Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Зарытовская Н.В. 1 Калмыкова А.С. 1 Федько Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации
Обследовано 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в общеобразовательных (ОК), технологических с углубленным изучением компьютерных программ (КК) и спортивных (СК) классах. Психологическое здоровье оценивалось по опросникам А. Личко, Айзенка, Спилбергера, Гавлиновой, А.М. Прихожан. Полезная ситуативная и личностная тревожности выявлены у большей части подростков. Им свойственна нормальная или высокая социальная адаптированность, вегетативная стабильность, оптимальные и реалистические оценки своих способностей и притязаний. Подростки ОК отличались нереалистичными притязаниями, испытывали затруднения в общении со сверстниками и учителями. В КК гендерные отличия показали низкую личностную тревожность, социальную адаптированность и высокую вегетативную устойчивость юношей, высокие личностную тревожность, социальную адаптированность и низкую вегетативную устойчивость девушек. Юношам СК присуща высокая ситуативная и низкая личностная тревожность, оптимальная самооценка, девушкам - высокая личностная тревожность. Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению в зависимости от профилизации обучения. Необходима разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации подростков.
подростки
психологическое здоровье
профильное обучение
1. Ананьев В.А. Психология здоровья. — СПб. : Речь, 2006. - 384 с.
2. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медико-социального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. – М., 2012. – С. 67-69.
3. Бочарова Е.А. Специальная психология : учебное пособие. – Архангельск, 2009. – 58 с.
4. Гигиеническая оценка особенностей течения процессов социально-психологической и психологической адаптации учащихся 14-17 лет и пути преодоления школьного стресса / И.В. Сергета, О.П. Мостовая, О.Ю. Браткова и др. // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. – М., 2012. – С. 369-371.
5. Зарытовская Н.В. Психическое здоровье школьниц старших классов г. Ставрополя // Материалы ХV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2011. – С. 309.
6. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Хрипунова А.А. Прогностическая модель индивидуального здоровья школьников старшего возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 4. – С. 46-52.
7. Соколова М.С. Оценка школьной тревожности у юношей 15-17-летнего возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Материалы XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2012. – С. 700.
8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. – 2010. - № 5. – С. 3-9.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи.   В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого - педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].

В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность       - это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].

Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].

Ведущая медико-социальная проблема века - психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].

Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].

Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].

Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].

Цель исследования

Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р<0,05). У девушек гипертимность достоверно чаще выявлялась в общеобразовательных классах – 45,5%. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей, может быть, поэтому в компьютерных и спортивных классах их число преобладающее, т.к. профили этих классов способствуют развитию демонстративности характера.

Таблица 1

Распределение подростков по типам акцентуации личности (А. Личко), %

Психотипы

Юноши

Девушки

ОК

КК

СК

ОК

КК

СК

Гипертимный

32,6*

40,4*

69,7*

45,5**

44,1**

38,4**

Циклоидный

7,7

9,1*

3,9*

3,3**

5,5**

11,7**

Лабильный

13,1*

7,2*

3,6*

15,2**

21,9**

23,4**

Интровертированный

14,8*

6,3*

7,7*

11,9**

3,3**

2,5**

Возбудимый

9,5*

12,1*

3,6*

5,4**

8,3**

15,6**

Неустойчивый

11,0*

16,3*

7,6*

15,5**

6,5**

0,0**

Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;      

** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05

Субдепрессивные состояния у подростков с циклоидным типом, проявляющиеся снижением настроения, работоспособности и раздражением, установлены у 11,7% девушек-спортсменок и 9,1% юношей, обучающихся в КК, что достоверно больше, чем в двух других классах. Лабильный тип акцентуации личности более характерен для девушек (23,4% и 21,9% соответственно КК и ОК). Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Видимо, именно этот тип характера и способствовал определению подростка в спортивные классы, где наиболее ярко выражаются степени оценки их достижений.

Для подростков обоего пола, обучающихся в ОК (14,8% юношей и 11,9% девушек), характерен интровертированный тип акцентуации личности, главными чертами которого являются замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения. Возбудимый тип акцентуации чаще выявлялся у юношей, обучающихся в КК (12,1%), и девушек-спортсменок (15,6%). Неустойчивый тип со стремлением вырваться из-под опеки родителей, неспособностью занять себя, установлен у юношей, обучающихся в КК (16,3%) и ОК (11,0%), и у девушек из ОК (15,5%), что является достоверным по отношению к двум другим классам. Большая часть подростков всех классов и обоего пола были экстравертами, общительными, открытыми в чувствах, уверенными в себе (табл. 2).

Таблица 2

Распределение подростков по опроснику Айзенка, %

Показатели

Юноши

Девушки

ОК

КК

СК

ОК

КК

СК

Экстраверсия

81,1*

78,1*

47,4*

86,5**

86,2**

68,4**

Интроверсия

7,9

13,5*

27,4*

9,2

10,3

15,9

Эмоциональная нестабильность

3,6*

25,6*

37,3*

49,2**

45,6**

55,0**

Стабильность

88,6*

63,8*

28,0*

34,7

31,9

32,5

Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;  

** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05

Преобладающее количество экстравертов обоего пола установлено в ОК и КК, в спортивных классах – 47,4% юношей и 68,7% девушек (р<0,05). Эмоциональная нестабильность присуща большей части девушек всех исследуемых классов, а также 25,6% юношей из КК и 37,3% спортсменов. Полезная ситуативная тревожность характерна для большей части подростков (табл. 3).

Таблица 3

Распределение подростков по опроснику Спилбергера, %

Показатели

Юноши

Девушки

ОК

КК

СК

ОК

КК

СК

Ситуативная тревожность

Высокая

15,9*

13,7*

3,9*

22,7**

15,6**

13,4**

Низкая

14,3*

39,6*

41,5*

20,6

23,8

24,2

Личностная тревожность

Высокая

23,7*

19,0*

3,6

39,9**

34,0**

57,5**

Низкая

10,1*

26,2*

33,8*

5,9**

5,6**

22,5**

Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;    

** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05

Высокая ситуативная тревожность, равно как и низкая, встречалась у 1/6 части юношей ОК, 1/5 части девушек ОК и КК. У юношей из КК и спортсменов чаще выявлялась низкая эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (39,6% и 41,5% соответственно), число девушек с низкой ситуативной тревожностью в 1,7 раза превышает число девушек с высокой тревожностью.

Полезная личностная тревожность, как компонент развитой личности, присуща подросткам обоего пола, обучающимся в ОК, КК и юношам-спортсменам. Для спортсменок характерна высокая личностная тревожность, что может указывать на оценку ситуаций обучения в СК как угрожающую их самоуважению, наличие чувства неуверенности в своих силах или связано с особой психологической установкой на достижение спортивного результата. Высокий уровень личностной тревожности установлен и у девушек, обучающихся в ОК и КК, возможно, что старшеклассницы расценивали свои последние годы обучения в школе как угрожающие их самооценке и самоуважению.

Среди школьников нормальную социальную адаптированность проявили юноши КК и СК (63,9% и 62,9% соответственно) и около половины школьниц всех классов (табл. 4). В ОК 48,4% юношей обладали способностями лидера, что качественно отличало их от обучающихся в КК и СК, в то же время 39,3% юношей ОК обладали низкими коммуникативными способностями, что указывало на особенности психологического развития подростков этих классов. Выраженными качествами лидера обладали 39,4% спортсменок. Испытывали затруднения в общении со сверстниками, учителями в ОК и КК 20,9% и 18,3% школьниц соответственно, р>0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.

Таблица 4

Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %

Показатели

Юноши

Девушки

ОК

КК

СК

ОК

КК

СК

Социальная адаптированность

Низкая (1)

39,3*

13,5*

11,6*

20,9**

18,3

12,9**

Высокая (4)

48,4*

22,6*

25,6*

29,2**

27,1**

39,4**

Нормальная

12,3*

63,9*

62,8*

49,9

54,6

47,7

Вегетативная устойчивость

Высокая (1)

21,2*

29,1*

29,4*

30,9**

35,5**

38,4**

Низкая (4)

23,1*

23,4*

18,7*

19,2

20,4

22,2

Нормальная

55,7*

47,5*

51,9*

49,9**

44,1

39,4**

Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;          

** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05

Неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих (табл. 5) проявили 57,3% юношей и 63,1% девушек, обучающихся в КК, и 44,4% и 37,5% школьниц ОК и СК. Причем если у юношей наиболее нереалистичная оценка была дана своему авторитету у сверстников, умению многое делать своими руками, уверенности в себе, то у девушек некритическое отношение выявлено в отношении характера, внешности и ума.

Таблица 5

Распределение подростков по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан, %

Показатели

Юноши

Девушки

ОК

КК

СК

ОК

КК

СК

Уровень притязаний

Очень высокий (нереалистичный)

39,3*

55,7*

45,1*

63,3**

56,3**

52,5**

Высокий (оптимальный)

48,4*

42,9*

22,6*

36,7**

41,1**

40,0**

Средний (реалистичный)

12,3*

1,4*

32,3*

0,0**

2,3**

7,5**

Уровень самооценки

Очень высокий (нереалистичный)

26,2*

57,3*

29,4*

44,4**

63,1**

37,5**

Высокий (оптимальный)

35,5*

30,5*

51,2*

40,5**

33,4**

41,7**

Средний (реалистичный)

38,3*

12,2*

18,7*

15,1**

3,5**

20,8**

Примечания: * - достоверные различия внутри классов у юношей, р<0,05;      

** - достоверные различия внутри классов у девушек, р<0,05

Остальные подростки проявили оптимальную или реалистичную самооценку своих способностей. Девушки и юноши всех трех классов переоценивали собственные возможности (63,3, 56,3 и 52,5% девушек и 39,3, 55,7 и 45,1% юношей соответственно ОК, КК, СК). Причем наиболее некритично относились к своим возможностям юноши из КК (55,7%) и девушки из ОК (63,3%). Оптимально оценивали свои способности 48,4% и 42,9% юношей ОК и КК против 22,6% спортсменов (р<0,05), 36,7, 41,1 и 40,0% девушек соответственно ОК, КК и СК, что является важным фактором личностного развития.

Заключение

Большая часть подростков-старшеклассников обоего пола - экстраверты, общительные, открытые в чувствах, уверенные в себе. Преимущественным типом акцентуации личности явился гипертимный. Эмоциональная нестабильность присуща большей части девушек, а для юношей более характерна эмоциональная стабильность. Полезная ситуативная и личностная тревожности выявлены у большей части подростков. Значительной доле юношей свойственна нормальная или высокая социальная адаптированность и вегетативная стабильность; оптимальные и реалистические оценки своих способностей и притязаний. Для девушек характерны высокая социальная активность и низкая вегетативная устойчивость.

Число девушек в общеобразовательных классах с низкой ситуативной тревожностью превысило количество девушек с высокой тревожностью. Все подростки отличались нереалистичными притязаниями, но в гендерном отношении - юноши проявили реалистичную самооценку и переоценку среди сверстников своего авторитета, девушки нереалистичную самооценку и переоценку своей внешности и ума. Подростки часто испытывали затруднения в общении со сверстниками и учителями.

В классах с углубленным изучением компьютерных программ гендерные отличия показали низкую личностную тревожность, социальную адаптированность и высокую вегетативную устойчивость юношей, высокие личностную тревожность, социальную адаптированность и низкую вегетативную устойчивость девушек. Видимо, у девушек имелось больше факторов, расцениваемых ими как опасные для самооценки, самоуважения.

Подросткам спортивных классов свойственна низкая социальная адаптированность, высокая вегетативная стабильность. Для юношей присуща высокая ситуативная и низкая личностная тревожность, оптимальная самооценка. Для девушек - высокая личностная тревожность, что может указывать на наличие чувства неуверенности в себе или на особую установку при обучении в СК, завышенная самооценка.

Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макро-, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.


Библиографическая ссылка

Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25665 (дата обращения: 24.02.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074