зрения. Для достижения целей личностного развития ценности, которые усваивает ребенок, должны быть понимаемы, принимаемы и применяемы ребенком в практической жизни. Это умение формируется отнюдь не спонтанно, а благодаря работе школы и учителя.
Младший школьник испытывает к учителю большое доверие. Для него слова, поступки, оценки учителя имеют огромное нравственное значение. Кроме влияния учителя на формирование экологического мировоззрения оказывает влияние создание образовательной среды благожелательной для ребенка и всех участников образовательного процесса, то, что мы называем экологией школы [4]. Появление этого понятия отражает современные тенденции понимания экологии в широком смысле слова, как процесса взаимодействия и взаимовлияния не только элементов и явлений окружающей природной среды, но и среды социальной [4; 5]. Очевидно, что задачи решения экологических проблем могут формулироваться только для той социальной среды, где актуальны цели устойчивого развития, а не выживания. Именно подчиненность целям выживания определяет, а иногда и оправдывает варварское сугубо потребительское отношение к природным ресурсам, что абсолютно недопустимо при формировании экологического мировоззрения и экологически оправданного поведения.
Достижение цели формирования эколого-направленных качеств личности, в образовательной среде, ориентированной на задачи устойчивого развития, выходит за рамки деятельности учащихся по уборке мусора. Поставленную цель можно решить только в той образовательной системе, где не просто декларируется необходимость «сотворчества» человека и окружающей среды, но и реализуется передовой опыт подобной природоохранной деятельности (энергосберегающие технологии, альтернативные способы отопления, экологический дизайн пришкольной территории, участки для опытно-экспериментальной работы по рациональному природопользованию, раздельный сбор отходов и др.). Это особенно актуально для городских школ, испытывающих дефицит прямых контактов ребенка и природных объектов.
Экологическое образование как непрерывный процесс формирования личности, направленный на усвоение системы научных знаний и практических навыков, должно стать новым приоритетным направлением работы школы. Развивая экологическое образование, а именно – разрабатывая новое содержание, формы и методы, внедряя современные идеи экологии и природосбережения в школьное обучение, развиваются морально-нравственные качества личности, формируется экологическое мировоззрение, культура экологически оправданного поведения.
Работа по экологическому образованию должна расширять кругозор, быть нацелена на развитие познавательного интереса, исследовательской деятельности, углубления знаний о природе и человеке как ее части. При формировании эколого-ориентированных качеств ребенка особое место традиционно отводится беседе, которая информирует ребенка о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, отношениях с людьми и к своему здоровью. Экологические правила формулируются как запрещения: не ломай, не рви, не разоряй, не кидай и т.п. Такое ограничение свободы действий ребенка важно для развития его нравственного сознания, для признания им добровольного отказа от деятельности в случае, если она может причинить вред другому, что развивает произвольность, самоконтроль, саморегуляцию, ответственность. Этот контент экологического образования требует разработки в педагогике экологической психологии, определяющей свободу поступков в рамках экологической необходимости.
Сравнивая уровень экологического воспитания городских школьников и школьников в селах и деревнях, мы интуитивно отдаем предпочтение вторым. Хотя, вероятно, первые не рвут цветы, а вторые помогают косить траву; первые не ломают ветки, а вторые не видят ничего страшного в рубке деревьев, у первых морская свинка умрет своей смертью, а у вторых поросенок будет блюдом на столе. Однако у одних школьников есть непосредственный каждодневный контакт и взаимодействие с природными объектами, возможность участие в деятельности, которую можно назвать экологически целесообразной, а у других, живущих в промышленных городах, такой возможности часто нет.
Учителю, особенно городских школ, нужно кроме освоения с детьми правил поведения в природе проводить работу по систематизированию знаний о природе и существующих в ней взаимосвязях. К методам, приемам и средствам такой работы можно отнести: создание эколого-развивающей школьной среды; проведение наблюдений; экологические экскурсии; посещение зоопарков; организация уголка живой природы; проведение опытов и экспериментов экологических праздников; коллективное чтение художественных книг и научно-популярных рассказов о природе; оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов; посильное участие в проектах и природоохранных мероприятиях. Таким образом, реализуется деятельностная линия экологического воспитания. Она имеет большое значение в практике экологического образования, так как является самым наглядным проявление отношения учеников к природе. Через деятельность можно увидеть нравственно-этические и ценностные идеалы ребёнка, понять его чувства, мотивы. Выбор форм и методов по формированию основ экологической культуры должен зависеть от особенностей класса, общего развития детей и их интересов.
Экологическое воспитание должно стать одним из главных направлений работы школы, которое обеспечит ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура – культура единства человека и природы, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей человека с существованием и развитием природной среды. Таким образом, нравственное и экологическое воспитание – взаимосвязанные процессы.
Библиографическая ссылка
Курбатова А.С., Ханова Т.Г. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 14.10.2024).