Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT SOCIAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN

Amirova S.M. 1
1 FGBOU IN "Nizhnevartovsk state university"
In the "learning environment" article reveals the essence of the concept. We describe the characteristics of the educational environment, disclosed scientific approaches to defining the essence of the concept of "educational environment", the positive and negative effects of entering into a new cultural environment are described in detail. The article presents the components of the educational environment, describe their specific features. We present levels of functioning of the educational environment. The essence of the approach to the question of the essence of social adaptation of migrants. After analyzing these approaches can be concluded that these approaches are complementary and objectives presented in the individual concepts, are regarded as a vector of activity of the formation at various stages of the integration of migrant children. According to the author, the educational environment includes not only the conditions necessary for the successful integration of migrant children into the society, but also as a means of entering the adaptive exposure. With a view to the successful adaptation of migrant children need to create conditions for the active cooperation of the educational process, educational environment, constant adjustment of content, forms and methods of teaching those courses in which concluded sotsikulturnoy opportunities for adaptation of migrant children.
educational environment
migrant children
conversational approach
multicultural education
sotsalno-psychological approach
akkulturatsionny approach bicultural education

Модернизация российского образования – одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого – создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях: дошкольного, начального и общего, профессионального образования [11].

Так, изучение образовательной среды, которая окружает человека, имеет важное значение, поскольку это окружение выступает как одно из условий, определяющих его образование и развитие.

Образовательная среда в настоящее время приобретает всё большее значение в адаптации детей-мигрантов. В ней протекают различные взаимодействия, в процессе которых происходит освоение и воспроизведение опыта субъекта с позиции самоопределения, творчества и рефлексии. В образовательной среде дети-мигранты удовлетворяют основные потребности личности, осмысливают своё предназначение, воспринимают образование как индивидуально-значимую ценность, овладевают эффективными способами взаимодействия с другими людьми.

Одной из характерных черт образовательной среды, на сегодняшний день, является ее полиэтничность. По мнению Дж. Берри, в процессе культурной адаптации под влиянием полиэтничности социальной среды существует четыре типа этнической идентичности:

  • моноэтническая идентичность, которая совпадает с официальной этнической идентичностью;
  • моноэтническая идентичность с чужими этническими группами, возможная только в тех случаях, когда в полиэтнической среде чужая этническая группа воспринимается ими как имеющая более высокий социальный статус;
  • биэтническая идентичность, подразумевает в себе разные уровни идентификации с двумя группами;
  • маргинальная этническая идентичность, в которой два индивида в балансе между двумя культурами.

С точки зрения Т.Г. Стефаненко, для человека более благоприятна биэтническая идентичность, в связи с тем, что при ней органично сочетаются разные ракурсы восприятия культуры, она позволяет овладевать элементами культуры без ущерба для ценностей собственных [9].

В процессе адаптации к новым социальным условиям и вхождения в новую среду можно столкнуться как с позитивными, так и с негативными явлениями.

Опираясь на работы В.Н. Гурова, С.В. Стефаненко, С.В. Степанова, можно выделить следующие негативные явления: чувство общей тревожности, раздражительности, ностальгия и депрессия, утрата друзей и статуса, сумбур в ценностных ориентациях, этнокультурной идентичности, неуверенность в себе, наличие чувства дискомфорта.

К позитивным явлениям вхождения в новую культурную среду и адаптации к новым социальным реалиям можно отнести: наличие новых ценностей и модели поведения, объективная оценка к проблемам и их преодоление, высокий уровень межкультурного и межэтнического общения, формирование национального самосознания, толерантных отношений.

Одним из факторов межэтнической интеграции выступает российская система образования, которая является основным носителем идей о человеке, обществе, мире, основной формой существования систем ценностей. Культуру и образование во всем многообразии их форм и проявлений следует рассматривать в качестве предпосылок, определяющих всю дальнейшую динамику развития, отсюда и осознание необходимости рассмотрения образования как компонента культуры [6].

Для успешной социальной адаптации в полиэтнической среде необходимо достижение эффективного межэтнического взаимодействия и взаимопонимания. Основная трудность, препятствующая успешному взаимодействию – восприятие других культур через призму своей. Поскольку человек может субъективно воспринимать и оценивать другого человека в контексте своей культуры.

Решение данных проблем напрямую связано со сферой образования, так как она является неотъемлемой частью социальной среды. В настоящее время к отличительным особенностям образовательных организаций относят: наличие многонационального состава учащихся, присутствие почти в каждом классе детей-мигрантов и т.д. Вследствие этого образовательная среда должна способствовать тому, чтобы обучающиеся, с одной стороны, могли осознавать свои корни, то есть определение места в жизни, и, с другой стороны, прививать им уважение к другим культурам.

По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13].

Г.Ю. Беляев под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [3].

По мнению С.В. Тарасова, психолого-педагогические условия, в которых с индивидом происходит становление личности, организуются осознанно и целенаправленно [10].

В.И. Слободчиков отмечает, что еще к одной характерной черте образовательной среды можно отнести взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса [8].

По мнению Т.А. Осиповой, данный феномен можно охарактеризовать следующими показателями: насыщенность и структурированность [7].

Образовательную среду сквозь призму культурных ценностей рассматривает Е.А. Бауэр [2].

Некоторые ученые к важным характеристикам образовательной среды относят интегративность (обеспечение целостности и эффективности процесса развития личности) и вариативность (поиск разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучающихся и реализация их способностей).

В нашем исследовании нам ближе сущность понятия «образовательная среда», данного В.А. Ясвином, определяем ее как совокупность условий, создающих возможности для раскрытия способностей обучающихся, формирующих у обучающихся активную позицию в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.

Важнейшая функция образовательной среды – обеспечение взаимопонимания, а также эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Для эффективного взаимодействия необходимо создать условия для постижения обучающимися культурных ценностей своего народа, а также для формирования опыта позитивного этнического взаимодействия. Образовательная среда помогает становлению этнической идентификации детей-мигрантов, однако может и препятствовать их культурной изоляции. В связи с этим образовательная среда должна обеспечить подготовку детей-мигрантов к пониманию другой культуры и принятии этнокультурного разнообразия.

С точки зрения В.Н. Гурова, в образовательной среде можно выделить два компонента: социальный и материальный [4]. К социальному климату относят: обучающихся с их способностями и интересами; общий климат и стратегии развития образовательной организации и т.д. К материальному компоненту: инфраструктуру учреждения, оборудование, учебные пособия, материалы и все то, что направлено на развитие познавательных потребностей обучающихся.

В рамках данной классификации можно выделить специфику компонентов образовательной среды в контексте социальной адаптации детей-мигрантов.

Социальный компонент в рассматриваемом контексте предусматривает:

  • учет национальных особенностей в учебно-воспитательном процессе и межэтнических отношений в многонациональном коллективе;
  • проведение цикла мероприятий, направленных на принятие и уважение самобытности различных культур;
  • организация коммуникативных практик, направленных на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия, в том числе языковых барьеров;
  • пресечение случаев дискриминации по этническому признаку;
  • создание для детей-мигрантов условий для равных возможностей участия в активе класса, образовательной организации;
  • создание благоприятной атмосферы в коллективе, сплоченности, согласия и сотрудничества;
  • создание условий для личностного развития детей-мигрантов.

Специфика материального компонента состоит в следующем:

  • создание в образовательной организации этнографических музеев, уголков, выставок, посвященных быту и культуре разных народов;
  • функционирование клубов, секций, кружков дружбы народов;
  • наличие и своевременное пополнение в библиотеке информационно-познавательного материала этнокультурной направленности.

Для образовательной среды характерно два уровня функционирования: социокультурный и ситуативный [1]. На ситуационном уровне раскрываются различные способы влияния среды на обучающихся. В зарубежных исследованиях воздействие среды обозначают понятием «скрытое учебное содержание» [14]. Скрытое содержание включает в себя практики результатов обучения, которые явно не обозначены в учебных программах, но являются важной частью образовательного опыта. В связи с этим в процессе педагогического проектирования необходимо ориентироваться не только на личностный опыт, приобретенный детьми-мигрантами в образовательных организациях, а также на опыт, поставляемый образовательной средой, среда должна носить развивающий характер.

Таким образом, образовательная среда включает в себя не только условия, необходимые для успешной интеграции детей-мигрантов в социум, но также вступает как средство адаптивного воздействия. С целью успешной адаптации детей-мигрантов необходимо создать условия для активного взаимодействия учебно-воспитательного процесса с образовательной средой, постоянной корректировки содержания, форм и методов преподавания тех курсов, в рамках которых заключены возможности для социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Весомый вклад в изучение роли образовательной среды и адаптацию мигрантов внесли ученые, работающие в рамках концепции диалога культур. Тему диалога рассматривали в своих работах К. Ясперс, М. Бубер, М. Бахтин.

В рамках диалогового подхода образовательное пространство рассматривается как «совокупность определенным образом связанных между собой факторов, условий, которые могут оказывать влияние на человека, как единство действий всех субъектов образовательного процесса всех связанных с образованием общественных сфер, как организационная педагогическая сфера, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности» [5].

При диалоговом подходе возникла концепция поликультурного образования как «современной тенденции мирового образовательного процесса, утверждающего идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей» [12].

В рамках данного подхода также сформировалась деятельностная концепция, суть которой заключается в том, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности (Е.Ф. Сорокин, Ю.А. Тарасов и другие).

К диалоговому подходу относят и концепцию мультикультурного образования, основная цель которой заключается в развитии способности в межкультурной коммуникации, формировании представления о происходящих разносторонних культурных обменных процессах, многоуровневой структуре каждой культуры.

В настоящее время большей популярностью пользуется социально-психологический подход. В рамках данного подхода выделяют две концепции: концепция культурных различий и концепция социального обучения. В концепции культурных различий (С. Гантанидес, А. Мемми, Б. Хакл) формируются следующие цели в адаптации детей-мигрантов:

  1. Развитие толерантного отношения к иному образу жизни, поведению, основанное на понимании и принятии различий в культурном облике человека.
  2. Понимание культурных различий, которые влияют на эмоциональную сферу человека и становятся источником переживаний.
  3. Развитие умения оценивать систему ценностей и норм по степени их историко-конкретной важности для определенных видов деятельности.
  4. Интегрирование элементов других культур в систему собственных ценностей.

Основной целью концепции социального обучения является развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты. В работах Р. Шмитта сформулированы следующие принципы социального воспитания:

  1. Избегание нормативных различий. Важно осторожно обходиться с чуждостью другой культуры и ее представителей.
  2. «Социальная близость». Необходимо включить в обсуждение актуальные проблемы с целью соотнесения их со своим опытом.

Одним из самых распространенных подходов к вопросу сущности социальной адаптации мигрантов является аккультурационный. В русле аккультурационного подхода ученые отмечали, то образование должно ориентироваться на культуру переселенцев. По мнению Боос-Нюнинга, образование включает в себя изучение традиций родной культуры и переработку этих традиций в рамках данной культуры, в связи с противостоянием с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров.

В рамках аккультурационного подхода сформировалась концепция бикультурного воспитания, основной целью которой является усвоение сформировавшихся в семье ценностей и норм поведения на эмоциональном познавательном уровнях, развитие способности выделять и осмысливать критически ценности каждой культуры, формирование своей собственной культурной идентичности.

Проанализировав различные подходы ведущих концептуальных идей по адаптации детей-мигрантов в образовательной среде, можно сделать вывод о том, что данные подходы дополняют друг друга, а цели, представленные в отдельных концепциях, рассматриваются как вектор деятельности процесса образования на различных этапах интеграции детей-мигрантов.

Таким образом, на основе анализа представленных подходов выделить роль образовательной среды в социальной адаптации детей-мигрантов на следующих уровнях:

  • обеспечение освоения образцов мировой культуры, исторического и социального опыта различных стран и народов (когнитивный уровень);
  • формирование предрасположенности детей-мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, развитие толерантного отношения к различным народам, этносам, культурам (ценностно-мотивационный уровень);
  • Стимулирование активного социального взаимодействия с представителями различных культур при сохранении культурной идентичности (поведенческий уровень).