Стремительное развитие информационных технологий в части совершенствования процессов жизненного цикла автоматизированных систем (создание, внедрение, сопровождение) все больше определяет функционирование любого предприятия в целом и повышает значимость формирования требуемых компетенций у выпускника университета: общекультурных; общепрофессиональных и профессиональных, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Именно профессиональные компетенции определяют степень готовности IТ-специалиста по информационным системам выполнять те или иные виды трудовой деятельности, определенные профессиональным стандартом, разработанным в 2014 г. по инициативе Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и представляющим с позиций работодателя набор профессиональных характеристик, на которые должны ориентироваться вузы при подготовке специалистов в указанной области [1, 2].
В настоящее время при организации образовательного процесса смоделирована, построена и успешно работает цепочка: «компетенция – дисциплина – компетенция – дисциплина», с одной стороны, а с другой — используются разнообразные интерактивные формы, методы и средства для проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов (метод CASEов, проектный метод, круглые столы, квазипрофессиональные задачи и др.) [3].
Обозначенные стороны образовательного процесса направлены на формирование той или иной компетенции у студента университета в рамках образовательной программы и реализуются в целом ряде дисциплин, предполагая их тесную взаимосвязь на основе преемственности: в учебном плане, в принципах постановки проектных задач, в различного рода практико-ориентированных занятиях, включая лабораторные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т.п. Преемственность дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций, выступая одним из значимых факторов повышения эффективности как самого процесса формирования компетенций, так и образовательного процесса в целом [10]. При этом студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов, особенно специальных, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности. Актуальность проблемы преемственности в построении учебных дисциплин образовательной программы для эффективного формирования компетенций IТ-специалиста вообще и в области информационных систем (ИС) в частности обусловлена:
1) возрастанием потребности инновационной экономики страны, социальной сферы, государственного управления в квалифицированных IТ-кадрах;
2) определением четких требований работодателей от государственных и частных структур к уровню готовности IТ-специалиста по информационным системам выполнять те или иные виды трудовой деятельности, отраженные в профессиональном стандарте;
3) повышением значимости участия работодателей в образовательном процессе для профессионального становления бакалавров и магистров;
4) необходимостью межпредметной координации в рамках образовательной программы [4, 5].
Современные социально-экономические условия требуют от вузов поиска новых способов и инструментов повышения эффективности работы образовательной организации (ОО). Профессиональное развитие бакалавров и магистров становится значимым фактором, так как повышение качества образования, с одной стороны, и конкурентоспособности выпускников российских образовательных организаций для новой «экономики знаний», с другой — становятся приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Потребность общества в опережающей направленности подготовки IТ-специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации всех сфер общества, сталкивается с недостаточной готовностью вузов к практической реализации данной функции. Следует констатировать, что социально-экономический заказ на подготовку IТ-специалистов, в том числе в области информационных систем, не может быть выполнен из-за недостаточного уровня их профессиональной компетентности [9].
Таким образом, цель исследования – демонстрация возможной реализации принципа преемственности как фактора повышения эффективности процесса формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем через определение причин, влияющих на решение обозначенной проблемы.
В качестве рабочей гипотезы исследования было определено положение о том, что соблюдение принципа преемственности в построении учебных дисциплин для формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем является значимым фактором эффективности этого процесса и реализуется в большей степени за счет управляющей роли образовательного стандарта и высокой квалификации профессорско-преподавательского состава.
Логика исследования предполагала проведение работ на следующих уровнях: теоретическом, моделирующем и технологическом.
Ключевыми позициями теоретического и моделирующего уровней стали следующие положения.
«Фактор» рассматривается как «возможность» (источник, средство, условие, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели отдельно взятого лица, общества в определенной области). Установлено, что педагогические возможности принципа преемственности в формировании компетенций IТ-специалиста в области информационных систем, степень его влияния на эффективность данного процесса заложены в образовательном стандарте, а результат в виде трудовых функций отражен в профессиональном стандарте. В рамках проводимого ранее исследования экспертами были определены такие факторы эффективности образовательного процесса, как: «Мониторинг (19,1%)», «Образовательные технологии (17,5%)», «ППС, обучающиеся (20,7%)», «Информационно-образовательная среда (ИОС) (15,9%)», а также «Преемственность дисциплин (26,6 %)». Именно последний из перечисленных факторов рассматривается нами в качестве ключевого, поскольку (это показала и экспертная оценка) преемственность в построении дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций по направлению подготовки и одновременно влияет как на сам процесс формирования компетенций, так и на образовательный процесс в целом.
В контексте данного исследования были установлены три основных направления реализации преемственности: через грамотно продуманную последовательность выстраивания в учебном плане (порядка изучения студентами) дисциплин направления подготовки в течение всего образовательного процесса; через содержание учебного материала, а также методы его изучения. При этом выдвигалось положение о том, что если преемственность рассматривается в узком конкретном контексте, в пределах какого-то одного звена (внутри курса, образовательной программы), то она проявляется в виде разного рода связей (межпредметная координация). Если рассматривают преемственность в обучении (содержании, формах, методах), то здесь она проявляется в виде общего дидактического или педагогического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность, осознанность подачи и освоения учебного материала.
Были также уточнены характерные признаки преемственности как дидактического принципа: 1) поступательность (последовательность) и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на одном образовательном уровне в рамках образовательной программы (ОП); 2) поступательность и согласованность обучения на различных образовательных уровнях, что позволяет сохранить полноту сформированных профессиональных компетенций как результат предыдущего уровня образования и обеспечить возможность их дальнейшего развития.
В результате моделирующего этапа исследования была построена диаграмма причинно-следственных связей, цель которой определялась как «Преемственность в построении дисциплин».
Получены следующие результаты экспертной оценки. Для регулирования управляющих воздействий на преемственность в построении дисциплин с целью повышения эффективности процесса формирования компетенций IТ-специалиста в области информационных систем необходимо руководствоваться образовательным стандартом (28,12%), опираться на квалифицированный профессорско-преподавательский состав и достойный уровень подготовки обучающихся (20,31%), учитывать прописанные в профессиональном стандарте трудовые функции (18,75%), реализовывать межпредметную координацию (17,19%) с использованием информационно-образовательной среды (15,63%) [18].
Результаты технологического уровня исследования позволили продемонстрировать трансформацию нескольких профессиональных компетенций (ПК) будущего IТ-специалиста в области ИС по дисциплинам, изучаемым в ходе его подготовки в вузе.
Анализ профессионального стандарта специалиста по ИС и образовательного стандарта по направлению подготовки «Прикладная информатика» показал, что основная цель вида профессиональной деятельности, определенная в профессиональном стандарте, и область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата, представленная в образовательном стандарте, практически идентичны, а именно: выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем. Этот факт только подтверждает тенденцию к сближению вузов и работодателей в части формирования единых требований, которые выливаются в перечень трудовых функций профессионального стандарта и набор профессиональных компетенций образовательного стандарта соответственно [6, 7, 8, 11].
Таким образом, учебный план по образовательной программе «Прикладная информатика» разработан с учетом такой последовательности дисциплин, которая позволит полностью сформировать соответствующие компетенции по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.
Примером успешной реализации цепочки «компетенция – дисциплина – компетенция – дисциплина» является «протягивание» профессиональных компетенций через различные дисциплины. Для наглядности были выбраны три компетенции из различных видов деятельности: проектной, производственно-технологической и аналитической, определенные образовательным стандартом (рис. 1). Авторы ставили своей целью продемонстрировать последовательность формирования способностей выпускника:
- проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);
- осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения ИС (ПК-13);
- анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации ИС (ПК-22).
Рис. 1. Формирование профессиональных компетенций в дисциплинах образовательной программы
Важно, что формирование обозначенных компетенций должно осуществляться в рамках различных дисциплин в течение всего периода обучения, начиная с вводных курсов и заканчивая специальными дисциплинами.
Развитие работ на технологическом уровне требовало от авторов ответа на вопрос: «Каким образом возможно методически реализовать принцип преемственности на структурном и содержательном уровнях образовательного процесса?» Для этого были смоделированы структура и содержание «идеального» учебного плана по направлению «Прикладная информатика» для формирования соответствующих компетенций по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.
Остается открытым вопрос развития содержания компетенций от дисциплины к дисциплине, от одного уровня подготовки к другому [12, 13].
Организация и проведение педагогического эксперимента позволят использовать алгоритм создания «идеального» учебного плана и устанавливать содержательную преемственность дисциплин, тем самым повышая уровень профессионального развития бакалавров прикладной информатики.
В этом ключе предполагаются поиск и реализация механизмов решения следующих перспективных направлений: поддержка высокой учебной мотивации студентов, поощрение их активности и самостоятельности; расширение возможностей обучения и самообучения; отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, достигнутого им в процессе получения образования; оценка его образовательных достижений. Это возможно за счет разработки специализированного информационного обеспечения образовательной среды, включающего электронное портфолио преподавателя и студента, электронные учебно-методические комплексы с использованием дистанционных образовательных технологий [6, 7, 12].