В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого - педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].
В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность - это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].
Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].
Ведущая медико-социальная проблема века - психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].
Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].
Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].
Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].
Цель исследования
Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).
Результаты исследования и их обсуждение
Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р<0,05). У девушек гипертимность достоверно чаще выявлялась в общеобразовательных классах – 45,5%. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей, может быть, поэтому в компьютерных и спортивных классах их число преобладающее, т.к. профили этих классов способствуют развитию демонстративности характера.
Таблица 1
Распределение подростков по типам акцентуации личности (А. Личко), %
Психотипы |
Юноши |
Девушки |
||||
ОК |
КК |
СК |
ОК |
КК |
СК |
|
Гипертимный |
32,6* |
40,4* |
69,7* |
45,5** |
44,1** |
38,4** |
Циклоидный |
7,7 |
9,1* |
3,9* |
3,3** |
5,5** |
11,7** |
Лабильный |
13,1* |
7,2* |
3,6* |
15,2** |
21,9** |
23,4** |
Интровертированный |
14,8* |
6,3* |
7,7* |
11,9** |
3,3** |
2,5** |
Возбудимый |
9,5* |
12,1* |
3,6* |
5,4** |
8,3** |
15,6** |
Неустойчивый |
11,0* |
16,3* |
7,6* |
15,5** |
6,5** |
0,0** |
Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;
** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05
Субдепрессивные состояния у подростков с циклоидным типом, проявляющиеся снижением настроения, работоспособности и раздражением, установлены у 11,7% девушек-спортсменок и 9,1% юношей, обучающихся в КК, что достоверно больше, чем в двух других классах. Лабильный тип акцентуации личности более характерен для девушек (23,4% и 21,9% соответственно КК и ОК). Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Видимо, именно этот тип характера и способствовал определению подростка в спортивные классы, где наиболее ярко выражаются степени оценки их достижений.
Для подростков обоего пола, обучающихся в ОК (14,8% юношей и 11,9% девушек), характерен интровертированный тип акцентуации личности, главными чертами которого являются замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения. Возбудимый тип акцентуации чаще выявлялся у юношей, обучающихся в КК (12,1%), и девушек-спортсменок (15,6%). Неустойчивый тип со стремлением вырваться из-под опеки родителей, неспособностью занять себя, установлен у юношей, обучающихся в КК (16,3%) и ОК (11,0%), и у девушек из ОК (15,5%), что является достоверным по отношению к двум другим классам. Большая часть подростков всех классов и обоего пола были экстравертами, общительными, открытыми в чувствах, уверенными в себе (табл. 2).
Таблица 2
Распределение подростков по опроснику Айзенка, %
Показатели |
Юноши |
Девушки |
||||
ОК |
КК |
СК |
ОК |
КК |
СК |
|
Экстраверсия |
81,1* |
78,1* |
47,4* |
86,5** |
86,2** |
68,4** |
Интроверсия |
7,9 |
13,5* |
27,4* |
9,2 |
10,3 |
15,9 |
Эмоциональная нестабильность |
3,6* |
25,6* |
37,3* |
49,2** |
45,6** |
55,0** |
Стабильность |
88,6* |
63,8* |
28,0* |
34,7 |
31,9 |
32,5 |
Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;
** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05
Преобладающее количество экстравертов обоего пола установлено в ОК и КК, в спортивных классах – 47,4% юношей и 68,7% девушек (р<0,05). Эмоциональная нестабильность присуща большей части девушек всех исследуемых классов, а также 25,6% юношей из КК и 37,3% спортсменов. Полезная ситуативная тревожность характерна для большей части подростков (табл. 3).
Таблица 3
Распределение подростков по опроснику Спилбергера, %
Показатели |
Юноши |
Девушки |
||||
ОК |
КК |
СК |
ОК |
КК |
СК |
|
Ситуативная тревожность |
||||||
Высокая |
15,9* |
13,7* |
3,9* |
22,7** |
15,6** |
13,4** |
Низкая |
14,3* |
39,6* |
41,5* |
20,6 |
23,8 |
24,2 |
Личностная тревожность |
||||||
Высокая |
23,7* |
19,0* |
3,6 |
39,9** |
34,0** |
57,5** |
Низкая |
10,1* |
26,2* |
33,8* |
5,9** |
5,6** |
22,5** |
Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;
** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05
Высокая ситуативная тревожность, равно как и низкая, встречалась у 1/6 части юношей ОК, 1/5 части девушек ОК и КК. У юношей из КК и спортсменов чаще выявлялась низкая эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (39,6% и 41,5% соответственно), число девушек с низкой ситуативной тревожностью в 1,7 раза превышает число девушек с высокой тревожностью.
Полезная личностная тревожность, как компонент развитой личности, присуща подросткам обоего пола, обучающимся в ОК, КК и юношам-спортсменам. Для спортсменок характерна высокая личностная тревожность, что может указывать на оценку ситуаций обучения в СК как угрожающую их самоуважению, наличие чувства неуверенности в своих силах или связано с особой психологической установкой на достижение спортивного результата. Высокий уровень личностной тревожности установлен и у девушек, обучающихся в ОК и КК, возможно, что старшеклассницы расценивали свои последние годы обучения в школе как угрожающие их самооценке и самоуважению.
Среди школьников нормальную социальную адаптированность проявили юноши КК и СК (63,9% и 62,9% соответственно) и около половины школьниц всех классов (табл. 4). В ОК 48,4% юношей обладали способностями лидера, что качественно отличало их от обучающихся в КК и СК, в то же время 39,3% юношей ОК обладали низкими коммуникативными способностями, что указывало на особенности психологического развития подростков этих классов. Выраженными качествами лидера обладали 39,4% спортсменок. Испытывали затруднения в общении со сверстниками, учителями в ОК и КК 20,9% и 18,3% школьниц соответственно, р>0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.
Таблица 4
Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %
Показатели |
Юноши |
Девушки |
||||
ОК |
КК |
СК |
ОК |
КК |
СК |
|
Социальная адаптированность |
||||||
Низкая (1) |
39,3* |
13,5* |
11,6* |
20,9** |
18,3 |
12,9** |
Высокая (4) |
48,4* |
22,6* |
25,6* |
29,2** |
27,1** |
39,4** |
Нормальная |
12,3* |
63,9* |
62,8* |
49,9 |
54,6 |
47,7 |
Вегетативная устойчивость |
||||||
Высокая (1) |
21,2* |
29,1* |
29,4* |
30,9** |
35,5** |
38,4** |
Низкая (4) |
23,1* |
23,4* |
18,7* |
19,2 |
20,4 |
22,2 |
Нормальная |
55,7* |
47,5* |
51,9* |
49,9** |
44,1 |
39,4** |
Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;
** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05
Неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих (табл. 5) проявили 57,3% юношей и 63,1% девушек, обучающихся в КК, и 44,4% и 37,5% школьниц ОК и СК. Причем если у юношей наиболее нереалистичная оценка была дана своему авторитету у сверстников, умению многое делать своими руками, уверенности в себе, то у девушек некритическое отношение выявлено в отношении характера, внешности и ума.
Таблица 5
Распределение подростков по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан, %
Показатели |
Юноши |
Девушки |
||||
ОК |
КК |
СК |
ОК |
КК |
СК |
|
Уровень притязаний |
||||||
Очень высокий (нереалистичный) |
39,3* |
55,7* |
45,1* |
63,3** |
56,3** |
52,5** |
Высокий (оптимальный) |
48,4* |
42,9* |
22,6* |
36,7** |
41,1** |
40,0** |
Средний (реалистичный) |
12,3* |
1,4* |
32,3* |
0,0** |
2,3** |
7,5** |
Уровень самооценки |
||||||
Очень высокий (нереалистичный) |
26,2* |
57,3* |
29,4* |
44,4** |
63,1** |
37,5** |
Высокий (оптимальный) |
35,5* |
30,5* |
51,2* |
40,5** |
33,4** |
41,7** |
Средний (реалистичный) |
38,3* |
12,2* |
18,7* |
15,1** |
3,5** |
20,8** |
Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;
** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05
Остальные подростки проявили оптимальную или реалистичную самооценку своих способностей. Девушки и юноши всех трех классов переоценивали собственные возможности (63,3, 56,3 и 52,5% девушек и 39,3, 55,7 и 45,1% юношей соответственно ОК, КК, СК). Причем наиболее некритично относились к своим возможностям юноши из КК (55,7%) и девушки из ОК (63,3%). Оптимально оценивали свои способности 48,4% и 42,9% юношей ОК и КК против 22,6% спортсменов (р<0,05), 36,7, 41,1 и 40,0% девушек соответственно ОК, КК и СК, что является важным фактором личностного развития.
Заключение
Большая часть подростков-старшеклассников обоего пола - экстраверты, общительные, открытые в чувствах, уверенные в себе. Преимущественным типом акцентуации личности явился гипертимный. Эмоциональная нестабильность присуща большей части девушек, а для юношей более характерна эмоциональная стабильность. Полезная ситуативная и личностная тревожности выявлены у большей части подростков. Значительной доле юношей свойственна нормальная или высокая социальная адаптированность и вегетативная стабильность; оптимальные и реалистические оценки своих способностей и притязаний. Для девушек характерны высокая социальная активность и низкая вегетативная устойчивость.
Число девушек в общеобразовательных классах с низкой ситуативной тревожностью превысило количество девушек с высокой тревожностью. Все подростки отличались нереалистичными притязаниями, но в гендерном отношении - юноши проявили реалистичную самооценку и переоценку среди сверстников своего авторитета, девушки нереалистичную самооценку и переоценку своей внешности и ума. Подростки часто испытывали затруднения в общении со сверстниками и учителями.
В классах с углубленным изучением компьютерных программ гендерные отличия показали низкую личностную тревожность, социальную адаптированность и высокую вегетативную устойчивость юношей, высокие личностную тревожность, социальную адаптированность и низкую вегетативную устойчивость девушек. Видимо, у девушек имелось больше факторов, расцениваемых ими как опасные для самооценки, самоуважения.
Подросткам спортивных классов свойственна низкая социальная адаптированность, высокая вегетативная стабильность. Для юношей присуща высокая ситуативная и низкая личностная тревожность, оптимальная самооценка. Для девушек - высокая личностная тревожность, что может указывать на наличие чувства неуверенности в себе или на особую установку при обучении в СК, завышенная самооценка.
Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макро-, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.