Модернизация российского образования – одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого – создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях: дошкольного, начального и общего, профессионального образования [11].
Так, изучение образовательной среды, которая окружает человека, имеет важное значение, поскольку это окружение выступает как одно из условий, определяющих его образование и развитие.
Образовательная среда в настоящее время приобретает всё большее значение в адаптации детей-мигрантов. В ней протекают различные взаимодействия, в процессе которых происходит освоение и воспроизведение опыта субъекта с позиции самоопределения, творчества и рефлексии. В образовательной среде дети-мигранты удовлетворяют основные потребности личности, осмысливают своё предназначение, воспринимают образование как индивидуально-значимую ценность, овладевают эффективными способами взаимодействия с другими людьми.
Одной из характерных черт образовательной среды, на сегодняшний день, является ее полиэтничность. По мнению Дж. Берри, в процессе культурной адаптации под влиянием полиэтничности социальной среды существует четыре типа этнической идентичности:
- моноэтническая идентичность, которая совпадает с официальной этнической идентичностью;
- моноэтническая идентичность с чужими этническими группами, возможная только в тех случаях, когда в полиэтнической среде чужая этническая группа воспринимается ими как имеющая более высокий социальный статус;
- биэтническая идентичность, подразумевает в себе разные уровни идентификации с двумя группами;
- маргинальная этническая идентичность, в которой два индивида в балансе между двумя культурами.
С точки зрения Т.Г. Стефаненко, для человека более благоприятна биэтническая идентичность, в связи с тем, что при ней органично сочетаются разные ракурсы восприятия культуры, она позволяет овладевать элементами культуры без ущерба для ценностей собственных [9].
В процессе адаптации к новым социальным условиям и вхождения в новую среду можно столкнуться как с позитивными, так и с негативными явлениями.
Опираясь на работы В.Н. Гурова, С.В. Стефаненко, С.В. Степанова, можно выделить следующие негативные явления: чувство общей тревожности, раздражительности, ностальгия и депрессия, утрата друзей и статуса, сумбур в ценностных ориентациях, этнокультурной идентичности, неуверенность в себе, наличие чувства дискомфорта.
К позитивным явлениям вхождения в новую культурную среду и адаптации к новым социальным реалиям можно отнести: наличие новых ценностей и модели поведения, объективная оценка к проблемам и их преодоление, высокий уровень межкультурного и межэтнического общения, формирование национального самосознания, толерантных отношений.
Одним из факторов межэтнической интеграции выступает российская система образования, которая является основным носителем идей о человеке, обществе, мире, основной формой существования систем ценностей. Культуру и образование во всем многообразии их форм и проявлений следует рассматривать в качестве предпосылок, определяющих всю дальнейшую динамику развития, отсюда и осознание необходимости рассмотрения образования как компонента культуры [6].
Для успешной социальной адаптации в полиэтнической среде необходимо достижение эффективного межэтнического взаимодействия и взаимопонимания. Основная трудность, препятствующая успешному взаимодействию – восприятие других культур через призму своей. Поскольку человек может субъективно воспринимать и оценивать другого человека в контексте своей культуры.
Решение данных проблем напрямую связано со сферой образования, так как она является неотъемлемой частью социальной среды. В настоящее время к отличительным особенностям образовательных организаций относят: наличие многонационального состава учащихся, присутствие почти в каждом классе детей-мигрантов и т.д. Вследствие этого образовательная среда должна способствовать тому, чтобы обучающиеся, с одной стороны, могли осознавать свои корни, то есть определение места в жизни, и, с другой стороны, прививать им уважение к другим культурам.
По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13].
Г.Ю. Беляев под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [3].
По мнению С.В. Тарасова, психолого-педагогические условия, в которых с индивидом происходит становление личности, организуются осознанно и целенаправленно [10].
В.И. Слободчиков отмечает, что еще к одной характерной черте образовательной среды можно отнести взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса [8].
По мнению Т.А. Осиповой, данный феномен можно охарактеризовать следующими показателями: насыщенность и структурированность [7].
Образовательную среду сквозь призму культурных ценностей рассматривает Е.А. Бауэр [2].
Некоторые ученые к важным характеристикам образовательной среды относят интегративность (обеспечение целостности и эффективности процесса развития личности) и вариативность (поиск разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучающихся и реализация их способностей).
В нашем исследовании нам ближе сущность понятия «образовательная среда», данного В.А. Ясвином, определяем ее как совокупность условий, создающих возможности для раскрытия способностей обучающихся, формирующих у обучающихся активную позицию в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.
Важнейшая функция образовательной среды – обеспечение взаимопонимания, а также эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Для эффективного взаимодействия необходимо создать условия для постижения обучающимися культурных ценностей своего народа, а также для формирования опыта позитивного этнического взаимодействия. Образовательная среда помогает становлению этнической идентификации детей-мигрантов, однако может и препятствовать их культурной изоляции. В связи с этим образовательная среда должна обеспечить подготовку детей-мигрантов к пониманию другой культуры и принятии этнокультурного разнообразия.
С точки зрения В.Н. Гурова, в образовательной среде можно выделить два компонента: социальный и материальный [4]. К социальному климату относят: обучающихся с их способностями и интересами; общий климат и стратегии развития образовательной организации и т.д. К материальному компоненту: инфраструктуру учреждения, оборудование, учебные пособия, материалы и все то, что направлено на развитие познавательных потребностей обучающихся.
В рамках данной классификации можно выделить специфику компонентов образовательной среды в контексте социальной адаптации детей-мигрантов.
Социальный компонент в рассматриваемом контексте предусматривает:
- учет национальных особенностей в учебно-воспитательном процессе и межэтнических отношений в многонациональном коллективе;
- проведение цикла мероприятий, направленных на принятие и уважение самобытности различных культур;
- организация коммуникативных практик, направленных на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия, в том числе языковых барьеров;
- пресечение случаев дискриминации по этническому признаку;
- создание для детей-мигрантов условий для равных возможностей участия в активе класса, образовательной организации;
- создание благоприятной атмосферы в коллективе, сплоченности, согласия и сотрудничества;
- создание условий для личностного развития детей-мигрантов.
Специфика материального компонента состоит в следующем:
- создание в образовательной организации этнографических музеев, уголков, выставок, посвященных быту и культуре разных народов;
- функционирование клубов, секций, кружков дружбы народов;
- наличие и своевременное пополнение в библиотеке информационно-познавательного материала этнокультурной направленности.
Для образовательной среды характерно два уровня функционирования: социокультурный и ситуативный [1]. На ситуационном уровне раскрываются различные способы влияния среды на обучающихся. В зарубежных исследованиях воздействие среды обозначают понятием «скрытое учебное содержание» [14]. Скрытое содержание включает в себя практики результатов обучения, которые явно не обозначены в учебных программах, но являются важной частью образовательного опыта. В связи с этим в процессе педагогического проектирования необходимо ориентироваться не только на личностный опыт, приобретенный детьми-мигрантами в образовательных организациях, а также на опыт, поставляемый образовательной средой, среда должна носить развивающий характер.
Таким образом, образовательная среда включает в себя не только условия, необходимые для успешной интеграции детей-мигрантов в социум, но также вступает как средство адаптивного воздействия. С целью успешной адаптации детей-мигрантов необходимо создать условия для активного взаимодействия учебно-воспитательного процесса с образовательной средой, постоянной корректировки содержания, форм и методов преподавания тех курсов, в рамках которых заключены возможности для социокультурной адаптации детей-мигрантов.
Весомый вклад в изучение роли образовательной среды и адаптацию мигрантов внесли ученые, работающие в рамках концепции диалога культур. Тему диалога рассматривали в своих работах К. Ясперс, М. Бубер, М. Бахтин.
В рамках диалогового подхода образовательное пространство рассматривается как «совокупность определенным образом связанных между собой факторов, условий, которые могут оказывать влияние на человека, как единство действий всех субъектов образовательного процесса всех связанных с образованием общественных сфер, как организационная педагогическая сфера, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности» [5].
При диалоговом подходе возникла концепция поликультурного образования как «современной тенденции мирового образовательного процесса, утверждающего идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей» [12].
В рамках данного подхода также сформировалась деятельностная концепция, суть которой заключается в том, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности (Е.Ф. Сорокин, Ю.А. Тарасов и другие).
К диалоговому подходу относят и концепцию мультикультурного образования, основная цель которой заключается в развитии способности в межкультурной коммуникации, формировании представления о происходящих разносторонних культурных обменных процессах, многоуровневой структуре каждой культуры.
В настоящее время большей популярностью пользуется социально-психологический подход. В рамках данного подхода выделяют две концепции: концепция культурных различий и концепция социального обучения. В концепции культурных различий (С. Гантанидес, А. Мемми, Б. Хакл) формируются следующие цели в адаптации детей-мигрантов:
- Развитие толерантного отношения к иному образу жизни, поведению, основанное на понимании и принятии различий в культурном облике человека.
- Понимание культурных различий, которые влияют на эмоциональную сферу человека и становятся источником переживаний.
- Развитие умения оценивать систему ценностей и норм по степени их историко-конкретной важности для определенных видов деятельности.
- Интегрирование элементов других культур в систему собственных ценностей.
Основной целью концепции социального обучения является развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты. В работах Р. Шмитта сформулированы следующие принципы социального воспитания:
- Избегание нормативных различий. Важно осторожно обходиться с чуждостью другой культуры и ее представителей.
- «Социальная близость». Необходимо включить в обсуждение актуальные проблемы с целью соотнесения их со своим опытом.
Одним из самых распространенных подходов к вопросу сущности социальной адаптации мигрантов является аккультурационный. В русле аккультурационного подхода ученые отмечали, то образование должно ориентироваться на культуру переселенцев. По мнению Боос-Нюнинга, образование включает в себя изучение традиций родной культуры и переработку этих традиций в рамках данной культуры, в связи с противостоянием с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров.
В рамках аккультурационного подхода сформировалась концепция бикультурного воспитания, основной целью которой является усвоение сформировавшихся в семье ценностей и норм поведения на эмоциональном познавательном уровнях, развитие способности выделять и осмысливать критически ценности каждой культуры, формирование своей собственной культурной идентичности.
Проанализировав различные подходы ведущих концептуальных идей по адаптации детей-мигрантов в образовательной среде, можно сделать вывод о том, что данные подходы дополняют друг друга, а цели, представленные в отдельных концепциях, рассматриваются как вектор деятельности процесса образования на различных этапах интеграции детей-мигрантов.
Таким образом, на основе анализа представленных подходов выделить роль образовательной среды в социальной адаптации детей-мигрантов на следующих уровнях:
- обеспечение освоения образцов мировой культуры, исторического и социального опыта различных стран и народов (когнитивный уровень);
- формирование предрасположенности детей-мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, развитие толерантного отношения к различным народам, этносам, культурам (ценностно-мотивационный уровень);
- Стимулирование активного социального взаимодействия с представителями различных культур при сохранении культурной идентичности (поведенческий уровень).
Библиографическая ссылка
Амирова С.М. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25738 (дата обращения: 06.12.2024).